Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «Весна»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

IВводная часть (мотивационный этап) - 3 минуты

а) приветствие;

б) коммуникативная игра «Здравствуйте».

IIОсновная часть - 15 минут

а) игровая мотивация;

б) беседа;

в) игровая ситуация;

г)рассматривание картин, беседа по ним;

д)речевая игра «Скажи наоборот»;

е)вопросы к детям;

ж)дидактическая игра «Кто здесь лишний?»

з) физкультминутка;

и) отгадывание загадок.

III Заключительная часть (рефлексивный этап) – 2 минуты

а) обобщение воспитателя;

б) анализ ОД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_sr_gr_vesna.docx29.61 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ комбинированного вида  Детский сад  № 38

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «Весна»

Выполнила: воспитатель средней группы

Меджидова Гюльнара Курбановна

п. Кубанский

2020

Образовательная область: речевое развитие.

Цель: развитие связной речи по лексической теме «Весна».

Задачи:

Образовательные: уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны.

Расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь по теме.

Повторить с детьми названия весенних цветов (ландыш, подснежник, тюльпан, нарцисс, одуванчик).

Развивающие:развивать внимательность и наблюдательность, мелкую и общую моторику, коммуникативные навыки.

Упражнять умение работать коллективно.

Вызвать у детей радость от проделанной деятельности

Воспитательные:воспитывать у детей отзывчивость, любовь к родной природе и бережное отношение к ней.

Предварительная работа:наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы; рассматривание картинок с приметами ранней и поздней весны, репродукции картин по теме «Весна», альбом «Перелетные птицы», «Дикие животные»; чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, отгадывание загадок о весне; художественное творчество на тему «Весна»; дидактические и подвижные игры; заучивание стихотворений (индивидуально).

Форма организации: коллективная деятельность.

Методы и приемы: словесные (игровая мотивация, беседа, вопросы, загадки, поощрение, объяснение, указания, художественное слово), наглядные (рассматривание, показ), практические (физкультминутка, дидактические игры).

Демонстрационный материал: картины «Ранняя весна» и «Поздняя весна», мнемотаблица «Весна в лесу», картинки птиц.

Раздаточный материал: разрезные картинки цветов.

Оборудование: звукозапись «Голоса птиц», «Голоса леса», мольберт, фланелеграф.

Структура НОД:

IВводная часть (мотивационный этап) - 3 минуты

а) приветствие;

б) коммуникативная игра «Здравствуйте».

IIОсновная часть - 15 минут

а) игровая мотивация;

б) беседа;

в) игровая ситуация;

г)рассматривание картин, беседа по ним;

д)речевая игра «Скажи наоборот»;

е)вопросы к детям;

ж)дидактическая игра «Кто здесь лишний?»

з) физкультминутка;

и) отгадывание загадок.

III Заключительная часть (рефлексивный этап) – 2 минуты

а) обобщение воспитателя;

б) анализ ОД.

Ход НОД

Вводная часть (мотивационный этап)

Дети входят в группу и встают в круг в центре группы (возле столов).

В:«Ребята, к нам в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся!» (Дети здороваются с гостями.)

В: «А теперь давайте поприветствуем красно солнышко и друг друга»

Коммуникативная игра «Здравствуйте»(воспитатель с детьми)

Воспитатель и дети:

Здравствуй, красно солнышко! (Поднимают руки к солнышку)

Здравствуй, ветерок,(Качают над головой руками)

Солнечные зайчики, (На уровне груди сжимают-разжимают кисти рук)

Быстрый ручеек! (На уровне груди движения кистями вправо-влево)

Здравствуй, ранняя трава, (Показывают ладошки на уровне груди)

Здравствуй, свежая листва! (Трут ладонями друг о друга)

Здравствуйте, ребята!(Слова произносит воспитатель)

Всех приветствуем сейчас,

Очень рады видеть Вас!

Основная часть

В: Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетел воробей, и услышала, что он постучал в окно и так радостно и громко зачирикал! Интересно, что он хотел нам сообщить? Ой, посмотрите, что это там? (Воспитатель обнаруживает конверт) Интересно от кого это письмо? Давайте откроем конверт и узнаем кто же его прислал. (Воспитатель открывает конверт и читает письмо.)

«Собирайтесь в лес скорее,

В необычный турпоход.

Ждут вас тайны там лесные,

Вдаль дорожка поведет…

Лесные жители»

В: «Ребята, вы любите путешествовать?»

Д: «Да»

В: «Хотите отправиться на прогулку в весенний лес?»

Д: «Хотим»

В: «Но сначала я проверю, готовы ли вы к путешествию»

Мы пойдем не за грибами,

Не за цветами,

А за лесными чудесами!

Лес – это дом животных, мы с вами – его гости.

В: «А вы знаете, как надо себя вести в лесу? Расскажите»

Д:«В лесу нельзя шуметь, цветы рвать, ветки ломать, мусор бросать»

В:«Молодцы! Тогда отправляемся в путь! Возьмитесь за руки и улыбнитесь. У всех нас хорошее настроение, и всё у нас получится. Для этого надо произнести волшебные слова:

Ты подуй в свои ладошки, (дуют в ладошки)

Покружись потом немножко, (кружатся)

Попадёшь тогда ты в лес,(закрывают глаза ладонями)

Полный тайны и чудес!»

