зима
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
обобщить и систематизировать знания детей о живой и неживой природе зимой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zima_s_prezint.docx | 517.99 КБ |
zima_s_prezint.docx | 415.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Зимушка-зима»
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о живой и неживой природе зимой.
Задачи:
1.Образовательные:
• Расширять представления о зимних природных явлениях (образование снега);
• Закрепить явления неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели.);
• Уточнять знания об образе жизни диких животных зимой.
Расширять представления о разнообразии зимующих птиц и способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни.
2.Развивающие:
• развивать познавательные способности детей;
• развивать эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявление красоты зимней природы в окружающем мире;
3.Воспитательные:
• Воспитывать интерес к животному миру.
• Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.
Методические приемы:
1. Наглядные (слайд-презентация).
2. Словесные (объяснение, вопрос).
3. Практические (игровые упражнения, опыт, игры)
Виды деятельности:
1. Игровая;
2. Коммуникативная;
3. Двигательная;
Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций о зиме, зимних явлениях, чтение стихов и пословиц, наблюдение за погодой на прогулках.
Материалы и оборудование: экран, компьютер, презентация.
Ход ООБ:
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам
Пусть каждый становиться добрым, доверчивым
Пусть доброе утро продлиться до вечера!
Воспитатель: Ребята, кто из вас любит путешествовать? Ответы детей.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в гости. А к кому мы отправимся в гости узнаем после того, как отгадаем зашифрованное слово, а помогут нам картинки, где первая буква слова и есть буква зашифрованного слова (слайд 1-4)
|
|
|
|
(ЗИМА)
(айсберг)
А чтобы нам было веселее идти в гости, мы с вами будем выполнять задания, играть. Ну что вы готовы?. И для начала нам надо закрыть глаза и произнести слова.
Раз, два, три, четыре, пять.
Все, кто хочет погулять,
Оглянитесь, повернитесь,
В зимнем царстве очутитесь! (Слайд 5 -9 зимний пейзаж)
Воспитатель: Но куда же нам идти, кто знает, давайте посмотрим вокруг может быть мы найдем то, что нам подскажет и направит нас к Зимушке-зиме.
Следы животных на снегу
Первый след(слайд10)
задание: Какие признаки зимы вы знаете? (Слайд 11-15 метель, снегопад, мороз, узоры на окошке, сугробы и т. д.)
Игра «Без чего не бывает зимы?»
Воспитатель: Подумайте, без чего ещё не бывает зимы?
Я начну предложения, а вы закончите
Зимы не бывает без……
(без снега, без мороза, без сугробов, без катания на санках, на коньках, на лыжах, без метели, без гололёда, без Нового года, без веселья, без игры в снежки, без подарков, без холода, без горки…)
Воспитатель: Совершенно верно.
Воспитатель: Но чтобы Зимушка-зима нас дальше пустила в снежные владения, надо вспомнить зимние месяцы.
Игровое упражнение «Угадай месяц».
Я буду называть месяцы всех времен года, а вы громко хлопните в ладоши, когда услышите зимний месяц, когда она в гостях у матушки Природы.
Справочный материал: Декабрь-первый зимний месяц. Летят с неба лёгкие белые снежинки и украшают землю пушистым белым ковром. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, только ель и сосна остаются по-прежнему зелёными. Сквозь низкие серые облака редко поглядывает солнце, поэтому и называют декабрь в народе «хмурень»- хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные. По ночам в декабре трещит мороз - строит ледяные мосты на водоёмах. 22 декабря - самый короткий день в году. После 22 декабря день начинает понемногу прибавляться.
Январь-второй месяц зимы. Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь называют «лютень» или «лютовей». В январе тропинки в лесу белые, льды на реках синие, сугробы высокие, а звёзды ночью яркие. Рисует мороз на стёклах удивительные узоры. «Месяц январь - зимы государь»- так в народе говорят.
Февраль -последний месяц зимы. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль называли «снеговеем», «ветродуем». С давних времен в народе существовало деление ветров на добрые и злые. Так, благоприятный, слабый ветерок называли «святым воздухом», а холодный ветер с севера называли «сиверкой». Когда становилось холодно, так и говорили: «Сиверка подул» В феврале, день становится длиннее, начинает пригревать солнышко, с крыш свисают длинные хрустальные сосульки, иногда звенит первая робкая капель, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают. Люди приметили, что день 2 февраля показывает, какая будет весна. Если в этот день будет солнце, то весна будет тёплой. Если же день пасмурный, готовься к поздним заморозкам. Вот такая примета.
