Главные вкладки

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «Весна»
    план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

    IВводная часть (мотивационный этап) - 3 минуты

    а) приветствие;

    б) коммуникативная игра «Здравствуйте».

    IIОсновная часть - 15 минут

    а) игровая мотивация;

    б) беседа;

    в) игровая ситуация;

    г)рассматривание картин, беседа по ним;

    д)речевая игра «Скажи наоборот»;

    е)вопросы к детям;

    ж)дидактическая игра «Кто здесь лишний?»

    з) физкультминутка;

    и) отгадывание загадок.

    III Заключительная часть (рефлексивный этап) – 2 минуты

    а) обобщение воспитателя;

    б) анализ ОД.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_sr_gr_vesna.docx29.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ комбинированного вида  Детский сад  № 38

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «Весна»

    Выполнила: воспитатель средней группы

    Меджидова Гюльнара Курбановна

    п. Кубанский

    2020

    Образовательная область: речевое развитие.

    Цель: развитие связной речи по лексической теме «Весна».

    Задачи:

    Образовательные: уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны.

    Расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь по теме.

    Повторить с детьми названия весенних цветов (ландыш, подснежник, тюльпан, нарцисс, одуванчик).

    Развивающие:развивать внимательность и наблюдательность, мелкую и общую моторику, коммуникативные навыки.

    Упражнять умение работать коллективно.

    Вызвать у детей радость от проделанной деятельности

    Воспитательные:воспитывать у детей отзывчивость, любовь к родной природе и бережное отношение к ней.

    Предварительная работа:наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы; рассматривание картинок с приметами ранней и поздней весны, репродукции картин по теме «Весна», альбом «Перелетные птицы», «Дикие животные»; чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, отгадывание загадок о весне; художественное творчество на тему «Весна»; дидактические и подвижные игры; заучивание стихотворений (индивидуально).

    Форма организации: коллективная деятельность.

    Методы и приемы: словесные (игровая мотивация, беседа, вопросы, загадки, поощрение, объяснение, указания, художественное слово), наглядные (рассматривание, показ), практические (физкультминутка, дидактические игры).

    Демонстрационный материал: картины «Ранняя весна» и «Поздняя весна», мнемотаблица «Весна в лесу», картинки птиц.

    Раздаточный материал: разрезные картинки цветов.

    Оборудование: звукозапись «Голоса птиц», «Голоса леса», мольберт, фланелеграф.

    Структура НОД:

    IВводная часть (мотивационный этап) - 3 минуты

    а) приветствие;

    б) коммуникативная игра «Здравствуйте».

    IIОсновная часть - 15 минут

    а) игровая мотивация;

    б) беседа;

    в) игровая ситуация;

    г)рассматривание картин, беседа по ним;

    д)речевая игра «Скажи наоборот»;

    е)вопросы к детям;

    ж)дидактическая игра «Кто здесь лишний?»

    з) физкультминутка;

    и) отгадывание загадок.

    III Заключительная часть (рефлексивный этап) – 2 минуты

    а) обобщение воспитателя;

    б) анализ ОД.

    Ход НОД

    Вводная часть (мотивационный этап)

    Дети входят в группу и встают в круг в центре группы (возле столов).

    В:«Ребята, к нам в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся!» (Дети здороваются с гостями.)

    В: «А теперь давайте поприветствуем красно солнышко и друг друга»

    Коммуникативная игра «Здравствуйте»(воспитатель с детьми)

    Воспитатель и дети:

    Здравствуй, красно солнышко! (Поднимают руки к солнышку)

    Здравствуй, ветерок,(Качают над головой руками)

    Солнечные зайчики, (На уровне груди сжимают-разжимают кисти рук)

    Быстрый ручеек! (На уровне груди движения кистями вправо-влево)

    Здравствуй, ранняя трава, (Показывают ладошки на уровне груди)

    Здравствуй, свежая листва! (Трут ладонями друг о друга)

    Здравствуйте, ребята!(Слова произносит воспитатель)

    Всех приветствуем сейчас,

    Очень рады видеть Вас!

