Детско - родительский проект "Белый аист – птица счастья!"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Алешина Лилиана Ивановна

Проект «Белый аист – птица счастья» позволит максимально расширить     знания и представления о белой птице, обогатить познавательный опыт. «Аист — птица счастья» — это изречение я встретил в тексте. Интересно, откуда это пришло, ведь аисты, по сути, мало чем отличаются от всех прочих птиц — эти вопросы вскружили мое воображение и я обратился к всемирной паутине за ответами. Поэтому я решил, как можно больше узнать об этой необыкновенной птице, о ее повадках, развитии, дать ответ на вопрос относительно привязанности людей к аистам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_hasanov.docx849.9 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОЛОКОЛЬЧИК»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

(МБДОУ «КОЛОКОЛЬЧИК»)

Проект

Белый аист – птица счастья!

Хасанов Амир группа №10

«Руководитель»

Алешина Л.И – воспитатель

Ноябрьск

2018

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3

Актуальность, цели, задачи, проблема (гипотеза)  ……………………………………………4

Описание этапов работ над проектом…………………………………………………………..5

Заключение……………………………………………………………………………………….6

Библиографический список используемых источников………………………………………8

Приложения

Введение

            К аистам с давних времен люди относятся тепло и уважительно. С этими грациозными длинноногими птицами связано много легенд и поверий. Самое распространенное поверье гласит о том, что детей приносит в клюве аист. Люди, испытывая добрые чувства к этим птицам, никогда не причиняют им зла. Аисты платят людям взаимностью и охотно селятся рядом с человеком. Они строят свои гнезда на водонапорных башнях, на трубах и даже на крышах домов. Считается, что дом, на крыше которого аист свил гнездо, находится под защитой добрых сил.

            На территории России наиболее часто встречаются белый аист. Аисты принадлежат к отряду аистообразных семейства аистовых, к которому также относятся цаплевые и ибисовые. Наиболее известным представителем данного семейства является аист белый. Он известен по многочисленным преданиям и сказаниям. С незапамятных времен белый аист считался почитаемой птицей, он ассоциировался с удачей, процветанием и счастьем. С белым аистом связано большое количество легенд и сказаний в Европе и на Востоке, где он выступает в роли хранителя семейного очага и защитника от нечистой силы. Ранее считалось, что прилетевший аист способствует появлению в семье долгожданного ребенка, поэтому на помощь этих птиц уповали бездетные семьи. Люди привлекают красивых птиц для гнездования, выставляя корзины, колеса телег. Состоявшиеся пары встречаются на старом гнезде, чинят его, достраивают и вновь обустраивают. Такие постройки достигают в весе несколько центнеров. Если один из партнеров не вернулся по причине гибели, то надо сначала найти себе половинку, а потом уже заниматься гнездом. Изначально аисты гнездились на деревьях, устраивая там из веток огромное гнездо, но поблизости с человеческим жильём. Впоследствии они стали использовать для этого крыши домов и других построек, в том числе, устанавливаемых людьми специально для этой цели.          

         Последнее время аисты устраивают свои гнёзда на опорах высоковольтных линий, на фабричных трубах. Одно гнездо служит аистам несколько лет. Чем старше гнездо, тем больше оно в диаметре, некоторые аистиные гнёзда весят несколько центнеров, в таком огромном гнезде обычно гнездятся не только аисты, но и различные мелкие птицы — воробьи, трясогузки, скворцы. Нередко после гибели родителей гнездом завладевают их дети. Самым старым гнездом аиста считается гнездо, построенное на башне в восточной части Германии, которое служило птицам с 1549 по 1930 г.
        Самцы прилетают на место гнездовья на несколько дней раньше самок, иногда пролетая со скоростью 200 километров в сутки. В России прилёт аистов происходит в конце марта — начале апреля. Точно такие же звуки самец издаёт, если к гнезду приближается другой самец белого аиста, только поза другая: тело и шея втянуты горизонтально, а крылья то поднимаются вверх, то опускаются. Часто такое происходит, когда к гнезду старого аиста прилетают молодые самцы, которым лень строить своё собственное. Если противник не слушает угроз, хозяин гнезда кидается на врага и бьёт его клювом.

Продолжительность: 2 недели

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Участники: ребенок, воспитатель, родитель.

Возраст ребенка: 6 лет.