Воспитатель: Молодцы, что вы вспомнили названия зимних месяцев, каких?
Посмотрите еще след. А что за животное оставляет такой след? (слайд 16-17)
Ответы детей. (след лисицы)
Воспитатель: И она нам оставила послание в виде загадок.
1. Невидимкой, осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне…(мороз).
2. В белом бархате деревья –
И заборы и деревья.
А как ветер нападет,
Этот бархат опадет …(иней).
3. Бел, да не сахар.
Ног нет, а идёт.
На всех садится,
Никого не боится…(снег).
4. Явилась вслед за осенью
Я по календарю.
Я самый лучший праздник вам
На радость подарю!
А землю белым снегом я
Укутала сама.
Ребята, отгадайте-ка,
Ну, кто же я? (Зима).
Воспитатель: Молодцы! Совершенно верно. Вы справились с заданием.
Физкультминутка «Зимняя прогулка».
Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),
Там снеговика лепили (махи руками),
А потом с горы катились (волнообразные движения руками),
Веселились и резвились (прыжки).
В Таню кинули снежком (произвольные движения),
В Вову кинули снежком,
В Мишу кинули снежком –
Получился снежный ком!
Холодно гулять зимой (киваем головой)-
Побежим скорей домой (возвращаемся на места)!
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите, а это чьи следы? (слайд 18-19 следы волка)
Воспитатель: И следы волка нас привели к Зимушки-Зиме.А вот и сама красавица зима! Она приглашает нас отправиться в путешествие по чудесному зимнему лесу. Посмотрите, какая красота! (Слайд 20-24)
Воспитатель: Кажется, непогода разыгралась. Какие звуки вы слышите в зимнем лесу? (звуки ветра, метели, хруста снега под ногами)
Ответы детей.
Воспитатель: А вы знаете, почему снег хрустит под ногами?
(Ответы детей). Тогда я приглашаю вас в свою лабораторию «Снеговичок».
Опыт “Почему снег хрустит?”
Воспитатель: Возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку.
Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз).
Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.
Вывод: Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.
Воспитатель: Снежинки образуются из мелких ледяных кристалликов в облаках. Внутри облака ледяные кристаллики растут за счет перехода пара в твердые кристаллы льда. Во время очень сильных морозов ледяные кристаллики выпадают на землю в виде "сверкающей алмазной пыли». И на земле образуется слой очень пушистого снега, состоящего из тоненьких ледяных иголочек. (Слайд 25)
Воспитатель: Рассмотрите внимательно снежинки и скажите, что общего у всех снежинок? А бывают ли одинаковые снежинки? (Слайд 26,27)
Воспитатель: А какая погода может быть зимой?
игра «Какая погода может быть зимой?»
Предлагаю вариант (если дети затрудняются): Если на улице идёт снег, то погода…
Снег – (снежная);
Мороз – (морозная);
Ветер – (ветреная);
Стужа – (студёная);
Холод – (холодная).
Игра «Что наделала зима?»
1. Зима пришла с морозами и всё…- (заморозила).
2. Метель мела и все тропинки…– (замела).
1. Река покрылась льдом и всё (заледенела).
2. Зима позвала и вьюгу и всё (завьюжила).
Воспитатель: В поле, в лесу расстелила зима по земле белый ковер и спрятала от морозов зверей. А как зимуют лесные жители, как живут звери зимой? (Слайд 28-36)
Дети: Некоторые животные зимой спят. Это медведь, еж, барсук, бурундук. Другие животные заняты зимой добычей корма? (заяц, лиса, волк, кабан) (слайд 37-40)
Воспитатель: У нас зимуют не только звери, но и птицы. Каких зимующих птиц вы знаете? ( слайд 41-43) Так как зимой кругом лежит снег птицам очень сложно найти себе корм. Как можно помочь птицам?
Ответы детей
Воспитатель: Ну, вот и заканчивается наш поход в гости к Зимушке-Зиме. И она предлагает вам на память о таком замечательном путешествии нарисовать зимнюю снежинку солью.
