Экспериментирование: "Свойства снега"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

В старшей группе успешно был реализован проект по экспериментированию, особенно детям понравились эксперименты со снегом. Цель: Создание условий для расширения представлений о явлениях природы и свойствах снега.

Тип проекта: познавательно – исследовательский.

 

Продолжительностькраткосрочный, с 11 января по 22 января 2021 года

 

Возраст детей: старшая группа (5 – 6лет)

 

Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы.

 

Объект исследования: снег.

 

Предмет исследования: физические свойства снега.

 

Цель проекта: Создание условий для формирования знаний о  свойствах снега.

Развитие познавательного интереса  и исследовательской активности в процессе экспериментирования со снегом.

 

Задачи проекта:

Исследовать, что такое снег, изучить его свойства. Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления со снегом через наблюдения и опытно - экспериментальную деятельность:

1.Дать детям представления о природном объекте-снеге, его превращении в воду и в лед.

2.Формировать познавательную активность детей при проведении опытов, экспериментов и наблюдений.

3.Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, экологическую воспитанность дошкольников.

4.Закрепить знания о свойствах снега и льда.

5. Вызывать положительнее эмоции, чувство восхищения явлениями в  природе через поэтический образ в стихах.

6.Воспитывать наблюдательность, интерес к родной природе.

7.Учить детей делать выводы,  анализировать полученные результаты путем сравнения.

8. Содействовать воспитанию сотрудничества во взросло – детских отношениях.

 

Предполагаемые итоги реализации проекта:

- дети смогут расширить знания о снеге, укрепить исследовательский интерес к природе;

- фотоотчет о проделанной работе.

 

1 этап.

Разработка проекта:

1. Подбор методической литературы.

2. Подбор материалов для реализации плана проекта: иллюстрации, атрибуты для игровой, продуктивной и опытно – исследовательской деятельности и др.

3. Разработка перспективного плана мероприятий по проекту.

 

2 этап.

Ход проекта 

11.01.2021

Рассматривание иллюстрации со снежными пейзажами

Учить внимательно рассматривать изображенное на картинке, отвечать на вопросы, развивать диалогическую речь

Иллюстрации со снежными пейзажами

 

Озвучивание темы и цели проекта

Чтение стихотворения Н. Некрасова «Снежок»

Познакомить с новым произведением, воспитывать любовь к  поэзии

Просмотр развивающего мультфильма «Что такое снег»

Дать первичное представление о снеге, о том, как он образуется

Сюжетно – ролевая игра «Собираем куклу на зимнюю прогулку»

Продолжить формировать игровые действия, объединяя их единым сюжетом, умение переносить знакомые действия с куклами в новые игровые ситуации

Наблюдение на прогулке за снегом

Формировать первичные представления о свойствах снега (сыпучий, мягкий, липкий или нет)

Подвижная игра «Снежинки и ветер»

Закрепить умение действовать по сигналу, бегать, не наталкиваясь друг на друга, развивать ОВД

 

 

12.01.2021

Беседа «Какую пользу приносит снег»

Дать простые представления о пользе снега ля природы, развивать речь, логическое мышление.

Дидактическая игра

«Найди одинаковые снежинки»

Речевая деятельность «В гости к леснику»

Расширить представления детей о характерных признаках зимы, правилах поведения в природе, развивать речь, упражнять в изменении слов при помощи суффиксов.

Опытно – экспериментальная деятельность

Опыт «Какие свойства»

Сравнить свойства воды, льда и снега, выявить особенности их взаимодействия, что у них общего, чем отличаются

Чтение С.Иванова «Каким бывает снег»

Воспитывать усидчивость, любовь к чтению

Подвижная игра «Мороз Красный нос»

Упражнять в беге, развивать умение уворачиваться, действовать по сигналу, развивать выдержку, внимание.

