НОД «Удивительный мир водоема»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Расширение представлений детей об окружающем мире, о значении воды в жизни человека, животных, растений, развитие экологической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД «Удивительный мир водоема»26.62 КБ

Предварительный просмотр:

НОД в средней группе «Удивительный мир водоема»

Семёнова Татьяна Владимировна, воспитатель СП «Детский сад Аленушка» ГБОУ СОШ им. М.К. Овсянникова с. Исаклы

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

Задачи:

  1. воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к богатствам природы («Познавательное развитие»)
  2. Развивать экологические представления взаимодействия растений и животных водоёма.(«Познавательное развитие»)
  3. продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения с детьми, продолжать формировать привычку слушать собеседника, взрослого («Социально-коммуникативное развитие»)
  4. Формировать у детей представление о пруде как о сообществе водных и наземных растений и животных( Познавательное развитие)
  5. Формировать умение отгадывать загадки, развивать мышление. (Познавательное развитие)
  6. продолжать работу по обогащению словаря детей («Речевое развитие»)
  7. Развивать доброе отношение ко всему живому, стремиться сохранить природу родного края. Воспитывать эмоциональный отклик на красоту летней природы.
  8. познакомить детей с водоемом и его обитателями: утками, рыбами, лягушками и водными насекомыми; показать, что на берегу и в воде живут те растения и животные, которые не могут обходиться без воды (Познавательное развитие)

Методы и приемы:

- практические

- наглядные

- словесные

Оборудование и материалы:маски насекомых, макет пруда, плакат-макет, картинки растений и животных, шаблоны аквариума, палочки Кюизенера, речные камешки, песок, трафареты животных и насекомых.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Игровые упражнения, двигательные паузы

Игровая

Игровые ситуации

Познавательно-исследовательская

Наблюдения,решение проблемных ситуаций, экспериментирование

Коммуникативная

Беседы, речевые  ситуации, словесные игры, ситуативные разговоры, вопросы, отгадывание загадок

Музыкальная

Слушание музыкальных произведений, ритмика и танцы

Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

Рассказывание, обсуждение

Ход занятия:

Воспитатель:  Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте улыбнемся  и с ними поздороваемся. Возьмемся за руки и встанем в круг.
Круг широкий вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем
Путешествие начнем.

- Ребята, я сегодня предлагаю вам отправиться на экскурсию. Скажите, какие достопримечательности есть в нашем селе? 

Дети: (Отвечают).

Воспитатель: Достопримечательностью нашего села, где многие жители отдыхают, является пруд. Летом люди купаются в жаркие дни, ловят рыбу, и просто любуются красотой природы.

- Но, прежде чем мы пойдем на пруд, давайте вспомним как себя нужно вести на экскурсии.

Дети: не надо бегать, громко кричать

Воспитатель:Мы с вами отправимся сегодня на летний водоем.

— А как же мы туда попадем?  (ответы детей)

— Быстрее всего до нее долететь. А хотите, я вас превращу в насекомых, которые летают и мы сами полетим на водоем. Кто из вас в кого хочет превратиться

Дети: бабочки, пчелы, осы, стрекоз, шершень
Воспитатель: Я прочитаю заклинание:

«Хлоп-хлоп, топ-топ, вокруг себя повернись, в насекомое превратись».

- Приготовили крылышки и полетели. Спускаемся осторожно на берег(дети садятся на стульчики).

— Мы попали на водоем. Посмотрите, как здесь красиво!

Пруд – это естественный водоем, это такая большая, глубокая яма, заполненная водой.

- Ребята, а вы знаете, кто живет в пруду? Я вам буду загадывать загадки, а вы отгадаете их, и тогда мы вспомним, кто живет в пруду
1.Кто это сидит в пруду?
Как зовут эту кваку? 
Зелёную толстушку,
Зовут её – ( Лягушка)
2.Блещет в речке чистой 
Спинкой серебристой. (Рыбка)
3. Кто гуляет по травинке,
Домик свой несет на спинке?
С виду дом, как пирамидка,
А хозяйка в нем... (улитка)

Воспитатель: А еще здесь растут растения, которые без воды жить не могут, попробуем их отгадать?


1. На болоте - ни души,

Там растут лишь…(Камыши)

2. На болоте, у пруда её вы встретите всегда.

Это не лягушка,

Камыша подружка. (осока)


3.Белая чашка на зелёном блюдце по реке плывёт. (кувшинка)

— А у нас есть макет водоема. Смотрите, какие кустарники растут по берегам пруда. Здесь растут деревья и кустарники, которые любят влагу у многих из них длинные корни, которые питаются водой пруда. Вот это дерево называется ива. Смотрите, какие у нее длинные корни. От других деревьев иву отличают свисающие к воде ветви.

- Ребята, а где же все обитатели? (На доске визит плакат-макет водоема, но он без растений и животных водоема) 

Посмотрите, конверт. Это же письмо, я прочитаю, а вы послушайте от кого оно пришло?

