Методическая разработка беседы "Я живу на Ямале"
методическая разработка по окружающему миру

Чумакова Елена Станиславовна

Беседа с детьми старшего возраста о жизни и быте коренных народов Севера - ненцев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_po_ftskm_ya_zhivu_na_yamale.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Олененок»

Методическая разработка

беседы

Тема: «Я живу на Ямале»

группа

«Брусничка»

Выполнила:

педагог

Чумакова Е.С.

Тазовский

2020 г.

Беседа с детьми средней группы.

Тема: «Я живу на Ямале».

Задачи:

  • Формировать у детей  знания о родном крае, народах Севера, их жизни и быте.
  • Познакомить с культурой и традициями Ямала.
  • Способствовать развитию речи, обогащать активный словарь новыми словами; 
  • Воспитывать у детей любовь к своей  малой  родине и уважительное отношение к   народам Севера.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, книг о народах севера, слушание ненецких песен и музыки.

Материал: ноутбук, интерактивная доска, презентация, макет чума, ягушка, малица, музыкальный диск.

Ход беседы:

Дети заходят под ненецкую народную музыку и садятся полукругом.

Вы на карту посмотрите

И Ямал на ней найдите,

Потому что здесь наш дом,

Мы на Севере живем.

И. Истомин

Воспитатель: - Наша страна – самая большая страна в мире. Чтобы пересечь ее из конца в конец, надо лететь на самолете целый день, а на поезде ехать несколько дней! А мы с вами живем на Крайнем Севере. Север – это царство льдов и снегов. Долгие суровые снежные зимы, а лето короткое и не всегда теплое. Кто же является коренным жителем нашего края?

Дети: Коренные жители - ненцы.

Сегодня ребята мы побываем в гостях у ненцев. Посмотрите на этих мужественных людей (воспитатель показывает детям фотографии или иллюстрации). Они живут в очень суровых природных условиях, но ни за что не променяют свою землю на какую-то другую. Потому что Крайний Север – это их родной дом, малая родина, которую они любят всем сердцем. А где живут ненцы?

Дети: Ненцы живут в тундре.

Воспитатель: Правильно, в тундре. Мы с вами живём в домах, а что им служит домом?

Дети: Чум.

Воспитатель: Живут ненцы в чумах. Давайте заглянем в чум, посмотрим из чего он состоит, как собирается и как он обустроен. Чум состоит из множества шестов, связанных между собой, которые ставятся по кругу, а сверху покрываются оленьими шкурами. Такие дома хорошо защищены от ветра и холода, легко собираются и разбираются. Ненцам это нужно для того, чтобы переезжать с места на место. Ведь их основное занятие – оленеводство. Ненцы разводят оленей и кочуют вместе с ними по тундре. Когда в одном месте мох, который едят олени, заканчивается, они переезжают на новое место.

Воспитатель: На пол в чуме кладут доски и оленьи шкуры.

Воспитатель: Чем согревают  чум?

Дети: Железной печкой.

Воспитатель: Правильно  в середину чума ставится железная печь.

Ребята, в чуме живёт одна большая семья, и живущие в чуме поддерживают порядок. Хозяйством занимается женщина (чумработница). Как вы думаете, она что делает?

Дети: Хозяйка варит еду, убирает в чуме, занимается рукоделием, обрабатывает оленьи шкуры, смотрит за детьми.

- Как вы думаете, в тундре холодно?

Дети: Холодно.

Воспитатель:  В тундре зимой постоянно дует ветер, стоят сильные морозы, завывают метели. И чтобы не замёрзнуть, жители тундры шьют себе специальную одежду. Верхняя мужская одежда называется «малица». Малицу шьют из сукна, с тёплой подстёжкой из оленьей шкуры. А женская верхняя одежда называется «ягушка».

Шить одежду и плести бисером - это очень трудная работа. У чумработниц очень устают глаза и кисти рук и спина. Поэтому они стараются много двигаться и мы с вами тоже подвигаемся.

Игра «Ловля оленей».

Воспитатель: У хозяина тоже много работы. Чем занимается хозяин?

Дети: Оленеводством, рыболовством, охотой.

Воспитатель: Олень – главное домашнее животное у ненцев. Он дает им все необходимое для жизни: теплый мех, мясо. Оленей запрягают в упряжку, и они помогают перевозить людям тяжелые грузы. Посмотрите, какой красивый олень! (показывает слайд).

Воспитатель: Вот как много дел у хозяина, а в свободное время он тоже любит мастерить. Он мастерит различные поделки из дерева, нарты, делает игрушки для мальчиков. «Нарты» похожи на русские санки. Их делают из дерева без единого гвоздя и поэтому нарты очень легкие и удобные  в обращении. На нартах катаются круглый год, а на санках только зимой.

А для девочек игрушки делают мамы. Потому, что в тундре нет магазинов. 

Какие  игрушки у девочек? (показ воспитателем куклы). Из чего сделана кукла?

Дети: Голова – утиный нос, а одежда такая же, как и у взрослых.

Подведение итогов:

- Где мы были в гостях?

- Люди, какой национальности живут в тундре?

- Что служит им домом?

- Чем занимаются мужчины и женщины коренной национальности?

Мы так долго задержались, пора возвращаться домой. А когда мы вернемся в группу, нарисуем жилище ненцев.

 (звучит фонограмма)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жизнью на Ямале (методическая разработка)

Ямал – удивительный край с удивительными народами. Северный человек по сути своей духовен. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармон...

Нравственно - патриотическое воспитание: " Мы живем на Ямале"

Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут. В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприяти...

Методическая разработка. Проект "Живые буквы"

Личный опыт работы с детьми дошкольного возраста...

Методическая разработка: "Интегрированное логопедическое занятие с использованием информационно-коммуникационной технологии для детей с общим недоразвитием речи «Сказочное приключение на Ямале».

       Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, то есть культуру. Традиционная культура народов ЯНАО (ханты, селькупы, ненцы) складывалась на протяжении веков. ...

Методическая разработка «Язык живой природы» Творческая работа «Птицы»

Оказывается, наши предки считали, что мир создается птицами. При рождении ребенка чуваши говорили, что к ним прилетела новая птица, так как она считалась символом счастья....

Сценарий Конкурсно - игровой программы «Мы живем в России, мы живем на Ямале!»

Продолжать знакомство с региональным компонентом. Прививать любовь к родному краю....