Главные вкладки

    Влияние народного творчества на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста.
    статья по теме

    Зорина Наталья Владимировна

    Влияние народного творчества на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    филиал №3 МАДОУ «Верхнекетский детский сад»

    Влияние народного творчества на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста.

    Автор:

    Зорина Наталья Владимировна-

    воспитатель


    Детство – время приобретения знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

    Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

    Знакомясь с народным искусством и классическим наследием прошлого и настоящего, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений.
    Культура - это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях.

    Известно, что русское народное искусство, являющееся частью русской культуры, во все времена развивалось на основе народных традиций. Народное творчество, будучи составной частью искусства, несет в себе лучшие примеры духовности, нравственности и патриотизма. С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание. Реализация художественно-эстетического воспитания может осуществляться в ходе приобщения ребенка к национальной культуре, в частности через знакомство с произведениями русского народного творчества, а именно с росписью по дереву, глине, металлу. Роспись является едва ли не одним из древних видов искусства. Человек издавна старался украсить свое жилище, и делал он это с помощью материала, который находился с ним рядом, т.е. под руками: дерево, глина и т.д.

    Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на приобщении его к культурному наследию своего народа. Постигая народное творчество, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа. Приобщая ребенка к национальной культуре, мы воспитываем чувство любви к родному краю.

    Народные игрушки – это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей, птиц. Эти образы легко узнаваемы детьми и радуют их яркими красочными орнаментами. Народная игрушка поднимает настроение, раскрывает мир веселого праздника. Народные игрушки просты, но своеобразны, они наивны, но выразительны. Именно народная игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.

    Знакомство детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства на занятиях по декоративному рисованию поможет научить их воспринимать прекрасное и доброе, познакомит с народными традициями, заложит основы духовно-нравственного воспитания.

    В своей работе я столкнулась с тем, что стандартные подводки на занятия не приносят таких результатов, как хотелось бы. Дети выполняют все, что от них требуется, но без особого энтузиазма и интереса. Тогда я стала думать, чем же заинтересовать детей, так, чтобы им самим захотелось творить. И тогда к каждому занятию я стала придумывать небольшие занимательные истории. Например…..

    Сказка о дымковской игрушке.

    Это случилось давным-давно, в те времена, когда еще не было машин, а все люди ездили на лошадях. В одной очень большой и дружной семье заболела маленькая сестренка, да так сильно, что мама ее не отпускала даже погулять. Ей очень скучно было сидеть дома, когда все дети бегали и играли на улице,  она от этого даже плакала. И тогда старшие дети решили сделать для нее игрушки, чтоб ей было не так грустно. Это сейчас игрушки покупают в магазине, а тогда магазинов не было, а игрушки изготавливали вручную. Братья накопали глины за огородом, и ребята слепили много разных фигурок людей, птиц и животных. Когда фигурки высохли, их побелили мелом, разведенным в молоке, а раскрасить предложили самой, так как ей нравится. Девочка раскрашивала их кружочками, пятнышками, полосками, и уже не грустила, а вскоре пошла на поправку и совсем выздоровела.              Игрушки так понравились всем жителям села, что их стали делать в каждом доме, и даже потом отвозили на ярмарку, на продажу.

    Иногда я спрашиваю у детей, как они думают, что могло произойти с той или  иной вещью или фигуркой, и мы вместе придумываем истории.

    Народное искусство – великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. Сохранение исторических и национальных корней зависит от того, научимся ли мы понимать и ценить те духовные и нравственные традиции, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений. Но чтобы обрести это богатство, постичь науку добра, испытать радость от встречи с прекрасным, необходимо обладать чуткой душой и отзывчивым сердцем. Именно поэтому, родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично. Красота нужна и дорога всем, но, прежде всего, она необходима детям.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО–НРАВСТВЕННЫХ НОРМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ" (Выступление в рамках научно-практической конференции)

    18.02.2012г. в Конференц-зале храмового комплекса во имя Воскресения Христова по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Гагарина, д.17 прошла городская научно-практическая конференция «Просвещение и нравс...

    Консультация для родителей на тему: "Духовно – нравственное воспитание у детей дошкольного возраста".

    Цель: Формировать у дошкольников духовно – нравственные основы культуры личности в процессе педагогически организованного взаимодействия их с окружающей социальной средой....

    Формирование духовно-нравственных чувств у детей дошкольного возраста на современном этапе.

    В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целе...

    Консультация для воспитателей: "Устное народное творчество в системе речевого развития детей дошкольного возраста"

    Предлагаю вашему вниманию консультацию для воспитателей "Устное народное творчество в системе речевого развития детей дошкольного возраста"...

    Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством взаимодействия ДОУ и семьи

    Детский сад – маленький мир в жизни малыша, ступень, новый этап, к которому важно подготовиться как ребенку, так и родителям. Придя в детский сад, первыми знакомятся с воспитателями именно родит...

    Памятка для родителей Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста в семье»

    Берегите друг друга!Добротой согревайте!Берегите друг друга!Обижать не давайте!Берегите друг друга!Суету позабудьте.И в минуту досугаРядом вместе побудьте...