Проект "Лимон:его свойства и загадки"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Назаренко Ирина Викторовна

Данный исследовательско - творческий проект был реализован с целью развития познавательной активности детей в процессе формирования представлений о лимоне и его необычных свойствах в исследовательской экспериментальной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ  «БЦРР – д/с «Журавушка»

http://www.1zoom.ru/big2/931/242906-Dayane.jpg

Руководитель:  Назаренко  Ирина  Викторовна,

воспитатель

р.п. Благовещенка

2017 год

Паспорт проекта:

Вид проекта:

Групповой,исследовательско-творческий.

Продолжительность:

Краткосрочный (1 месяц).

Возрастная категория:

Старшая  группа (5 – 6 лет).

Участники проекта:

  • Дети старшей группы.
  • Родители воспитанников.
  • Воспитатели группы.

Общая характеристика проекта:

Планирование деятельности осуществлялось по образовательным областям:

  • -художественно-эстетическое развитие;
  • -речевое развитие;
  • -познавательное развитие;
  • -социально-коммуникативное развитие;
  • -физическое развитие.

Итоговые мероприятия:

 

  • Итоговое открытое занятие «Чудо – лимон».
  •  Выставка детско-родительских рисунков « Любимое блюдо из лимона».
  • Выставка детско–родительских творческих работ «Лимон своими руками».

И   Изготовление лепбука по теме «Фрукты».

  • Презентация проекта.

Актуальность  работы

«Всей России он знаком, жёлтый батюшка – лимон»

         Оказывается, хорошо знакомые всем вещества обладают чудесными свойствами! Если их правильно перемешать, они будут менять цвет, превращаться в лед и даже улетучиваться! Кто бы мог подумать, что хорошо знакомый нам лимон тоже обладает чудесными свойствами!    

Плод лимона - настоящая копилка витаминов. Зима  в Сибири  долгая, многие из нас весной испытывают нехватку витаминов, а  чай с лимоном является хорошим профилактическим средством, которое поможет  справиться  с простудой, гриппом, прибавит нам сил. Лимоны не теряют своих полезных свойств в течение долгой зимы.

Про удивительные свойства цитрусовых известно с глубокой древности. Уже до нашей эры в Китае были известны лечебные свойства лимона,  который назывался «лимунг», то есть «лекарственный». Оказывается, что лимон не только  источник витамина С, он еще  и  проявляет необычные свойства  при взаимодействии с другими веществами, а, значит,  очень полезен и необходим в  жизни человека.

Каждый раз, когда я иду  в магазин за покупками, то обязательно покупаю  несколько лимонов. Дома я выкладываю их на красивое блюдо, и вид этого цитруса всегда поднимает мне  настроение. Помимо этого, лимон наполняет дом фантастическим ароматом.

В нашем районе круглый год можно приобрести в овощных ларьках и магазинах различные фрукты. Но наибольшей популярностью, особенно в зимнее время, пользуются лимоны.

Лимон – это не просто пищевой продукт, наполненный витаминами, этот продукт богат макро и микроэлементами, которые необходимы для нормального функционирования нашего организма.

Поэтому мне стало интересно узнать, настолько ли нужен и важен этот фрукт для нашего организма, действительно ли лимоны полезны для здоровья человека и являются основным источником витамина С.

Этапы проекта

Этап

Мероприятия

Сроки проведения

1. Подготовительный

  • - постановка цели и задач;
  • - составление тематического плана;
  •  - подбор и изучение методической литературы;
  • - подбор наглядно-иллюстративного материала;
  • - подбор художественной литературы по теме;
  • - изготовление атрибутов для занятий, сюжетно-ролевых  и дидактических игр;
  • - создание картотеки дидактических  игр по теме;
  • - изготовление   раскрасок;
  • - создание презентации по теме;

Сентябрь

1 неделя

2. Основной

Реализация проекта согласно плану мероприятий с

детьми и родителями.

Сентябрь

3 недели

3. Заключительный

Анализ деятельности по реализации проекта.

 

Проблема: недостаточно сформированы знания о лимоне и его свойствах, недостаточное внимание родителей к образовательному процессу детского сада.

Объект исследования: лимон.        

Предмет исследования: полезные и необычные свойства лимона.

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе формирования представлений о лимоне и его необычных свойствах в исследовательской экспериментальной деятельности.

Для достижения  поставленной цели были определены следующие задачи:

- изучить  историю  использования    лимона    человеком;

- выявить имеющиеся знания у детей  о  лимоне;

- создать условия для расширения представления о лимоне и его свойствах;

- побуждать детей к практическому применению полученных знаний в повседневной жизни, помня о полезности лимона (употребление  его в пищу, применение в быту, парфюмерии и кулинарии);

- предоставить возможность исследовать реальные свойства лимона, обсуждать результаты   опытной деятельности;

-  формировать умение получать сведения о свойствах лимона экспериментальным путем;

- создать условия для выражения детьми своего мнения;

- развивать наблюдательность и умение делать выводы, доступные данному возрасту, в ходе экспериментальной деятельности;

- создать условия для побуждения детей к речевой активности,  активизировать в речи термины: лимонная кислота, реакция, окисление, цитрон, страна Индия, витамин С, иммунитет, фитонциды, комнатное лимонное деревце, кожица, мякоть, косточка – семечка, дольки лимона, цедра, блиц-опрос и др.

- создать условия для художественно-творческой деятельности через рисование, творческую выставку и др.

- формировать любознательность и интерес к исследовательской деятельности: умение восхищаться и радоваться новым открытиям;

- воспитывать дружеские отношения в коллективе детей в процессе совместной деятельности;

- воспитывать культуру поведения на занятиях и закрепить правила поведения в детских лабораториях.

 - выявить  особенности   выращивания    лимона  в домашних  условиях и создать условия для выращивания лимонного деревца в группе;

Исследование имеет практическую направленность.

Подготовка материалов для проведения проекта: сбор дополнительной теоретической информации об объекте и его свойствах (работа с интернет ресурсами), подбор литературы, подбор посуды и инструментов для организации опытной деятельности.

Формы и методы проведения: развитие темы в разных режимных моментах и видах совместной деятельности: подбор иллюстративного материала, беседы и свободное обсуждение, чтение художественной литературы, проведение дидактических игр, организация опытной деятельности с наблюдением и анализом, презентация проекта, открытое занятие, фотовыставка, творческие выставки рисунков и поделок. 