«Здравствуйте, дорогие, ребята! Это я водяной! Мы с жителями этой речки решили поиграть. Они спрятались, а я не могу их найти. Ребята, помогите, мне, пожалуйста, найти и вернуть их на свои места».
Воспитатель:  Поможем, водяному?

Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, подойдите, к столам, здесь вы видите растения и животных водоема. 

Ребята,  выбирайте  карточки, с изображением растений, и карточки с изображением животных. Их нужно поселить на свои места, на нашем водоеме. (Ребята выбирают картинки и прикрепляют их на макет водоема, проверяют друг друга.)

 — А хотите, порезвиться, как рыбки. (Физкультминутка.)
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть
Рыбка, рыбка, озорница
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула
Крошку хлебную взяла
Рыбка хвостиком махнула
Рыбка быстро уплыла.
Воспитатель: Вот и мы вернули обитателей водоема на свои места

— Молодцы, ребята, Вы справились с заданиями, помогли Водяному найти обитателей водоема

- А давайте посидим на берегу, отдохнем. (Дети садятся на стульчики)
— Ребята, а как вы думаете, можно часть водоема иметь у себя дома? А как? (ответы детей)
— Правильно, конечно это аквариум. Можно купить аквариум, налить воды и поселить там рыбок.
— А у кого дома есть аквариум? ( Ответы детей)
— Я очень рада, что у вас есть дома аквариум, что вы можете наблюдать, покормить, ухаживать за рыбками. Еще вы, с родителями можете сходить в зоомагазин и там полюбоваться рыбками.
Ребята, а я  хочу вам предложить сделать своих рыбок. Посмотрите это аквариум. Только по-моему чего-то там не хватает? 
(Воспитатель раздает каждому ребенку аквариум из картона)

— Конечно, здесь нет рыбок.
-А давайте, мы сами сделаем рыбок для своего аквариума.

Я предлагаю наших рыбок сделать с помощью палочек Кюизенера

Звучит запись звуки природы

(Работа детей)

— Какой красивый у нас получился аквариум. Как резвятся в нем рыбки.
- Ребята, а что вы видите на берегу пруда?

Дети: камешки, песок

Воспитатель: Давайте рассмотрим песок, который лежит на берегу пруда.

Потрогайте песок. Какой он на ощупь? Почему?

Дети: песок мокрый и холодный потому что находится рядом с водой.

Воспитатель: Но на берегу кроме песка есть еще камешки. Я предлагаю вам поиграть с камешками. Подойдите к столам, выберите для себя трафарет и выложите по нему камешки.

Звучит запись звуки природы

(Работа детей)

- Возле пруда люди отдыхают, любуются водой, растениями, животными, рыбаки ловят рыбу. Что будет, если в этот пруд начнут бросать мусор? Мыть в нем машины? Понравится ли это его обитателям? Что они будут делать? ( пруд не следует засорять: в грязной воде и растениям, и животным будет плохо – они начнут умирать.

- Наша экскурсия подошла к концу.

— Ребята, понравилось вам сегодня?

Дети: Да
Воспитатель: Мы с вами сегодня побывали на летнем водоеме, вспомнили кто обитает в пруду и какие растения там можно увидеть.  Помогли Водяному, вернуть обитателей водоема на свои места,  сделали рыбок и поселили их в аквариум.
А нам пора возвращаться в группу.

Читаю заклинание «Хлоп-хлоп, топ-топ, вокруг себя повернись, и в ребяток превратить»
— Вот и мы в группе. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая беседа по теме : Водоемы, обитатели водоемов, рыбы (викторина).

Формироваybt  знаниq детей о некоторых видах природных водоемов. Закрепить знания об  их обитателях, внешнем виде, защитной окраске, повадках, местах обитания. Прививать бережное отношение к...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «О правилах безопасности вблизи водоемов и на водоемах в осенне - зимний период»

Информация будет очень полезна для родителей ДОУ в осенне - зимний период....

Рекомендации для родителей, по теме: "Водоемы. Жители водоемов"

Рекомендации для родителей детей, посещающих речевую группу, как занимать по лексическим темам дома....

Рекомендации для родителей по теме: "Водоемы. Жители водоемов"

Рекомендации по закреплению материала для родителей по лексической теме "Водоемы", для домашнего использования, в речевой группе....

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСТИ ВБЛИЗИ ВОДОЕМОВ И НА ВОДОЕМАХ В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД

С наступлением первых осенних заморозков вода в водоемах покрывается льдом. Начинается период ледостава. С образованием первого льда люди выходят на водоем по различным причинам....

ПАМЯТКА О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСТИ ВБЛИЗИ ВОДОЕМОВ И НА ВОДОЕМАХ В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД

С наступлением заморозков (иногда уже  в октябре-ноябре) на водоёмах появляется первый лёд. Образовавшийся первый ледяной покров привлекает детей, подростков и некоторых взрослых опробовать его н...