Занятие по окружающему миру "Зимушка, зима!"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Вайтехович Нина Сергеевна

Занятие для подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimushka.docx254.49 КБ

Предварительный просмотр:

          Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                                        «Детский сад №67»

Конспект занятия  по теме: «Здравствуй, Зимушка-Зима!»

                               (подготовительная группа)

                                                                           

                                         Магадан 2020

Программное содержание:

 1. Уточнить и закрепить знания детей о зимних явлениях в природе ( о растительном и животном мире, явлениях неживой природы).

 2. Вызвать у детей желание рассказать о своих впечатлениях, полученных на прогулках, во время занятий.

 3. Вовлекать детей в активное речевое общение.

 4. Воспитывать экологическую культуру, развивать умение обобщать  полученные знания.

Материал: иллюстрации, 1 стакан для опыта.

Словарная работа: талая вода, тонкий лед, снег «скрипит».

Ход занятия.

 - Доброе утро ребята, я хочу вам загадать загадку, а вы угадайте, о каком времени года в ней говорится.

 «Снег на полях, лед на реках,

 Вьюга гуляет, когда это бывает?» (Это загадка о зиме).

- Почему вы так думаете? (Только зимой реки покрыты льдом, снег кругом).

 Значит, о каком времени года мы сегодня будем говорить? (зиме)

 - Назовите признаки зимы. Чем она отличается от других времен года? (зимой холодно, морозы, метели, пушистый иней на деревьях, небо низкое, серое, реки покрыты льдом, сосульки)

 - В начале зимы снег еще не глубокий, морозы не большие, лед на реках тонкий и ходить по нему опасно.

 - В середине зимы лютые морозы, скрипит под ногами лед, много снега.

 - В конце зимы часты метели, крепкие морозы бывают только ночью. Днем солнце начинает уже пригревать, снег подтаивает, на крышах появляются сосульки.

 - Ребята, а сейчас у нас начало, середина или конец зимы? (середина зимы)

- Зима очень красивое время года, а какие три зимних месяца вы знаете? (декабрь, январь, февраль)

Послушайте как великий русский поэт А. С. Пушкин описывает зиму.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

-Красиво не правда ли?

  -  А теперь отгадайте еще одну загадку.

 «Во дворе горой, а в избе водой» (снег)

- Верно, это снег. Скажите мне, а какой снег? (белый, холодный, пушистый, хрустящий, из него можно делать снежки и различные фигуры)

Если снег внести в группу, что с ним произойдет (он растает, превратится в воду)

Почему? (потому что в группе тепло)

А если мы эту воду вынесем опять на улицу, она превратится опять в снег? (нет, она превратится в лед)

(ставлю стакан со снегом на батарею)

 Помните, в сказке Мороз Иванович трясет свои перины, а из них падает снег.  Кто знает, откуда появляется снег? Почему он падает? (влага испаряется, поднимается вверх, а там от холода влага превращается  в снег и падает в низ)

 - Вспомните, как вы на прогулке рассматривали снежинки. Скажите, они все одинаковые или нет? Почему они таяли на руке и не таяли на варежке?

 - А изменяется ли снег в зависимости от погоды? В сильный мороз? (снег пушистый, рассыпчатый, скрипит под ногами) Можно ли из такого снега слепить  снежки? (нет). А если мороз несильный, какой снег? (мягкий, липкий) Из такого снега можно слепить снежки? Почему? (он подтаял)

 - Ребята, скажите, как вы думаете, много снега – это хорошо или плохо? Для кого хорошо? (для растений, детей) Для кого  плохо? (для зверей, птиц).

- А какого цвета снег? (белый)

 «Если только захочу, снег  я мигом проглочу»

 А тогда что будет? (можно заболеть, не покататься на коньках и на лыжах).

 - Но снег только кажется белым и чистым.

Физкультминутка

А сейчас прошу вниманье

Я хочу вам дать заданье

Быстро лыжи надеваем

Друг за другом все шагаем.