13.01.2021

Беседа по презентации  «Зимние забавы»

Учить внимательно рассматривать изображенное на картинке, отвечать на вопросы, развивать диалогическую речь

Иллюстрации «Животные зимой», «Как снег помогает животным»

Посоветовать родителям провести дома вместе с детьми опыты со снегом и льдом

Дидактическая игра «Зимние слова»

Формировать коммуникативные навыки и умения

Познавательная деятельность

«Снег. Какой он?»

Формировать представление детей о снеге, его свойствах;

развивать интерес, любознательность при проведении экспериментальной деятельности.

Конструирование из деревянного конструктора «Горка для кукол»

Упражнять в строительстве по образцу и умении обыгрывать постройки.

Рассматривание иллюстраций «Животные зимой», «Как снег помогает животным»

Развивать кругозор детей, обогащать и развивать активный словарь

Подвижная игра «Снежинки»

Развивать ОВД, упражнять в действии по сигналу.

Просмотр развивающего мультфильма «Почему снег белый»

Продолжить знакомить со свойствами снега, учить детей отвечать на вопросы, делать простейшие выводы.

 14.01.2021

Беседа «Почему снег скрипит под ногами в холодную погоду?»

Расширять представления о свойствах снега

Просмотр развивающего мультфильма «Почему снежинки шестиугольные»

Продолжать расширять представления о свойствах снега, развивать кругозор детей, интерес к природным явлениям

Речевая деятельность РНС «Лисичка – сестричка и серый волк»

Познакомить с новой сказкой, помочь оценить поступки героев, повторить свойства льда.

Разучивание стихотворения И. Оленевой «Снег кружиться»

Развивать память, речь

Изобразительная деятельность

«Снегопад»

 

Закрепить умение правильно держать кисть, брать небольшое количество краски на кисть, делать отпечатки кончиком кисти методом тычка, располагать рисунок по всему листу

Чтение сказки «Снегурочка»

Повторить сказку, продолжать учить слушать без наглядного сопровождения, отвечать на вопросы

Ситуационный разговор по технике безопасности «Металлические предметы на морозе»

Напомнить о том, что нельзя прикасаться к металлическим предметам на улице в мороз. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье

15.01.2021

Музыкальная деятельность

Разучивание народной песни «Ой, вы морозы»

Побуждать детей к творчеству посредством образных движений, развивать интерес к восприятию музыки, развивать певческие навыки, приобщать к народной культуре

Дидактическая игра «Кто, что делает зимой»

Закрепить знания детей о жизни диких животных зимой

Опытно-экспериментальная деятельность

Опыт «Остаются ли следы на снегу и льду?»

Познакомить с еще одним свойством снега и льда

Беседа «Можно ли пить талую воду»

Показать, что снег грязнее водопроводной воды, развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы, поддерживать стремление ухаживать за комнатными растениями

18.01.2021

Беседа «Снег может быть опасным»

Дать первичные представления о технике безопасности в зимний период

Просмотр мультфильма Маша и медведь. Следы.

повтор вывода остаются ли следы на снегу, на льду. 

Отгадывание загадок о снеге, льде, метели и.д.

Развивать логическое мышление, память, речь

Закрепить знания о том, что есть снег нельзя, вызвать желание заботиться о своем здоровье

Пальчиковая игра «Снег»

Развивать моторику рук, память, речь

Чтение Э. Успенского «Проказы матушки зимы»

Познакомить с новым произведением, учить внимательно слушать текст, отвечать на вопросы

Инсценировка песенки «Белые снежинки»

Побуждать к творчеству посредством образных движений, приобщать к народному творчеству

19.01.2021

 

 

 

 

Дидактическая игра «Что перепутал художник»

Развивать логическое мышление, умение анализировать, делать выводы, развивать внимательность, закрепить природные явления и приметы

Игровая ситуация "у Максима болит горло"

Упражнять в умении переносить знакомые действия в новые игровые ситуации. Закрепить знания о том, что есть снег нельзя

Подвижная игра «Мороз Красный нос»

Учить четко проговаривать слова, соблюдать правила игры

Беседа «Как вести себя на горке и на льду»

Повторить и закрепить правила безопасного поведения на горке, катке и т.д., побуждать бережно относиться к своему здоровью

20.01.2021

Опытно – экспериментальная деятельность «Сколько в снеге воды»

Расширять кругозор детей, показать опытным путем, что количество снега больше чем воды.

