Методическая разработка. Проект "Живые буквы"
проект по коррекционной педагогике

Личный опыт работы с детьми дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.3. Проектная деятельность как способ организации образовательного процесса в ДОУ

Анализ научно-исследовательской литературы позволяет утверждать, что проектирование представляет собой важную сферу познавательной  деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников (Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса).

Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.В. Зуйкова [19] указывают, что метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития. Остановимся на рассмотрении задач обучения, совершенствования психических процессов, формирования проектно-исследовательских умений и навыков для младшего дошкольного возраста.

Младший дошкольный возраст

Задачи обучения:

1) пробуждать интерес к предполагаемой деятельности;

2) приобщать детей к процессу познания;

3) формировать различные представления;

4) привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;

5) пробуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Совершенствование психических процессов:

  1. формирование эмоциональной заинтересованности;
  2. знакомство с предметами и действиями с ними;
  3. развитие мышления и воображения
  4. речевое развитие.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

  1. осознание поставленной цели:
  2. овладение различными способами поставленных задач:
  3. способность предвосхитить результат:
  4. поиск различных средств достижения цели

        На основе анализа научно-методической литературы в таблице 4 мы представили линии развития личности младшего дошкольника.

Таблица 4

Линии развития личности младшего дошкольного возраста

Физическое развитие

-стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;

-формирование осознанных представлений о необходимости заботиться о своем здоровье(ролево-игровой проект «Азбука здоровья»

Социальное развитие

формирование способов общения(вернисаж  «Я и моя семья»)

Познавательное развитие

-обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
-расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;

-сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач(математические коллажи, творческие проекты «Мои друзья»)

Эстетическое развитие

-развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусств и художественным образам;

-овладение художественной деятельностью(комплексные проекты «Мир театра», ролево- игровой проект «Любимые игрушки»)

Остановимся на рассмотрении задач обучения, формирования предпосылок учебной деятельности, формировании проектно-исследовательских умений и  навыков для старшего дошкольного возраста.

Старший дошкольный возраст

Задачи обучения:

  1. развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
  2. развивать специальные способы ориентации;
  3. формировать обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
  4. развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности:

  1. произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
  2. потребности в создании полной картины мира;
  3. навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и  навыков:

    1) выявить проблему;

    2) самостоятельно искать нужное решение;

    3) выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно         его использовать;

    4) самостоятельно анализировать полученные результаты.

        На основе анализа научно-методической литературы в таблице 5 мы представили линии развития личности младшего дошкольника.

Таблица5

Линии развития личности старшего дошкольного возраста

Социальное развитие

- развитие самосознания и положительной оценки;

-овладение способами внеситуативно-личностного общения;

-высокий уровень коммуникативной компетентности;

-осознание функций речи (индивидуальный проект « Я и моя семья»,проект « Сказки о любви»)

Физическое развитие

-развитие осознанного отношения к своему здоровью;

-формирование потребности в здоровом образе жизни;

Совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств( ролево-игровые проекты «Азбука здоровья»,»Секреты Ильи Муромца»)

Познавательное развитие

-систематизация ;знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;

-развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому  моделированию, речевому планированию, логическим операциям( клуб любителей книги «Волшебная страна», групповой проект «Подводный мир», «Времена года»).

Эстетическое развитие

-углубленное приобщение к искусству, многообразию художественных образов;

-овладение различными видами художественной деятельности;
- развитие способностей к эстетической оценке (ролево-игровой проект « В гостях у сказки», комплексные проекты «Мир театра», «Эхо столетий).

             До 5 лет ребенок развивается на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям детей, изучение их интересов позволяют без труда определить проблему, «заказываемую» детьми. Дети с удовольствием выполняют задания, предлагаемые взрослым. Интерес к содержанию проекта зависит:

  • от удовлетворения разнообразных интересов ребенка;
  • реализации его потребностей в активной деятельности;
  • степени самовыражения;
  • увлеченности совместной деятельностью со взрослым.

К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, ребенок способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо выслушивать взрослого и других участников совместной деятельности. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольники реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют самостоятельную деятельность, у них развивается самоконтроль; они способны достаточно адекватно оценить собственные поступки; принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения намеченного результата.

  Обратимся к рассмотрению освоения проектных действий детьми дошкольного возраста, представленных в работе Л.Д. Морозовой (таблица 6).

Таблица 6

Освоение проектных действий детьми дошкольного возраста

Этап проектной
деятельности

Возраст

4—5 лет

5—6 лет

6—7 лет

Целеполагания

Определение
взрослым цели
проекта, его
мотивация

Совместное определение цели проекта,
предстоящей деятельности.
Прогнозирование
результата.