Предполагаемый результат:

1)для педагога:

- распространение педагогического опыта на открытых мероприятиях района, в публикациях педагогических журналов, на открытом занятии.

2) для воспитанников:

-  формирование знаний о растении лимон: его строении, особенностях, полезных и необычных свойствах;

- развитие познавательного интереса к экзотическим растениям;

- совершенствование учебно-исследовательской деятельности детей старшего  дошкольного возраста.

3)для родителей:

- активное вовлечение родителей в познавательно – творческую деятельность, в образовательный процесс детского сада.

Этапы проекта:

Проект  включает в себя 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный. 
 

1.Подготовительный этап:

Определение темы проекта и подборка методической, научно-популярной и художественной литературы.
Формулировка цели и разбивка на веер задач.

Поиск информации в Интернете.
Составление плана основного этапа проекта.     

Подбор  иллюстраций,  пословиц, поговорок,  стихотворений, сказок, загадок о лимоне.

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых и дидактических игр с детьми.

Разработка конспектов занятий и бесед, презентации, игр, консультаций для родителей.

Подготовка проекта по созданию РППС в группе: изготовление лепбука и картотеки дидактических игр, оформление стенгазеты, папки – передвижки для родителей.

Сотрудничество с родителями: беседа с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному  процессу в ДОУ.

2.Основной этап:

Проведение забавных опытов, посадка косточки лимона, творческая выставка поделок и рисунков, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций, художественно - творческая деятельность, заучивание стихотворений,  рассматривание иллюстраций и  картинок, составление описательного рассказа  с опорой на мнемотаблицу и др.

ОО «Познавательное развитие»

- дидактические игры: «Собери целое», «Четвертый лишний», «Что я съел?», «Машин сад»

- разгадывание загадок;

- рассматривание иллюстраций, буклетов, фотографий;

- изучение «Детской энциклопедии»;

- наблюдение за ростом и развитием посаженного комнатного лимонного деревца;

- экспериментальная деятельность: «Чудо – кожура», «Получаем лимонный сок и лимонад», «Яблоко и лимон – друзья», «Чай с лимоном», «Лимон – пятновыводитель»;

ОО «Художественно- эстетическое развитие»

- чтение художественной литературы: В. Н. Куликова «Лимон – природный целитель», М.М. Пришвин «Лимон», Е.Кулакова «Сказка про лимон», легенда про лимон, Дж. Родари «Чиполлино» и др.;

- рисование на тему  «Блюдо из лимона»;

- лепка «Веселый лимон»;

- объемная аппликация «Лимон»;

- знакомство с правилами «Лимонного этикета»;

ОО «Речевое развитие»

- знакомство с пословицами и поговорками, их обсуждение;

дидактические игры: «Подбери признаки», «Подбери действия»;

лексико-грамматические упражнения: «Назови ласково» и др.

составление  описательного  рассказа о лимоне с опорой на мнемотаблицу;

ОО «Социально – коммуникативное развитие»

- беседа- фантазия «Что было бы, если бы у лимона не было кожуры»»;

- беседы: «Родина лимона, его разновидности», «Состав лимона и его полезные свойства», «Применение лимона в жизни человека», «Положительное влияние витамина С на организм человека» и др.;

- сюжетно- ролевые игры: «Магазин», «Повар»;

- викторина «Что мы знаем о лимоне?»;

- угощение гостей лимонным лакомством»;

ОО «Физическое развитие»

- подвижные игры: «Гонки с лимоном», «Прокати лимон» и др.;

- пальчиковые игры: «Фрукты», «Компот», «Фруктовый сад», «Лимон» и др.;

Взаимодействие с родителями:

- Предварительная беседа о необходимости совместного сотрудничества с жизнью детского сада.

- Выставка совместных работ родителей и детей  (рисунки и поделки);

- просмотр телепередачи «Мир растений»;

- Пополнение уголка экспериментирования атрибутами и необходимым материалом

 ( для проведения опытов).

3.Заключительный этап:
Трансляция результатов родителям (слайд-шоу на родительском собрании) и педагогам (презентация, открытое занятие).

Составление портфолио проекта, изготовление лепбука на тему «Фрукты».

 Результат проекта

Дети:

имеют элементарные представления:

  •  о лимоне и его необычных свойствах;
  • умеют видеть и выделять проблему эксперимента;
  • умеют отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

Родители:

  • установлены партнерские отношения между родителями и педагогами;
  • даны рекомендации по подбору интересного познавательного и наглядного материала;
  • педагогическое просвещение родителей;
  • подготовлена консультация «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в семье».

Педагоги:

  • повышение уровня педагогической компетентности;
  • профессиональный рост;
  • повышение качества работы с детьми и родителями;
  • оснащение познавательно - исследовательской мини -лаборатории необходимыми материалами и оборудованием для проведения опытов.
  • Заключение
  • Анализируя результаты проекта, я пришла к выводу, что данный проект актуален для реализации в группе детей старшего дошкольного возраста.
  • Этот проект значим для всех его участников: у детей сформированы навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы и применении своих навыков в играх и практической деятельности. Расширен запас знаний и представлений о свойствах лимона, его  составе и применением человеком в жизни. Между родителями и педагогами установлены тесные и продуктивные партнерские взаимоотношения. У родителей воспитанников группы сформирован положительный интерес к познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
  • Таким образом, реализованный проект, в котором дети являются участниками от зарождения идеи, проведения опытов и фиксирования результатов, самостоятельно добывают знания с помощью познавательно – исследовательской деятельности, отвечает не только современным принципам и стандартам дошкольного образования, но и способствует в дальнейшем развитию полноценной, творческой, гармонично развитой личности.
  •  Выводы и результативность

Благодаря этому проекту работа получилась продуктивной, познавательной. Проект помог детям освоить и осмыслить полученные знания, расширить кругозор и представления об окружающем мире. Дети делились полученной информацией с другими детьми. Родители заинтересовались результатами и продуктами проекта.

IV. Выводы

По результатам проведённого мною исследования были сделаны  следующие выводы:

1. Изучив литературу, мы узнали о полезных свойствах лимона.

2. Узнали  важность применения лимонов в жизни.

3.При проведение познавательных опытов  обнаружили, что лимоны обладают не только целебными свойствами, но имеют и волшебную силу при взаимодействии с другими веществами.

