Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «Жизнь птиц зимой»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Новикова Оксана Александровна

Формировать познавательный интерес, расширять знания и представления о зимующих птицах Закреплять умение составлять описательный рассказ, опираясь на схему и картинку Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложениями Развивать речь детей, обогащать словарь по теме Продолжать учить детей отгадывать загадки Развивать внимание, логическое мышление, память Закреплять умение согласовывать движения со слова Воспитывать умение внимательно слушать сверстников, доброе и заботливое отношение к природе и к зимующим птицам, желание помогать им, защищать и оберегать их; внимание к каждому уголку родной земли

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_ptits_zimoy.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологии в средней группе .

                                             «Жизнь птиц зимой!»

Программное содержание: Формировать познавательный  интерес, расширять знания и представления о зимующих птицах

Закреплять умение составлять описательный рассказ, опираясь на схему и картинку

Продолжать учить детей отвечать на вопросы  полным предложениями

Развивать речь детей, обогащать словарь по теме

Продолжать учить детей отгадывать загадки

Развивать внимание, логическое  мышление, память

Закреплять умение согласовывать движения со слова

 Воспитывать умение внимательно слушать сверстников, доброе и заботливое отношение к природе и  к  зимующим птицам, желание помогать им, защищать и оберегать их;  внимание к каждому уголку родной земли

Материал к занятию:

Шапочки для птиц, иллюстрации с изображением  птиц, письмо старухи зимы, аудиозаписи  игры: « Найди своё гнездо», «Угадай какая птица поёт», «Узнай по описанию»,  кормушки, магнитофон.                    

   Ход  занятия

Звучит музыка метели, вьюги.

Вводная бесед

Воспитатель:- Ребята, какое сейчас  время года

Дети: Зима
Воспитатель: - Что зима принесла с собой

Дети: Снег, мороз, холод.

Воспитатель:  У зимы бывает разное  настроение: то она радостная, то сварливая и даже злая. Как  зима  зимы выражает свою злость?

Дети: Зима выражает свою злость  вьюгой, сильным  ветром, пургой, метелями, морозами.

Воспитатель: - Как вы думаете, какими природными явлениями  зима выражает свою радость

Дети: Свежий воздух, теплое солнце, идет снег,  искрится, блестит

Воспитатель: А  Вам нравится  зима

Дети: Да

Воспитатель: А за что Вы любите зиму

Дети: Можно играть в снежки, кататься на санках, коньках, лыжах.

Воспитатель: Я прочитаю отрывок из рассказа К. Д. Ушинского « Проказы старухи зимы»

«Разозлилась старуха зима, задумала всякое дыхание со света сжить. Прежде всего, она стала до птиц добираться: надоели они ей своим криком и писком. Подула зима холодом, по сорвала листья с лесов и дубров и по разместила их по дорогам. Некуда птицам деваться, думушку  думать. Собрались , по кричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в теплые страны…»

Инсценировка

Звучит музыка, влетают птицы.

Воспитатель:  Кто, вы, птички? Откуда

-Городская птичка,
Птичка - невеличка!
На рассвете "чик-чирик"
Принесет и свет, и крик!
Поклюёт с твоей ладошки
Приготовленные крошки -
Малый, серый, всех смелей -
Это кто же? ( Воробей)

-Все  время стучит,

Деревья долбит

Но их не  калечит,

А только лечит…. (Дятел)

-Синяя косынка,

Зеленоватая спинка.

Грудка желтоватая  

Маленькая птичка

Звать меня….(синичка)

- Я птица мирная,

Хоть и без  квартирная.

Гнезда строить не мастак,

Полечу я на чердак,

Станет солнце пригревать,

Так люблю поворковать (Голубь)

-Как бы мне пошла кар- рона!

Важно каркает …. (Ворона)

Воспитатель: Здравствуйте! Как же здесь вы оказались? Ведь  старуха  зима  всех птиц прогнала?

Дети птицы: Да мы здесь зимовали, никуда не улетали, мы не перелетные.

Воспитатель: Ребята, как же назвать этих смелых птиц не улетающих от нас зимой?