Дети повторяют слова вместе с воспитателем и выполняют движения по тексту.

Звучит звукозапись «Голоса леса»

В: Вот мы с вами и в лесу! Не забывайте, что в лесу нужно вести себя тихо, чтобы не напугать лесных обитателей. Давайте пройдем с вами по дорожке вот на ту полянку.

Дети с воспитателем идут по «дорожке» к ковру и садятся на стульчики.

На мольберте вывешена картина «Грачи прилетели». Вторая картина («Ранняя весна») находится за первой картиной, дети ее не видят.

В: «Присаживайтесь, ребята. Посмотрите, пожалуйста, на эту картину. (показывает картину «Грачи прилетели»). Какое время года изображено на картине?»

Д: «Весна»

В:«Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Может быть, это зима?»

Д:«Солнце светит ярко; снег темнеет, тает, оседает; появляются проталинки, бегут ручьи; прилетают перелётные птицы: грачи, скворцы, журавли, дикие утки, ласточки, жаворонки, кукушки, соловьи; просыпаются звери после зимней спячки; распускаются первые весенние цветы»

Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы:

1. Как светит солнце весной?

2. Что происходит со снегом весной?

3. Когда снег растаял, что появляется?

4. Кто прилетает из теплых краев?

5. Что происходит с лесными жителями?

6. Что вырастает из-под снега?

В:«Молодцы! Вы все правильно сказали. Но солнышко с каждым днем греет все теплее, все ярче. (Воспитатель выставляет на мольберт 2-ю картину «Ранняя весна»).

В:«А как же дальше просыпается природа?»

Д:«Снег совсем растаял; на деревьях и кустарниках появляются почки; цветут цветы; появляется травка; появляются насекомые; у птиц появились птенцы; звери просыпаются после зимней спячки, они меняют старые шубки на новые, у зверей появляются детеныши»

Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы:

1. Снег еще лежит?

2. Что происходит с деревьями?

3. Что происходит с цветами?

4. Что происходит с травой?

5. Кто появляется у птиц?

6. Что происходит с дикими животными?

Речевая игра «Скажи наоборот»

(сравнение весенних и зимних признаков - подбор антонимов).

В: «Ребята, вы правильно назвали признаки весны. Итак, уже наступила весна.

Это значит, что …»

- Зима ушла, а весна… (пришла).

- Зимой медведь спит, а весной… (просыпается).

- Перелетные птицы осенью улетают, а весной… (прилетают).

- Зимой холодно, а весной… (тёпло).

- Зимой небо пасмурное, а весной... (ясное).

- Зимой снег выпадает, а весной… (тает).

- Зимой заяц белый, а весной… (серый).

- Зимой дни короткие, а весной… (длинные).

В: «Молодцы ребята, правильно ответили»

В: «Лена, расскажи, пожалуйста, стихотворение о весне»

Ребенок:

«Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если все зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла весна»

В:«Какие весенние месяцы вы знаете?»

Д: «Март, апрель, май»

В:«Какие же вы молодцы, все вы знаете»

Звучит звукозапись «Голоса птиц в лесу».

В:«Ребята, что вы услышали?»

Д: «Пение птиц»

В:«Да, это поют в лесу птицы. Давайте подойдем к ним поближе»

Дети с воспитателем подходят к фланелеграфу и становятся полукругом.

Дидактическая игра «Кто здесь лишний?»

В: Посмотрите, ребята, сколько разных птиц прилетело на дерево. Давайте отгадаем про них загадки.

Загадки

1. Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Прыг да скок по полю вскачь,

А зовётся птица – … (Грач).

2. Во дворе стоит дворец,

Там живёт один певец.

Очень ловкий молодец

И зовут его…(Скворец).

3. Я проворна, легкокрылая,

Хвост раздвоен, словно вилы.

Если я летаю низко,

Значит дождик где-то близко. (Ласточка).

4. Алый низ и черный хвост,

Воробья побольше рост,

Толстый клюв раздался вширь –

До чего красив ... (Снегирь).

5. Гнездо не строит никогда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает. (Кукушка).

В:«Ребята, посмотрите внимательно на птиц. Кто здесь лишний?»

Д:«Снегирь»

В:«Объясните почему» (Ответы детей.)

В:«Давайте вспомним, каких еще перелетных птиц вы знаете?»

Д:«Аист, дрозд, стриж, соловей, дикая утка, журавль»

В:«А почему этих птиц называют перелетными?»

Д:«Осенью перелетные птицы улетают от нас в теплые края, на юг, а весной возвращаются обратно»

В:«Молодцы! Правильно!А почему они улетают от нас?»

Д:«У нас становится холодно, насекомые прячутся, и птицам нечем питаться. Они не переносят холод»

В:«Когда птицы возвращаются назад, как же они встречают весну? Что весной делают птицы?»