Актуальность: Проект «Белый аист – птица счастья» позволит максимально расширить     знания и представления о белой птице, обогатить познавательный опыт. «Аист — птица счастья» — это изречение я встретил в тексте. Интересно, откуда это пришло, ведь аисты, по сути, мало чем отличаются от всех прочих птиц — эти вопросы вскружили мое воображение и я обратился к всемирной паутине за ответами. Поэтому я решил, как можно больше узнать об этой необыкновенной птице, о ее повадках, развитии, дать ответ на вопрос относительно привязанности людей к аистам.

Цель проекта: сформировать обобщённое представление к флоре нашей Родины   на  примере  изучения    белых   аистов.

Задачи исследования: 

  1.  Изучение дополнительной литературы о  местах  обитания  аистов.
  2. Уточнить внешние признаки птиц, особенности внешнего строения, позволяющие летать.
  3. Уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц.
  4. Познакомить с удивительными легендами из жизни птиц.

Проблема. ответить на вопрос «Почему аист является птицей счастья?»

Гипотеза. Белые аисты – удивительные птицы, которые приносят людям радость. Контакт с ними – лучший способ исполнить свои желания. Предполагаю, что истинное увлечение аистами, общение с ними делает человека добрее, чище душой и благороднее сердцем.  Практическая значимость моего проекта в том, что люди могут часами наблюдать, как птицы, выполняя чудеса высшего пилотажа, уходят ввысь, сверкая оперением на солнце. При этом душа оживает, отступают прочь все тревоги и печали. Это одно из удовольствий, которые человек получает, общаясь с природой. Понял, что аисты являются частью живой природы, которых надо беречь и охранять. Узнал о их строении, о  внешнем виде, об особенностях и повадках.

Описание этапов работ над проектом.

1.Подготовительный этап.

1.Изучение энциклопедической литературы по исследуемой проблеме.

2.Создание банка идей и предложений.

3.Составление и обсуждение поэтапного плана работы.

4.Подбор необходимого оборудования и пособий для практического оснащения.

2.Основной этап.

  • Рассматривание иллюстраций в книгах с научным содержанием, детских энциклопедиях на тему «Птицы», «Фауна России».
  • Подбор художественной литературы о прилёте птиц, о их встрече.
  • Рассматривание альбомов: «Всё о птицах», «Красная книга».
  • Просмотр, слушание  на интернет порталах информации  о том, как поэты и

музыканты воспевают, а художники отображают красоту  белого аиста в своих произведениях: «Аисты в легендах, стихах, загадках, песнях».

  • Поиск информации и иллюстративного материала по теме «Белый аист» в сети Интернет.
  • Дидактические игры (Неживая и живая природа. Кто где живет? Какие бывают растения. Съедобное-несъедобное.  Что где растет? Почему они исчезают? Чьи детки на ветке? Угадай, какое время года? Назови первоцвет. Угадай правильно. Угадай по описанию. Эхо. Закончи предложение. Назови дерево. хорошо-плохо. Волшебный поезд. Лес многоэтажный дом. Кто рядом живет? Что такое хорошо и что такое плохо. Экологический светофор. Природа благодарит и сердится)
  • Экскурсия в центральную библиотеку.
  • Просмотр детских презентаций «Интересные факты о аистах», видеофильмов из серии «Уроки тётушки Совы»
  • Чтение познавательной литературы: «Занимательноеприродоведение»
  • Конструирование «Аисты в гнезде»
  • Рисование «Аист-ангел»

 

3.Заключительный этап.

  • Анализ и обобщение собранного материала.
  • Представление презентации проекта.

Заключение

         Подводя итог своей работы, могу сделать вывод, что цель, которую я ставил, достигнута. Изучив справочную, научно-популярную литературу, я смог узнать о голубе много интересных фактов. Аист часто упоминается в древних легендах и преданиях. Аист может развивать скорость до 180 км в час. Оказывается, аисты кормят птенцов, главным образом, дождевыми червями, выбрасывая из глотки добычу. Аистята ловят корм на лету или подбирают его на дне гнезда. В жаркие дни родители поят птенцов принесенной в клюве водой. Но так нежно аисты-родители заботятся только о здоровых и крепких птенцах, а всех слабых, больных и заражённых паразитами они выбрасывают из гнезда.
Аисты не строят новые гнезда, а обустраивают старые. Интересно, что эти птицы чрезвычайно привязаны к своему жилищу и предпочитают не переезд, а ремонт. Интересно, что самое старое обнаруженное гнездо было построено около четырех веков назад. В этом гнезде обитали несколько поколений аистов.

         Аисты способны строить поистине огромные гнезда диаметров до полутора метров и весом около двух центнеров. Иногда у аистов бывают «квартиранты» и с ними в одном гнезде живут скворцы или воробьи.