    Основная часть

    В: Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетел воробей, и услышала, что он постучал в окно и так радостно и громко зачирикал! Интересно, что он хотел нам сообщить? Ой, посмотрите, что это там? (Воспитатель обнаруживает конверт) Интересно от кого это письмо? Давайте откроем конверт и узнаем кто же его прислал. (Воспитатель открывает конверт и читает письмо.)

    «Собирайтесь в лес скорее,

    В необычный турпоход.

    Ждут вас тайны там лесные,

    Вдаль дорожка поведет…

    Лесные жители»

    В: «Ребята, вы любите путешествовать?»

    Д: «Да»

    В: «Хотите отправиться на прогулку в весенний лес?»

    Д: «Хотим»

    В: «Но сначала я проверю, готовы ли вы к путешествию»

    Мы пойдем не за грибами,

    Не за цветами,

    А за лесными чудесами!

    Лес – это дом животных, мы с вами – его гости.

    В: «А вы знаете, как надо себя вести в лесу? Расскажите»

    Д:«В лесу нельзя шуметь, цветы рвать, ветки ломать, мусор бросать»

    В:«Молодцы! Тогда отправляемся в путь! Возьмитесь за руки и улыбнитесь. У всех нас хорошее настроение, и всё у нас получится. Для этого надо произнести волшебные слова:

    Ты подуй в свои ладошки, (дуют в ладошки)

    Покружись потом немножко, (кружатся)

    Попадёшь тогда ты в лес,(закрывают глаза ладонями)

    Полный тайны и чудес!»

    Дети повторяют слова вместе с воспитателем и выполняют движения по тексту.

    Звучит звукозапись «Голоса леса»

    В: Вот мы с вами и в лесу! Не забывайте, что в лесу нужно вести себя тихо, чтобы не напугать лесных обитателей. Давайте пройдем с вами по дорожке вот на ту полянку.

    Дети с воспитателем идут по «дорожке» к ковру и садятся на стульчики.

    На мольберте вывешена картина «Грачи прилетели». Вторая картина («Ранняя весна») находится за первой картиной, дети ее не видят.

    В: «Присаживайтесь, ребята. Посмотрите, пожалуйста, на эту картину. (показывает картину «Грачи прилетели»). Какое время года изображено на картине?»

    Д: «Весна»

    В:«Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Может быть, это зима?»

    Д:«Солнце светит ярко; снег темнеет, тает, оседает; появляются проталинки, бегут ручьи; прилетают перелётные птицы: грачи, скворцы, журавли, дикие утки, ласточки, жаворонки, кукушки, соловьи; просыпаются звери после зимней спячки; распускаются первые весенние цветы»

    Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы:

    1. Как светит солнце весной?

    2. Что происходит со снегом весной?

    3. Когда снег растаял, что появляется?

    4. Кто прилетает из теплых краев?

    5. Что происходит с лесными жителями?

    6. Что вырастает из-под снега?

    В:«Молодцы! Вы все правильно сказали. Но солнышко с каждым днем греет все теплее, все ярче. (Воспитатель выставляет на мольберт 2-ю картину «Ранняя весна»).

    В:«А как же дальше просыпается природа?»

    Д:«Снег совсем растаял; на деревьях и кустарниках появляются почки; цветут цветы; появляется травка; появляются насекомые; у птиц появились птенцы; звери просыпаются после зимней спячки, они меняют старые шубки на новые, у зверей появляются детеныши»

    Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы:

    1. Снег еще лежит?

    2. Что происходит с деревьями?

    3. Что происходит с цветами?

    4. Что происходит с травой?

    5. Кто появляется у птиц?

    6. Что происходит с дикими животными?

    Речевая игра «Скажи наоборот»

    (сравнение весенних и зимних признаков - подбор антонимов).

    В: «Ребята, вы правильно назвали признаки весны. Итак, уже наступила весна.

    Это значит, что …»

    - Зима ушла, а весна… (пришла).

    - Зимой медведь спит, а весной… (просыпается).

    - Перелетные птицы осенью улетают, а весной… (прилетают).

