В лесу
методическая разработка по окружающему миру

Людмила Сергеевна Савочкина

Д Р У З Ь Я     П Р И Р О Д Ы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_lesu.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:    Д Р У З Ь Я     П Р И Р О Д Ы

Цель:  Вызвать у детей желание беречь природу, способствовать

           осмыслению своего места в ней, ответственность за

           сохранения красоты и богатства родной природы.

           Словарь: иллюстрация, пословица о лесе.

           Развивать у детей устойчивый интерес к природе родного

           края.

Ход занятия:

   Вчера мы с вами начали читать сказку «Школа вежливости». Давайте вспомним, о чем там шла речь. Что бы вам было легче, я развесила иллюстрации – картинки, изображающие то, о чем написано в книге.

-- Как семейство Ивановых решило отдохнуть? (Поехали в лес).

-- Кого они там встретили? (Красных белок, очень старую сосну, ушастого дядю Филина, сине-красные-желтые цветы).

-- Как вел себя в лесу Алеша Иванов? (Капризничал, требовал сорвать ему цветов, орехов, срубить сосну для костра).

-- Как вели себя мама, папа, две бабушки и тетя Липа? (Выполняли все Алешины капризы).

-- Как на все эти безобразия отреагировали лесные жители? (Звери и птицы собрались и начали стыдить людей, а когда это не помогло, прогнали их из леса).

-- А как вы ведете себя на прогулке в лесу или парке? (Ответы детей).

-- А что волшебного случилось в городе, пока семейство Ивановых было в лесу? (Все жители города выпили воды из волшебного фонтана и стали сказочно вежливыми).

-- Вечером ничего этого не заметив и не приметив, Ивановы вбежали в свой дом. Улеглись в свои кровати и заснули.

А теперь послушайте, что же случилось на следующее утро.

    На другое утро мама, папа, две бабушки и тетя Липа проснулись рано.

    Наконец и Алеша Иванов проснулся, открыл глаза и зевнул.

   Тетя Липа скорее влила ему прямо в рот какао.

   Бабушки сунули ему в рот несколько пирожных. А папа заиграл на дудке. И все-таки Алеша закричал:

-- Мне скучно!

-- Придется купить ребенку какой-нибудь подарок, -- решила мама.

   И побежала в магазин.

   Но только она вышла за порог, как вдруг остановилась и быстро-быстро заморгала глазами. И даже открыла рот от удивления.

   Вокруг нее были дома из шоколада. И крыши леденцовые. На окошках ставни из кренделей. А на остроконечных пряничных башнях сидели флюгерные петушки.

-- Кууу-куа-реукууу! – закричали они. – Добрый день, Иванова мама! Спеши скорее к чудесному фонтану! Там дожидается тебя фея Здрасте!

-- Чудеса!.. – сказала мама.

  И ноги сами понесли ее к чудесному фонтану.

  Там на скамеечке сидела фея.

-- Здравствуйте, -- сказала она маме и протянула ей стакан волшебной голубой воды. – Лишь три глотка. И я бы посоветовала вам сейчас умыться… Пожалуйста.

-- И вправду – чудеса! – сказала мама.

   Честно говоря, она была послушным человеком. Все проделала, как ей подсказала фея Здрасте. И тотчас превратилась в самую вежливую маму на белом свете. И тут же покраснела от стыда.

-- Ой-ой-ой! Как стыдно! Вчера я скверно вела себя в лесу дремучем.

-- Знаю, -- ответила фея. – Возьмите эту лейку. Наполните ее волшебной водой… И отправляйтесь в лес. Да не забудьте купить зонт у Продавщицы за углом. Тем временем я постараюсь, чтобы Алеша прибежал к чудесному фонтану.

-- Благодарю! – сказала мама и побежала к Продавщице летающих зонтов.

  Скоро она уже неслась над городом… Над сахарной горой… Над дальней дорогой… Над чистым-чистым полем… Направляясь туда,

где зеленел дремучий лес.

   Ивановы ждали-ждали ее и начали уж волноваться. Тем более, что мальчик не переставал реветь.

-- Придется мне купить подарок, -- решил наконец папа и поспешил из дому.

   С ним произошло тоже самое, что и с мамой. И когда он превратился в самого вежливого папу, он покраснел и воскликнул:

-- Стыд какой! Вчера я очень плохо вел себя в лесу!

  Фея Здрасьте протянула папе лопату, мешочек с семенами и отправила в лес исправлять вчерашние безобразия.

   В скором времени и две бабушки оказались у чудесного фонтана.

-- Ай-ай! – сказали они, испив из него, и покачали головами. – Вчера-то мы такого натворили! И вспомнить совестно!

   Фея дала им корзинку со спелыми орехами для белок. И указала, где можно купить летающий зонтик.

   Последней прибежала к фее тетя Липа. Скоро она тоже превратилась в сказочно вежливую тетеньку. И купив себе летающий зонт, полетела в сторону дремучего леса.

   В лесу, возле избушки на курьих ножках мама Иванова поливала живой-волшебной водой кусты, цветы и травы. Обе бабушки кормили спелыми орехами красных белок. Папа сажал на поляне семена диковинных деревьев и цветов. А тетя Липа замазывала раны на стволе очень старой сосны целебной мазью, которую дала ей фея.

