Связь речи и мелкой моторики рук.
статья по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Если моторика развивается нормально , т. е. Ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия , то нормально развивается и речь. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в развитии речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motorika_frolova.odt24.91 КБ

Предварительный просмотр:

Связь речи и мелкой моторики рук.

Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Если моторика развивается нормально , т. е. Ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия , то нормально развивается и речь. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в развитии речи.

Эту взаимосвязь можно рассмотреть на примере эволюционного развития человека. Наши древние предки еще не владели речью, а выкрикивали отдельные звуки, сопровождая их жестами. Со временем движения рук становились все более точными ,а соответственно увеличивалась, развивалась область головного мозга, отвечающая за движение рук. Вместе с моторикой развивалась речь.Точно также происходит развитие моторики и речи у ребенка. Сначала движение рук, потом речь.Моторика является своего рода фундаментом для развития речи.

Таким образом совершенствование речевых реакций находится в тесной взаимосвязи со степенью тренировки движений пальцев. В пять месяцев ребенок охватывает предмет не всей ладонью, а двумя пальцами. В шесть месяцев хватательные движения у ребенка становятся более точными. В семь месяцев малыш произносит простые слоги «да», «ба», «ма» и т. п. В восемь-девять месяцев ребенок может взять мелкий предмет двумя пальцами, показать рукой на привлекший  его внимание предмет. Только пройдя эти этапы , он произносит свое первое слово.

Эксперимент, который был поставленна детях шести недель от роду, показал, что благодаря массажу кистей рук у этих детей через 1-2 месяца возросла активность двигательной и речевой зон головного мозга. Таким образом, эти данные свидетельствуют о том ,что речевые области начинают развиваться благодаря импульсам, которые поступают от пальцев. Об этом  нужно помнить, начиная работу с детьми по развитию речи.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что движения рук, в особенности пальцев, стимулируют кору головного мозга, оказывают большое воздействие на мышечную состовляющую речи, активизируют ее.Следовательно, для того чтобы исправить речевое нарушение, нужно вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики. Такая работа ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь, и способствует устранению дефектов речи.

Если у ребенка высокий уровень развития мелкой моторики, то соответственно у него хорошо развиты память, внимание и логическое мышление, что особенно важно при поступлении в школу.  Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом,например, обвести какую-либо фигуру. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.

Для того чтобы определить уровень развития мелкой моторики, можно попросить ребенка показать один, два, затем три пальца. При этом ребенку нужно показать, как это делать,а он должен повторить. Если пальцы дошкольника напряжены и ребенок не может показать их по отдельности, то это означает ,что у него плохо развита мелкая моторика рук, следовательно,могут быть проблемы и с речевым развитием.

Ученые доказали, что треть всего объема двигательной проекции коры мозга занимает проекции кисти рук,а расположена она рядом с областью, отвечающей за речь. Подобная близость двух областей позволяет ученым рассматривать кисти рук наравне с артикуляционным аппаратом.Предположение о том, что движение рук  влияют на развитие речи, оказалось верным.Вот почему мало разговаривать с ребенком, нужно еще и развивать его мелкую моторику. Мелкая моторика не только отвечает за речь, но также позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.

Кроме того, важность развития мелкой моторики состоит в том, что в дальнейшем ребенку предстоит использовать точные движения. Развивать мелкую моторику у ребенка можно уже с восьми месяцев. Для этого используются массаж, манипуляции с различными по форме и размеру предметами.

В работе над мелкой моторикой можно использовать специальные упражнения. Эти упражнения делятся на расслабляющие, динамические и статические. Расслабляющие упражнения способствуют нормализации мышечного тонуса, динамические направлены на развитие подвижности пальцев, а статические- на то, чтобы помочь ребенку удерживать пальцы в определенном положении. Здесь важно помнить, что мало заставить ребенка выполнить упражнение, нужно чтобы оно было ему интересно и непременно подкреплено речевым материалом. Если упражнения подобраны верно, то они будут способствовать развитию двигательного поведения , сопряженного с той или иной ситуацией (игровой, учебной и пр.). Помимо специальных упражнений, развитию моторики способствуют занятия по лепке, рисованию, конструированию и т. п.

Упражнения с предметами представляют не меньшую ценность. Манипулируя предметами, ребенок развивает двигательную функцию рук. Здесь можно использовать палочки, мячи, мелкие геометрические фигуры.

Одним из самых лучших упражнений для развития речи малыша являются пальчиковые игры. Для каждого возрастного периода существуют различные упражнения. Немного обозначим их.

Ребенок до трех лет. Можно включать упражнения , в которые входят активные движения пальцами, выполнять различные простые фигурки, включать задания,которые требуют работы двух рук. Перед началом занятия можно просмотреть с ребенком картинки животных, выделить особенности каждого животного. Затем следует показать ребенку , как правильно выполнить ту или иную фигуру, помочь зафиксировать пальчики.

Ребенок до четырех лет. В этом возрасте можно попросить ребенка выполнить фигурку животных сначала одной рукой, затем другой и,наконец, двумя руками. Можно начинать разучивать стихотворение или потешку.

Ребенок до пяти лет. Ребенок может выполнить разные фигурки и движения обоими руками.Здесь важно обращать внимание на положение пальчиков.

Ребенок до шести лет. В этом возрасте ребенок должен уже относительно легко показывать различные  действия и фигурки из пальчиков.При этом сам рассказывает заученные потешки. Важно обращать внимание на то, насколько правильно составлены фигурки и  скоординированы движения рук и пальцев.

Существует несколько важных правил, которыми нужно руководствоваться,проводя пальчиковую гимнастику с детьми.

1.руки взрослого обязательно должны быть теплыми.Нельзя проводить пальчиковую гимнастику холодными руками;

2.если в игру вводятся новые персонажи, то необходимо прежде рассказать о них ребенку;

  1. необходимо следить за тем ,чтобы были задействованы  все пальчики малыша;
  2. потешки необходимо читать с выражением, интонационно окрашивая каждую фразу;
  3. замену игр лучше производить постепенно;
  4. игры должны проходить весело;
  5. нельзя принуждать ребенка выполнять то или иное упражнение. Если он по какой -то причине отказывается, лучше не заставлять его. В противном случае занятия и впоследствии могут вызвать у него негативные эмоции.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей 1 младшей группы с тяжёлыми нарушениями речи.

Учёные, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и под ростков АПН установили, что уровень развития ...

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Консультация для воспитателей на тему: «Особенности развития речи и мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи»

Движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладен...

Связь речи и мелкой моторики рук у детей

Ученые, изучающие деятельность детского мозга и психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки в развитии речи....

мелкая моторика рук взаимосвязь речи и мелкой моторики рук

как связанна речь ребенка и мелкая моторика рук...