Неизведанное рядом. Воздух.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

НИКИШИНА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА

Опытно-эксперементальная работа -воздух.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozduh.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

ВОЗДУХ.

ГДЕ ТЕПЛЕЕ.

        Цель. Выявить, что тёплый воздух легче холодного и поднимается вверх.

        Игровой материал. Два термометра, чайник с горячеё водой.

        Ход игры. Дети выясняют, если в комнате прохладно, то где теплее – на полу или на диване, т. е. выше или ниже, и сравнивают свои предположения с показаниями термометров. Дети выполняют действия: держат руку выше или ниже батареи; не прикасаясь к чайнику, держат руку над водой. Выясняют с помощью действий, где теплее воздух: сверху или снизу (всё, что легче, поднимается вверх, значит тёплый воздух легче холодного и сверху теплее).

ВЕТЕР В КОМНАТЕ  («ЖИВАЯ  ЗМЕЙКА»)

        Цель. Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный – опускается вниз.

        Игровой материал. Две свечи, «змейка» (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить).

        Ход игры. Взрослый зажигает свечу и дует на неё. Дети выясняют, почему отклоняется пламя (воздействует поток воздуха). Взрослый предлагает рассмотреть «змейку»её спиральную конструкцию и демонстрирует детям вращение «змейки» над свечой (воздух над свечой теплее, над ней «змейка» вращается, но не опускается вниз, потому что её поднимает тёплый воздух). Дети выясняют, что воздух заставляет вращаться «змейку», и с помощью обогревательных приборов опыт выполняют самостоятельно

        Взрослый предлагает детям определить направление движения ветра сверху и снизу дверного пройма. Дети объясняют, почему направление ветра разное (тёплый воздух в квартире поднимается и выходит через щель вверху, а холодный тяжелее, и он входит в помещение снизу; через некоторое время холодный воздух нагреется в помещении, поднимется вверх и выйдет на улицу через щель вверху, а на его место снова и снова будет приходить холодный воздух). Именно так возникает ветер в природе. Зарисовывают результаты опыта.

ПОДВОДНАЯ   ЛОДКА.

        Цель. Обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды.

        Игровой материал.изогнутая трубочка для коктейля пластиковые стаканы, ёмкость с водой.

        Ход игры. Дети выясняют, что произойдёт со стаканом, если его опустить в воду, сможет ли он сам подняться со дна. Они выполняют действия: погружают стакан в воду, переворачивают его вверх дном, подводят под него изогнутую трубочку, вдувают под него воздух. В конце опыта делают выводы: стакан постепенно заполняется водой, пузыри воздуха выходят из него; воздух легче воды – попадая в стакан через трубочку, он вытесняет воду из – под стакана и поднимается вверх, выталкивая из воды стакан.

УПРЯМЫЙ  ВОЗДУХ  (1)

        Цель. Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.

        Игровой материал. Шприцы, ёмкость с водой (подкрашенной).

        Ход игры. Дети рассматривают шприц, его

устройство (цилиндр, поршень) и демонстрируют действия с ним: отжимают поршень вверх, вниз без воды; пробуют отжать поршень, когда пальцем закрыто отверстие; набирают воду в поршень, когда он вверху и внизу. Взрослый предлагает детям объяснить результаты опыта, рассказать о своих ощущениях при выполнении действий. В конце опыта дети выясняют, что воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, которая может двигать предметы.

УПРЯМЫЙ  ВОЗДУХ  (2)

        Цель. Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места. Сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.

        Игровой материал. Пипетки, ёмкость с водой (подкрашенной).

        Ход игры. Дети рассматривают устройство пипетки (резиновый колпачок, стеклянный цилиндр).проводят опыт аналогично предыдущему (сжимают и разжимают колпачок).

СУХОЙ  ИЗ  ВОДЫ

(1 вариант – Салфетка в стакане)

        Цель. Определить, что воздух занимает место.

        Игровой материал. Ёмкость с водой, стакан с прикреплённой на дне салфеткой.

