" Неизведанное рядом"
материал по окружающему миру

Зыкова Елена Анатольевна

Доклад по экологии о создании условий в  нашем ДОУ для познавательно – исследовательской деятельности на прогулке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eko_doklad.docx32.58 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Североонежская школа»

филиал ДО «Центр развития ребёнка

 – детский сад «Ёлочка»

«Неизведанное рядом»

(создание условий в ДОУ для познавательно – исследовательской деятельности на прогулке)

Воспитатель 1 категории

Елена Анатольевна Зыкова

         В нашем современном мире перед воспитателями и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад, вырастить не только сознательным, здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.

Дети по природе своей – исследователи. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Познавательно – исследовательская деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно ориентирована на каждого ребёнка. 

Важно отметить, что самые прочные и ценные знания - не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно.

В процессе ознакомления с природой у детей формируется представление о живой и неживой природе, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. «Живое» действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, развивает самостоятельную познавательную деятельность. Дети начинают предполагать результаты опытов, выстраивая причинно-следственные связи.

Наш детский сад расположен на окраине поселка и с двух сторон окружён лесопарковой зоной. Это даёт нам уникальную возможность знакомить наших дошколят с природой в естественных условиях.

Цель познавательно-исследовательской деятельности на прогулке:

Развивать у детей познавательный интерес, наблюдательность, любознательность и способность к самостоятельному экспериментированию.

Задачи:

1.Расширять представления детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность,

2.Развивать  понимания взаимосвязей в природе.

3.Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности.

4.Формировать элементарные представления о погоде и ее значении в жизни человека, растительного и  животного мира. 

5.Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной практической работой по охране природы.

Несколько лет назад педагогами была оборудована «Земляничная поляна», которую на протяжении всех лет мы активно используем в своей работе. Здесь проходят экскурсии, праздники и занятия. Мы наблюдаем за сезонными изменениями природы, поведением птиц, насекомых, можем любоваться красотой природы в любое время года (кроме лета – по безопасности).  Каждый год осенью мы приводим её в порядок. В этом году мы привлекли для её реорганизации большое количество родителей, приурочив нашу акцию к программе развития моногородов России «Чистый город». Теперь этот природный объект готов к использованию и мы продолжим знакомиться, наблюдать и любоваться природой (знакомимся с ягодными кустарниками: черника, брусника, земляника, рассматриваем мох, наросты на деревьях, на пнях считаем кольца, наблюдаем за муравейниками и т.д.)

В нашем саду существует давняя традиция: выпускники сажают деревья. За 30 лет на территории участка их выросло большое количество. У нас есть своя березовая рощица, красавицы ели, которые мы наряжаем к Новому году, сосны, лиственница и другие деревья и кустарники, распространенные в нашей местности. Прошлые мои выпускники посадили дуб и клёны, которые благополучно прижились и радуют нас на протяжении последних лет.  С детьми младшей и средней группы мы только за ними наблюдали.  Со старшими дошкольниками мы уже их изучаем: строение листа, как изменяется их рост и толщина ствола.

С каждым годом у нас на территории всех участков всё больше появляется зеленых насаждений, нам с коллегами пришлось обновить паспорт экологической тропы. В нём мы прописали основные объекты, за которыми удобно наблюдать, проводить с ними познавательно – исследовательскую работу (измеряют толщину стволов деревьев, исследуют на ощупь, изучают строение стволов, листьев, веток, почек растений; выращиваем рассаду, высаживаем и ухаживаем за ней, ухаживаем за птичьими кормушками и т.д.).

«Деревья»

 

Объекты для наблюдений: березы, сосны, лиственница, ели, клены, дуб, ольха, рябина.

Задачи:

-Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о деревьях.

-Формировать представления о значении деревьев в жизни человека.

-Воспитывать интерес к деревьям и заботу о них.

