Конспект занятия по исследовательскому деятельности в подготовительной группе на тему «Почему море соленое»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия по исследовательскому деятельности в подготовительной

группе на тему «Почему море соленое»

Цель:

. узнать историю появления соли, определить её свойства, обосновать правомерность существования различных гипотез, провести свои опыты и наблюдения и выяснить, почему вода в море соленая?

• Воспитание познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

• Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать объекты, делать выводы.

• Учить использовать при обследовании объектов зрительные, слуховые, обонятельные анализаторы.

• Закрепить свойства воды.

• Активизировать речь детей.

•Обогащать словарный запас: море, морская, соль, соленая, прозрачная, чистая, теплая, холодная, ракушка, смешать, помешать, опыт.

Методы:

Сравнение – сравнить свойства соленой и пресной воды.

Эксперимент-провести опыты.

Анализ- проанализировать полученную информацию.

Материал и оборудование: стаканы с питьевой водой, соль, чайник, рукавицы, мнемотаблицы с разным состоянием воды для рассказов детей.

 

Ход занятия.    Как образовалась морская вода? Ученые долгое время проводят опыты и пытаются выяснить, почему в море вода соленая. Есть несколько версий образования соленой морской воды. Мы рассмотрим одну из версий.

         Все реки стремятся к морю. Они вливаются в озера с одной стороны и вытекают с другой, чтобы продолжить свое движение к морю. Это происходит, потому что уровень морей и океанов ниже уровня суши. Путь воды всегда идет под уклон. Потому то все реки и текут к морю. Даже под землей подземные реки и ручьи пробивают себе дорогу среди горных пород, растворяют некоторые из них и уносят с собой частички разных солей. Подземный ручей ищет лазейку, чтобы вырваться на поверхность земли и попасть в речку, а оттуда в море. А потом солнце пригревает поверхность морской воды. Вода начинает испаряться. Капельки воды превращаются в пар и поднимаются в небо, где превращаются в облака и тучи. После чего дождем или снегом вода проливается на землю, где, попадая в землю становится подземными реками или ручьями. Затем подземные реки снова начинают бежать к морю, при этом снова и снова собирают за собой частички различных солей, хранящихся под землей. По пути они смешиваются с наземными реками и попадают в море. Таким образом моря получаются солеными. После чего морская вода снова испаряется и попадает на небо. И так вновь и вновь, до бесконечности. Это называется кругооборотом воды.

 

Интересные факты

- речная вода кажется довольно пресной, но она также содержит соль. Ее содержание в 70 раз меньше, чем в морской воде;

- в составе слезной жидкости тоже есть соль, чем объясняется их соленый вкус;

- минеральная вода - целебный напиток. Чем больше в воде разных солей, тем сильнее ее действие на организм. Лечебную воду применяют для профилактики или лечения различных видов болезней;

- на земле существует очень много морей и океанов. Все они соленые. Но каждое море по-своему соленое. Какое-то очень соленое, какое-то меньше. Самым соленым морем считается "Красное море". Самым несоленым морем является "Балтийское море";

- на земле существуют озера, вода в которых пресная. Но и среди озер есть такие, у которых вода соленая. Самым соленым озером считается "Мертвое море";

- морскую соль накапливают в соляных болотах. Это небольшие пруды, в которых морская вода испаряется от жарких солнечных лучей, оставляя соль, которую люди затем собирают.

- раствор соли может поднимать любые предметы на поверхность воды.

Легенды происхождения соленой воды

 (дети заходят в зал, здороваются с гостями и разворачиваются к экрану)

Восп.: - Ребята, посмотрите внимательно на экран, как вы думаете, о чем сегодня мы будем с вами говорить? (Ответы детей)

- Правильно, мы будем говорить о воде. Королева Вода – самая важная персона на Земле. У меня есть карточки, которые помогут вам ответить на вопрос: почему ее так называют. (Дети проходят за столы, на которых лежат тарелочки с набором букв. Детям предлагается составить слова из этих букв, чтобы узнать о каком агрегатном состоянии воды они будут говорить. Дети собирают слова: «вода», «снег», «пар», затем отвечают по очереди у мольберта.)

Первый ребенок отвечает, как человек использует воду.

Второй – для чего человеку нужна вода.

Третий – кому еще нужна вода.

Четвертый – вода – среда обитания

Пятый ребенок – для чего нужен снег людям.

Шестой – для чего нужен снег животным и растениям.

Седьмой – для чего нужен лед.

Восьмой – как человек использует лед.