(Дети имитируют движения на лыжах)

А сейчас все в круг встаем

Снежки в руки мы берем

Хорошо снежки бросай

И друг в друга попадай

(дети имитируют игру в снежки)

А теперь лопаты взяли

Все сугробы откопали

Снег кидаем дружно

Всем трудиться нужно.

- А кто любит зиму? Ведь зимой холодно, мороз щиплет нос и щеки, не пускает он на улицу. За что же можно любить зиму? (зимой весело, потому что можно кататься с горки, на ледянках, коньках, санках, играть в снежки, с друзьями в хоккей, стоить крепость, лепить снеговиков)

 (После ответов детей поставить картину с изображением зимних забав).

 - Оказывается, зима не только самое холодное время года, но и самое веселое. И мороз не страшен тем, кто не стоит на месте.

 Вывод: зимой весело, потому что она приносит много забав детям.

- А что делают зимой взрослые? Какие заботы приносит им зима? (утепляют в квартирах окна, чистят на улице дороги, чтобы могли проехать машины, в городе снег с тротуаров убирают снегоуборочные машины, увозят его на самосвалах за город)

- А как вы думаете, чем заняты зимой звери в лесу (показ иллюстрации)? Какие звери спят зимой? (медведь, барсук, еж, мышь). Волки, лисицы, зайцы – сменили шубы на более теплые. А у белки шубка стала серая, а летом была рыжая. У зайца летом была серая, а зимой стала белая. Что же звери делают зимой? (одни спят, другие ищут себе пищу по всему лесу)

- Посмотрите на эту картину. Каким одним словом можно назвать этих птиц? (зимующие). Назовите их. Почему они не улетают на юг? (они приспособлены к морозам, могут найти корм и зимой, некоторые из них предпочитают жить близко к людям). Всегда ли птицы могут найти себе еду? Нет, когда сильные морозы и метель, птицы не могут летать. Как же помочь птицам, чтобы они не погибли? Сделать кормушки. И вы  уже сделали кормушки и кормите  птиц прилетающих  на участок.

 Итак, ребята, зима – это хорошее или плохое время года? Для кого оно хорошее? (для детей, растений). Для кого оно тяжелое? (для животных, птиц).

  В природе все продумано и взаимосвязано. Мы с вами часть этой природы и должны ее любить, оберегать и охранять. Вы согласны?

Вот посмотрите, помните в этом стакане был снег? Откуда  взялась вода? Там ведь был снег. Что с ним стало? (он растаял и превратился в воду). Превратился в талую воду. Эта вода чистая? (нет) Значит, и снег был не чистым. Можно такой снег брать в рот? Почему нельзя? (там микробы, можно заболеть). Вывод: снег  в рот брать нельзя.

 Итог:

 Что нового мы сегодня узнали на занятии?

Назовите мне автора стихотворения чей стих я прочитала.

(ответы детей)

Ребята мне приятно было с вами побеседовать о зиме до новых встреч.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру "Зимующие птицы"

Конспект занятия по окружающему миру "Зимующие птицы"...

Конспект занятия по окружающему миру "Зима. Зимние забавы"

Конспект занятия по окружающему миру с детьми подготовительной к школе группы с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи на тему "Зима и зимние забавы"...

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру «Зимующие птицы»+ рисование "Снегирь"

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная. Цели: познакомить с зимующими птицами; изучать их особенности; воспитывать любовь к природ...

Конспект занятия по окружающему миру "Зимующие птицы"

Это занятие о зимующих птицах. О том, как они переносят зимнее время года. Что необходимо помогать птицам в зимнее время года....

Занятие по окружающему миру «Зимующие птицы»

Продолжать знакомить детей с   зимующими птицами (воробей, ворона, голубь, снегирь, синица), с их трудностями в зимний период. Формировать познавательную активность;Учить находить и н...