Рекомендации по организации работы с детьми:

-Рассматривание и наблюдение за деревьями в разные времена года, изменение в жизни деревьев с сезонными изменениями в природе

-Проведение исследований: измерение толщины деревьев, измерение высоты вновь посаженных деревьев и наблюдение за их ростом,  сравнение частей деревьев между собой - ствол, ветки, листья, почки, кора, цветы, плоды, семена и др.

-Забота человека о деревьях.

-Использование луп для наблюдений за корой дерева, почками, листьями.

-Использование измерительных приборов для сравнивания деревьев по толщине, высоте, размеру листьев ( метр, сантиметровая лента, линейки)

-Связь с животными и насекомыми.

Игры с детьми: "Мы деревца", "С какого дерева листок", "К названному дереву беги", "Следопыты", "Кто с кем дружит" и т.д.

Задания детям: "Нарисуй любимое дерево", "Собери семена и листья", "Сочини сказку о дереве", "Нарисуй любимое дерево в разные времена года"

«Кустарники»

Объекты для наблюдений:  сирень белая и сиреневая, спирея

Рекомендации по организации работы с детьми:

- экскурсии и наблюдения за кустами в разные времена года;

-исследование внешних особенностей: лист, ствол, цветы и т. п., чем отличаются от деревьев, общее и отличие кустов между собой;

-связь с животным миром;

-польза для человека и забота человека. 

«Огород»

Объекты для наблюдений: картофель, томат, свекла, морковь, петрушка, укроп, лук, горох, салат

Задачи:

- Систематизировать и дополнить знания детей о культурных растениях.

- Показать значимость овощных культур для развития , роста и здоровья человека.

- Формировать умение ухаживать за растениями, выбирать способы ухода за ними. 

Рекомендации по организации работы с детьми:

-Наблюдение за трудом взрослых.

-Посадка семян на рассаду.

-Прогулка и наблюдение за появлением растений в весеннее время, ростом, цветением, рассматривание цветов, листьев, сравнение разных растений на протяжении весенних, летних и осенних месяцев.

-Рассматривание и сбор семян растений. 

-Проведение опытно- экспериментальной, трудовой деятельности детей.

-Беседы с детьми о полезных свойствах растений и их плодов.

Игры с детьми: "Урожай", "Чем полезна", "Чей листочек", "Угадай чем лечить", «Что из чего».

 «Муравьишкин дом»

Объекты для наблюдений: муравейник, муравьи и др. насекомые.

Задачи:

-Дать детям элементарные представления о полезной деятельности муравьёв и о том, какой вред в лесу причиняют те, кто разоряет муравейники.

-Объяснить, что строительство муравейника – это большой труд многих тысяч этих шестиногих созданий

-Воспитывать доброжелательное отношение к живым существам.

-Разъяснить, почему нельзя разорять муравейники.

Рекомендации по организации работы с детьми:

-Наблюдение за муравейником в разные времена года.

-Связь с растительным и животным миром.

-Беседа с детьми о полезных свойствах муравьиной кислоты.

Задания детям: "Нарисуй муравейник", "Сочини сказку про муравьишку"

«Цветник»

Объекты для наблюденийромашка, календула, ирис, бархатцы, тюльпаны, настурция и др.

Задачи:

-Уточнить представление детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений.

-Закрепить названия цветов; строение цветущего растения; способы ухода; условия роста. 

Рекомендации по организации работы с детьми:

-труд с детьми: подготовка клумб, посадка новых растений, полив, рыхление, прополка, сбор семян;

-наблюдение за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми;

-сенсорное развитие детей во время прогулок на цветники;

-беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование);

-проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой;

-видеть красоту и неповторимость каждого цветка;

-формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться.

-Беседа «Радуга на клумбах» (Рассказ воспитателя о нарциссах, пионах, ирисах, настурциях, бархатцах и других цветках, растущих на клумбах).

Игры с детьми:

"Мы растения", «Магазин семян»,"Четвертый лишний", "Чей листочек".