    - Зимой холодно, а весной… (тёпло).

    - Зимой небо пасмурное, а весной... (ясное).

    - Зимой снег выпадает, а весной… (тает).

    - Зимой заяц белый, а весной… (серый).

    - Зимой дни короткие, а весной… (длинные).

    В: «Молодцы ребята, правильно ответили»

    В: «Лена, расскажи, пожалуйста, стихотворение о весне»

    Ребенок:

    «Если снег повсюду тает,

    День становится длинней,

    Если все зазеленело

    И в полях звенит ручей,

    Если солнце ярче светит,

    Если птицам не до сна,

    Если стал теплее ветер,

    Значит, к нам пришла весна»

    В:«Какие весенние месяцы вы знаете?»

    Д: «Март, апрель, май»

    В:«Какие же вы молодцы, все вы знаете»

    Звучит звукозапись «Голоса птиц в лесу».

    В:«Ребята, что вы услышали?»

    Д: «Пение птиц»

    В:«Да, это поют в лесу птицы. Давайте подойдем к ним поближе»

    Дети с воспитателем подходят к фланелеграфу и становятся полукругом.

    Дидактическая игра «Кто здесь лишний?»

    В: Посмотрите, ребята, сколько разных птиц прилетело на дерево. Давайте отгадаем про них загадки.

    Загадки

    1. Всех перелётных птиц черней,

    Чистит пашню от червей,

    Прыг да скок по полю вскачь,

    А зовётся птица – … (Грач).

    2. Во дворе стоит дворец,

    Там живёт один певец.

    Очень ловкий молодец

    И зовут его…(Скворец).

    3. Я проворна, легкокрылая,

    Хвост раздвоен, словно вилы.

    Если я летаю низко,

    Значит дождик где-то близко. (Ласточка).

    4. Алый низ и черный хвост,

    Воробья побольше рост,

    Толстый клюв раздался вширь –

    До чего красив ... (Снегирь).

    5. Гнездо не строит никогда,

    Соседкам яйца оставляет

    И о птенцах не вспоминает. (Кукушка).

    В:«Ребята, посмотрите внимательно на птиц. Кто здесь лишний?»

    Д:«Снегирь»

    В:«Объясните почему» (Ответы детей.)

    В:«Давайте вспомним, каких еще перелетных птиц вы знаете?»

    Д:«Аист, дрозд, стриж, соловей, дикая утка, журавль»

    В:«А почему этих птиц называют перелетными?»

    Д:«Осенью перелетные птицы улетают от нас в теплые края, на юг, а весной возвращаются обратно»

    В:«Молодцы! Правильно!А почему они улетают от нас?»

    Д:«У нас становится холодно, насекомые прячутся, и птицам нечем питаться. Они не переносят холод»

    В:«Когда птицы возвращаются назад, как же они встречают весну? Что весной делают птицы?»

    Д:«Птицы весной вьют гнезда и выводят птенцов»

    В:«Какие птицы прилетают с юга в наши края первыми?»

    Д:«Грач и скворец»

    В:«А какие птицы прилетают последними?»

    Д:«Ласточка, кукушка и соловей»

    В:«Дима, расскажи, пожалуйста, стихотворение о ласточке»

    Ребенок: Константин Льдов «Весенняя гостья»

    Милая певунья,

    Ласточка родная,

    К нам домой вернулась

    Из чужого края.

    Под окошком вьется

    С песенкой живою:

    «Я весну и солнце

    Принесла с собою...»

    Физкультминутка «Лесная полянка»

    По тропинке

    Друг за другом мы идем.(Дети шагают друг за другом)

    Через кустики и кочки,(Шагают, поднимая высоко ноги)

    Через ветви и пенечки,

    Поднимая ноги выше,

    Мы к лесной полянке вышли.

    Очень долго мы шагали,(Приседают)

    Наши ноженьки устали.

    Сейчас сядем, отдохнем,

    А потом опять пойдем!

    Воспитатель (обращая внимание детей на «муравейник»):

    В:«Ребята, куда мы пришли? Что это?»

