Экологическое воспитание дошкольников
статья по окружающему миру (старшая группа)

Дядева Мария Андреевна

В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. В каждой комплексной программе раскрывается раздел экологического воспитания.  Одно из важнейших условий формирования экологических представлений — это непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе.

Каждый ребенок по своей природе исследователь. Пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им, открывать как можно больше тайн живой и неживой природы.

Познакомить детей с растениями, научить любить и ценить их – дело не из легких. Основные задачи, которые решаются в этом направлении, следующие:

-дать представления о том, что растения – живые существа, причем очень хрупкие;

-сформировать познавательный интерес к миру растений;

-помочь направить активность и энергию детей в правильное русло;

-нацелить на помощь в сохранении окружающей природы;

-дать возможность ребенку развиваться интеллектуально и духовно, быть в курсе всех экологических событий, которые происходят сейчас не только в его городе и стране, но и во всем мире;

-расширить кругозор;

-способствовать формированию ответственного и правильного отношения к окружающей природе и среде, ее сохранению и улучшению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx268.26 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Экологическое воспитание дошкольников».

В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. В каждой комплексной программе раскрывается раздел экологического воспитания.  Одно из важнейших условий формирования экологических представлений — это непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе.

Каждый ребенок по своей природе исследователь. Пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им, открывать как можно больше тайн живой и неживой природы.

Познакомить детей с растениями, научить любить и ценить их – дело не из легких. Основные задачи, которые решаются в этом направлении, следующие:

-дать представления о том, что растения – живые существа, причем очень хрупкие;

-сформировать познавательный интерес к миру растений;

-помочь направить активность и энергию детей в правильное русло;

-нацелить на помощь в сохранении окружающей природы;

-дать возможность ребенку развиваться интеллектуально и духовно, быть в курсе всех экологических событий, которые происходят сейчас не только в его городе и стране, но и во всем мире;

-расширить кругозор;

-способствовать формированию ответственного и правильного отношения к окружающей природе и среде, ее сохранению и улучшению.

В педагогической работе по ознакомлению дошкольников с экологией используется:

Природный уголок. В котором находятся разнообразные комнатные растения. Ведётся картотека комнатных растений. Дети с удовольствием помогают ухаживать за растениями: с утра трогая почву пальцем, понимать, что нужно полить и взрыхлить землю. Когда дети наглядно видят положительный результат труда, то очень гордятся своими успехами. Заботясь о природе, дети не будут зря рвать цветы, ломать ветки.

Уголок природы детском саду: оформление по ФГОС, картинки

Экологическая тропа. Позволяет значительно расширить объекты наблюдения. Каждый сезон дети совершают экскурсии по экологической тропе, наблюдают за изменениями в жизни природы, за отдельными организмами, учатся ценить природу. 

Проект «Экологическая тропа в детском саду» в старшей «Б» группе.

Календарь природы. Это имеет очень большое значение для детей. Здесь закладываются у детей первые представления об изменениях в природе и осознание, что все эти изменения имеют свои естественные причины. Заполнение календаря – важная совместная практическая деятельность, в процессе которой воспитатель обучает детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучает детей умению использовать и понимать символы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения. Незаметно и постепенно накапливаются у детей знания о природе и появляется интерес к ней и любовь.

Стенд Календарь природы для детского сада - dou-shkola.ru | Детский  календарь, Школьные украшения, Детский сад

Дидактические игры. Игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

Дидактическая игра по экологии для детей 6–7 лет. Воспитателям детских  садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта), вызывает у ребенка сочувствие к “тяжелой” самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходится (сфера нравственности). Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое.

В результате целенаправленной работы по экологическому воспитанию и образованию происходят изменения в поступках и поведении детей. Дошкольники будут осознанно относиться к природным богатствам, ко всему живому внимательнее, трудолюбивее и наблюдательнее, что отразится в их рисунках и рассказах. Эмоциональность, увлеченность детей убеждает в том, что работа по экологическому воспитанию очень важна и дает хорошие результаты. Эта работа помогает воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Экологическое воспитание дошкольников (план недели по экологическому воспитанию)

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань "модному" направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нем...