(Детям объясняется порядок выполнения работы: клеем аккуратно обвести контур рисунка, нанесённый на лист картона педагогом, густо посыпать солью, затем лишнюю соль стряхнуть в миску. Зимний рисунок, готов)
Воспитатель: Все сделали? Ребята кому было понятно и интересно занятие поднимите перед собой лежащую снежинку, а у кого были затруднения не поднимают снежинку.
Литература
https://www.google.com.картинки медведя в берлоге, заяц зимой, антарктида-айсберг, зимние игры детей, следы животных
https://noisefx.ruзвуки вьюги, метили, ветра, скрипа снега под ногами
https://urok.1sept.ru/articles/671397
https://www.google.com/картинки следа зимой зайца, лисицы, волка
Предварительный просмотр:
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Зимушка-зима»
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о живой и неживой природе зимой.
Задачи:
1.Образовательные:
• Расширять представления о зимних природных явлениях (образование снега);
• Закрепить явления неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели.);
• Уточнять знания об образе жизни диких животных зимой.
2.Развивающие:
• развивать познавательные способности детей;
• развивать эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявление красоты зимней природы в окружающем мире;
3.Воспитательные:
• Воспитывать интерес к животному миру.
Методические приемы:
1. Наглядные (слайд-презентация).
2. Словесные (объяснение, вопрос).
3. Практические (игровые упражнения, опыт, игры)
Виды деятельности:
1. Игровая;
2. Коммуникативная;
3. Двигательная;
Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций о зиме, зимних явлениях, чтение стихов и пословиц, наблюдение за погодой на прогулках.
Материалы и оборудование: экран, компьютер, презентация.
Ход ООБ:
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам
Пусть каждый становиться добрым, доверчивым
Пусть доброе утро продлиться до вечера!
Воспитатель: Ребята, кто из вас любит путешествовать? Ответы детей.
И сегодня нас в гости пригласила сама госпожа Зимушка-Зима. Но вот задача как же нам к ней придти, мы ведь дороги не знаем, давайте посмотрим вокруг может быть мы найдем то, что нам подскажет и направит нас к Зимушке-Зиме.
Следы животных на снегу (разложены на ковре в группе)
А чьи это следы? (ответы детей)
А что вы знаете о зайце?
Ответы детей
Воспитатель: И зайчик предлагает вам поиграть. Готовы?
Игра «Без чего не бывает зимы?»
Воспитатель: Подумайте, без чего не бывает зимы?
Я начну предложения, а вы закончите
Зимы не бывает без……
(без снега, без мороза, без сугробов, без катания на санках, на коньках, на лыжах, без метели, без гололёда, без Нового года, без веселья, без игры в снежки, без подарков, без холода, без горки…)
Воспитатель: Совершенно верно.
Воспитатель: Но чтобы Зимушка-Зима нас дальше пустила в снежные владения, надо вспомнить зимние месяцы.
Игровое упражнение «Угадай месяц».
Я буду называть месяцы всех времен года, а вы громко хлопните в ладоши, когда услышите зимний месяц, когда она в гостях у матушки Природы.
Справочный материал: Декабрь-первый зимний месяц. Сквозь низкие серые облака редко поглядывает солнце, поэтому и называют декабрь в народе «хмурень»- хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные. По ночам в декабре трещит мороз - строит ледяные мосты на водоёмах. 22 декабря - самый короткий день в году. После 22 декабря день начинает понемногу прибавляться.
Январь-второй месяц зимы. В народе январь называют «лютень» или «лютовей». Рисует мороз на стёклах удивительные узоры. «Месяц январь - зимы государь»- так в народе говорят.
Февраль - последний месяц зимы. В старину февраль называли «снеговеем», «ветродуем». С давних времен в народе существовало деление ветров на добрые и злые. Так, благоприятный, слабый ветерок называли «святым воздухом», а холодный ветер с севера называли «сиверкой». Когда становилось холодно, так и говорили: «Сиверка подул» В феврале, день становится длиннее.
Воспитатель: Молодцы, что вы вспомнили названия зимних месяцев, каких?