Самостоятельное
определение
детьми цели про-
екта, мотива
предстоящей
деятельности.
Прогнозирование
результата.

Планирования

Привлечение
детей к уча-
стию в планировании деятельности и
реализации
намеченного
плана.

Планирование детельности детьми при незначительной помощи взрослых,
определение средств
и способов реализации проекта

Планирование
деятельности
детьми (при воз-
можном участии
взрослого как
партнера), опре-
деление средств
реализации
проекта.

Исполнительский

Совместное
движение
взрослых и
детей к результату: «делание
вместе по образцу»,выполнение отдельных, несложных поручений

Выполнение детьми
проекта, дифференцированная помощь
взрослых.

Выполнение
детьми проекта,
творческие спо-
ры, достижение
договоренности,
взаимообучение,
взаимопомощь

Презентацион-
ный

Представление
продукта проектной деятельности.

Представление продукта проектной
деятельности.

Представление
продукта проектной деятельности.

Рефлексивный

Совместный
анализ выполнения проекта,
осмысление
результата.

Обсуждение результата, хода работы,
действий каждого,
выяснение причин
успехов и неудач.

Обсуждение
результата хода
работы, действий
каждого, выяс-
нение причин
успехов и неудач.

Из таблицы 6 видно, что уровень участия детей в проектной деятельности зависит от возрастных особенностей детей: в младших группах малыши наблюдают за деятельностью педагога и родителей, в среднем - ребята начинают участвовать в реализации проекта, в старшем возрасте - являются полноправными участниками проекта.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также на добровольной основе вовлекаются родители и другие члены семьи.

     Таким образом, в ДОУ проект – это продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей порой и всего персонала детского сада. По таблице 7 можно проследить распределение деятельности педагога и детей.

                                                                        Таблица  7

Распределение деятельности педагога и детей по этапам проекта

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап

1.Формулируетпроблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта.)

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

II этап

4. Помогает в решении задачи.

5.Помогает спланировать деятельность.

6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.

III этап

7. Практическая помощь (по необходимости).

8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7.Формирование специфических знаний, умений, навыков.

IV этап

9. Подготовка к презентации. Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9.Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельно

Рефлексивный


10Анализ выполнения проекта,
осмысление
результата.

10Обсуждение результата, хода работы,
действий каждого,
выяснение причин
успехов и неудач.

        Обратимся к описанию таблицы 7. На первом этапе определяют тему проекта. Как правило, темой проектов становится определенный раздел образовательной программы. Но если она возникла по инициативе самих детей, это очень ценно и обязательно должно найти поддержку со стороны взрослых.

        На втором и третьем этапах по ходу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает найти ребенку необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомит детей с новым, еще не известным ему. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение детских познавательных и справочных изданий; поездок, походов, наблюдений и экскурсий, занятий в кружках и студиях по интересам и пр. Первые попытки детей самостоятельно решить проблему необходимо замечать и поощрять, сообщая ребенку о его успехах: «Ты быстро придумал!»,  «Хорошо, что ты вовремя пришел мне на помощь!» Это помогает ребенку осознать свое поведение, понять, что он делает правильно, а где допускает ошибки. Постепенно активность взрослого должна снижаться, он должен не столько генерировать свои идеи, сколько подключаться к реализации детских идей. [14].

       К организации поисковой и творческой деятельности детей на третьем этапе должны быть подключены родители и родственники, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. Совместно с родителями они занимаются продуктивными видами деятельности: собирают коллекции, оформляют семейные альбомы, рисуют, лепят, шьют, мастерят, стряпают, экспериментируют, изобретают и сочиняют. При этом очень важно, чтобы взрослые ничего не делали за детей, не лишали их возможности проявлять максимум способностей, самостоятельности, инициативы и творчества.

       Четвертый этап проекта – защита. Это  должен быть самый запоминающийся, зрелищный момент. На защиту приглашают гостей, родителей, малышей. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала и ее необходимо усилить  значимостью проекта. Форма защиты проекта  должна проходить ярко, интересно и продумана так, чтобы продемонстрировать вклад каждого педагога, родителя и конечно же ребенка.

       Выделяют пятый этап - рефлексия способствует осознанному выполнению деятельности, развитию таких личностных качеств у детей, как ответственность, настойчивость, инициативность и др.