Итак, лимон – поистине полезный, волшебный, таинственный и загадочный фрукт. И ни одно растение не может соперничать по своим целебным свойствам и волшебной силе с лимоном.

            Перспектива нашей работы заключается в следующем:

Мы будем выращивать и наблюдать за посаженным нами лимонным деревцем. Узнаем, как можно привить растение, и попробуем вырастить фрукты в домашних условиях.

Литература

  • Популярная энциклопедия для детей «Все обо всем» А.Ликум.
  • «Неизведанное рядом». Опыты и эксперименты. Дыбина О.В.
  • Сборник «Открой увлекательный мир науки с помощью занимательных опытов».
  • 365 научных экспериментов для дошколят.
  • Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Меньшикова Л. В.

                                          Источники:

  1. Книги: Куликова В.Н. - Лимон - природный целитель лимон. Выращивание Уход. Разведение. Автор: Л. В. Шайденкова, Гаврилов Г.С. 'Комнатные лимоны'.
  2. Телепрограммы: «Мир растений».
  3. Интернет сайты: http://www.limon-room.narod.ru/
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BD
  5. http://www.limon-home.ru/?go=GALERI/galeri_1


  1. Опыты с лимоном

Опыт №1. Лимон осветляет чай

Если выдавить в заваренный чай сок из лимона, то цвет чая становится светлее.

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=283195235-10-72&n=21

         Вывод: своим коричневым цветом чай обязан дубильным веществам. Эти вещества являются индикаторами, то есть в кислой среде они светлеют. Поэтому осветление чая лимонным соком не означает, что он становится менее крепким. Но зато добавление лимона усиливает его питательные и целебные свойства.

Также чай с лимоном способствует защите наших зубов от появления желтоватого оттенка.

Опыт №2. Яблоко и лимон- друзья

Разрежем яблоко пополам, положим его срезами вверх на блюдце и  выдавим немного лимонного сока на одну из половинок. Через несколько часов «чистая» половинка яблока потемнеет, а та, что была «защищена» лимонным соком, останется такой же белой.  

Вывод: В яблоках есть много очень полезных веществ, в том числе и железо. Конечно, сколько ни ешь  яблоки, кусочки привычного для нас железа там не отыщешь, но железо там все-таки есть в виде очень маленьких, не видимых глазу частичек. Когда эти крошечные частички железа соприкасаются с воздухом, точнее, с кислородом воздуха (а именно это и произошло при разрезании яблока), они начинают темнеть. Лимонный сок покрыл срез защитной пленочкой, и кислород не смог добраться до железа.

Если разрезанные яблоки смазать лимонным соком, они будут выглядеть свежими и красивыми и не менее полезными.

Опыт№3. «Невидимые чернила»[1]

Для проведения опыта вам понадобятся: половинка лимона, ватка, спичка, чашка воды, лист бумаги.

фокусы

фокусы

1. Выдавим сок из лимона в чашку, добавим такое же количество воды.

2. Обмакнём спичку или зубочистку с намотанной ватой в раствор лимонного сока и воды и напишем что-нибудь на бумаге этой спичкой.

фокусы

фокусы

3. Когда "чернила" высохнут, нагреем бумагу над включённой настольной лампой. На бумаге проявятся не видимые ранее слова.

Опыт№4. Лимон надувает воздушный шар

Для проведения опыта вам понадобятся: 1 ч.л. пищевой соды, сок лимона, 3 ст.л. уксуса, воздушный шарик, изолента, стакан и бутылка, воронка.

фокусы

фокусы

1. Наливаем воду в бутылку и растворяем в ней чайную ложку пищевой соды.

2. В отдельной посуде смешиваем сок лимона и 3 столовых ложки уксуса и выливаем в бутылку через воронку.

3. Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его изолентой.

фокусы

фокусы

Посмотрите, что происходит! Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.

Опыт: Лимон запускает ракету в космос

Для проведения опыта вам понадобятся: бутылка (стекло), пробка от винной бутылки, цветная бумага, клей,  3 ст.л лимонного сока, 1 ч.л. пищевой соды, кусочек туалетной бумаги.


1. Вырезаем из цветной бумаги и приклеиваем с обеих сторон винной пробки полоски бумаги так, чтобы получился макет ракеты. Примеряем "ракету" на бутылку так, чтобы пробка входила в горлышко бутылки без усилий.

2. Наливаем и смешиваем в бутылке воду и лимонный сок.
фокусы

3. Заворачиваем пищевую соду в кусочек туалетной бумаги так, чтобы можно было просунуть в горлышко бутылки и обматываем нитками

фокусы

5. Ставим бутылку на плоскость и отходим на безопасное расстояние. Наша ракета с громким хлопком взлетит вверх. Только не ставьте её под люстрой!

.

4. Опускаем пакетик с содой в бутылку и затыкаем её пробкой-ракетой, но не слишком плотно.  
фокусы

Опыт №5.

Проведем еще один опыт. Для него нам понадобится два графина с водой и два лимона. Очистим первый фрукт. Интересно, сколько весит очищенный лимон? Я взвесила и у меня получилось 108 граммов. Запомним эту цифру. А теперь положим очищенный лимон в воду. Он утонул! Как вы думаете неочищенный лимон тяжелее? Однозначно  - 160 граммов. Что же будет если положить в воду неочищенный лимон? Он не тонет! Может быть, это какой-то особенный лимон?! Нет, все дело в кожуре. Рассмотрим ее поближе.

Вывод: В кожуре есть множество пузырьков с воздухом. Именно они держат лимон на плаву.

Опыт №6. Лимон-пятновыводитель

Попробуем вывести лимоном пятно на ткани от фломастеров. Мы смешали лимонный сок и соль  и нанесли смесь на загрязненное место. Затем потерли пятно и  выстирали одежду. И, действительно, пятна не стало.

Но, используя лимонный сок для выведения пятен, помните, что это кислота, а поэтому нужно быть осторожными с  цветными тканями.

Вывод: лимон может помогать выводить пятна с одежды без применения химических веществ.F:\ЛИМОН\P1000752.JPGF:\ЛИМОН\P1000757.JPG

Опыт №7. Батарейка из лимона

Что необходимо приготовить.

  1. Лимон, тщательно вымытый и насухо вытертый.
  2. Два кусочка медной изолированной проволоки примерно 0,2-0,5 мм толщиной и длиной 10 см.
  3. Стальную скрепку для бумаги.
  4. Лампочку от карманного фонарика.

