Влияние игр с природным материалом на развитие детей дошкольного возраста
статья по окружающему миру

Костюкевич Ольга Владимировна

Игра – это наиболее доступный для детей вид деятельности. Ребёнок получает впечатления из окружающего мира, а затем, с помощью игры перерабатывает полученные впечатления. В игре ярко проявляются мышление и воображение ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Играя, дети учатся самостоятельно решать задачи, находить лучший способ осуществления задуманного. Во время игры они учатся пользоваться своими знаниями, а затем выражать их словами. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Гагаринова С.В. заведующий,

 Колосенкова Л.А. старший воспитатель,

Костюкевич О.В. воспитатель

ГБДОУ детский сад №60

 комбинированного вида

Фрунзенского района

Санкт-Петербурга Гнездышко

Влияние игр с природным материалом на развитие детей дошкольного возраста

Игра – это наиболее доступный для детей вид деятельности. Ребёнок получает впечатления из окружающего мира, а затем, с помощью игры перерабатывает полученные впечатления. В игре ярко проявляются мышление и воображение ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Играя, дети учатся самостоятельно решать задачи, находить лучший способ осуществления задуманного. Во время игры они учатся пользоваться своими знаниями, а затем выражать их словами. Игра оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка – дошкольника, на формирование его личности. Большое влияние оказывает игра с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления.

Игры с природным материалом существуют уже много веков. Первым создателем таких игр был народ, подметивший удивительную особенность маленьких детей – восприимчивость к обучению в игре. За всю историю человечества у каждого народа сложились свои игры, были созданы своеобразные дидактические игрушки из природных материалов, ставшие частью его культуры. В содержании таких игр и игрушек отразились особенности национального характера, природы, истории, труда, быта того или иного народа. Познавательное развитие ребенка традиционно включает в себя знакомство с окружающим миром и природой. В современных условиях изучение окружающего мира невозможно без экологического образования. Очень важно формировать у детей представления о причинно-следственных связях в природе и последствиях их нарушений. Раньше дети изучали только названия деревьев, растений. Сейчас, гораздо важнее, чтобы ребёнок понимал роль этих растений в природе и жизни человека, их взаимосвязь с окружающей средой.

Дошкольный возраст - это особый, уникальный и очень значимый период в жизни ребёнка. Это время активного познания окружающего мира, развития познавательных способностей, время познания смысла человеческих отношений, осознания себя в мире. А. Н. Леонтьев рассматривал дошкольный возраст как время фактического складывания будущей личности.

Первое педагогическое обоснование важности игр с природными материалами для развития детей мы находим ещё в произведениях Платона. Уже в «Государстве» он настаивает на осуществлении воспитания детей «посредством игры». Самым важным в процессе руководства играми детей с природными материалами Платон считал внесение «в душу играющего ребенка любовь к тому, в чем он, выросши, должен стать знатоком и достичь совершенства». Игры детей с природными материалами - это исторически сложившаяся деятельность детей, которая заключается в воспроизведении действий взрослых. Такая деятельность направленна на познание предметной действительности.

На самых первых ступенях развития общества, когда основным способом добывания пищи являлось собирательство, игры не существовало. Дети рано включались в жизнь взрослых, практически усваивая способы добывания пищи и употребления орудий. Дети, подражая взрослым, рыхлили землю, рыли канавки, лепили из глины и т.д. Такие игры служили средством подготовки детей к труду.

Я. А. Коменский тоже обратил внимание на то, что все дети «охотно

строят домики и возводят стены из глины, опилок, дерева, камней», любят переливать воду, пересыпать песок, лепить из глины.

О. Декроли создал систему игр, обеспечивающих разностороннее развитие детей. Он отмечал, что ребенок в игре почти бессознательно делает сравнения, сопоставления. Игра заставляет вспоминать, делать выводы и собственные суждения, совершать открытия, а не только усваивать знания, преподносимые воспитателем или книгой.

          Положительную роль игр с природными материалами в воспитании и обучении дошкольников отмечали русские педагоги К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, А. С. Симанович, Л. К. Шлегер и др. В своих работах они подробно останавливались на важности создания условий для игр детей с природными материалами и разработке разнообразного содержания этих игр.

Значение таких игр подчеркивали Е. И. Тихеева, Л. И. Чулицкая, Е. А. Флерина.

В процессе занятий с природными материалами ребенок не только удовлетворяет свою потребность в игре и познает свойства материалов. У него развиваются творческие способности. Воспитатель должен уделять большое внимание руководству данными играми, ведь в них заложены большие возможности для развития у детей умственных способностей, для совершенствования их созидательной деятельности, а также сюжетно-ролевой игры. Важно обращать внимание детей на то, что каждый из материалов в определенных условиях может менять свои свойства. Интерес детей к играм с природными материалами можно объяснить именно стремлением к познанию их свойств.