После того, как самец выстроил гнездо, он должен найти подругу. Точнее, самки сами ищут самцов, успевших обзавестись жильем. Забавно, но первая самка, которая прилетит к «новостройке», и становится второй половиной самца. Причем «браки» у аистов заключаются раз и навсегда: по природе своей эти птицы моногамны.

       Если каждый из нас будет знать информацию о аистах, которые окружают человека в повседневной жизни, заботиться и охранять их, то:

- станем относиться не только к птицам добрее и внимательнее, но и друг к другу;

- на Земле будет меньше зла, а наш мир станет красивее, прекраснее и радостнее.

Благодаря исследованию я понял, что привязанность к аистам у людей возникает из - за их красоты, своеобразной грации, у них красивое

оперение, они красивы в полете, а как трогательно люди верят, что аисты приносят детей!

        Их клекот, похожее на разговор близких людей, завораживает и служит примером трепетного отношения к ближним.

Приложение

Здравствуйте! Вот из таких веток строит свой птичий домик аист. Это такая белая перелетная птица с чёрными концами крыльев, длинной шеей, длинным тонким красным клювом и длинными красноватыми ногами. Когда крылья у аиста сложены, создаётся впечатление, что  часть тела аиста чёрная.    

            Белые аисты — обитатели низменных лугов и заболоченных местностей, нередко гнездятся возле человеческого жилья. Обитатель открытых пространств лесной и степной зон.

            Когда  заходит  речь  о том,  чем  питается  белый  аист,  все почему-то  вспоминают  в  первую  очередь  лягушек, хотя это  не  так. Он ловит  всевозможных  мелких животных,  встречающихся  под  ногами, — от  червей  до  мелких грызунов.  Белый аист умеет не только летать: бегает он тоже очень хорошо. Это помогает отлавливать добычу, например, грызунов или лягушек. Свою  добычу  аисты  глотают  целиком. Любимое место кормления аистов — свежий  покос.  Общаются они при помощи щелчков и шипения, издаваемых клювом. Помимо этих звуков аисты умеют издавать только тонкий, едва различимый писк.  Спят аисты предпочитают, стоя на одной ноге. При этом ногу птица время от времени меняет, при этом не просыпаясь. Аисты не имеют врагов в естественной природе. Исключением являются орлы и крокодилы, которые иногда охотятся на этих птиц.

            Аисты не строят новые гнезда, а обустраивают старые. Интересно, что эти птицы чрезвычайно привязаны к своему жилищу и предпочитают не переезд, а ремонт. Интересно, что самое старое обнаруженное гнездо было построено около четырех веков назад. В этом гнезде обитали несколько поколений аистов.

           Гнезда аистов нередко сгорают, причем виноваты в этом сами хозяева. Причина возгорания кроется в том, что аист может взять для гнезда ветку из тлеющего костра. Поэтому после пикника туристы обязаны тушить костры и покидать стоянку, удостоверившись, что костер потух полностью. Обычно в гнезде аиста от 2 до 5 яиц. Яйцо белого аиста белого цвета. Яйца в гнезде пара аистов насиживает вместе. Днём яйца насиживает самец, ночью яйца насиживает самка. Вылупившиеся из яиц маленькие аистята беспомощные, но обладают зрением.

         Вылупившихся птенцов родители первое время кормят в основном дождевыми червями, которых приносят в клюве. Принесённых червей родители выбрасывают из глотки и птенцы аистята ловят их на лету, а тех которых не словили и которые упали в гнездо, аистята потом сами собирают и поедают. Когда аистята немного подрастут, то они научатся выхватывать пищу прямо из клюва родителей.

        Взрослые аисты внимательно следят за своими птенцами в гнезде. Больных и слабых птенцов они выкидывают из гнезда. В два месяца птенцы под присмотром родителей приступают к тренировочным полётам. Уже в конце августа молодые аисты оказываются способны к самостоятельному перелёту в Африку.  Попавшие в беду белые аисты, которые не смогли улететь на зимовку почти всегда приходят к людям в надежде получить помощь. Добросердечные люди помогают аистам, кормят их, и выделяют аистам приют до весны. Белые аисты живут в природе примерно 20-21

В  народе  аист – считается святой птицей.  Она  символ неба,  солнца, и  свободы. С ними связано очень много легенд, вот одна из них которая объясняет внешний вид этих красивых птиц. (ролик) 

      Белый аист – символ Белоруссии. На территории Белоруссии живёт много белых аистов, здесь они гнездятся и это их родина.