Проведение опыта

Зачистим противоположные концы обеих проволок на расстоянии 2-3 см. Вставим в лимон скрепку, прикрутим к ней конец одной из проволочек. Воткнем в лимон в 1-1,5 см. от скрепки конец второй проволочки. Возьмем два свободных конца проволочек и приложим к контактам лампочки.

Что произошло?  Лампочка загорится!

Батарейка из лимонаБатарейка из лимонов

Если лампочка не светится, возьми несколько лимонов и соедини их так, как показано на рисунке. 

Вывод: сок лимона вступает с металлами в химическую реакцию, в результате которой образуется электрический ток. К сожалению, это очень слабый источник энергии. Но его можно усилить, соединив несколько лимонов.

Вывод: Проведенные нами опыты доказывают, что лимон обладает не только полезными, но и загадочными свойствами.

Ни одно растение не может соперничать по своим целебным свойствам и волшебной силой с лимоном, который может надувать воздушные шары и проводить электрический ток.


Опыт №1 «Тонет – не тонет». Приготовлены две емкости и два лимона (один в кожуре, второй очищен). 

Исследование: опустили лимон в кожуре в воду. Но он не утонул, хотя дети пытались его опустить на дно. Зато лимон без кожуры сразу упал на дно. Рассмотрев лимон в кожуре увидели, что в ней много дырочек. В этих дырочках есть воздух, который держит лимон на воде. У очищенного лимона таких дырочек нет, поэтому он сразу тонет.

Вывод: выяснили, что в лимонной кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают лимон на поверхность воды. Без кожуры лимон тонет, потому что он тяжелее воды, которую вытесняет.

Опыт №2 «Получаем лимонный сок».

Исследование: для приготовления сока следует использовать плоды спелые, здоровые без признаков порчи. Очистили лимон от кожуры и разделили на дольки. Завернули дольки в марлю и стали отжимать сок ручным прессом.

Вывод: чтобы получить натуральный сок, нужно лимон очистить и воспользоваться ручным прессом или соковыжималкой.

Опыт №3 «Яблоко и лимон – друзья».

Исследование. Делим яблоко на 2 части. Выдавливаем сок лимона на 1 часть яблока, оставляем на время, вторая половинка остается без сока лимона. Наблюдаем за изменениями. Половинка, не обработанная соком лимона, стала коричневой. Обработанная половинка останется такой же свежей.

Вывод: под воздействием воздуха повреждённые клетки яблока приобретают коричневый цвет.Витамин С, содержащийся в лимоне, замедляет этот процесс.

Опыт №5. «Засекреченное послание».

Материалы и оборудование: половинка лимона, ватка, спичка, чашка воды, лист бумаги.

Ход проведения: Выдавить сок лимона в чашку, добавить такое же количество воды.

Обмакнуть ватную палочку в раствор лимонной кислоты и воды и написать что- нибудь на бумаге этой палочкой. Когда «чернила» высохнут, нагреем бумагу над включенной настольной лампой. На бумаге проявится невидимое слово.

Вывод: лимонный сок при нагревании приобретает желтый оттенок на бумаге.

  1. Особенности выращивания  лимона  в домашних  условиях

Ребят заинтересовал вопрос, можно ли  вырастить лимон  в домашних условиях.  Оказалось, что  вырастить   лимонное дерево  в домашних  условиях не так  уж и сложно.  Сначала мы,  конечно,  изучили   условия выращивания, а затем проверили их на практике.

Самое простое, это посадить лимон из семени. Оказывается, лимон теневынослив, и размещать  его в квартире  можно на любых окнах, даже северных.

        В горшочках  с подготовленной почвой мы посадили   зернышки, только что вытащенные из лимона, присыпали землей, утрамбовали землю, затем полили её отстоявшейся водой комнатной температуры. Горшочки поставили поближе к окну и стали ждать, когда появятся листочки у нашего лимончика. Когда земля становилась сухой, мы её поливали. И спустя 2 недели мы с радостью обнаружили первые всходы. Мы стали наблюдать за нашими растениями. Прошло 3 месяца - растение достигло высоты 10см.

Мы  не  рассчитываем на то, что у наших  растений появятся сочные  плоды. Мы выращиваем их не из-за плодов. Нам нравится  их внешний вид. Листья у лимона крупные и имеют ярко-темный  зеленый цвет. Очень приятно зимой смотреть на зелень лимона и вспоминать солнечное лето. Но как оказалось,  домашние лимоны стоит выращивать не только ради плодов. Целебную силу имеют даже листья, от которых исходит особый аромат. Многими исследованиями ученых доказано, что в помещении, где стоят горшки с лимонами, болезнетворные организмы  не размножаются. Таким образом, любители комнатных цитрусов, возможно, сами того не подозревая, гораздо в меньшей степени, чем другие, рискуют заболеть некоторыми инфекционными  болезнями.  

Выводы:

1. Лимонное растение  можно вырастить из семечка тех  лимонов, которые продаются в магазинах.  Они   не дадут плодов, но окажут положительное влияние и на настроение, и на состояние здоровья человека.

       2. Если в разных  местах классной  комнаты, где в течение дня постоянно находится до 25 человек, поместить несколько лимонных кустиков, воздух в  них будет значительно чище, дети будут болеть реже.

Легенда о цитрусе

Родовое название от греческого “kitrea” — лимонное дерево; итальянское “Hmone” — лимон.

Согласно древнегреческим мифам, Геспериды — дочери Атласа — стерегли в своих садах золотые яблоки. В наказание за убийство собственных детей и детей своего брата царь Эврисфей поручил Гераклу доставить эти золотые яблоки в Грецию. Геракл отыскал сады Гесперид, но, испугавшись стоглавого дракона, уговорил Атланта достать их, а сам тем временем поддерживал за него небо. Это считается одиннадцатым подвигом Геракла. Теми золотыми яблоками были апельсины, от них все плоды цитрусовых сначала древние греки, а позже и ботаники также стали называть “гесперидиум” или “гесперидий”.

