связь речи и мозга
статья по окружающему миру (старшая группа)

Неверова Ирина Викторовна

это нужно знать родителям логопатов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekstovyy_dokument_opendocument.odt25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Психология речи.

Какова мозговая основа такого сложного строения речи и реализации всех ее функций? Современные исследования показывают, что речь обеспечивается совместной работой ряда мозговых зон коры головного мозга, а именно заднелобных, нижнетеменных, височных, задневисочных — нижнетеменных — переднезатылочных (зона ТРО) и являющихся мозговой основой речи. Объединение этих зон называют речевой зоной коры головного мозга. Совместная же работа анализаторных систем этих областей мозга (двигательно-кинетического, кинестетического, акустического, пространственного, зрительного анализаторов) составляет психофизиологическую основу речи и речевой деятельности. Все эти анализаторные системы находятся в тесной взаимосвязи, особенно это касается акустического и речедвигательного анализаторов. На тесную связь этих анализаторных систем указывали многие исследователи. Еще И. М. Сеченов писал о связи «слуховых ощущений» с мышечными ощущениями в груди, гортани, языке, губах, т. е. с «ощущениями при собственном разговоре» {Сеченов, 1952. С. 568). В психологии давно установлен факт тесной связи и зависимости слуховых ощущений с речевыми кинестезиями {А. Р. Лурия, Б. М. Теплое, А. И. Леонтьев, А. Н. Соколов, Н. И. Жинкин, Л. А. Новикова и др.). В работах Л. А. Чистович неоднократно высказывалась мысль о том, что первым этапом распознавания речи является артикуляторное распознавание слышимой речи, который можно назвать внутренней имитацией.

Таким образом, психофизиологической основой речи является функциональная система, состоящая из взаимодействия различных анализаторных систем, и прежде всего речедвигательного и слухового анализаторов. Мозговой основой является совместная работа ряда областей коры головного мозга.

Кратко подведем итоги современных представлений о речи в психологии.

Для понимания нарушения речи при афазии, для постановки точного топического и речевого диагноза, а также для применения адекватных научно обоснованных методов преодоления речевых дефектов, соответствующих их природе и механизмам, специалисту необходимо учитывать, по крайней мере, следующие важнейшие характеристики речи.

Психологические характеристики

1. Природа речи — социальная, речь возникает прижизненно.

2. Речь, слово возникают при тесном взаимодействии звучания, значения и выражения.

3. Роль и место речи в психической сфере:

а) опосредование и связывание всех психических про- цессов;

б) средство и форма познавательной деятельности;

в) средство и способ вербального общения людей;

40 г) осуществление тесной взаимосвязи с другими психи- ческими процессами, такими как восприятие, память, мышление, а также и с личностью, и эмоциональ- но-волевой сферой человека.

4. Основные функции речи:

а) коммуникативная, обобщения, познавательная, но- минативная, регулирования собственного поведения. В живой речи важная роль отводится эмоциональ- но-выразительной функции, интонации;

б) основная функция речи в сфере общения — коммуни- кативная; ее функциональная нагрузка, социальный смысл ее в том, что «она обеспечивает любую другую деятельность», либо овладение ею, либо ее планирование, регулирование, координацию, либо контроль;

в) коммуникативная функция речи (как и другие) воз- можна только при тесной взаимосвязи и взаимовлия- нии всех функций речи;

г) возможна и весьма продуктивная эквивалентная за- мена языковых средств в процессе общения паралинг- вистическими средствами — мимикой, жестами, дви- жением головы, интонированными несентенцио- нальными выражениями (междометиями и др.).

5. Наиболее полная связь между функциями общения и обобщения.

6. Важнейшие характеристики слова:

а) предметная отнесенность, значение и смысл являются компонентами семантики слова;

б) обобщение возможно лишь на основе семантики слова;

в) значение устойчиво и является общим для всех гово- рящих на данном языке. Смысл слова индивидуален и порождается всем жизненным опытом человека;

г) слово тесно связано с предметными образами.

7. Речь и ее структура:

а) тесное взаимодействие всех уровней организации речи — психологического, лингвистического, психофизиологического (сенсомоторного); тесная связь всех интимных

41 характеристик слова: его значения и смысла с его материальными носителями — звуковым, графическим, моторным, б) наличие и взаимодействие таких уровней реализации речи, как произвольный (осознанная речь) и непроизвольный (неосознанная форма речи), наличие особых языковых средств, обеспечивающих эти уровни. 8. Основной вид речи — диалогическая, другим важным и распространенным видом является групповая (полилогическая) речь.

Мозг и речь

1. Психофизиологической основой речи является функциональная система, включающая ряд совместно работающих анализаторных систем, и прежде всего слуховой и речедвигательной.

2. Мозговой основой речи является ряд совместно работающих зон коры левого полушария головного мозга — заднелобных, височных, нижнетеменных, теменно-височно-затылочных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная игра как средство развития связей речи у детей дошкольного возраста.

Театрализованная игра как средство развития связей речи у детей дошкольного возраста....

Связь речи и мелкой моторики рук у детей

Ученые, изучающие деятельность детского мозга и психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки в развитии речи....

Связь речи с восприятием, мышлением, памятью и воображением.

Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигают определенного уровня развития....

Связь речи и мелкой моторики рук.

Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Если моторика развивается нормально , т. е. Ребенок на определенных этапах рос...

Консультация для родителей (законных представителей). Тема: "Как связаны речь и осанка"

Статья раскрывает связь между осанкой и формированием речи дошкольников....