«Путешествие в прошлое одежды»(подготовительная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

воспитатель ДОУ

«Путешествие в прошлое одежды»(подготовительная группа)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Ягодка»

с. Александровское»

 Занятие

«Путешествие в прошлое одежды»

(подготовительная группа)

                                                     Воспитатель:

                                        Барышева Людмила Николаевна

с. Александровское

2017г.

Цель:

Расширять у детей знания и представления об одежде.

Задачи:

  • Развивать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.
  • Познакомить с изменениями и преобразованиями одежды человека (познавательное развитие).
  • Развивать ретроспективный и перспективный взгляд на вещи, познавательный интерес к прошлому.
  • Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей (речевое развитие).
  • Формировать навыки выражение своего мнения, получать необходимую информацию. вести диалог со взрослыми и сверстниками (социально-коммуникативное развитие).
  • Развивать способность к коллективному творчеству (художественно-эстетическое развитие) .

Материал к занятию:компьютер - проектор – экран, электронная презентация заданий, магнитофон, сундучок, мяч, капюшон, пуговица, молния, воротник, пояс, ремешок, коллекция льна, хлопка, шерсти, кепка, бумажные куклы на каждого ребёнка, шаблоны бумажной одежды, цветная бумага, клей, ножницы.

Содержание деятельности

Воспитатель: Ребята, а у нас гости! Давайте гостей поприветствуем!

1ребёнок:  Добрый  день и добрый час!

2ребёнок: Утро доброе для вас!

3ребёнок: Милости просим!

4ребёнок: Мы вам рады – добрые люди!

Все: Здравствуйте!

Воспитатель:Вы замечательно поздоровались с гостями. Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро. Ребята, а гостям принято, что-то дарить. Давайте , подарим им нашу улыбку.

Воспитатель: А теперь пройдите, пожалуйста, к своим стульчикам.

Приветствие

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет! и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся-

Утро доброе начнётся.

-Ребята, какое у нас сейчас время года? (весна)

-Назовите весенние месяцы? (март, апрель, май)

- А как  в народе называют март? ( капельник)  Апрель? (снегогон) Май? (травник, цветень)

- Назовите признаки весны.(ярче светит солнце, с тёплых стран возвращаются птицы, день становится длиннее, на деревьях набухают почки, бегут ручьи, появляются проталины и первые цветы, животные и насекомые просыпаются от зимней спячки, птицы строят гнёзда и у них появляются птенцы)

-А вы знаете, что давным-давно, в старину, весну с нетерпением ждали и дети и взрослые. Они забирались на заборы, на крыши домов и начинали звать весну, закликать. Давайте и мы вспомним закличку и  позовём  солнышко к нам в гости.

Солнышко, солнышко,

Выгляни на брёвнышко,

Сядь на пенёк,

Погуляй весь денёк!

- Ну, ребята, я думаю, солнышко будет гулять весь денёк, как на улице, так и на у нас в группе, я хочу, чтоб у нас присутствовало весеннее солнечное настроение, а вы этого хотите? (ответы детей)

Воспитатель, показывает детям сундучок, в котором лежат части предметов одежды(капюшон, пуговица, молния, воротник, пояс, ремешок)

-Предлагаю вам поиграть  в интересную игру «Потеряшки». В этом сундучке лежат различные предметы, вам необходимо достать что-либо из сундучка, назвать, что это такое, определить частью какой вещи является этот предмет.

Ответы детей:

Капюшон – часть плаща.

Пояс – часть платья.

Пуговица – часть блузки.

Молния – часть брюк.

Воротник – часть куртки.

Ремешок – часть платья, брюк.

-Как называются одним словом все эти вещи? (одежда)

-Ребята, вы, наверное, догадались о чем мы с вами будем сегодня говорить? (ответы детей).Правильно, мы будем говорить об одежде.

 - А, сейчас передаём мяч друг другу и называем одежду, которую вы знаете.

-Приглашаю вас, ребята, на выставку одежды для детей: платье, колготки, куртка, пальто, майка, шуба, кофта, брюки, юбка. (слайд №1)

Посмотри скорей вокруг:

Сколько разных в мире брюк,

Юбок, платьев, шуб, пальто,

Шляпок, кофточек, манто.

-Что всё это? (Одежда)

-Кто же это всё придумал? (Человек)

– Дорогие ребята, посмотрите друг на друга, как красиво вы сегодня одеты, какая на вас разная, модная, разноцветная одежда. Но всегда ли люди носили такую красивую одежду?

- Сегодня я вам предлагаю совершить небольшое путешествие в прошлое одежды. Давайте немного вспомним об истории человечества на Земле.

- Когда-то, давным-давно, на нашей планете климат был очень тёплым, людей было мало, и обходились они без одежды. Но жизнь менялась, и человек всё больше исследовал, изучал, узнавал новое. Используя растения, он придумал свою первую одежду: набедренную повязку из листьев. (слайд №2)

Если ж солнце греет жарко,

Нет мороза круглый год,

Человек вдруг из листочков

Сшить себе одежду смог.

Даже пригоршня соломы

Стать одеждою могла,

В ней ходили люди дома,

Вот такая жизнь была.

- Мог ли дома человек носить такую одежду? Почему?