1.2 Лимон волшебник

Лимон — небольшое вечнозеленое плодовое дерево высотой до 5—8 м, с раскидистой или пирамидальной кроной, сероватой, слегка трещиноватой корой на многолетних ветвях и зеленой или красновато-фиолетовой, гладкой на однолетних побегах, обычно с колючками, реже без них. Листья кожистые, зеленые, длиной 10—15 см, шириной 5—8 см, лоснящиеся с верхней стороны и светло-зеленые и матовые с нижней, цельнокрайные, с жилкованием, при рассматривании на свету точечные (от просвечивающих вместилищ эфирного масла), широкоовальные или продолговато-яйцевидные, с обоих концов заостренные, на коротких (от 1 до 1,8 см), бескрылых или крылатых (на ростовых побегах) черешках, с заметным сочленением при основании листовой пластинки, опадающие обычно раз в 3 года.


1.3 Строение лимона

Любопытно строение листа лимона: на первый взгляд это простой лист. Напомним, что в ботанике сложным листом называется такой, который состоит из нескольких отдельных пластинок (листочков), причем эти листочки опадают по отдельности. У лимона листовая пластинка опадает отдельно от черешка — черешок опадает позже. Следовательно, лист лимона по происхождению является сложным, но у него все доли, кроме одной, исчезли.

Цветки пазушные, одиночные или парные, с неяснозубчатой чашечкой и пятичленным венчиком. Лепестки чисто белые или слегка кремовые, снаружи розоватые или пурпуровые, сильно отогнутые, голые, с тонким нежным ароматом. Плод длиной 6—9 см, диаметром 4—6 см, гесперидий яйцевидный или овальный, к обоим концам суженный, с соском на верхушке, светло-желтый, с трудно отделяющейся бугорчатой или ямчатой коркой, содержащей множество железок с эфирным маслом. Внутренняя часть плода с несколькими гнездами. Семена яйцевидные, желто-зеленые или белые, в разрезе зеленоватые.

1.4 Родина лимона

Цветет, начиная с весны. Плоды созревают осенью. Родина — тихоокеанские тропические острова.

В дикорастущем состоянии неизвестен. Широко культивируется во многих странах с субтропическим климатом. Культивируется на Кавказе, на Черноморском побережье, в Средней Азии. Распространен в комнатной и оранжерейной культуре. Город Павлово-на-Оке Нижегородской области стал центром распространения комнатной культуры лимона, известной под названием Павловского лимона. С каждого кадочного деревца можно получить до 30 плодов. Известны случаи, когда одно кадочное дерево ежегодно приносило 180—200 плодов. Плоды этих комнатных лимонов отличаются хорошим качеством и размером, не уступая лучшим южным сортам. Павловский лимон — скороспелый, карликовый, размножается черенками. Деревце лимона высотой 150 см, диаметр кроны 75—85 см, колючек мало, плодоношение начинается на 2—3-й год после укоренения черенков. Цветет 2 раза в год — в марте — апреле и в октябре. Плоды созревают через 8 месяцев в период ноябрь — май. Лимон — многолетнее растение. Встречаются лимоны в возрасте 45 лет. Комнатная культура лимона в настоящее время распространена почти по всей России. Кроме Павловского для комнатной культуры пригодны и другие сорта (Дженоа, Лисбон, Грузинский, Майкопский, Китайский — лимон Мейера и др.).

1.5 Состав лимона

Плоды содержат лимонную кислоту (7—8%), сахара (2—3,5%), витамины А, В1, В2, Р и С, красящее вещество, флаваноновые гликозиды (гесперидин, эриоцитрин, эридиктиол), обладающие Р-витаминной активностью.

В кожуре плодов имеется эфирное масло (0,4—0,6%), которое получают выжиманием. Масло содержит до 90% терпена, лимонена, около 3% цитраля (носитель лимонного запаха), 1% геранилацетата, а также пинен, камфен, фелландрен, цитронеллол, терпинеол и др. /Приложение 1/

Семена плодов также включают эфирное масло и горькое вещество лимонин; ветки и листья — эфирное масло (0,1—0,25%). Кора содержит гликозид цитронитина — цитронин.

Лечебное действие лимона объясняется наличием лимонного масла и лимонной кислоты. Лимонная кислота наряду с другими органическими кислотами — яблочной и янтарной — играет важную роль в обмене веществ. Большое значение в лечебном действии лимонов имеет аскорбиновая кислота. Несмотря на различные условия выращивания лимонов на Украине, в Грузии, а также в домашних условиях, содержание аскорбиновой кислоты в лимонах остается достаточно высоким.

1.6 Лечебные свойства лимона

В домашних условиях сок лимона получают при помощи соковыжималки или ручным способом. Лимонный сок употребляют при отложении солей, в том числе мочекислых солей (подагра), при инфекционных и вирусных заболеваниях. Полезны лимоны и при пониженной кислотности желудочного сока, например при гипоацидных гастритах.

Из прессованной свежей кожуры плодов получают лимонное масло. Используют его для улучшения запаха и вкуса лекарств.

Высушенная кожура может рекомендоваться как горько-пряное желудочное средство. Имеет большое значение как пищевой витаминный продукт.









ЗАКЛЮЧЕНИЕ

               Исследуя уникальные свойства лимона,  я научилась работать с различными источниками информации, познакомилась с историей  появления   лимона в нашей стране.  

        Узнав  о  необыкновенных  свойствах    лимона,  мы с моими одноклассниками провели опыты и доказали, что лимон – интересное растение  и может быть очень полезен для людей в разных ситуациях.

        С моей помощью   мои  одноклассники не только узнали  о важной   роли лимона в жизни человека, но и сами попробовали вырастить это растение  в классе.         Для активного использования  лимона  в повседневной жизни мы создали  для  учащихся и родителей буклет  о  полезных свойствах лимона (Приложение №1 ).

        Кроме того, я познакомила одноклассников со стихами, загадками, сказкой про цитрусовые фрукты. (Приложение №4,5).

        

Итак:        

  1. Опытным путем мы подтвердили  выдвинутую нами гипотезу , что лимон не только полезен для здоровья , но имеет необычные свойства при взаимодействии с другими веществами.
  2. Необходимо обязательно включать лимон или  лимонный сок в  ежедневный рацион, что  положительно влияет на здоровье человека,  благодаря   огромному количеству  полезных  свойств.
  3. Лимонное дерево  может  быть использовано   для выращивания в помещениях школ   для оздоровления детей.

Перспектива нашей работы заключается в следующем:

Мы будем выращивать и наблюдать за посаженным нами лимоном. Узнаем, как можно привить растение, и попробуем вырастить фрукты в домашних условиях.

