Конспект занятия «Хлеб- всему голова»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Неськина Раиса Ивановна

Конспект посвящен изучению процесса выращиваня хлеба, бережного отношения к главному продукту питания,  и воспитания в детях  уважительного отношения к труду людей.  Тема «Хлеб- всему голова» актуальна для настоящего времени, т.к. она включена в программу обучения, но для дошкольников она мало раскрыта современными учёными – педагогами. Использование слайдов презентации позволяет привлечь  внимание к проблеме бережного отношения к главному богатству нашей Родины- хлебу, вернуться в старину, где неуважение к хлебу считалось оскорблением и  тяжким грехом выбросить хоть маленький кусочек хлеба. В настоящее время мы видим обратное.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt._khleb.docx29.49 КБ
Файл hleb.pptx2.13 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  «Хлеб- всему голова»

Цель:  Формирование  бережного отношения  к хлебу, который  является ежедневным главным продуктом питания, как к результату огромного труда  людей  многих профессий.

Задачи:

Образовательные- Обобщить и систематизировать  знания детей о хлебе,  о профессиях, принимающих участие в процессе выращивания хлеба, о его трудном выращивании, о долгом пути хлеба от поля до стола, разнообразии хлебобулочных изделий .

Воспитательные- Воспитывать уважение  и бережное отношение к хлебу и труду людей, выращивающих хлеб.

Развивающие- Развивать коммуникативные способности , активизировать и расширить словарный запас по темам «хлебобулочные изделия», «профессии»; знакомить с пословицами и поговорками, совершенствовать ручные умения и навыки.

Предварительная работа:

Чтение произведений о хлебе.

- Я.Тайц «Все здесь», сказки  «Колобок», «Колосок», Р.Сеф  «Зернышко», А. Аким «Хлеб»; М. Пришвин «Лисичкин  хлеб»; отгадывание загадок, заучивание  поговорок, пословиц о хлебе; рассматривание картин: И. Шишкин «Рожь», С.А. Куприянов «Вспашка», «Посев», «Уборка».

Материал  и оборудование:   Электронное приложение: презентация «Хлеб всему голова», аудиозапись фрагмента песни «Хлеб – всему голова» (слова В. Балачана, композитор –Захарченко В.); большой экран, мультимедийное оборудование; компьютер; дидактическая игра «Путаница», «Продолжи», игра «Пекари»; хлебобулочные изделия, мука, соль, вода, колпаки, фартуки, персонаж- Колосок,;  картинки тематические- пашня, сев, сбор урожая, элеватор, мельница, пекарня, магазин; ваза с колосками.

Содержание НОД

Занятие начинается с прослушивания песни «Хлеб- всему голова»

Воспитатель читает стихотворение:
Вот он Хлебушек душистый, 
Вот он теплый, золотистый. 
В каждый дом, на каждый стол, 
Он пожаловал, пришел. 
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло. 
Сколько рук его растило, охраняло, берегло. 
В нем - земли родимой соки, 
Солнца свет веселый в нем... 
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Воспитатель: О чем говорится в этом стихотворении? (О хлебе)

Воспитатель: Ребята, долгий и тяжелый путь проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол. Какой это нелегкий труд ,  мы сегодня постараемся это понять.

Воспитатель загадывает загадку.

Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На стебле золотом.  
(Колос)

Стук в дверь. Заходит «Колосок».

Воспитатель: Кто у нас в гостях? (Колосок)

Колосок приглашает детей на экскурсию в магазин.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, в какой магазин приглашает нас Колосок (Хлебный).

Колосок:  Какие продукты продают в этом магазине? (хлебобулочные изделия: хлеб, булки, печенье, баранки, сушки и др.)

Воспитатель: Сегодня, ребята, можно купить хлеба сколько хочешь. А в годы Великой Отечественной Войны велико было значение хлеба. Зерна не было и хлеб пекли из шелухи, пырея, лебеды. Давали по маленькому кусочку хлеба на весь день. Для людей  в то время хлеб был жизнью. Вот такая цена хлеба была и есть для людей, переживших войну.

