Сотрудничество с библиотекой
материал по окружающему миру (старшая группа)

Родионова Ася Аркадьевна

Библиотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сотрудничество с библиотекой20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Приобщение детей дошкольного возраста к чтению, сотрудничество ДОУ с библиотекой.

Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас. «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу кто ты» – так можно перефразировать мудрое изречение.

Цель: Формирование интереса у дошкольника и потребность к чтению книг совместно с родителями и библиотекой.
Задачи:
- расширять и систематизировать представление детей о книге и библиотеке.
-
 приобщать детей и  родителей  к книжной культуре, воспитывать грамотного  читателя .

- совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьёй, культурными и общественными организациями ( библиотекой), способствующими воспитанию у детей интереса к художественной литературе.

-пособствовать поддержанию традиций семейного чтения.

-воспитывать бережное отношение к книге как  результату труда многих людей.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что дети перестали читать, а значит, страдает  грамотность,  интеллект,  эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности ребенка. Детское чтение нуждается в поддержке. Если еще десять лет назад дошкольник обязательно читал с родителями книжку на ночь, то теперь на смену книгам пришли компьютерные игры, телевизор и другие блага 21 века. Родители задаются вопросом ,почему их дети не читают, забывая в первую очередь о том ,что любовь к книге начинается с примера. Прививать любовь к книге необходимо с самого раннего возраста. Именно поэтому программа дошкольного образования включает в себя сотрудничество библиотеки и детского сада.

В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: « Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?» От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Главная задача педагога не только воспитывать самих детей, но ещё и убеждать, просвещать и настраивать родителей на реализацию идей, заложенных в программе, на изменение или корректировку своих представлений о детской литературе и детском чтении, путях и способах приобщения ребенка к книге, установления эмоционального контакта с детьми посредством чтения. Особое внимание стоит отвести к конкурсам таким как «Книжка-малышка», «Папа, мама и я – читающая семья», посвященные прочитанным книгам и творчеству писателей. Благодаря этому мероприятию дети узнали и открыли своих родителей заново, с интересом выслушивали их мнения и взгляды.

Организовали среду : «Уголок умных книг», где разместили справочно-энциклопедическую литературу, детскую художественную литературу, пазлы по сказкам, аудио и видеозаписи и т.д. В книжном уголке помещали предметные и сюжетные картинки. Затем изготавливали маленькие «книжечки» (сшивали по три – четыре картинки), и дети с удовольствием их рассматривали. Знакомили с каждой книгой, показывали иллюстрации, обучали правилам пользования книгой (не мять листы, посмотрев, поставить на место).

Начиная со средней группы учили детей понимать мотивы поступков героев литературных произведений, формировали осознанное отношение к ним, обращали внимание на язык сказки, рассказа, на авторские приемы и обороты, закрепляли навыки аккуратного пользования книгой. Дети получили элементарные представления о том, как создаются книги, какую огромную ценность они имеют для познания мира.

Проводили беседы на темы: «Что мы знаем о книге», «Книга – лучший друг», «История возникновения книги», «Кто создаёт книгу», «Путешествие в прошлое книги» и другие. Периодически оформляли тематические выставки, посвященные творчеству писателя: «Лучший сказочник», «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т.д. В их организации принимали участие и дети. Герои книг оживали в художественно-продуктивной деятельности. Из лучших детских работ составляли альбомы, готовили выставки поделок, макеты, сделанные по мотивам прочитанных произведений. Организовывали и мастерские по ремонту книг. Дети сами подбирали необходимые материалы – бумагу по цвету и толщине, клей и т.п. Во время совместного труда они вспоминали содержание книг, делились своими впечатлениями о поступках героев.

  Проводимая в системе работа по приобщению детей к книжной культуре дала ощутимые результаты: пополнился литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, считалками, скороговорками. Нам удалось воспитать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книг.

Совершенствовали художественно-речевые исполнительские навыки детей в драматизациях. Дети знают и выполняют правила обращения с книгами. Мы надеемся, что этот интерес будет расти, и приложим к этому все свои знания и силы. Ведь научить понимать и любить книгу – значит научить мыслить и чувствовать.

Сотрудничество библиотеки и детского сада – очень важное направление нашей деятельности по формированию интереса дошкольников к чтению. Библиотека обладает уникальными ресурсами для эффективной поддержки социальной рекламы чтения, формирует интерес читателя любого возраста. Чтобы приучить детей к чтению, бережному отношению к книгам с малых лет, важно подбирать качественную литературу.

Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

Преобщение детей к книге и библиотеке совместно с родителями, принесли свои плоды, многие посетили библиотеки. Детям понравилась атмосфера и такое обилие книг. Одна семья учавствовала в городской акции «Первые шаги в библиотеку» и получили сертификат.

Придя в сад ребенок восторженно делился своими впечатлениями со всеми. Рассказывал как ему захотелось взять на прочтение десять книг ,но ограничились пятью –сказками на ночь и былинами про богатырей. У ребенка возникло желание научится читать и периодически просит маму выучить очередную букву. Семья часто посещает читальный зал. Вот такой опыт.

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса:

  • Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
  • Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
  • Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
  • Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
  • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
  • Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
  • Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.
  • Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
  • Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
  • Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.
  • Воспитывайте бережное отношение к книге.
  • Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка в сотрудничестве с библиотекой имени Р.Рождественского для дошкольников и младших школьников «По дорогам сказок»

1.Расширить знания учащихся о сказках;2.Уточнить представление детей о жанровых особенностях и видах сказок.3.Развивать речь учащихся, читательский интерес, память;4.Закреплять знание детей особенност...

Статья на тему: "Приобщение дошкольников к чтению через сотрудничество ДОУ, библиотеки и семьи"

Цель моей работы состоит в том, чтобы способствовать формированию устойчивого интереса дошкольников к книге, художественной литературе через создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и сем...

Сотрудничество с библиотекой

Приобщение детей к чтению художественной литературы начинается с создания развивающей предметно-пространственной среды....

проект "Приобщение старших дошкольников к книге через сотрудничество ДОУ, библиотеки и семьи"

Данный проект показывает как способствовать формированию устойчивого интереса старших дошкольников к художественной литературе через создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и семьей....

«Приобщение старших дошкольников к книге при сотрудничестве ДОУ, библиотеки и семьи.»

В рамках программы развивающего чтения совместно с воспитателями и родителями дети принимают участие в подготовке к библиотечным мероприятиям, разучивают стихи, делают поделки из бумаги, природного ма...