Девятый ребенок – как человек использует пар в быту.

Десятый – что можно приготовить при помощи пара.

Одиннадцатый – как используют пар в медицине.

Двенадцатый – каким образом пар используется в заготовках на зиму

Восп. – А где мы можем увидеть воду в природе? (ответы детей)

Восп. – Правильно, в морях, океанах, колодцах, лужах т.д.

- А как же вода попадает на землю? (ответы детей)

Восп. – Правильно, в виде осадков из туч попадает на землю.

 Дети приглашаются на игру-физминутку «Грустная тучка», затем возвращаются на свои места.

Восп. – Ребята, скажите мне, кто пробовал из вас капли дождя на вкус? Какие они: пресные или соленые? (ответы детей)

А снежинки вы ловили язычком? Какие они на вкус: пресные или соленые? (ответы детей)

А когда вы плавали в море, капли воды попадали вам в рот? Какие они на вкус: пресные или соленые? (ответы детей)

Интересно, почему так происходит? Снег и дождь на вкус пресные, а вода в море соленая. А в некоторых морях она настолько соленая, что человеку в ней сложно утонуть.

 Слайд оказывается секрет в круговороте воды в природе.

(Воспитатель показывает круговорот воды в природе на макете) Солнце нагревает поверхность воды в море, вода испаряется, поднимается в виде пара и собирается в облаках. Ветер перемещает облака туда-сюда, собирает их в дождевые тучи. Когда накапливается много пресной воды в тучах, она проливается дождем (снегом) на землю. Дождевая вода наполняет ручьи и реки, которые впадают в моря. Реки текут по земле и вбирают в себя различные частицы и соль земли. Но ее так мало, что мы ее на вкус не ощущаем. Солнце опять нагревает поверхность морей, пресная вода испаряется, а соль остается в морях.

Я знаю способ, как мы можем это явление проверить опытным путем.


Опыт №1 Свойства соли.

 

Взяли тарелочку с солью и описали ее свойства.

Цвет: белый

На вкус: солёная

Запах: без запаха

Состоит из кристаллов, сыпучая.

Имеет свойство скрипеть.

Соль похожа на снег. Как и снег, она состоит из кристаллов. Снег зимой скрипит под ногами. Если в тарелочку насыпать соль и нажимать на нее, то слышен хруст.

 

Опыт № 2 «Соль в холодной и горячей воде»

Взяли два прозрачных стакана: один с холодной водой, другой с горячей. Насыпали в оба стакана по ложки соли и хорошо размешали.

Вывод: Мы увидели, что в стакане с горячей водой, соль растворилась быстрее. Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.

 

Опыт № 3. «Плавающее» яйцо

 Для проведения опыта понадобились: 2 сырых  яйца, 2 стакана, 2 столовые ложки соли, вода.
1. Поставили 2 стакана: с чистой водой и соленой водой.
2. В каждый из стаканов положил по одному сырому яйцу.
3. В стакане с солёной водой - яйцо осталось плавать на поверхности воды, а в стакане с чистой водопроводной водой яйцо опустилось на дно.
     Вывод: соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.

     В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть. 

 

Опыт № 4 «Соль – чистящее средство»

 

Взяли грязную чашку, насыпали на губку немного соли и помыли бокал. Он стал чистым, даже блестел на свету.

Вывод: с помощью соли можно мыть посуду.

 

Опыт № 5 Незамерзающая соль

 Зимой на дорогах и тропинках образуется лёд, бывает гололедица. Чтобы люди не падали и не происходили аварии, лёд посыпают солью.

Мы налили в два стакана воды, в одну добавил и размешал соль. Потом обе чашки поставили в морозилку. Через 8 часов обнаружил, что пресная вода превратилась в лёд, а солёная стала холодной, но не замерзла.

          Вывод: температура замерзания соляного раствора ниже, чем температура замерзания обычной воды.

 

Опыт № 6 Окрашивание соли

Для окрашивания соли использовали гуашь. Понадобились: чистая баночка, гуашь и соль. На лист бумаги налили гуашь, насыпали туда соль и хорошо размешали кисточкой. Поставил соль сохнуть.

На следующий день соль хорошо размяли, чтобы не было комочков, и с помощью чистого тетрадного листа разноцветную соль засыпали в баночку, чередуя цвета.

        Вывод: обычную поваренную соль можно окрасить.

Опыт № 7 Выращивание кристаллов соли

 

Кристалл - это твердая порода, состоящая из меленьких трехмерных фигур.