   Очень-очень скоро на лесной поляне улыбнулись синие-красные-желтые цветы. Потянулись к солнцу голубые травы. Запрыгали-заплясали на ветвях белки. А из черного дупла вдруг выглянул ушастый дядя Филин.

-- Уфф! – крикнул он. – Скорее все сюда!

  Из белоствольного березняка примчались зайцы.

  Из дальнего оврага – лисы.

  Из ельника дремучего – два седых волка.

  А из берлоги притопала медведица Матрена с ребятами своими, медвежатами.

-- Большое вам спасибо, люди! – сказала медведица и низко поклонилась.

  И остальные звери–птицы тоже поблагодарили Ивановых.

  А старая сосна уронила в мамины ладони маленькую зеленую звезду.

  И от всего этого маме, папе, двум бабушкам и тете Липе сделалось так хорошо-приятно, что, возвращаясь домой, они даже запели песенку.

Вопросы:

1. Что вы можете сказать о поведении семейства Ивановых в дремучем лесу?

2. Почему капризничал Алеша?

3. Можно ли вообще капризничать, как вы считаете?

4. Правильно ли повели себя в лесу мама, папа, две бабушки и тетя Липа, когда сделались сказочно вежливыми?

   Давайте немного поиграем. Игра «Море волнуется».

Дети выходят на ковер. Когда начинает звучать запись лесного шума, на слова «море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, лесная фигура на месте замри» дети изображают лесных обитателей. Затем ведущий дотрагивается до этих фигур и они «оживают». Игра повторяется, когда звучит запись морских шумов, на слова «море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри».

 

   Когда члены семейства Ивановых исправились, то решили развесить в лесу знаки, для того, чтобы никто больше никогда не поступал так, как они. Вот такие знаки. (Показ). Как вы думаете, что они означают?

А о чем говорит красный ободок на знаках? (Ответы детей).

Топор – не рубить живые деревья и кусты.

Рогатка – не стрелять.

Разбитая бутылка и консервная банка – не оставлять мусор.

Сломанная ветка, нож – не ломать веток, не ранить ножом кору деревьев.

Магнитофон – не шуметь в лесу.

Костер – не оставлять незатушенный костер.

Сорванные цветы – не рвать растения без необходимости.

   К сожалению, не только в сказках встречаются такие люди, которые обижают природу. И невозможно, как в сказке, сделать всех вежливыми-превежливыми.

   А ведь лес может спокойно обойтись без человека. А сможет ли человек прожить без леса? (Ответы детей). Человеку без леса плохо придется:

-- лес дает свежий воздух;

-- лес дает древесину для изготовления мебели, дверей и прочего;

-- лес одаривает ягодами, грибами, орехами, лекарственными растениями;

-- лес – место отдыха и наблюдений за красотой природы.

  Смотрю на глобус – шар земной,       Остановил олень свой бег:

  И вдруг вздохнул он, как живой;       «Будь человеком, человек!

  И шепчут мне материки:                     В тебя мы верим – не солги.

  «Ты береги нас, береги!»                    Ты береги нас, береги!»

 В тревоге море и леса                           Смотрю на глобус –

 Роса на травах, как слеза,                     Шар земной,

 И тихо просят родники:                        Такой прекрасный и родной.

 «Ты береги нас, береги!»                      И шепчут губы: «Сберегу!

 Грустит глубокая река,                         Я сберегу вас, сберегу!»

 Свои теряя берега.

 И слышу голос я реки:                                 (Е. Шкловский)

 «Ты береги нас, береги!»

  Во второй половине дня дети составляют рассказы из личного опыта на тему «Прогулка по крымскому лесу» и рисуют иллюстрации к своим рассказам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект "Лес - это богатство. Правила поведения в лесу" Рисование на тему "Что я видел в лесу".

Данный материал помогает систематезировать знания детей о лесе и его жителях....

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области "Познание" "Что растёт в лесу?" Кто растёт в лесу?"

Цель: Уточнить представления о лесе как о сообществе, в котором живут растения (деревья, кусты, травы, грибы) и животные (звери, птицы, насекомые, земноводные). Учить устанавливать простейшие причинно...

Беседа о лесе и правилах поведения в лесу

Материал об обитателях леса:деревьях,насекомых,птицах,зверях,,грибах,ягодах,растущих в лесу и бережном отношении к ним,о правилах поведения в лесу....

Природоведческая акция "В лесу родилась ёлочка - и пусть в лесу живёт!"

Перед Новым годом люди, как правило, украшают свое жилище. Новогодние ели – главные фавориты зимнего праздника. Мы должны призывать сберечь хвойные деревья от массовой вырубки и провести природоохранн...

Природоведческая акция "В лесу родилась ёлочка - и пусть в лесу живёт!"

Цель акции важна и благородна: привлечение внимания населения и, в первую очередь, дошкольников, к проблеме вырубки ёлок в канун Нового года....

Природоведческая акция «В лесу родилась ёлочка - и пусть в лесу живёт!»

Двухнедельный праздник не стоит целой жизни замечательного дерева...

Природоведческая акция «В лесу родилась ёлочка – и пусть в лесу живёт!»

Перед Новым годом люди, как правило, украшают свое жилище. Новогодние ели – главные фавориты зимнего праздника. Мы должны призывать сберечь хвойные деревья от массовой вырубки и провести природоохранн...