Д:«Птицы весной вьют гнезда и выводят птенцов»

В:«Какие птицы прилетают с юга в наши края первыми?»

Д:«Грач и скворец»

В:«А какие птицы прилетают последними?»

Д:«Ласточка, кукушка и соловей»

В:«Дима, расскажи, пожалуйста, стихотворение о ласточке»

Ребенок: Константин Льдов «Весенняя гостья»

Милая певунья,

Ласточка родная,

К нам домой вернулась

Из чужого края.

Под окошком вьется

С песенкой живою:

«Я весну и солнце

Принесла с собою...»

Физкультминутка «Лесная полянка»

По тропинке

Друг за другом мы идем.(Дети шагают друг за другом)

Через кустики и кочки,(Шагают, поднимая высоко ноги)

Через ветви и пенечки,

Поднимая ноги выше,

Мы к лесной полянке вышли.

Очень долго мы шагали,(Приседают)

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнем,

А потом опять пойдем!

Воспитатель (обращая внимание детей на «муравейник»):

В:«Ребята, куда мы пришли? Что это?»

Д: «Муравейник»

В:«Вы рассказали, что весной к нам возвращаются перелетные птицы потому, что вновь появляются насекомые»

В: «А каких насекомых вы знаете?»

Д:«Жуки, мухи, комары, бабочки, пауки, стрекозы, гусеницы, муравьи, кузнечики»

В: «Ребята, отгадайте, кто живет на этой лесной полянке»

1. Она прыгать мастерица,

Она прыгать не боится.

Небольшой у неё рост,

Но зато пушистый хвост. (Белка)

2. Какой зверь опасный

Ходит в шубе красной?

Снег разгребает,

Мышек хватает. (Лисица)

3. Угадайте, что за шапка

Меха целая охапка.

Шапка бегает в бору

У стволов грызет кору. (Заяц)

4. Этот зверь тебе знаком,

Ест мышей и молоко.

Но на кошку не похож

Весь в иголках длинных… (Ёж)

5. Кто позабыв тревоги,

Спал в своей берлоге? (Медведь)

Рефлексия

В:«Молодцы, ребята! Вот и подошла к концу наша прогулка по весеннему лесу. Давайте вспомним все изменения, которые произошли весной в лесу. Для этого мы попробуем составить рассказ»

На мольберт вывесить мнемотаблицу «Весна в лесу».

Мнемотаблица «Весна в лесу»

1 - Весной ярко светит солнце. Оно не только светит, но и греет.

2 - В лесу тает снег, бегут ручейки, звенит капель.

3 - Появляются проталины.

4 - Распускаются подснежники.

5 - На деревьях набухают почки.

6 - Возвращаются птицы с юга и поют свои песни.

7 – Весной после зимней спячки просыпаются дикие животные (медведь, ёж и барсук).

8 - Дикие животные линяют. Заяц и белка меняют цвет своей шубки.

9 - Весной у диких животных появляются детёныши, а у птиц – птенцы.

В: Молодцы! Вы правильно назвали все изменения, которые происходят с природой весной. А теперь давайте составим рассказ о весне.

В: Нам пора возвращаться. Давайте произнесём волшебные слова:

Ты подуй в свои ладошки,(Дуют в ладошки)

Покружись потом немножко,(Кружатся)

Попадёшь тогда ты в лес,

Полный тайны и чудес! (Закрывают глаза ладонями)

В:«Вот мы и вернулись в нашу группу. Вам понравилось в гостях у весеннего леса? Мы с вами побывали в весеннем лесу и вспомнили все изменения в природе, которые происходят в это время года. А что вам запомнилось? Что вы увидели, гуляя по весеннему лесу?» (ответы детей)

В:«Лесные жители передали вам вот эти маленькие солнышки за то, что вы побывали у них в гостях и так много рассказали о весне. Спасибо, вы - молодцы!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию у детей среднего дошкольного возраста с использованием интерактивной доски Smart Board по теме: "Дифференциация звуков Ш-Ж"

Тема: «Дифференциация звуков Ш – Ж»Программное содержание:Цель: учить детей четкому произнесению слогов,слов со звуками «ж» и «ш».Задачи по образовательным областям:Социально-коммуникативное развитие1...

Интегрированная непосредственная образовательная деятельность по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Моя семья"

В ходе НОД дети знакомятся с понятием «древо семьи», составляют рассказы о своих семьях и выполняют аппликацию древа из заготовок...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста. «Рассказывание по картине «Лошадь с жеребенком».

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо речевому развитиюс детьми старшего дошкольного возраста.«Рассказывание по картине «Лошадь с жеребенком»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста: «Дидактические упражнения "Хоккей», «Кафе»

Планируемый результат: активность в продуктивной деятельности, умение взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы, умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «Жизнь птиц зимой»

Формировать познавательный интерес, расширять знания и представления о зимующих птицах Закреплять умение составлять описательный рассказ, опираясь на схему и картинку Продолжать учить детей отвечать н...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с детьми младшего дошкольного возраста на тему: «Наши мамы»

Цель:Воспитание чувства любви к самому близкому и дорогому человеку - маме, привязанности к семье....