Ребенок:   Нет вкусней пищи, чем Батюшка хлеб.
Пекут его разным, велик и потреб!
Он – щедр, одинаков к любому из нас.
И путник в дорогу берёт про запас.

Ребенок:

Так исстари длилось и, было в веках.
Хлеб был на почёте у всех на устах.

« Хлеб- совесть людская! По детски - чиста!
Что выше него, может быть только Честь!
И то, только та, у кого она есть»!

Воспитатель: Ребята, русский народ всегда  относился к хлебу с благоговением как к дару, спасающему от голода, как к богатству. В старину считалось тяжким  грехом выбросить хоть маленький кусочек хлеба. Неуважение к хлебу считалось грехом, оскорблением. С малолетства  детей учили ценить и беречь кусок хлеба, как самое дорогое богатство.   «Хлеб- батюшка, хлеб- совесть людская»

Воспитатель: Ребята, как же нужно относиться  к хлебу? (бережно, с уважением, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб).

Воспитатель: А кто же выращивает хлеб на полях? (Хлеборобы)

Воспитатель: Кто объяснит  это слово «хлебороб» (Хлеб и работа)

Ребенок: Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют

Воспитатель: А какие необходимые условия нужны для выращивания хлеба? (тепло, свет, вода)

Воспитатель: Мы сейчас с вами вспомним , как же выращивают хлебные растения , как хлебушек приходит к нам на стол и  расскажем об этом Колоску.

Воспитатель: Ребята, люди какой профессии первыми  выходят в поле? (Трактористы)

Ребенок:

Вышли в поле трактора,
Землю им пахать пора,
Чтоб посеять рожь, пшеницу…
Ведь на поле Хлеб родится!    

Воспитатель: Ребята, а зачем пашут землю? (Чтобы земля была мягкая, пушистая)

Воспитатель: Какая техника и люди какой профессии засевают поле? (Сеялка, сеяльщик)

Ребенок:

К севу все уже готово!

И кипит работа снова…

В сеялке полным- полно

Насыпается зерно.

С ранней зорьки до темна

В землю сеется оно.

Воспитатель:  Ребята, а кто следит за посевом, ростом, созреванием зерновых культур? (Агроном)

Ребенок: Все колдует над зерном

Наш волшебник – агроном

По ночам ему не спится:

Как  там  выросла пшеница.

Воспитатель: Ребята, созрел хлебушек, колоски налились тяжелым,  золотым зерном. И тут кто же на поле выезжает? (Комбайны и комбайнеры)


Ребенок: Вот и лето пролетело, тянет холодом  с  реки.

 Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.

 Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед,  из края в край.

 Жнут — молотят, жнут — молотят, убирают урожай.

 Утром рожь стеной стояла. К ночи — ржи как не бывало.

 Только село солнышко, опустело зернышко.

 Колосок  проводит физминутку «Колоски»

-        А сейчас я Колосок - волшебник. Вот это поле. Я превращаю вас всех в зернышки, маленькие - маленькие (дети приседают) и сажу в землю.

-        Теплое солнышко пригревало землю. Дождик поливал. Зернышки росли, росли (дети приподнимаются) и стали колосками (медленно поднимают руки).

-        Колоски тянутся к солнышку (руки вытянуть вверх с силой, встать на носочки).

-        Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (расслабьтесь, уроните голову на грудь или на бок, опустите руки, плечи, туловище, опуститесь на пол).

-        Но вот полил дождик, ожили колоски, снова тянуться к солнышку (встали, руки подняли вверх).

-        В поле выросли замечательные колоски (улыбнитесь друг другу).

-        А теперь изобразите колоски - толстячки (надуть щеки, грудь).

колоски - худышки (щеки втянуть, живот тоже).