Задания детям: рисование «Краски лета», «Наша клумба», аппликация «Тюльпаны»,  коллаж из засушенных цветов, собираем гербарий и др.

«Аптека Айболита» 

Объекты для наблюдений: подорожник, клевер белый и красный, земляника, мать – и –мачеха, лопух, одуванчик.

Рекомендации по организации работы с детьми:

-наблюдение за появлением растений в весеннее время, за их ростом, цветением;

-рассматривание цветов, листьев, сравнение разных растений на протяжении весенних и летних месяцев;

-рассматривание и сбор семян растений;

-беседы с детьми о целебных свойствах каждого растения и их применением в медицине;

-исследовать форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводить тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т. п.)

«Птичий городок»

Объекты наблюдений: воробъи, снегири, синицы, голуби, вороны, галки, грачи, дятлы и др.

Задачи: Закреплять и расширять представления о перелетных и зимующих  птицах, об изменении их образа жизни по сезонам; воспитывать любовь и заботу о птицах. 

Рекомендации по организации работы с детьми:

-наблюдение за птицами, их особенностях, о том, чем они питаются;

-беседы о пользе птиц в природе, о том, как человек может помочь птицам;

-наполнение кормушек кормом.

Задания и игры для детей: «Узнай птицу по описанию», «Четвертый лишний», «Отгадай загадку», «Расскажи про…», рисоввание, лепка, аппликация птиц.

За летний период на территории нашего участка вырос новый – научный городок – это метеостанция. Волонтёрский отряд нашего посёлка СОВА сделал и установил основные его объекты. Наша задача была оснастить его оборудованием и составить план работы в этом научном центре.

Краткое описание специального оборудования детской метеостанции.

 

Барометр - прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды.

Термометр - для изменения температуры воздуха.

Флюгер, ветровой рукав - приборы для определения направления и силы ветра.

Дождемер - служит ля измерения количества осадков.

Снегомер- служит для определения глубины снежного покрова.

Водный термометр - служит для измерения температуры воды в тёплое время года.

Задачи:

-Формирование у детей элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.

-Расширять поисково-познавательную деятельность путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия в непосредственном контакте с естественными факторами природы.

-Учить анализировать, делать выводы, знакомить с назначением приборов, их названием.

-Обучать детей снятию показаний приборов.

-Предоставление детям возможности проведения сравнения приборов между собой.

-Изучение детьми зависимости показаний приборов от времени года.

-Изучение детьми взаимосвязи показаний приборов с собственными телесными ощущениями.

-Обеспечение условий для проведения детьми исследований.

Задания детям:

- Ведение календаря погоды.

- Рисунки явлений природы.

- Наблюдение и измерение количества осадков.

- Наблюдение за ветром.

- Определение времени по солнечным часам.

Наблюдения

В осенний период в ходе прогулок с детьми мы: сравниваем листья растений по форме, величине, цвету, наблюдаем за разнообразием цветов и их оттенков. Собираем шишки (сортируем, классифицируем, группируем, тренируемся в порядковом счете), составляем гербарии, собираем природный материал для изготовления поделок.

В зимний период в ходе прогулок с детьми мы: обращаем внимание на внешний вид деревьев и опушек, наблюдаем за продолжительностью светового дня зимой, наблюдаем за снегопадом, рассматриваем снежинки, лепим из снега комки и рассматриваем их по величине, форме, сравниваем деревья и кустарники; рассматриваем следы на снегу; проводим опыты со снегом; развиваем умение наблюдать зимние признаки и явления природы.

В ходе прогулок с детьми в весенний период мыформируем способность выделять особенности весеннего состояния растений; развиваем исследовательский интерес к жизни птиц и насекомых весной; осуществляем исследование длины и ширины ручейков, сравниваем их, измеряем длину ручейков шагами, глубину - с помощью палочки; наблюдаем за снежным покровом, за лужами, сосульками

В летний период на прогулках с детьми развиваем умение наблюдать летние признаки и явления природы, выделять простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов.