        Ход игры. Взрослый предлагает детям объяснить, что означает «выйти сухим из воды», возможно ли это, и выяснить, можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. Дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая. Затем переворачивают стакан вверх дном, осторожно погружают в воду, не наклоняя стакан до самого дна ёмкости, деле поднимают его из воды, дают воде стечь, не переворачивая стакан. Взрослый предлагает определить, намокла ли салфетка (не намокла), объяснить, что помешало воде намочить её (воздух в стакане) и что произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан (пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, салфетка намокнет). Дети самостоятельно повторяют опыт.

СУХОЙ  ИЗ ВОДЫ.

(2 вариант – Флажок на бруске)

        Цель. Определить, что воздух занимает место.

        Игровой материал. Ёмкость с водой, деревянные бруски с флажками, банки (в них должен свободно входить брусок с флажком).

        Ход игры. Взрослый предлагает детям опустить брусок в воду, понаблюдать, как он плавает. Выясняют, почему он не тонет (дерево легче воды), как можно его утопить (опустить на дно), не намочить (опускать в воду, накрыв банкой). Дети самостоятельно выполняют действия. Обсуждают, почему брусок не намок (потому что в банке находится воздух).

ЧТО   БЫСТРЕЕ?

        Цель. Обнаружить атмосферное давление.

        Игровой материал. Два листа писчей бумаги.

        Ход игры. Взрослый предлагает подумать, если одновременно выпустить из рук два листа: один горизонтально, другой вертикально (показывает, как держать в руках), то какой быстрее упадёт. Слушает ответы, предлагает проверить. Сам демонстрирует опыт. Почему первый лист падает медленно, что его задерживает (воздух давит на него снизу). Почему второй лист падает быстрее (он падает ребром, и поэтому воздуха под ним меньше).Дети делают вывод: вокруг нас воздух, и он давит на все предметы (это атмосферное давление).

ФОКУС «ПОЧЕМУ НЕ ВЫЛЕВАЕТСЯ?»

        Цель. Обнаружить атмосферное давление.

        Игровой материал. Стаканы с водой, почтовые открытки.

        Ход игры. Взрослый предлагает детям перевернуть стакан, не пролив из него воды. Дети высказывают предположения, пробуют. Затем взрослый наполняет стакан водой до краёв, покрывает его почтовой открыткой и, слегка придерживая её пальцами, переворачивает стакан вверх дном. Убирает руку – открытка не падает, вода не выливается (если только бумага совершенно горизонтальна и прижата к краям). Почему вода не выливается  из стакана, когда под ним лист бумаги (на лист бумаги давит воздух, он прижимает лист к краям стакана и не даёт воде вылиться, т. е. причина – воздушное давление).

САМОДЕЛЬНЫЙ   ТЕРМОМЕТР

        Цель. Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда.

        Игровой материал. Стеклянная трубка или стержень (прозрачный) от шариковой ручки, бутылочка 50-100 мл, немного подкрашенной воды.

        Ход игры. Дети рассматривают «термометр»: как он работает, его устройство (бутылочка, трубочка и пробка); с помощью взрослого изготавливают модель термометра. Проделывают шилом отверстие в пробке, вставляют её в бутылочку. Затем набирают каплю подкрашенной воды в трубочку и втыкают трубку так, чтобы капля воды не выскочила. Бутылочка нагревается в руках, капелька воды поднимается вверх.

ВЕРТУШКА

        Цель. Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение)

        Игровой материал. Вертушка, материал для изготовления на каждого ребёнка: бумага, ножницы, палочки, гвоздики.

        Ход игры. Взрослый показывает детям вертушку в действии. Затем обсуждает вместе с ними, почему она вертится (ветер ударяет в лопасти, которые повёрнуты к нему под углом, и этим вызывает движение вертушки). Взрослый предлагает детям изготовить вертушку по алгоритму, рассмотреть и обсудить особенности её конструкции. Затем организует игры с вертушкой на улице; дети наблюдают, при каких условиях она вертится быстрее.

РЕАКТИВНЫЙ  ШАРИК.

        Цель. Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

        Игровой материал. Воздушные шары.

        Ход игры. Дети с помощью взрослого надувают воздушный шар, опускают его и обращают внимание на траекторию и длительность его полёта. Выясняют, что для того, чтобы шарик дольше летел, надо его больше надуть:воздух, вырываясь из «горлышка», заставляет двигаться шарик в противоположную сторону. Взрослый рассказывает детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.