    Д: «Муравейник»

    В:«Вы рассказали, что весной к нам возвращаются перелетные птицы потому, что вновь появляются насекомые»

    В: «А каких насекомых вы знаете?»

    Д:«Жуки, мухи, комары, бабочки, пауки, стрекозы, гусеницы, муравьи, кузнечики»

    В: «Ребята, отгадайте, кто живет на этой лесной полянке»

    1. Она прыгать мастерица,

    Она прыгать не боится.

    Небольшой у неё рост,

    Но зато пушистый хвост. (Белка)

    2. Какой зверь опасный

    Ходит в шубе красной?

    Снег разгребает,

    Мышек хватает. (Лисица)

    3. Угадайте, что за шапка

    Меха целая охапка.

    Шапка бегает в бору

    У стволов грызет кору. (Заяц)

    4. Этот зверь тебе знаком,

    Ест мышей и молоко.

    Но на кошку не похож

    Весь в иголках длинных… (Ёж)

    5. Кто позабыв тревоги,

    Спал в своей берлоге? (Медведь)

    Рефлексия

    В:«Молодцы, ребята! Вот и подошла к концу наша прогулка по весеннему лесу. Давайте вспомним все изменения, которые произошли весной в лесу. Для этого мы попробуем составить рассказ»

    На мольберт вывесить мнемотаблицу «Весна в лесу».

    Мнемотаблица «Весна в лесу»

    1 - Весной ярко светит солнце. Оно не только светит, но и греет.

    2 - В лесу тает снег, бегут ручейки, звенит капель.

    3 - Появляются проталины.

    4 - Распускаются подснежники.

    5 - На деревьях набухают почки.

    6 - Возвращаются птицы с юга и поют свои песни.

    7 – Весной после зимней спячки просыпаются дикие животные (медведь, ёж и барсук).

    8 - Дикие животные линяют. Заяц и белка меняют цвет своей шубки.

    9 - Весной у диких животных появляются детёныши, а у птиц – птенцы.

    В: Молодцы! Вы правильно назвали все изменения, которые происходят с природой весной. А теперь давайте составим рассказ о весне.

    В: Нам пора возвращаться. Давайте произнесём волшебные слова:

    Ты подуй в свои ладошки,(Дуют в ладошки)

    Покружись потом немножко,(Кружатся)

    Попадёшь тогда ты в лес,

    Полный тайны и чудес! (Закрывают глаза ладонями)

    В:«Вот мы и вернулись в нашу группу. Вам понравилось в гостях у весеннего леса? Мы с вами побывали в весеннем лесу и вспомнили все изменения в природе, которые происходят в это время года. А что вам запомнилось? Что вы увидели, гуляя по весеннему лесу?» (ответы детей)

    В:«Лесные жители передали вам вот эти маленькие солнышки за то, что вы побывали у них в гостях и так много рассказали о весне. Спасибо, вы - молодцы!»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию у детей среднего дошкольного возраста с использованием интерактивной доски Smart Board по теме: "Дифференциация звуков Ш-Ж"

    Тема: «Дифференциация звуков Ш – Ж»Программное содержание:Цель: учить детей четкому произнесению слогов,слов со звуками «ж» и «ш».Задачи по образовательным областям:Социально-коммуникативное развитие1...

    Интегрированная непосредственная образовательная деятельность по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Моя семья"

    В ходе НОД дети знакомятся с понятием «древо семьи», составляют рассказы о своих семьях и выполняют аппликацию древа из заготовок...

    Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Животные жарких стран».

    Конспектобразовательной деятельности по речевому развитиюс детьми старшего дошкольного возраста по теме«Животные жарких стран».с использованием современных (социо-игровой, информацио...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста. «Рассказывание по картине «Лошадь с жеребенком».

    Конспект непосредственно образовательной деятельностипо речевому развитиюс детьми старшего дошкольного возраста.«Рассказывание по картине «Лошадь с жеребенком»....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста: «Дидактические упражнения "Хоккей», «Кафе»

    Планируемый результат: активность в продуктивной деятельности, умение взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы, умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и...