В данных играх воспитателю необходимо продолжать работу по упорядочению сенсорного опыта детей. Необходимо упражнять детей в разнообразных действиях с материалами, помогать осознать их качества с целью возможного использования этих материалов в деятельности.

На пример, для сюжетных игр можно использовать не только постройки из кубиков, но и постройки из песка или снега.

В младшем возрасте воспитатель может ограничиться уточнением представлений детей о свойствах материалов, может показать приёмы строительства. В старшем возрасте во время строительных игр усложняется характер показа, а также форма организации совместной игры. Строительно-сюжетные игры предполагают наличие у детей более совершенных и разнообразных умений. В процессе таких игр продолжается обучение детей игре в команде, они учатся действовать сообща.

Познание ребёнка начинается с восприятия предметов и явлений окружающего мира.  В дошкольном периоде дети накапливают представления об окружающем мире. Познавательное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника.

Во время игр с природным материалом дети знакомятся с различными качествами предметов. Умываясь, дети знакомятся с температурными свойствами воды, во время зимней прогулки они изучают свойства снега, во время катания на санках – барические свойства предметов.

Познание природного окружения в раннем возрасте осуществляется чувственным путём, при помощи зрения, слуха, обоняния, осязания. Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, тем богаче становятся его представления. На основе таких представлений возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.

Чем младше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. В период раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет значительную роль. «Золотой порой» сенсорного воспитания называл профессор Н. М. Щелованов ранний возраст. М. Монтессори «сензитивным периодом» для сенсорного развития называет возраст от 0 до 5,5 лет. В отечественном словаре по психологии возрастная синзитивность определяется как присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду возрастной сензитивности обучение может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики.

В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. Формирование сенсорных процессов в продуктивной деятельности, во время игр с природным материалом является наиболее эффективной формой организации сенсорного воспитания.

С прогулки дети часто приносят шишки, желуди, ветки, цветы, камушки. Ребята любят рассматривать собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Делая это, они запоминанию форму, цвет, свойства каждого вида материала.

Из плодов ягод рябины, с помощью иголки с ниткой можно изготовить украшения (бусы, браслет). Весной из одуванчиков, летом из цветов, осенью из листьев плетут венки на голову, также можно изготавливать музыкальные инструменты- «шумелки».

Собрав разные цветы и листья, можно сделать картину из засушенных цветов и травок. Игры с детьми по изготовлению сувениров и поделок из природных материалов, интересны и детям, и взрослым. Такие игры не просто дают возможность занять время, но и пробуждают фантазию ребенка. Таким образом игра с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой. Воспитывает бережное, заботливое отношение к природе, способствует формированию первых трудовых навыков.

Еще К. Д. Ушинский писал: «дети не любят игрушек неподвижных, законченных, хорошо сделанных, которые они не могут изменить по своему желанию... лучшая игрушка для ребенка та, которую он может заставить измениться самым разнообразным образом... для детей лучшая игрушка — куча песка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей и родителей "Влияние театрализованных игр-драматизаций на всестороннее развитие детей дошкольного возраста"

Художественно-эстетическое развитие ребенка – это одно из основных направлений деятельности детского сада. Педагоги определяют этот вид деятельности как развитие способности воспринимать, чувств...

«Влияние детской художественной литературы на речевое развитие детей дошкольного возраста»

Общеизвестно  воздействие  художественной  литературы  на   умственное   и  эстетическое   развитие   ребёнка.    Велика...

Значение игр с песком и другими природными материалами для развития детей раннего возраста

Примечательно, что практически все выдающиеся философы и педагоги прошлого придавали большое значение именно природе, как средству воспитания детей. Так, Я.А. Коменский видел в природе источник знаний...

Влияние классической и народной музыки на развитие детей дошкольного возраста

Необходимость приобщения детей к лучшим образцам классической и народной музыке....

Влияние народного творчества на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста.

Влияние народного творчества на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста....

Влияние тревожности на психологическое и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Психическое здоровье – фундамент духовного развития ребёнка. В последнее время отмечается рост пограничных нервно-психических расстройств у детей и подростков.Доказано, что между душевным равновесием ...

Роль природного материала в развитии детей дошкольного возраста с ОВЗ

Игры с водой и песком включаются в общий комплекс коррекционно-развивающей работы с детьми. Игры проводятся на основе системных знаний, которые ребенок получает в процессе взаимодействия с окружающим ...