Чтение рассказа Н. Носова «На горке»

Познакомить с новым произведением, учить внимательно слушать и понимать текст, отвечать на вопросы

Познавательная деятельность

«Уют в лесу»»

Закрепить знания детей о жизни диких животных, упражнять в различии и названии следов диких животных, показать, что снег является средой обитания для некоторых животных

Опытно – экспериментальная деятельность «Морозные узоры»

Расширять кругозор детей, показать опытным путем как кристаллизируются на морозе мыльные пузыри

Подвижная игра «Снеговики»

Учить четко проговаривать слова, соблюдать правила игры

Опытно – экспериментальная деятельность «Как заставить снег таять быстрее без источника тепла»

Расширять кругозор детей, показать опытным путем что от соли снег тает быстрее

21.01.2021

Игровая ситуация «Башни из снега»

Закрепить знания о свойствах снега.

Просмотр развивающего мультфильма «Что такое снег и снежинки»

Расширять представления детей об окружающем мире

Опытно – экспериментальная деятельность «Откуда берется иней»

Дать доступное объяснение происхождение осадков

Подвижная игра «Заморожу»

Учить четко проговаривать слова, соблюдать правила игры

Пальчиковая игра «Снежинки»

Развивать моторику рук, память, речь

Беседа «Чьи следы на снегу?»

Закрепить знания детей о жизни диких животных в зимний период

22.01.2021

Чтение С.Козлова «Зимняя сказка»

Формировать умение следить за сюжетом, отвечать на вопросы, развивать речь, память

Дидактическая игра «У кого какое жилье?»

Закрепить названия жилища диких животных, развивать речь, память

Изобразительная деятельность. Аппликация «Снежные домики»

Формировать умение создавать изображения построек. Продолжать обучение детей работе с бумагой и ножницами.

 

 

 

 

 

 

3 этап: 

 

Заключительный

 

Игра "Спасем снегурочку"

 

Цель: Создание условий для развития познавательных способностей детей в процессе игры, формировать потребность в двигательной активности. Создание условий для закрепления признаков зимы.

Задачи:

- систематизация представления детей о характерных признаках зимы;

- создание условий для поисковой исследовательской деятельности;

- создание условий для побуждения детей к речевой активности;

- создание условий для организации двигательной деятельности;

- закрепление основных видов движений в подвижных играх.

 

 

Итог проекта:

- дети расширили знания о снеге, укреплен исследовательский интерес к природе;

- фотоотчет

- презентация проекта

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра по экспериментированию "Свойства"

Дидактическая игра "Свойства" предназначена для детей старшей и подготовительной групп.Цель: сформировать у детей представления о свойствах веществ и материалов.Задачи: образовательные:...

Конспект занятия - экспериментирования «Свойства льда»

Конспект занятия-экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста.Продолжать формировать у детей умение выявлять и называть качества и свойства льда....

Экспериментирование "Свойства снега"

Экспериментирование "Свойства снега"Цель: дать детям представление о состоянии снега при разной температуре.Задачи: познакомить детей со свойствами снега (холодный, белый, лепится),закрепить знан...

Зимняя прогулка в старшей группе «Светлячок» (с элементами экспериментирования, свойства снега). Конспект№1

Цель: Закрепить знания о зимних явлениях, вызвать положительнее эмоции. Развивать познавательные интересы, желание экспериментировать, делать выводы. Вызвать радость от открытий, развивать мышление, ф...

Фотоотчет по экспериментированию "Свойства снега"

Цель:Развивать представления о явлениях неживой природы.Задачи:1. Обобщить и систематизировать знания детей о зиме.2. Познакомить детей с физическими свойствами снега.3. Формировать умение заниматься ...