- Жизнь на земле изменялась, постепенно менялся и климат, становилось холоднее. Человек научился добывать огонь, стал жить в пещерах, но и они не спасали от холода. (слайд №3)

В лесах, рядом с людьми, жили разные животные, которым не страшны ни дождь, ни ветер, ни холод. Раз животным так удобно в своих шкурах, значит и мне будет хорошо – подумал человек. Так люди и научились шить одежду из шкур животного, сшивая её костяными иглами. Они даже умудрялись украшать её бусинами из цветных камешков. (слайд №4)

Чтоб в морозы не замёрзнуть,

Чтоб спастись от холодов,

Человек в любую шкуру

Завернуться был готов.

Шкуру чистил он сначала.

Закреплял, чтоб не упала,

И ходил и в дождь, и в снег

В этой шкуре человек.

- Как вы думаете, удобна ли была одежда из шкуры животного? Почему? (Плохо держится, тяжёлая, летом в ней жарко, намокает, долго сохнет)

Тогда  люди стали задумываться о более удобной одежде. А так как они были очень наблюдательные, то заметили: растет в поле трава – лен. (слайд №5)

Если  ее  стебли помять, то из них можно спрясть пряжу, а из пряжи сделать полотно – ткань. Из такой ткани можно было изготовить себе одежду.

Показ коллекции «Лён».

-Так появилась уже прочная и вместе с тем длинная одежда. Древние египтяне и римляне носили рубашки(короткие и длинные туники) и тоги(кусок ткани, которым они обёртывались вокруг тела). В одежде из льняной ткани легче переносится жара.

Физкультминутка

«Маша-растеряша»

Ищет вещи Маша,   (поворот в одну сторону)

Маша-растеряша.  (поворот в другую сторону)

И на стуле нет,   (руки вперёд, в стороны)

И под стулом нет,  (присесть, развести руки в стороны)

На кровати нет,   (руки опустили)

Ох, Маша, Маша-растеряша!  (наклоны головы, «погрозить» указательным пальцем)

-А еще люди научились получать ткань из другого растения – хлопка. (слайд№6) Ребята посмотрите, какое интересное растение – хлопок. Вот это хлопковое поле.  Хлопок растет только в жарких странах, любит тепло и воду. Цветок хлопка похож на коробочку, которая как бы заполнена ватой. Из растения хлопок изготавливают хлопчатобумажную одежду.

Показ  образца хлопка.

- Человек- творец  и созидатель. Всё вокруг исследуя, он изобрёл ткацкий станок, с помощью которого ткут ткани и нитки прядут. (слайд №7)

- Жизнь человека изменялась. Он научился стричь овец, а из их шерсти, прясть нити и вязать одежду. (слайд №8)  Какие  ещё животные дают шерсть? (Овцы, козы, верблюды, ламы, кролики, собаки) (слайд №9)

-Затем человек изобрёл шёлковую нить. (слайд № 10) Но её прясть не надо – её прядёт гусеница бабочки, которую назвали тутовым шелкопрядом.Таких гусениц специально разводят и питаются они  листьями одного дерева Тутового, оно растет только в теплолюбивых странах.

- А теперь, ребята, предлагаю вспомнить сказки и проведём мини-виктирину.

Мини – викторина «Сказочная одежда»( слайды)

  1. Какому сказочному герою принадлежит эта одежда? Женщина, закутанная в белый тюль, который, казалось, был соткан из миллионов снежных звёздочек. Женщина эта и её одежда были из ослепительного и сверкающего льда. (Снежной королеве)
  2. Самый добрый и бесстрашный человек. Носил докторский халат, белую шапочку, на носу очки. Кто он? (Айболит)
  3. Кто был набит соломой? (Страшила из сказки «Волшебник Изумрудного города»)
  4. Какой персонаж ходит в красной шубе с белым воротником раз в год, носит валенки, шапку? (Дед Мороз)
  5. Для кого появилась эта одежда? Чудо-платье не шито, не кроено. Было старенько, было рваненько, было грязненько из-за того, что она жила за печкой и спала на углях. И вот появилась фея, взмахнула волшебной палочкой, и появилось чудесное, красивое платье. (Для Золушки)
  6. Какой герой носил жёлтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зелёным галстуком? (Незнайка из сказки «Приключения Незнайки и его друзей)

- Молодцы, ребята, отгадали всех героев!

-Ну, а, теперь, ребята, как говорили в старину делу время, потехе – час, давайте отдохнём.Я знаю одну музыкальную игру со шляпой. Хотите поиграть? Вставайте в круг. Сейчас зазвучит музыка, и пока она звучит, вы передаете по кругу шляпу. Как только музыка остановится, тот, у кого в руках оказалась шляпа, надевает ее на голову, выходит в круг и показывает танцевальные движения под музыку.

-Замечательно отдохнули.

- Ребята, а  кто  придумывает одежду? (художники – модельеры, дизайнеры)

– Как вы думаете легко ли создавать одежду? А хотите попробовать сами создать одежду?  Тогда мы с вами, открываем, «Школу модной одежды» и превращаемся в художников-модельеров, сами будем учиться создавать одежду для девочек и мальчиков.

Пальчиковая гимнастика «Одежда»

Раз, два, три, четыре, пять –                    Последовательно соединяют пальцы

Будем вещи мы стирать:                 одной руки с пальцами другой руки.

Платье, брюки и носочки,

Юбку, кофточку, платочки.

Шарф и шапку не забудем –

Их стирать мы тоже будем.            Кулачки имитируют стирку.

На столах готовые бумажные куклы на каждого ребёнка и шаблоны бумажной одежды, для украшения одежды цветная бумага, тесёмочки, ткань, вата, бисер, пуговки. Дети фантазируют и моделируют для кукол одежду.

Рефлексия:

Чем мы сегодня занимались? Что нового узнали? Что понравилось?

Какие новые слова узнали?