-        А теперь это не колоски, а дружные ребята!


Воспитатель: Ребята, комбайны обмолотили зерно, загрузили в машины, куда же повезут  его? (На элеватор)

  Воспитатель: Ребята,  что делают с зерном на элеваторе? (Зерно проветривается и просушивается)

В элеваторе для нас 
Хлеб хранится про запас. 
Здесь ему тепло, удобно. 
Сможет он, как будто дома, 
Сколько нужно отдохнуть
И опять собраться в путь.

Воспитатель: Куда же едет зерно дальше? (На мельницу)

Воспитатель: Кто работает на мельнице? (Мельник)

Воспитатель: Что делает мельник с зерном? (В муку зерна превращает)

Ребенок: Лишь зерно проветрится –
Его везут на мельницу.
Ветер жернова вращает,
В муку зёрна превращает…
Вы готовьте лишь мешки-

Хватит здесь для всех муки.

Воспитатель: Куда повезут муку дальше? (В пекарню, магазин)

Кто работает в пекарне? (пекарь)

Воспитатель: Какую работу выполняет пекарь? (Печет)

Ребенок: Они встают, когда мы спим,

Муку просеют в сите,

Докрасна натопят печь,

Чтобы хлеб к утру испечь.

Воспитатель: Ребята,  каков следующий путь нашего хлебушка? (В магазин и на стол)

Колосок остался доволен ответами детей  и предлагает поиграть в дидактическую  игру «Продолжи»

(Дети заканчивают пословицы и поговорки)

Хлеб-…(всему голова)

Хлеб да вода…(богатырская еда)

Худой обед-…(если хлеба нет)

Кто трудиться рад,..(тот будет хлебом богат)

Колосок: Ребята, пока  я добирался до вас, у меня спутались все картинки.

Дидактическая игра « Путаница»

Воспитатель: Давайте, ребята, поможем Колоску. (Дети расставляют картинки  в правильной последовательности процесса выращивания хлеба)

Воспитатель: Ребята , а вы знаете ,что самый вкусный хлеб получается тогда, когда печешь его своими руками. Сегодня мы с вами будем пекарями и испечем хлеб. (Дети делают тесто и «выпекают «хлеб)

Игра «Пекари»

Ребенок1: Хлеб наш берегите!

Ребенок2: Хлебом не сорите!

Ребенок3: Хлеб наш уважайте!

Ребенок4: С хлебом не играйте!

Ребенок5: Хлеб выбрасывать нельзя!

Все: Берегите хлеб, друзья!

Колосок всех угощает печеньем.

Используемая литература:

1. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа» -М.: ООО «Элизе Трэйдинг», 2001год.

2. В. Иванкова « 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок»  

Издательство: Аквариум-Принт, 2006 г

3. Воспитание дошкольников в труде/В.Г.Нечаева, Р.С.Буре, Л.В. Загик и др.; Сост. Р.С. Буре; под ред. В.Г.Нечаевой,- 3-е изд., испр. и доп., М.:Просвещение, 1983.-207 с.

4. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы. Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.-М.;Мозаика-Синтез,2011.            


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: Воспитатель МБДОУ « Большеелховский детский сад № 1 комбинированного вида» Неськина Раиса Ивановна «Хлеб всему голова»

Слайд 2

Задачи: Образовательные Воспитательные Развивающие Воспитывать уважение к хлебу и труду людей, выращивающих хлеб. Развивать коммуникативные способности , активизировать и расширить словарный запас по темам « хлебобулочные изделия » , « профессии » ; знакомить с пословицами и поговорками, совершенствовать ручные умения и навыки. Обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, о профессиях, принимающих участие в процессе выращивания хлеба, о его трудном выращивании, о долгом пути хлеба от поля до стола ,разнообразии хлебобулочных изделий .