Предлагаем полезные советы по использованию лимонов:

1. Соблюдая меры предосторожности и рекомендации врачей, ешьте как можно чаще лимоны. В скором времени вы забудете, что такое усталость

тоскливое настроение.

2. В повседневной жизни смело пользуйтесь народными средствами лимона.

3. Пейте лимонад, приготовленный в домашних условиях из лимонов.

4. При чаепитии с лимоном соблюдайте этикет. (Приложение № 6)

Список используемой литературы

  1. Блэйз А. - Энциклопедия полезных комнатных растений.М.: Олма-Пресс, 2000год.

  1. Денисова Т.А. «Удивительный мир растений» : Пособие для учащихся. – 3-е изд-е М. : Просвещение, 2004

  1. Забавные химические опыты//Журнал «Мастерилка»(11.05.2010) Издат. «Карапуз».

 

  1. «Лимоноград» В. Дадыкин// «Наука и жизнь» №12, 2004 год.

  1.  «Сказочный справочник здоровья»  Л. Скребцова, М. Скребцова, А. Лопатина, изд. «Амрита-Русь», 2004 год.

  1.  Энциклопедия «Я познаю мир» Багрова Л.А.М.: АСТ, 2002 год.

Интернет-источники:

  1. http://flowers-lida.blogspot.ru
  2. http://www.dobrieskazki.ru
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  4. http://www.limon-home.ru
  5. http://www.limon-room.narod.ru/

Литература

  • Популярная энциклопедия для детей «Все обо всем» А.Ликум.
  • «Неизведанное рядом». Опыты и эксперименты. Дыбина О.В.
  • Сборник «Открой увлекательный мир науки с помощью занимательных опытов».
  • 365 научных экспериментов для дошколят.
  • Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Меньшикова Л. В.

 Список литературы

  1. Бейкер Х. Плодовые культуры. - М.: Мир, 1990.
  2. Дадыкин В.В. Цитрусовый сад в комнате.- Изд. Колос, 1991
  3. Журнал "Наука и жизнь" № 12, 2004 г. статья В. Дадыкина
  4. Профессор Елисеев - Павловский лимон, 1974
  5. Профессор Воронцов В.В. Комнатные растения, 2003
  6. Сааков С.Г. Оранжерейные и комнатные растения и уход за ними. - Л.: Наука, 1983.
  7. Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях. - М.: Кладезь-Букс, 2000.
  8. http://ru.wikipedia.org/wiki/Лимон
  9. http://edimka.ru/text/produkti/lemon
  10. http://www.kladovayalesa.ru/archives/1787
  11. http://www.limon-room.narod.ru
  12. http://centr-molodosti.ru/limon-na-strazhe-nashego-zdorovya-poleznye-svojstva-limona.html
  13. http://edimka.ru/text/produkti/lemon
  14. http://ghivotnie.narod.ru/rast/15.html
  15. http://www.e-pitanie.ru/zabytye_celiteli/limon.php

Источники:

  1. Книги: Куликова В.Н. - Лимон - природный целитель лимон. Выращивание Уход. Разведение. Автор: Л. В. Шайденкова, Гаврилов Г.С. 'Комнатные лимоны'.
  2. Телепрограммы: «Мир растений».
  3. Интернет сайты: http://www.limon-room.narod.ru/
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BD
  5. http://www.limon-home.ru/?go=GALERI/galeri_1

  1. Из истории  использования лимона человеком

Впервые о лимоне (приблизительно 300 лет до н.э). написал древнегреческий философ Теофраста. http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=95203964-16-72&n=21

Он писал, что душистый плод  не употребляли в пищу, а использовали только для борьбы с молью: ароматные кусочки лимона прятали в складки одежды. Но уже позднее о лимоне заговорили по-другому, и именно об этом гласит нам…

Кавказская легенда о лимоне

         Однажды любимый слуга одного из кавказских царей за какую-то провинность попал в немилость. Разъяренный повелитель велел немедленно посадить своего слугу в тюрьму и приказал стражникам кормить заключенного только одним видом пищи. На вопрос, каким именно, владыка, смилостивившись, ответил: «Пусть выбирает сам». Заключенному ничего не оставалось делать, как исполнить царскую волю. И он ее выполнил, попросив давать ему только ... лимоны. А недоуменным стражникам пояснил:

«Аромат лимона будет веселить мне мысли, кожура плодов и зерна будут полезны для моего сердца, в мякоти же лимона я найду себе пищу, а соком буду утолять жажду».

Сейчас трудно сказать, так ли это было на самом деле. Но несомненно одно: в этой старинной легенде точно отражено то значение, которое имели эти плоды для наших предков.

Лимон – фрукт загадочный. Во-первых, никто никогда не видел дикорастущего лимона – его образ скрыт от нас в загадках и тайнах. Во-вторых, у лимона нет родины – до сих пор ученые не могут выяснить, кому на Земле принадлежит эта честь. Плоды лимона с давних пор считались полезными для человека

 Родиной лимона считаются Индия,  Китай и тихоокеанские тропические острова. Выращивается он и  во многих странах с субтропическим климатом.

Мореплаватель Джеймс Кук получил медаль Королевского британского общества за то,  что вылечил лимоном многих моряков от цинги (болезнь вызываемая острым недостатком витамина C).  Британских моряков даже называли «лимонниками»[2].

Известно, что это войска Александра Македонского привезли лимоны из Индии в Европу. Тогда лимон называли «индийское яблоко» или «цитрон». Лимоны были очень дороги, практически на вес золота, почти как индийские приправы. 

Во второй половине 17 века лимон узнали и в России. 

Лимон был недоступен простому человеку. Богатые люди выписывали лимоны из Голландии, а доставляли их в Россию только в соленом виде. Интересно, как они их потом ели, на наш вкус это совершенно непривычно. Когда деревца лимона впервые завезли в Россию, посадили их в оранжереях Кремля. Но на это чудо было дозволено любоваться только избранным. Приближенным царя предоставлялась честь быть смотрителями лимона. Затем лимонные деревца распространились в среде помещиков. Считалось престижным иметь лимонное дерево в своем доме. http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=115943692-71-72&n=21Памятник "Павловский лимон"

Более ста лет назад русские крестьяне села Павлово вблизи Нижнего Новгорода начали выращивать лимоны в своих избах. Отсюда и произошел известный комнатный сорт лимонов — Павловский. Многие жители в города   Павлово имеют дома по 4 — 5 небольших деревцев лимона. Одно комнатное деревце этого лимона дает при заботливом, правильном уходе 10 — 16 плодов в год.  