        Таким образом, специфика использования метода проектов в дошкольной практике состоит в том, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей [14]. Обучение приобретает форму исследования, осмысления и применения полученных знаний, умений и навыков в собственной деятельности ребёнка, результаты которой интересуют его гораздо больше, чем просто полученная от педагога информация. Приобретаемые дошкольниками в процессе реализации каждого проекта, становятся личным достоянием каждого ребёнка, той движущей силой, на которой взращивается личность.



Предварительный просмотр:

Проект «Живые буквы»

В настоящее время, приоритетным направлением в работе дошкольного учреждения является осуществление  инновационных педагогических технологий в организации образовательной деятельности дошкольников, включая метод проектной деятельности, как средство реализации новых федеральных образовательных стандартов.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является  самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.

В нашем дошкольном учреждении ведется активная образовательная деятельность посредством метода проекта, благодаря которому дошкольники становятся уверенными в своих силах, снижается тревожность при столкновении с новыми проблемами, создается привычка самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.

Благодаря активному применению ИКТ технологий стало возможным проведение проекта «Живые буквы».

Цель проекта - повысить эффективность запоминания изучаемых букв, правильное их написания, путем приобщения ребенка к созданию мини - мультфильмов.

Проект позволяет решать следующие задачи:

  • повысить  эффективность запоминания букв при участии детей в создании мини-мультфильмов;
  • преодолеть речевой негативизм;
  • повысить уровень развития лексического и грамматического строя речи;
  • создать условия побуждающие детей активно участвовать на занятиях;
  • развивать умения сотрудничать в совместной познавательной деятельности, умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки;
  • продолжать развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности (лепка, конструирование, аппликация, поделки из природных материалов).

Проект является:

  • по  доминирующему в проекте виду деятельности – творческий;
  • по продолжительности – долгосрочный;
  • по характеру координации проекта – с открытой координацией;
  • по количеству участников – групповой;
  • по характеру предметно-содержательной области – монопроект.

Участники проекта:

  • учитель-дефектолог,
  • учитель-логопед;
  • психолог;
  • воспитатели;
  • воспитанники подготовительной группы.

На первом этапе – подготовительном – главная задача формирование у детей мотивационной основы предстоящей работы, ознакомление детей с языком и выразительными средствами мультипликации. На первом занятии мы беседуем с детьми о том, любят ли они смотреть мультфильмы, какие мультфильмы им нравятся? Предлагаем ребятам рассказать о своих любимых героях, передать содержание любимого мультика. Задаем детям вопрос: «А как вы думаете, дети могут снимать мультики?». Показываем мультфильм снятый другими ребятами. Обсуждаем с ребятами, понравился ли им мультфильм. Затем спрашиваем ребят: «Как вы думаете, а мы сами сможем оживить какого-нибудь слепленного из пластилина или нарисованного человечка?». Делим ребят на группы и предлагаем одним слепить любого человечка, а другим нарисовать и вырезать. Затем «оживляем» с помощью фотоаппарата и ноутбука человечков. Спрашиваем, захотелось ли им самим принять участие в съемках?

Во время второго этапа – планирование – ребятам предлагается стихотворение об изучаемой букве. Например: «В море плавала  акула, ела все, что в нем тонуло, к нам акула приплыла, превратилась в букву «А». Учим, с ребятами это стихотворение. Обсуждаем: «А кто у нас будет главным героем?», «А где акула живет?», «Что у нас будет фоном нашего мультфильма?», «Как мы сделаем акулу: вырежем из бумаги или слепим из пластилина?», «Как мы сделаем волны?», «Давай, акула, будет есть предметы, начинающиеся на букву «А», «Какие слова начинаются на букву «А»?». Педагог помогает ребятам распределиться на группы. Группа ребят должна выбрать, чем она будет заниматься: кто-то будет рисовать фон, кто-то рисовать и вырезать волны, кто-то обводить по шаблону, а возможно и сами рисовать акулу, а затем вырезать ее, кто-то рисовать или лепить предметы на букву «А». Дома ребятам вместе с родителями предлагается выучить стихотворение, придумать слова на букву «А» и сделать по одному предмету для создания мультфильма (вылепить, нарисовать).