Слайд 3

Предварительная работа: Чтение произведений о хлебе Я. Тайц « Все здесь » С казки « Колобок » , « Колосок » Р. Сеф « Зернышко » А. Аким « Хлеб » М. Пришвин « Лисичкин хлеб » О тгадывание загадок З аучивание поговорок, пословиц о хлебе Р ассматривание картин: И. Шишкин « Рожь » , С.А. Куприянов « Вспашка » , « Посев » , « Уборка » .

Слайд 4

Материал: Хлебобулочные изделия, мука, соль, вода, колпаки, фартуки персонаж- Колосок Аудиозапись песни «Хлеб – всему голова» (слова В.Балачана , композитор –В.Захарченко) Картинки тематические -пашня, сев, сбор урожая, элеватор, мельница, пекарня, магазин.

Слайд 5

Содержание НОД Вот он Хлебушек душистый, Вт он теплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел. В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло, берегло. В нем - земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем... Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Слайд 6

Хлебный магазин

Слайд 7

Значимость хлеба во время Великой Отечественной Войны

Слайд 8

Важные профессии

Слайд 9

Важная техника

Слайд 10

Агроном

Слайд 11

Комбайны и комбайнеры

Слайд 12

Элеватор

Слайд 13

Мукомольная мельница

Слайд 14

В печку

Слайд 15

На стол


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Хлеб всему голова"

                               Тема:  «Хлеб - всей жизни голова!» Программное содержание:Обучающие зада...

Конспект занятия "Хлеб - всему голова!"

Это занятие  помогает активизировать и расширить словарный запас по темам: «Хлеб», «Хлебобулочные изделия», «Профессии», «Времена года». Развивать грамматический строй речи; проводить профилактик...

Конспект-занятия "Хлеб -всему голова"

Представлен материал для проведения занятия по теме "Хлеб-всему голова"...

Конспект занятия " Хлеб-всему голова"

Конспект занятия для подготовительной группы....

Конспект занятия" Хлеб всему - голова"

Цель:Знакомить детей с процессом производства хлеба, формирование представления о том, почему хлеб нужно беречь.Задачи:   Коррекционное- образовательны Активизировать и расширить словар...

Конспект занятия "Хлеб - всему голова"

Конспект занятия «Хлеб – всему голова» (занятия по ознакомлению с окружающим в старшой группе).Программное содержание:1. Познакомить детей с тем, как в старину выращивали хлеб, донести до их сознания,...

Конспект занятия "Хлеб всему голова"

Педагогический замысел:Образовательная область Социально – коммуникативное развитиеЗадачи:·        Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду...


 

Комментарии

Богдан Светлана Васильевна

Раиса Ивановна, добрый день! Очень понравилось занятие! Приятно было обнаружить свои стихи у Вас в конспекте. Но печально, что автора не указали. Сейчас не проблема найти автора - всё можно тут же быстро выяснить, стоит лишь ввести в строку поиска начальные строки любого текста. Прошу Вас внести поправку и ссылку на источник: http://www.stihi.ru/2011/07/05/2965. Иначе, это нарушает закон об авторстве. Да и другие педагоги у Вас в конспекте находят и используют стихи, также не указывая автора. Потом стихи, как сироты "гуляют" по пространству Интернета. Очень надеюсь на понимание и положительное решение данного вопроса. С уважением, Светлана Богдан.

Татьяна Михайловна Захарченко

Похоже, Раиса Ивановна на сайте не бывает (заходила на её страницу)....Посмотрела по ссылке, Светлана Васильевна, очень понравился материал. На одном вашем стихотворении можно построить полностью разработку занятия)

Богдан Светлана Васильевна

Татьяна Михайловна, благодарю Вас! Я не против, только ЗА, чтобы педагоги пользовались моими стихами в своей работе, для этого и публикую. Но только очень грустно, что очень и очень часто забывают автора указать. Столкнулась с этим не так давно и совершенно случайно. Десятки презентаций по моему альбому для дошкольников и по моим стихам, конспектов, проектов, а автора нет. Вот так...