Для опыта нам понадобились стакан соленой воды, нить, привязанная к карандашу. Мы приготовили перенасыщенный солевой раствор, растворяя соль до тех пор, пока она уже больше не смогла растворяться. После соорудили основу для будущего кристалла. Один конец нитки прикрепили к карандашу, уложил его на горлышко стакана, а другой конец опустили в раствор. Поставили стакан в такое место, чтобы можно было легко за ней наблюдать, так как тревожить раствор нельзя, иначе ничего не выйдет.

Через несколько дней образовались кристаллы соли на нитке и карандаше.

Вывод: с помощью соли можно вырастить кристаллы.

 

 

Опыт № 8 Рисование с помощью соли

Для опыта нам понадобились: заранее окрашенная соль, бумага, клей ПВА, кисточка.

Рисуем изображение на листе бумаги. Покрываем клеем ПВА полностью детали рисунка, посыпаем цветной солью, ждем несколько минут и стряхиваем лишнюю соль.

Вывод: С рисованием цветной солью позволяет расширить творческие способности ребенка, развитием художественно – творческой активности детей, их фантазии и совершенствует мелкую моторику рук, дает колоссальный арт - терапевтический эффект.
 

  1. Заключение.

Что может быть удивительного в обычной соли? Всем известно, что соль хорошо растворяется в воде, что она используется при приготовлении пищи. Но, при более внимательном изучении соли, дети поняли, что знают о ней мало.  

Изучение свойств соли помогло нам больше узнавать о простых предметах и явлениях окружающего мира. Ведь соль есть на каждом столе, в каждом доме, а оказалось, что она такая неизвестная! Она просто необходима для жизни!

Благодаря исследовательской работе, мы узнали, что соль действительно не только необходимый продукт, но и интересный материал для опытов и творчества.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Почему море соленое21.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по исследовательскому деятельности в подготовительной

группе на тему «Почему море соленое»

Цель: 

. узнать историю появления соли, определить её свойства, обосновать правомерность существования различных гипотез, провести свои опыты и наблюдения и выяснить, почему вода в море соленая?

• Воспитание познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

• Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать объекты, делать выводы.

• Учить использовать при обследовании объектов зрительные, слуховые, обонятельные анализаторы.

• Закрепить свойства воды.

• Активизировать речь детей.

•Обогащать словарный запас: море, морская, соль, соленая, прозрачная, чистая, теплая, холодная, ракушка, смешать, помешать, опыт.

Методы:

Сравнение – сравнить свойства соленой и пресной воды.

Эксперимент-провести опыты.

Анализ- проанализировать полученную информацию. 

Материал и оборудование: стаканы с питьевой водой, соль, чайник, рукавицы, мнемотаблицы с разным состоянием воды для рассказов детей.

Ход занятия.    Как образовалась морская вода? Ученые долгое время проводят опыты и пытаются выяснить, почему в море вода соленая. Есть несколько версий образования соленой морской воды. Мы рассмотрим одну из версий.

         Все реки стремятся к морю. Они вливаются в озера с одной стороны и вытекают с другой, чтобы продолжить свое движение к морю. Это происходит, потому что уровень морей и океанов ниже уровня суши. Путь воды всегда идет под уклон. Потому то все реки и текут к морю. Даже под землей подземные реки и ручьи пробивают себе дорогу среди горных пород, растворяют некоторые из них и уносят с собой частички разных солей. Подземный ручей ищет лазейку, чтобы вырваться на поверхность земли и попасть в речку, а оттуда в море. А потом солнце пригревает поверхность морской воды. Вода начинает испаряться. Капельки воды превращаются в пар и поднимаются в небо, где превращаются в облака и тучи. После чего дождем или снегом вода проливается на землю, где, попадая в землю становится подземными реками или ручьями. Затем подземные реки снова начинают бежать к морю, при этом снова и снова собирают за собой частички различных солей, хранящихся под землей. По пути они смешиваются с наземными реками и попадают в море. Таким образом моря получаются солеными. После чего морская вода снова испаряется и попадает на небо. И так вновь и вновь, до бесконечности. Это называется кругооборотом воды.