Дети: Зимующие

Воспитатель ( птицам) Много бед и невзгод  вы перенесли в суровую зиму, а у нас вас ждет тепло и корм, проходите, отдохните ( дети – птицы   садятся на стулья).

Пальчиковая гимнастика  « Кормушка» Я зимой кормлю всех птиц

Сколько птиц к кормушке нашей

( Ритмично сжимают и разжимают  кулаки)

Прилетело? Мы  расскажем

Две синицы, воробей,

( На каждое  название  птицы  загибают по одному пальчику

Шесть щеглов и снегирей,

Дятел в пестрых перышках

Всем хватило зернышек.

( Ритмично сжимают и разжимают кулаки).

Воспитатель: - Каких   зимующих птиц вы еще знаете?    

Дети:  Снегирь,  сова, сорока.

(По мере того, как  дети называют птиц  выставляю на доску картинки с их изображением.

Воспитатель:  Дети, я уже поняла, что вы  знаете много разных птиц. А каких птиц   Вам приходилось наблюдать на участке?

Дети: Воробьев, ворон, голубей, сорок

Воспитатель: Как  называются птицы, которые остаются у нас на зиму?

 Дети: Зимующие, оседлые

Воспитатель: Каких птиц не видно в зимнее время года?

Дети: Ласточек, грачей, уток, журавлей.

Воспитатель: Куда  улетели эти птицы?

Дети: Улетели в теплые края

Как  называются  птицы, которые улетают от нас в теплые края?    

Дети:  Перелетные.  

 Воспитатель: Как вы думаете, почему перелетные птицы улетают от нас на зиму?

 Дети: Бояться  холодов, им нечего есть.  

Воспитатель: когда они выводят птенцов?        

Дети:   Летом они живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов.  

Воспитатель: А когда они улетают?              

Дети:  С наступлением холодов улетают в жаркие страны, а весной  возвращаются  в родные края.

Воспитатель: А зимующие птицы?      

 Дети:  Эти птицы не боятся морозов   и ухитряются добывать еду в самые холодные зимы.

Воспитатель: Где птицы  добывают себе пищу?        

Дети: Они  отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев,  щели домов и заборов.  

Воспитатель: А что еще зимующие птицы едят?

Дети: Съедают плоды и семена  лиственных и хвойных растений

 Воспитатель:  Что делают синицы зимой?

Воспитатель: Как вы думаете, зимой  птицам очень тяжело?      

Дети:  Да. Особенно трудно приходиться  во время снегопадов,  в метели и сильные  морозы.    

Воспитатель: Как в такую   погоду приходиться   птицам?

Дети: В  такую погоду птицы часто голодают и даже погибают, от голода и холода.          

Воспитатель:  В зимнее время куда чаще птицы приближаются?        

Дети: Птицы приближаются к жилищам людей.      

Воспитатель: Как мы можем помочь?            

 Дети: Смастерить  кормушки и насыпать туда корм.        

Воспитатель: - А чем мы будем кормить птиц?            

 Дети: Семенами различных растений: овес, пшено, хлебные крошки, сало, мясо.    

Воспитатель: А кто клюет пшено?

Дети: Воробьи.

Воспитатель: А что клюет синица?  

 Дети:  Сало и мясо.    

Воспитатель: Ребята, вы много рассказали о зимующих птицах.  

 Воспитатель: А теперь, ребята пришло время отдохнуть. Давайте   поиграем в игру «Найди свое гнездо».  

 Дети делятся на пары, голуби, дятел, воробей.  По группе разложены обручи разных цветов. Под музыку врассыпную дети разбегаются по группе. Как только музыка закончиться « птицы « ищут свою пару и гнездо.    

   

Игра « Узнай по описанию»  предлагаю детям придумать загадки о птицах

Ребенок1: По бокам   перышки у  этой птицы белые, голова и крылья черные. Хвост тоже черный, нос очень красивым зеленым отливом, длинный и прямой, как стрела. Кто это?    

Дети: Сорока.  

Воспитатель:- Скажите ,какие прозвища сороки вы знаете?    

Дети: Сорока  - белобока, сорока воровка.

 Воспитатель: Почему  ее так называют?  