Воспитатель: А вот еще один след, посмотрите он куда-то нас ведет, пойдем, посмотрим (дети по следу спускаются в музыкальный зал). Ребята, а чей след нас привел сюда? Какое животное оставляет такой след на снегу?
Ответы детей. (след лисицы)
Воспитатель: И она нам оставила послание в виде загадок.
1. Невидимкой, осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне…(мороз).
2. В белом бархате деревья –
И заборы и деревья.
А как ветер нападет,
Этот бархат опадет …(иней).
3. Бел, да не сахар.
Ног нет, а идёт.
На всех садится,
Никого не боится…(снег).
4. Явилась вслед за осенью
Я по календарю.
Я самый лучший праздник вам
На радость подарю!
А землю белым снегом я
Укутала сама.
Ребята, отгадайте-ка,
Ну, кто же я? (Зима).
Воспитатель: Молодцы! Совершенно верно. Вы справились с заданием.
И куда нам теперь нужно идти? Возле елок дети находят следы
Воспитатель: Ой, а это чьи следы?
Воспитатель: И следы волка нас привели к Зимушки-Зиме. А вот и сама красавица зима! Она приглашает нас отправиться в путешествие по чудесному зимнему лесу. Посмотрите, какая красота! (Слайд 2-7)
Воспитатель: В поле, в лесу расстелила зима по земле белый ковер и спрятала от морозов зверей. А как зимуют лесные жители, как живут звери зимой? (Слайд 8-12)
Воспитатель: Кажется, непогода разыгралась. Какие звуки вы слышите в зимнем лесу? (звуки ветра, метели, хруста снега под ногами)
Ответы детей.
Воспитатель: А вы знаете, почему снег хрустит под ногами?
(Ответы детей).
Тогда я приглашаю вас в лабораторию «Снеговичок». (слайд 13)
Но нам надо вспомнить правила поведения в лаборатории (Слайд 14)
Опыт “Почему снег хрустит?”
Воспитатель: Возьмем соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку.
Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз).
Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.
Вывод: Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.
Воспитатель: Снежинки образуются из мелких ледяных кристалликов в облаках. Внутри облака ледяные кристаллики растут за счет перехода пара в твердые кристаллы льда. Во время очень сильных морозов ледяные кристаллики выпадают на землю в виде "сверкающей алмазной пыли». И на земле образуется слой очень пушистого снега, состоящего из тоненьких ледяных иголочек.
Воспитатель: Рассмотрите внимательно снежинки вот они какие красавицы (Слайд 15)
-что общего у всех снежинок?
-А бывают ли одинаковые снежинки? (Слайд 16)
Воспитатель: А вот и сама Зимушка-Зима (слайд 17)
И она предлагает вам на память о таком замечательном путешествии нарисовать зимнюю снежинку цветным песком.
(Детям объясняется порядок выполнения работы: клеем аккуратно обвести контур рисунка, нанесённый на лист картона педагогом, густо посыпать песком, затем лишний песок стряхнуть в миску. Зимний рисунок, готов)
Воспитатель: Пока ребята делают снежинку, подводим итог путешествия
Чем запомнился вам поход в гости к Зимушке-Зимы?
А кому было трудно?
Литература
https://noisefx.ruзвуки вьюги, метили, ветра, скрипа снега под ногами
https://urok.1sept.ru/articles/671397
https://www.google.com/картинки следа зимой зайца, лисицы, волка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям: «Здоровье», «Познание». 3 год обучения. Лексическая тема: «Зима, зимующие птицы» Тема занятия: «Птицы зимой»
Непосредственная образовательная деятельность по формированию количественных предствлений у детей 5-6 лет....
Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....
Конспект занятия для детей 2 младшей группы "Ой, зима, зима, зима, на прогулку нам пора"!
В данном конспекте содержится материал по ознакомлению детей с алгоритмом одевания на прогулку зимой, а также художественно-эстетическая деятельность с детьми: аппликация "Оденем куклу на прогулку"....
Подвижные игры зимой. Стихи о зиме. Загадки о зиме.
Приложение к теме:Зима...
"Ах, зима, зима, зима, веселится детвора!"
Разработка плана проведения оздоровительных каникул как формы пропаганды здорового образа жизни в ДОО....
Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой
Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...
Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" Загадки о зиме.
Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" . Загадки о зиме....