       Хочу рассказать интересные факты об этих несравненных птицах. Аисты во многих странах священные, например, в Японии запрещено охотиться на них. В Древней Греции было принято опускаться на колени при виде первого аиста. Поляки уверены, что эти птицы, кружа в небе, разгоняют дождевые тучи. Армяне считали аиста священной птицей, которая защищает  поля от грызунов и приносящие тепло. Жители Марокко считали, что аисты — это люди, которые прилетают из далекого острова в виде птиц, а возвращаясь, вновь приобретают человеческий облик. В Молдавии аист — символ виноградарства, легенда рассказывает, что аисты принесли виноград людям, которых заточили в турецкой темнице.

        Аист – это птица семейного благополучия, любви и заботы. Широко  бытует  поверье,  что  аисты  приносят  людям  младенцев.    Именно в этой птичьей семье принято заботиться не только о своих детях, но и своих родителях.

       Даже существует такая легенда, что когда старый аист начинает терять перья, молодые потомки выщипывают у себя самые красивые и большое перья и отдают родителю.

        А в недалеком прошлом люди доверяли заботу о младенце аисту-ангелу. Фигурка аиста вырезалась из дерева и помещалась в колыбельку. И если ребенок начинал агукать к этому талисману, это воспринималось как хороший знак. Старики говорили, что это аист учит ребенка говорить.

      Если хоть раз в жизни вам доведется увидеть живого аиста, а уж тем более услышать его клекот, считайте, что вам повезло. Вы можете, глядя на эту птицу, загадать желание. И если оно касается детей, то аист-ангел просто обязан  вам принести.

https://i.mycdn.me/image?id=865289818599&t=3&plc=WEB&tkn=*Mck9ofDSrXCR__ZFI7Rh3t2gmEw

https://i.mycdn.me/image?id=865289717735&t=3&plc=WEB&tkn=*Xtkip8xYiPIdY1G5sPTHZtCjt9E

https://i.mycdn.me/image?id=865289792487&t=3&plc=WEB&tkn=*rS_Cdw_dAWIWrYrvFfdoGisJ-e8

https://i.mycdn.me/image?id=865289791463&t=3&plc=WEB&tkn=*oLPOUg4LtaHnrK81PTyeYQi0I6U https://i.mycdn.me/image?id=865289790439&t=3&plc=WEB&tkn=*4VrhuZ8jdRmU3vdzPp8UYs3F4gQ

Библиографический список используемых источников.

  1. Энциклопедия «Я познаю мир», Москва, « Издательство АСТ», 2001г.
  2. Большая детская энциклопедия, Москва, Издательство «Детская литература», 2003г.
  3. Татьяна Плотникова: «Все о аистах «Рипол классик», 2011г.
  4. Интернет - ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский творческий проект "Цветок семейного счастья"

Творческий проект для детей и их родителей. Цель: Привлечь внимание родителей к празднику,посвященному Дню защиты детей. Объеденить интересы родителей и детей в процессе создания совместной поделки....

Конспект НОД (аппликация) Тема: Сказочная птица - Птица Счастья

Материал занятия направлен на закрепление умение детей вырезать части предмета разной формы и составлять из них изображение; умение вырезать симметричные части из бумаги, сложенной в несколько раз....

Конспект НОД по лепке пластилином для детей 5-6 лет по теме:«Птица счастья - Жар-птица» по мотивам волшебных сказок.

Увлекательное занятие  пластилинографии- приёмом мозаика для детей 5-6 лет  по теме:«Птица  счастья - Жар-птица»  по мотивам волшебных сказок....

Педагогический проект клумбы детского сада "Птица счастья".

Благоустройство и озеленение территории детского сада....

Познавательно - практический детско - родительский проект "Покормите птиц зимой" (группа раннего возраста).

Проект разработан с целью создания необходимых условий по формированию первичных представлений о жизни зимующих птиц в родном городе у детей раннего возраста через различные виды детской деятельности....

Подарок на выпускной сотрудникам детского сада "Птица счастья"

Оберег Птица счастья – значение, как сделать самостоятельно.Детский сад становится практически для каждого ребенка в определенный момент времени вторым домом, где мудрые воспитатели с любовью и ...

Детско-родительский тренинг «Счастье – это, когда мы все вместе»

Цель: формирование доверительных детско-родительских отношений.Участники: родители, дети, педагог-психолог.Оборудование: мячи по количеству пар, картинки с изображением животных (две кошки, две собаки...