Дети:  Потому что у нее белые бока, и она все таскает в гнездо, что плохо лежит.  

Ребенок 2:  Это большая, хитрая, ловкая и находчивая птица. Она  не выделяется яркостью окраски. Голова,  клюв, горло, крылья, хвост и лапы черные, а все остальное серое?  

Дети: Ворона .  

Воспитатель: - Как еще по другому  называют ворон?

Дети:  Их еще называют хитрыми, они очень ловкие  и находчивые птицы.  

Ребенок 3: Спинка у этой птицы черная. Крылья тоже черные , но с белыми крапинками .А на белом брюшке крапины черные .На голове  ярко- красный беретик?      

Дети: Дятел.    

Воспитатель: Как по  другому еще называют дятла?  

Дети: Лесной доктор, потому что  защищает и лечит деревья от червяков.  

Влетает сорока с письмом, кричит: «Новости! Новости!,  Лесные новости!  Вам письмо»  

Воспитатель: Спасибо, сорока, проходи, садись с нам. Интересно, кто же написал нам письмо?      

Воспитатель: Давайте дети прочитаем его (читаем письмо).    

Снегом засыпаны лес и поля,

Спит под сугробами крепко  земля.    

Что же я вижу – птицы зимой!  

Кто разрешил им спорить со мной?

Был же приказ всем улетать,    

Нет ведь остались они зимовать.

Буду теперь я сердитой и строже,  

Их непременно всех заморожу!

Впрочем, смягчусь, не буду я зла.  

Я подобрела сегодня с утра.
Но вы должны птицам помочь.  

Кто поработать из вас не прочь?  

Если согласны, тогда не зевайте,    

Быстро заданья мои выполняйте.  

Воспитатель: - Ребята, вы догадались от кого это письмо?    

Дети: Да, от старушки зимы.  

Воспитатель: - Выполним задания старухи зимы?      

Дети: Да.  

Игра « Угадай, какая птица поет?»  

Задание: Угадать, какая птица произносить звуки; найти соответствующую картинку и повторить звуки.    

Включаю  магнитофон .

« Кар- кар»( Ворона)  

« Чик – чирик, чив- чив – чив» ( Сорока)    

Синь- синь- синь» ( Синица).    

Воспитатель: Дети а Вы знаете стихи о птицах?

Дети: Да    

Дети рассказывают стихи.

Воспитатель: Молодцы, ребята, все задания старухи зимы вы выполнили. Теперь она птиц не заморозит .    

 Воспитатель: -Ребята , о ком мы сегодня с Вами говорили?  

Дети: О  птицах.    

Воспитатель:   О каких?  

Дети:   О зимующих.  

Воспитатель: Да, мы вспоминали, как выглядят, и чем питаются  зимующие птицы. На этом знакомство с птицами на сегодня заканчивается .   Я  бы хотела , что бы вы дома вместе с родителями сделали кормушки и не забывали в них подсыпать корм.
Воспитатель: -Ребята , сегодня на прогулке мы еще повесим кормушки , которые смастерили  Ваши папы , и будем помогать птицам , пережить зиму.

Рефлексия

- Ребята, вам понравилось наше путешествие в страну птиц?

- Кому что больше понравилось?

- что вы больше всего запомнили? Для чего вам это пригодится?

- Молодцы,  сегодня все хорошо работали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «Весна»

IВводная часть (мотивационный этап) - 3 минутыа) приветствие;б) коммуникативная игра «Здравствуйте».IIОсновная часть - 15 минута) игровая мотивация;б) беседа;в) игровая ситуация;г)рассматр...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. тЕМА "пУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕС"

Презентация к конспекту непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми младшего дошкольного возраста. Тема "Путешествие в лес"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста на тему «Учимся сортировать мусор»

Цель: Знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов.Задачи:Обучающие:- Формировать умение сортировать мусор при его сборе.-...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «Фрукты»

Тема: «Фрукты. Сад» «Рассматривание фруктов (груша и яблоко)Цель: Систематизировать знания детей о фруктах.Образовательные задачи:•Продолжить знакомить детей с фруктами (яб...