 

Интересные факты

- речная вода кажется довольно пресной, но она также содержит соль. Ее содержание в 70 раз меньше, чем в морской воде;

- в составе слезной жидкости тоже есть соль, чем объясняется их соленый вкус;

- минеральная вода - целебный напиток. Чем больше в воде разных солей, тем сильнее ее действие на организм. Лечебную воду применяют для профилактики или лечения различных видов болезней;

- на земле существует очень много морей и океанов. Все они соленые. Но каждое море по-своему соленое. Какое-то очень соленое, какое-то меньше. Самым соленым морем считается "Красное море". Самым несоленым морем является "Балтийское море";

- на земле существуют озера, вода в которых пресная. Но и среди озер есть такие, у которых вода соленая. Самым соленым озером считается "Мертвое море";

- морскую соль накапливают в соляных болотах. Это небольшие пруды, в которых морская вода испаряется от жарких солнечных лучей, оставляя соль, которую люди затем собирают.

- раствор соли может поднимать любые предметы на поверхность воды.

Легенды происхождения соленой воды

 (дети заходят в зал, здороваются с гостями и разворачиваются к экрану)

Восп.: - Ребята, посмотрите внимательно на экран, как вы думаете, о чем сегодня мы будем с вами говорить? (Ответы детей) 

- Правильно, мы будем говорить о воде. Королева Вода – самая важная персона на Земле. У меня есть карточки, которые помогут вам ответить на вопрос: почему ее так называют. (Дети проходят за столы, на которых лежат тарелочки с набором букв. Детям предлагается составить слова из этих букв, чтобы узнать о каком агрегатном состоянии воды они будут говорить. Дети собирают слова: «вода», «снег», «пар», затем отвечают по очереди у мольберта.)

Первый ребенок отвечает, как человек использует воду.

Второй – для чего человеку нужна вода.

Третий – кому еще нужна вода.

Четвертый – вода – среда обитания

Пятый ребенок – для чего нужен снег людям.

Шестой – для чего нужен снег животным и растениям.

Седьмой – для чего нужен лед.

Восьмой – как человек использует лед.

Девятый ребенок – как человек использует пар в быту.

Десятый – что можно приготовить при помощи пара.

Одиннадцатый – как используют пар в медицине.

Двенадцатый – каким образом пар используется в заготовках на зиму

Восп. – А где мы можем увидеть воду в природе? (ответы детей)

Восп. – Правильно, в морях, океанах, колодцах, лужах т.д.

- А как же вода попадает на землю? (ответы детей)

Восп. – Правильно, в виде осадков из туч попадает на землю.

 Дети приглашаются на игру-физминутку «Грустная тучка», затем возвращаются на свои места.

Восп. – Ребята, скажите мне, кто пробовал из вас капли дождя на вкус? Какие они: пресные или соленые? (ответы детей)

А снежинки вы ловили язычком? Какие они на вкус: пресные или соленые? (ответы детей)

А когда вы плавали в море, капли воды попадали вам в рот? Какие они на вкус: пресные или соленые? (ответы детей)

Интересно, почему так происходит? Снег и дождь на вкус пресные, а вода в море соленая. А в некоторых морях она настолько соленая, что человеку в ней сложно утонуть.

 Слайд оказывается секрет в круговороте воды в природе.

(Воспитатель показывает круговорот воды в природе на макете) Солнце нагревает поверхность воды в море, вода испаряется, поднимается в виде пара и собирается в облаках. Ветер перемещает облака туда-сюда, собирает их в дождевые тучи. Когда накапливается много пресной воды в тучах, она проливается дождем (снегом) на землю. Дождевая вода наполняет ручьи и реки, которые впадают в моря. Реки текут по земле и вбирают в себя различные частицы и соль земли. Но ее так мало, что мы ее на вкус не ощущаем. Солнце опять нагревает поверхность морей, пресная вода испаряется, а соль остается в морях.

Я знаю способ, как мы можем это явление проверить опытным путем.


Опыт №1 Свойства соли.

Взяли тарелочку с солью и описали ее свойства.

Цвет: белый

На вкус: солёная

Запах: без запаха

Состоит из кристаллов, сыпучая.

Имеет свойство скрипеть.

Соль похожа на снег. Как и снег, она состоит из кристаллов. Снег зимой скрипит под ногами. Если в тарелочку насыпать соль и нажимать на нее, то слышен хруст.

Опыт № 2 «Соль в холодной и горячей воде»

Взяли два прозрачных стакана: один с холодной водой, другой с горячей. Насыпали в оба стакана по ложки соли и хорошо размешали.

Вывод: Мы увидели, что в стакане с горячей водой, соль растворилась быстрее. Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.

