Открытое занятие «Хлеб-всему голова»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Тема занятияХлеб - всему голова. Занятие для старшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятияХлеб - всему голова

Задачи:

1. Познакомить детей с процессом выращивания хлеба. Закреплять знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания.

2. Расширять знания у детей о значении хлеба в жизни человека.

3. Обогащать словарный запас (названия: профессий, сельхозтехники; места хранения зерна и производства хлеба)

4. Развивать познавательный интересы, любознательность, память, логическое мышление.

5. Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его

Предварительная работа:

Беседа о сборе урожая хлеба, рассматривание иллюстраций, чтение литературных произведений по теме, рассматривание колосьев пшеницы, ржи, овса., рассматривание зёрен пшеницы; лепка хлебобулочных изделий из солёного теста; разучивание пословиц и поговорок; экскурсия на кухню. Просмотр видеороликов о хлебе.

Словарь: пекарь, комбайнер, зерноуборочные, зерновые, урожай зерна, мукомольный завод, хлеборобы, элеватор.

-Сегодня на занятии у нас состоится очень интересный и важный разговор. А о чем мы будем говорить, рассуждать, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Рос сперва на воле в поле.

Летом цвёл и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто,

В магазине занял место.

(Ответхлеб) (слайд 1)

Хлеб

С. Погореловский

«Вот он, хлебушко душистый,

С хрупкой корочкой витой,

Вот он теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле

У народа есть слова

Хлеб - всему голова»

-В народе издавна говорят «Хлеб – всему голова!2. А что это значит? Как вы думаете?

-Правильно, голова - значит главный.

-Какие ещё пословицы вы знаете?

• Каша - мать наша, а хлеб - кормилец.

• Хлеб да вода - богатырская еда.

• Хочешь, есть калачи - не сиди на печи.

• Ржаной хлебушко – пшеничному дедушка.

• Не велик кусок пирога, а стоит много труда.

• Худ обед, коли, хлеба нет.

• Хлеб бросать чужой труд не уважать.

• Кто на ниве потеет, тот хлеб имеет.

• Хлеба к обеду в меру берихлеб – драгоценность, им не сори.

• Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной.

• Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке

• Хлеб всему – голова.

• Хлеба ни куска, так и в доме тоска.

-Давайте вспомним и расскажем по порядку о том, как хлеб на стол пришел. Я начну, а вы мне помогайте.

-Хлеб выращивать люди научились давным-давно.Раньше в старину это было особенно тяжело: Весной землю на поле распахать-пашню

приготовить, (слайд 2)

зерно посеять. (слайд 3)

А осенью – урожай собрать. (слайд 4)

Колоски хлебные срезали серпом, потом в снопы вязали, (слайд 5)

Колоски надо было обмолотить, чтобы зерно из колосков получить, (слайд 6)

да на мельницу его отвезти, в муку перемолоть. (слайд 7)

А потом из муки тесто замесить (слайд 8)

и в печь поставить. (слайд 9)

А вот и хлеб на стол пришел(слайд 10)

Первыми помощниками человеку в этом нелегком труде были лошади, коровы, буйволы.

А теперь всю тяжелую работу на поле делают! Умные машины. (слайд 11)

-Какие машины вы знаете?

(сеялка, борона, трактор, комбайн)

-Как называется комбайн, если он зерно убирает?

(зерноуборочный)

-Он идёт – волну сечёт, из трубы зерно течёт!

-А кто управляет комбайном?

(комбайнёр)

-Что происходит с зерном дальше-! Я расскажу вам по этой схеме.

(слайд 12)

*элеватор (где хранится зерно)

* мукомольный завод (делает муку)

*хлебозавод (пекут хлеб)

* магазин (продают хлеб)

(закрепить путь хлеба)

-Вот такой путь у хлеба. Как много людей позаботилось о том, чтобы у нас с вами хлеб всегда был на столе.

Физминутка

Подрастает зёрнышко - потянулось к солнышку.

С ветерком оно играет,

Ветерок его качает,

К земле низко прижимает - вот как весело играет!

Сколько в поле колосков –

Столько сделаем шагов.

Какой вырос каравай?

Выше руки поднимай!

Теперь ниже наклониться,

Как колышется пшеница.

Сколько в поле тракторов,

Столько сделаем прыжков!