В городе Павлове совсем недавно на центральной площади установили памятник «Павловскому лимону».

  1. Характеристика растения

 Лимон обыкновенный  относится к семейству Рутовых. 

     Лимон вечнозеленое, многолетнее растение высотой до 5 метров.

Встречаются лимоны в возрасте 45 лет. Существуют различные виды и сорта лимона. Ветви с колючками, редко без них. Цветки с нежным ароматом, внутренняя часть лепестков белая, наружная — красновато-фиолетовая. Плод овальный, светло-желтый, с бугорчатой коркой. Цветет в апреле — мае.http://phenomenonsofhistory.com/site/wp-content/uploads/2010/07/Koeh-041.jpg

Лимоны сами не опадают. Если их не срезать до зимы желтыми, то они снова начинают зеленеть весной. c7e4d68419de.png

Летом их кожура очень утолщается, осенью она снова желтеет, как бы поспевает вторично. Но двухлетние плоды, несмотря на величину, имеют меньше вкусовых и лечебных качеств, то есть содержат меньше витаминов, кислот. Поэтому покупать толстокожие плоды не стоит, они могут быть «старыми».

В дикорастущем виде лимон не встречается. [3]

  1. Полезные свойства лимона

Лимон для здоровья

Учёные утверждают, что ни одно растительное средство не может соперничать по своим антисептическим и бактерицидным свойствам с лимоном. И это, действительно, так.

Плоды лимона богаты витамином  C,  благодаря которому наш организм будет полон жизненной энергией и  улучшится обмен веществ в организме. Врачи рекомендуют употреблять лимоны ежедневно. Чай с лимоном – прекрасный тонизирующий напиток. Его смело можно назвать напитком здоровья, ведь он способен избавить от головной боли, хороший напиток для похудения, облегчает болевые ощущения. Чай с лимоном отличное средство подзарядить себя в середине дня и оживить мозговую деятельность.   Но не рекомендуется добавлять лимон в кипяток, так как количество полезных веществ уменьшается.

Кожура плодов и листья лимона богаты эфирными маслами. Очень полезно  вдыхать аромат  эфирного масла лимона. Японские ученые выяснили, что запахи лимона  и эвкалипта повышают работоспособность, снимают  усталость и сонливость даже у очень уставших и ослабленных людей. Вдыхание эфирного масла  лимона  поднимает настроение, придает бодрость. 

Лимоны используют для лечения ангины, гипертонии. Несколько капель лимонного сока, нанесённые на виски, избавят от мигрени. От простуды помогает тёплое питье из лимонного сока и мёда.

Полоскания раствором лимонного сока может значительно облегчить зубную боль.

Снять усталость в ногах поможет массаж кусочком лимона.

Раздражение и боль от укуса насекомых исчезнет, как только вы смажете лимонным соком место укуса.

 Лимон для красоты

Лимон очень часто используют в косметических целях. Полезен он для рук и ногтей.

         Ванночки для рук с лимонным соком укрепляют и отбеливают ногти.http://phenomenonsofhistory.com/site/wp-content/uploads/2010/07/1_94_19474_1234253449.jpg

 Полоскания раствором лимонного сока освежают и дезинфицируют полость рта, надолго убирают неприятный запах изо рта.

Для отбеливания зубов можно добавлять капли лимонного сока в зубную пасту. Отбеливать зубы можно и непосредственно протиранием ломтиком лимона или цедрой, при условии, что эмаль достаточно прочна.

Лимон полезен и для кожи лица. С его помощью можно избавиться от веснушек, пигментных пятен и омолодить кожу лица. Веснушки можно протирать свежим соком лимона, или оставлять на них на несколько минут ломтики лимона.

Чтобы придать блеск потускневшим волосам, их можно ополоснуть водой, в которую добавлен лимонный сок. Если  жирные волосы, хорошо добавлять сок лимона в ополаскиватели.

В магазине можно купить мыло с лимонным соком. Можно самим сделать свечи с добавлением лимонных корочек , когда зажжете их, ваша комната, наполнится приятным ароматом.http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=194524611-48-72&n=21

Лимон в хозяйстве

 Лимон- незаменимый помощник в хозяйстве.

Чтобы избавиться от пятна на одежде от фломастера, нужно лимонный сок и мелкую соль нанести на пятно, потереть, а затем постирать одежду.  

Многим известен рецепт, как избавиться от запаха рыбы или овощей на руках, на ножах и разделочных досках на кухне. Просто нужно протереть всё долькой лимона.

Чтобы вернуть блеск металлическим кастрюлям, нужно потереть их кожурой  с мякотью лимона,  а затем ополоснуть водой.

Если у вас растет лимонное дерево, то дома никогда не будет моли. Моль не любит запах, который издает лимон.

Если в вашем доме завелись муравьи, не паникуйте! Смажьте лимонным соком их «любимые места» и муравьи забудут дорогу в ваш дом.

Моя бабушка рассказала, что  можно спасти пересоленное блюдо, добавив в него немного лимонного сока. И еда становится не только вкусной, но и полезной. А ещё с  лимонным соком, цедрой пекут пироги, кексы, делают вкусные кисели. как сделать домашний лимонад

Напиток под названием «Лимонад» появился еще в 17 веке. Изначально его изготавливали из лимонной настойки и лимонного сока.

Лимонад – это сладкий, чаще газированный напиток. Кстати, лимонад стал одним из первых напитков, которые начали производить в промышленных масштабах. Причем для приготовления брали не только лимоны, но и другие фрукты, а так же ягоды.

        

СТИХИ  И ЗАГАДКИ О ЛИМОНЕ

Была зима за окнами,
На улице мороз,
У нас на подоконнике
Лимон зелёный рос.

Мы следили за лимоном,
Каждый листик берегли,
С каждым листиком зелёным
Мы возились как могли.

Каждый листик молодой
Обмывали мы водой.
Наконец-то через год
Появился первый плод.

                             Агния Барто

***

Что за «ЛИ»?
Что за «МОН»?
В звуках нету смысла,
Но едва шепнут «ЛИМОН»,
Сразу станет кисло.