Экспериментирование.

На прогулке можно проводить следующие эксперименты:

- «Твердое - жидкое»;

- «Лед-вода»;

- «Где быстрее растает лёд»;

- «Следопыты»;

- «Взаимодействие воды и снега»;

- «Свойства снега, воды, песка»;

- «Почва на участке»;

- «Жизнь под снегом»;

- «Солнечные зайчики»;

- «Откуда берутся семена»;

- «Почему семена прорастают?»;

- «Куда дует ветер?»;

- «Свойства песка» и др.

Объекты исследования

Неживая природа

 «Почва»

  • Песок, глина, камень – составные части почвы.
  • Разные виды почвы. Свойства песка
  • Почва – среда обитания растений и животных.
  • Определение благоприятности почвы для развития некоторых растений (влажность, плотность, заражённость микроорганизмами).

 «Воздух»

  • Значение температуры воздуха для жизни растений и животных.
  • Сравнение воздуха с некоторыми веществами (воздух легче воды, поэтому выходит из неё) и предметами.
  • Воздух – среда обитания живых организмов, значение воздуха для жизни.
  • Что такое ветер
  • Воздух, его сила. Использование воздуха человеком (флюгер, ветряная мельница)
  • Отрицательное и положительное влияние человека на атмосферу (воздух)
  • Приспособление человека к пребыванию в воздушной среде (дыхание при недостатке кислорода или некачественном воздухом).

«Вода»

  • Сходство и различие свойств воды в разных агрегатных состояниях.
  • Значение воды в разных агрегатных состояниях для природы и человека (под снегом и льдом сохраняется тепло, достаточное для жизни)
  • Чистая и грязная вода. Способы очистки воды.

 «Солнце»

  • Дать представление о Солнце, Луне,. Познакомить с причинами смены дня и ночи, времён года как следствия вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.

Живая природа

«Растения»

  • Выявление основных признаков живых организмов: дыхание, питание, рост, развитие, размножение у растений.
  • Выявление основных функций частей растения.
  • Подвести к пониманию зависимости видоизменения растения от факторов неживой природы (вода, свет, тепло)
  • Сформировать умения определять видоизменения строения растений как приспособление к природно – климатическим условиям зонам Земли.

«Насекомые»

  • Влияние температурного режима окружающей среды на жизнедеятельность насекомых.

 

Вывод:

Считаю, что в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Благодаря исследовательской деятельности наши дети становятся более открытыми, стараются сами формулировать выводы в ходе совершения практических действий, в общем, познают  окружающий мир благодаря собственным ощущениям. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.  В нашем дошкольном учреждении созданы все условия для того, чтобы дети могли наблюдать, сравнивать, исследовать, экспериментировать с объектами живой и неживой природы. А самое главное – любоваться красотой нашей северной природы и учиться её беречь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

неизведанное рядом для детей подготовительной группы

Конспект занятия «Неизведанное рядом» для детей подготовительной группы  ЦЕЛЬ:Расширять и закреплять знания детей об окружающем нас мире. ЗАДАЧИ: Развивать познавательную активнос...

Неизведанное рядом. Вода.

Цикл занятий по ознакомлению с окружающим -  вода....

Неизведанное рядом. Воздух.

Опытно-эксперементальная работа -воздух....

Неизведанное рядом. Песок. Глина.

Опытно-эксперементальная работа-песок,глина....

Проект "Неизведанное рядом"

Допроектная деятельность:Мотив: У детей недостаточно сформированы навыки исследовательской деятельности в процессе изучения явлений и закономерностей в природном окружении. Чем больше дети соприкасают...

Сценарий НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе «Неизведанное рядом»

 Задачи:- познакомить детей с некоторыми свойствами металла и дерева;- развивать системность мышления в процессе расширения знаний о предметах; - учить решать несложные проблемы;- упражнять в согласов...

Программа по экспериментированию "Неизведанное рядом"

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность, стремлению к самостоятельному познанию окружающего мира....