- Скажите, а почему хлеб бывает разным: белым или черным? (слайд 13) (ответы детей)

- Правильно, белый хлеб получается из пшеницы, он пшеничный, а черный - изо ржи – ржаной.

-Как правильно называется белый хлеб? А черный?

-А еще, какое отличие? (по цвету и запаху, вкусу)

Определяют. Хлеб в мешочках.

- А сейчас, ребята, я расскажу вам интересную, старинную историю «Про пшеничный и ржаной хлеб»

Посеяли как-то в поле пшеницу. Вдруг ударили заморозки. Пшеница и померзла. Загоревали крестьяне:

— Погибнем мы теперь от голода…

Не знали они того, что у пшеницы есть родная сестрица — рожь, которая холодов не боится и в северных краях хорошо родится.

Там где холоднее пшеница не растет, и спасает людей от голода хлебушек ржаной. Вот и на этот раз пшеница погибла, а рожь на смену ей пришла. Заросли поля рожью. Стали крестьяне рожь убирать, в снопы вязать.

Недаром говорится«Рожь поспела, берись за дело». Вот и уродилась рожь хорошая, спелая, золотая! (слайд 14)

-Ветерок спросил, пролетая:

-Отчего ты, рожь, золотая?

-А в ответ колоски шелестят:

-Золотые руки растят!

Как много людей позаботилось о том, чтобы у нас с вами хлеб всегда был на столе.

-Давайте расскажем о тех, кто всегда в заботе о хлебе.

Стихотворение, читают дети.

Кто всегда в заботе?

Тракторист в заботе.

Поле он лелеет,

Пашет он и сеет.

Кто всегда в заботе?

Грузовик в заботе.

Возит удобренья,

Чтоб росли растения.

Кто всегда в заботе?

Дождичек в заботе.

В поле он прольется,

Колосок напьется.

Кто всегда в заботе?

Комбайнер в заботе.

Рожь он убирает,

Отдыха не знает.

Кто всегда в заботе?

Хлебопек в заботе.

Мастер он искусный,

Хлеб печет он вкусный.

Кто забот не знает?

Мы забот не знаем.

Хлебушка поели

И повеселели.

-И правда! Повеселели потому, что хлебушка поели, стали сыты и здоровы. Вот для этого и потрудились люди и умные машины.

-И даже природа помогает человеку.

-А как мы с вами можем поучаствовать в этом добром деле?

-Правильно, мы будем бережно относиться к хлебу, беречь его. А что это значит? (ответы детей)

--Что можно приготовить из хлеба, который не доели? (ответы)

-Сегодня мы познакомились с работой хлебороба.

-На следующем занятии мы продолжим разговор о хлебе и узнаем про работу пекаря и кондитера.

Мы уже с вами начали это знакомство, ходили на кухню.

Поделитесь своими впечатлениями.

Расскажите, что вы там увидели.

Какие продукты обязательно кладут в тесто.

Как получается пирог?

Вот пекари передали нам пирог, давайте угостим гостей, а вы ребята попьете чай в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Хлеб всему голова"

                               Тема:  «Хлеб - всей жизни голова!» Программное содержание:Обучающие зада...

Занятие "Хлеб - всему голова"

Занятие для воспитанников начальных классов, которое поможет сформировать у детей представление о ценности хлеба: о долгом пути, который проходит хлеб, прежде, чем попадает на стол. Воспитывает у дете...

Конспект занятия "Хлеб - всему голова!"

Это занятие  помогает активизировать и расширить словарный запас по темам: «Хлеб», «Хлебобулочные изделия», «Профессии», «Времена года». Развивать грамматический строй речи; проводить профилактик...

Конспект занятия «Хлеб- всему голова»

Конспект посвящен изучению процесса выращиваня хлеба, бережного отношения к главному продукту питания,  и воспитания в детях  уважительного отношения к труду людей.  Тема «Хлеб- в...

открытое занятие "Хлеб- всему голова!"

конспект открытого занятия на тему "Хлеб свему голова"...

Конспект открытого занятия "Хлеб-всему голова". Самоанализ.

Формирование представления детей о хлебе, дать понятие ценности хлеба в жизни человека....

Открытое занятие" Хлеб- всему голова"

Презентация для подготовительной группы...