СОЛОМЕННЫЙ  БУРАВЧИК.

        Цель. Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

        Игровой материал. Сырые картофелины, по две соломинки для коктейля (на каждого ребёнка).

        Ход игры. Дети берут соломинку за верхнюю часть, не закрывая верхнего отверстия пальцем; затем с высоты 10 см резким движением втыкают её в картофелину; наблюдают, что случилось с соломинкой (она согнулась, не воткнулась) вторую соломинку берут за верх, закрывая на этот раз верхнее отверстие пальцем; также втыкают резко в картофелину и наблюдают, что случилось с соломинкой (она воткнулась). Дети выясняют, что внутри второй соломинки есть воздух, который давит на стенки и не даёт ей согнуться. Дети делают вывод: в первом случае воздух свободно вышел из соломинки и она согнулась; во втором случае – воздух не мог выйти из соломинки, так как отверстие было закрыто. К тому же при попадании картофеля в соломинку давление ещё больше возросло, укрепив стенки соломинки.

                 

ПАРАШЮТ.

        Цель. Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

        Игровой материал. Парашют, игрушечные человечки, ёмкость с песком.

СВЕЧКА  В  БАНКЕ.

        Цель. Выявить, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомиться со способами тушения огня.

        Игровой материал. Свеча, банка, бутылка с обрезанным дном.

КАК  ЗАДУТЬ СВЕЧУ ИЗ ВОРОНКИ.

        Цель. Выявить особенности воздушного вихря.

        Игровой материал. Свеча, воронка.

КРЕПКИЙ  СПИЧЕЧНЫЙ  КОРОБОК.

        Цель. Определить упругость воздуха.

        Игровой материал. Спичечные коробки.

БОЛЬШИЕ  -  МАЛЕНЬКИЕ.

        Цель. Выявить, что воздух при охлаждении сужается, а при нагревании расширяется (занимает больше места).

        Игровой материал. Пластиковые бутылки с пробками, воздушный шарик, монетка.

ФОКУС  «СУХИМ  ИЗ  ВОДЫ»

        Цель. Продемонстрировать существование атмосферного давления, то, что воздух при остывании занимает меньший объём (сжимается).

        Игровой материал. Тарелка с водой, покрывающей дно, монета, стакан.

ПОЧЕМУЧКИНЫ    ВОПРОСЫ.

        Цель. Анализировать и дать выводы на основе знаний о свойствах воздуха: тёплый воздух поднимается вверх, т. е.легче холодного; воздух плохо проводит тепло.

        Игровой материал. Папиросная бумага, подставка с иглой.

        Ход игры. Взрослый предлагает изготовить вертушки из тонкой папиросной бумаги: вырезать прямоугольник, перегнуть его по средним линиям и снова расправить (найден центр тяжести), положить бумажку на острие торчащей иглы так, чтобы игла подпирала её именно в той точке. Осторожно приближают руку – начинается вращение бумажки, отдаляют – вращение прекращается. Делают вывод: воздух поднимается снизу вверх, напирая на бумажку и заставляя её вращаться, так как бумажка в месте сгибов имеет уклон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

неизведанное рядом для детей подготовительной группы

Конспект занятия «Неизведанное рядом» для детей подготовительной группы  ЦЕЛЬ:Расширять и закреплять знания детей об окружающем нас мире. ЗАДАЧИ: Развивать познавательную активнос...

Неизведанное рядом. Вода.

Цикл занятий по ознакомлению с окружающим -  вода....

Неизведанное рядом. Песок. Глина.

Опытно-эксперементальная работа-песок,глина....

Проект "Неизведанное рядом"

Допроектная деятельность:Мотив: У детей недостаточно сформированы навыки исследовательской деятельности в процессе изучения явлений и закономерностей в природном окружении. Чем больше дети соприкасают...

Сценарий НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе «Неизведанное рядом»

 Задачи:- познакомить детей с некоторыми свойствами металла и дерева;- развивать системность мышления в процессе расширения знаний о предметах; - учить решать несложные проблемы;- упражнять в согласов...

Программа по экспериментированию "Неизведанное рядом"

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность, стремлению к самостоятельному познанию окружающего мира....