 ***

С желтой кожицей лимон
Витаминов полон он.
В чай добавь его скорей –
Станешь выглядеть бодрей.

*** 

Лимон как воздух нужен
Тем, кто слегка простужен.
Кому не нравится лимон,
Тот на простуду обречён.
А кто его полюбит —
Болеть уже не будет.

*** 

Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один
- Кислый очень, очень. 

*** 

Напоённая солнцем ветка лимона
склонилась под тяжестью круглых плодов,
повинуясь порядку и воле сезона,
созревших к сроку для наших столов.
Сочная желтая мякоть пружинит
под тонкой кожей, приятной и гладкой.
Трепетно чья-то рука вдруг поднимет
спелый подарок, мечтая о сладком,
и обжигая кислинкою нёбо
свежесть ворвётся и запах душистый,
тонко струясь, с ощущением новым,
зрелость отдаст свою мигом лучистым.

Загадки

Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один -
Кислый очень, очень.

Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт.
Но на вкус кислейший он,
А зовут его ...

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растёт.

Но на вкус кислейший он,

А зовут его ...

44dd48f5db1f.png

ПРИЛОЖЕНИЕ №5.

СКАЗКА

ЦИТРУСОВОЕ КОРОЛЕВСТВО

Л. Скребцова

В старину было на земле великое цитрусовое королевство, и правил им мудрый король — Цитрус Великий. Была у него дочь — красавица и умница. Цитрусовое королевство было поделено на три больших графства: Лимонию, Апельсинию и Мандаринию. Молодые графские сыновья славились по всему королевству как прекрасные охотники и танцоры. Но когда они посватались к принцессе, она отказала всем троим.— Красивы, да головы у них пусты: одна охота на уме да развлечения, — сказала она родителям. http://www.dobrieskazki.ru/images/lemons.jpg

Самым богатым графством цитрусового королевства была Лимония. На огромных лимонных плантациях трудились тысячи крестьян. Старый граф очень гордился своими лимонными деревьями, которые зеленели, цвели и плодоносили круглый год. На этих удивительных деревьях можно было одновременно увидеть и бутоны, и цветки, и плоды. Воздух графства так пропитался лимонным запахом, что даже вода и земля в нем пахли лимонами. Погруженный в заботы о своих лимонных плантациях, старый граф почти не занимался воспитанием сына.

 В Апельсинии — втором по величине графстве цитрусового королевства, воздух был пропитан дивным апельсиновым ароматом. Невесты из Апельсинии делали к свадьбе из душистых апельсиновых цветков белые венки— символы чистоты и невинности, а возле дома молодоженов обязательно сажали апельсиновое дерево. В этом графстве апельсины были основным продуктом питания. Апельсиновую цедру добавляли в хлеб, творог, молоко и даже сметану. Самым изысканным деликатесом в Апельсинии считалось варенье из апельсиновых корок. В приготовлении этого лакомства соревновались лучшие повара графства. Жители графства, подобно жителям соседней Лимонии, никогда ничем не болели: горькие, сладкие и кисло-сладкие плоды прогнали из Апельсинии все вирусы. Однако граф Апельсинии также, увы, не смог привить своему наследнику любовь к апельсиновому делу.http://www.dobrieskazki.ru/images/orange.jpg

 Однажды на приеме во дворце цитрусового короля граф Лимонии пренебрежительно отозвался об апельсинах. Граф Апельсинии стал оранжевым как апельсин и, в свою очередь, недоброжелательно отозвался о лимонах. С тех пор графы больше друг с другом не разговаривали и издали указы, запрещающие своим жителям употреблять в пищу любые другие цитрусы, кроме лимонов — в Лимонии и апельсинов — в Апельсинии.
Самым маленьким графством в цитрусовом королевстве была Мандариния. Мандарины там росли повсюду: в садах, на улицах и даже на крышах домов. Их оранжевые фонарики дарили жителям Мандаринии праздничное настроение. Граф Мандаринии, хотя и гордился своими мандаринами, не считал их лучшими на земле цитрусовыми плодами. В его графстве, помимо мандаринов, выращивали и лимоны, и апельсины, и даже другие фрукты. Поэтому людям жилось в Мандаринии свободнее, чем в соседних графствах, и отличались они приветливым нравом. Все жители Мандаринии обожали своего доброго графа, и он этим очень гордился. Однако и у него не хватало времени на своего сына.
c7e4d68419de.png

ПРИЛОЖЕНИЕ №6.

ЛИМОННЫЙ ЭТИКЕТ

  • кусочек лимона с общего блюда берут специальной двузубой вилкой  и кладут на краешек своей тарелки.
  • если лимон подали к рыбе, мясу, то нужно сок из него выжать выпуклой стороной вилки.
  • если вы попали на чайную церемонию, то  кусочек лимона нужно положить в чашку ложкой, выдавить с помощью нее сок, а затем кусочек вынуть и положить на блюдце.
  • лимон, разделенный на дольки, выжимают двумя пальцами правой руки- большим и указательным, а затем кладут его на блюдце.
  • если захочется съесть ломтик лимона с сахаром, то тогда согните его пополам большим и указательным пальцами правой руки, и обмакните  в сахар на своей тарелке и скушайте мякоть, а корочку положите на левый край своей тарелки.http://oboi.kards.qip.ru/images/wallpaper/97/10/135319_800_600.jpg


[1] Забавные химические опыты//Журнал «Мастерилка»(11.05.2010) Издат. «Карапуз»  

[2] http://flowers-lida.blogspot.ru

[3] Энциклопедия «Я познаю мир» Багрова Л.А.М.: АСТ, 2002 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое загадка? Народная и литературная загадка.

Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса....

Конспект НОД в средней группе «Удивительные свойства воды» Образовательная область «Познание» (экспериментальная деятельность по выявлению свойств воды)

Конспект НОД в средней группе «Удивительные свойства воды»Образовательная область «Познание»(экспериментальная деятельность по выявлению свойств воды)Цель:Формировать есте...

Конспект занятия с элементами развлечения «Свойства предметов и свойства воды»

Конспект занятия с элементами развлечения «Свойства предметов и свойства воды» старшая группа...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздух «Познавательное развитие» на тему: «Удивительные свойства воздуха» для подготовительной группы

Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования. Задачи:ОО «Познавательное развитие»Способс...