Опыт № 3. «Плавающее» яйцо

 Для проведения опыта понадобились: 2 сырых  яйца, 2 стакана, 2 столовые ложки соли, вода.
1. Поставили 2 стакана: с чистой водой и соленой водой.
2. В каждый из стаканов положил по одному сырому яйцу.
3. В стакане с солёной водой - яйцо осталось плавать на поверхности воды, а в стакане с чистой водопроводной водой яйцо опустилось на дно.
     
Вывод: соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.

     В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть. 

Опыт № 4 «Соль – чистящее средство»

Взяли грязную чашку, насыпали на губку немного соли и помыли бокал. Он стал чистым, даже блестел на свету.

Вывод: с помощью соли можно мыть посуду.

Опыт № 5 Незамерзающая соль

 Зимой на дорогах и тропинках образуется лёд, бывает гололедица. Чтобы люди не падали и не происходили аварии, лёд посыпают солью.

Мы налили в два стакана воды, в одну добавил и размешал соль. Потом обе чашки поставили в морозилку. Через 8 часов обнаружил, что пресная вода превратилась в лёд, а солёная стала холодной, но не замерзла.

          Вывод: температура замерзания соляного раствора ниже, чем температура замерзания обычной воды.

Опыт № 6 Окрашивание соли

Для окрашивания соли использовали гуашь. Понадобились: чистая баночка, гуашь и соль. На лист бумаги налили гуашь, насыпали туда соль и хорошо размешали кисточкой. Поставил соль сохнуть.

На следующий день соль хорошо размяли, чтобы не было комочков, и с помощью чистого тетрадного листа разноцветную соль засыпали в баночку, чередуя цвета.

        Вывод: обычную поваренную соль можно окрасить.

Опыт № 7 Выращивание кристаллов соли

Кристалл - это твердая порода, состоящая из меленьких трехмерных фигур.

Для опыта нам понадобились стакан соленой воды, нить, привязанная к карандашу. Мы приготовили перенасыщенный солевой раствор, растворяя соль до тех пор, пока она уже больше не смогла растворяться. После соорудили основу для будущего кристалла. Один конец нитки прикрепили к карандашу, уложил его на горлышко стакана, а другой конец опустили в раствор. Поставили стакан в такое место, чтобы можно было легко за ней наблюдать, так как тревожить раствор нельзя, иначе ничего не выйдет.

Через несколько дней образовались кристаллы соли на нитке и карандаше.

Вывод: с помощью соли можно вырастить кристаллы.

Опыт № 8 Рисование с помощью соли

Для опыта нам понадобились: заранее окрашенная соль, бумага, клей ПВА, кисточка.

Рисуем изображение на листе бумаги. Покрываем клеем ПВА полностью детали рисунка, посыпаем цветной солью, ждем несколько минут и стряхиваем лишнюю соль.

Вывод: С рисованием цветной солью позволяет расширить творческие способности ребенка, развитием художественно – творческой активности детей, их фантазии и совершенствует мелкую моторику рук, дает колоссальный арт - терапевтический эффект.

  1. Заключение.

Что может быть удивительного в обычной соли? Всем известно, что соль хорошо растворяется в воде, что она используется при приготовлении пищи. Но, при более внимательном изучении соли, дети поняли, что знают о ней мало.  

Изучение свойств соли помогло нам больше узнавать о простых предметах и явлениях окружающего мира. Ведь соль есть на каждом столе, в каждом доме, а оказалось, что она такая неизвестная! Она просто необходима для жизни!

Благодаря исследовательской работе, мы узнали, что соль действительно не только необходимый продукт, но и интересный материал для опытов и творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по познавательно–исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Свойства воздуха»

Конспект по познавательно–исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Свойства воздуха»...

Конспект познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по теме " Почему мы с лесом дружим, для чего он всем нужен? "

Тема: «Почему мы с лесом дружим, для чего он всем нужен?»Интеграция с образовательными областями:«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Ху...

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему: «Почему небо голубое?»

Конспект  по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему:  «Почему небо голубое?»Цель:сформировать представление детей  о рассеивании света...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему: "Почему мебель изготавливают из дерева".

На данном занятии дети выясняют почему мебель изготавливают в основном из дерева и определяют его свойства, посредством различных анализаторов....

Конспект занятия познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Водица-Царица»

Конспект занятияпознавательно-исследовательская деятельностьв подготовительной группе«Водица-Царица»...

Конспект занятия с элементами экспериментирования в подготовительной группе на тему «Почему надо чистить зубы?»

Цель: для чего нужны зубы и как за ними ухаживать.Задачи:- Формировать представления детей о зубах, их строении и разновидностях, их предназначении.- Продолжать знакомить с правилами личной ...