Третий этап – практический – непосредственная работа над проектом. Ребята уже хорошо знают стихотворение. Каждая группа выполняет свое задание: рисует фон; рисует, вырезает волны; лепит солнышко; обводят по шаблону, а возможно и сами рисуют акулу, а затем вырезают ее; рисуют и лепят предметы на букву «А», которые будет, есть акула. Педагог в это время контролирует работу ребят, помогает, если это необходимо. Следит за техникой безопасности  при работе с ножницами. Дети совместно выбирают самую интересную и красивую букву «А», созданную детьми дома, для участия ее в мультфильме. Затем все детали собираются на большом листе бумаги, и начинается процесс съемки. Ребята по очереди передвигают героев, меняют им мимику и фотографируют. Педагог помогает, контролирует процесс, записывает голоса детей. А потом создает мультфильм в компьютерной программе. Из букв и поделок, изготовленных дома, создается выставка «Веселые буквы», которая пополняется с каждым созданным мультфильмом. Постепенно из проекта в проект самостоятельность детей увеличивается. Им самим дома, с родителями предлагается найти стихотворение, о заданной букве, и выучить его. Затем в группе выбирается одно стихотворение, по которому будем снимать мультфильм. При работе над первым мультфильмом ребята лишь в общих чертах могут охарактеризовать место действия. В дальнейшем описания сюжета становятся все более детальными, создаваемые человечки, животные все более выразительными.

На четвертый этап – презентацию проекта – приглашаются родители и другие сотрудники детского сада. Они участвуют в показе мультфильмов и осматривают выставку «Веселые буквы».

После презентации на память дарятся диски с проектом.

На этапе подведения итогов (5 этап) ребята оценивают свою деятельность и деятельность своих товарищей. Рассказывают, что им понравилось. И на вопрос педагога: «Будем делать еще мультфильм?» отвечают «ДА!».

Участие в проекте способствует:

  • легкости запоминания образа, изучаемой буквы;
  • развитию связной речи;
  • обогащению как активного, так и пассивного словаря детей;
  • росту степени самостоятельности детей;
  • возможности реализовывать свои объективные потребности в общении, самоутверждении, самовыражении;
  • возможности получить удовольствие от совместной работы, порадоваться ее результатам;
  • формированию способности принимать в расчет интересы и возможности других людей;
  • выполнению подчас не очень интересных операций (но очень необходимых, для развития мелкой моторики) по освоению навыков лепки, аппликации, конструирования;
  • развитию детско-родительских отношений.

Создание проекта «Живые буквы» включает следующие этапы: написание сценария, раскадровка, подготовка съемочного оборудования, съемочный процесс, монтаж отснятого материала, озвучивание. Один из самых сложных этапов - монтаж отснятого материала, который  осуществляется на компьютере, в одном из видеоредакторов («киностудия Windows», «Пинакл Студио», «Сони Вегас» и др.). Профессионалы советуют собирать каждую сцену в отдельном проекте, и лишь затем объединять собранные сцены в общий проект. Монтируя сцены, для корректировки движений персонажей (их  ускорение или замедления) можно увеличивать или уменьшать число кадров. Собранные сцены экспортируют в «avi» или любой другой удобный формат.

Взрослым участникам проекта (педагогам и родителям) необходимо помнить, что создание мультфильма – это лишь один из множества значимых результатов проекта. Не менее важны интерес детей к мультипликации, изобразительному искусству, их стремление играть, общаться, творить. При наличии таких результатов все остальные составляющие проекта – обучающие, развивающие, воспитательные – обязательно состоятся.

Список литературы:

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2010

Краля Н.А. «Метод учебных проектов как средство активации учебной деятельности учащихся» Омск 2005

Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.- М.: ТЦ Сфера, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Послушные буквы"

В последние годы возросло количество детей, встречающимися с различными трудностями обучения в начальной школе.Поэтому необходимость введения профиактической работы по предупреждению ошибок чтения и п...

Методическая разработка с презентацией: "Путешествие на планету буквы и звука Ж"

В методической разработке дан конспек проведения логопедического занятия " Путешествие на планету буквы и звука Ж", проводимого в старшей логопедической группе и презентация для сопровождения занятия....

Собственная методическая разработка "Звук и буква Х"

Представленный конспект занятия содержит задания для детей старшего и подготовительного возраста с диагнозом ОНР, позволяющие развивать у них фонематические функции, зрительное и слуховое внимание, ра...

Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе "Согласный звук С, буква С"

Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука....

Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе "Согласный звук Т, буква Т"

Цель: закрепление (Т), Т, буквы Т, закрепление гласных и согласных звуков, умение делить слова на слоги, определение места звука в словах, учить читать по слогам с договариванием  до целого слова...

Методическая разработка по обучению грамоте на тему: «Путешествие в королевство гласных звуков и букв».

Цель: Закрепление знаний о звуке - букве.Задачи:Коррекционно-образовательные:·        активизация речевой и интеллектуальной деятельности дошкольников;·...

Собственная методическая разработка "Расшифруй букву"

Профилактика оптической дисграфии....