Конспект опытно-экспериментальной деятельности Тема: "Чудо-картошка"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Половинкина Антонина Ивановна

Развитие экспериментально- познавательной деятельности детей.Формировать первичные навыки опытно – экспериментальной  деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudo-kartoshka.docx27.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад  комбинированного вида № 100» г. Оренбурга

                                 

Конспект опытно-экспериментальной деятельности

Тема: « Чудо – картошка»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Образовательная деятельность: «Ознакомление с миром природы»

в группе  общеразвивающей направленности  детей 5 - 6 лет

                                                                                           

                                                                                                           

Подготовила воспитатель:

1 кв. категории

Половинкина А.И

г.Оренбург 2021г

Цель: Развитие экспериментально- познавательной деятельности детей.

 Задачи:

Образовательные задачи: Обобщить и расширить знания детей о картофеле, как о продукте питания и его лечебных свойствах для человека.  Познакомить с основным компонентом в составе картофеля – крахмалом.

Закреплять и расширять представления детей о способах выращивания  и использования картофеля..

Учить определять свойства продукта через взаимодействие веществ. Формировать первичные навыки опытно – экспериментальной  деятельности

Формировать основы безопасности с лабораторным оборудованием при проведении экспериментальной деятельности.

Активизировать и расширять словарный запас детей

Развивающие задачи:

Развивать познавательный интерес детей к экспериментальной деятельности, умению  сравнивать, рассуждать, делать выводы.

Воспитательные задачи:

Воспитывать устойчивое внимание, любознательность.

Материал и оборудование: 

Презентация « Детям о картофеле», д/игра «Что сначала, что потом»,поделка из картофеля.

Корзинка с  картофелем, оборудование для экспериментов( пластмассовый стаканчик и ложка , формочки для сыпучих продуктов на каждого ребенка, терка, дуршлаг, марля) материал для экспериментов(протертый картофель, крахмал, мука, йод, вода, свежие овощи ) ,фартуки, салфетка для каждого ребёнка.

Предварительная работа:  

1. Беседы об овощах, их роли в жизни человека.

2. Рассматривание иллюстраций на тему «Посадка и уборка картофеля».

3. Использование дидактических игр об овощах: «Что где растет?», «Разрезные картинки», «Волшебные овощи» и др.

План занятия:

1.Вводная часть:                                                                  3мин.

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для  деятельности детей.

2. Основная часть:                                                              20 мин

 Беседа

Определение цели.  эксперементирование, выводы.                                        

Игровая деятельность

Физминутка

Опытническая деятельность

3. Заключительная часть:                                                 2мин

Оценка деятельности детей.

Подведение итога занятия.

                                                                                                                                 

Части занятия

Содержание

1.Вводная часть.

Создание проблемной ситуации.

Создание мотивации для деятельности детей.

3мин

Воспитатель: Ребята !Знаете что утром было, я же вам сказать забыла.

          Только в садик я зашла и корзинку здесь нашла. Хотите узнать что в ней? Посмотрите здесь что то необыкновенное. Я даже не могу предположить что это? Может быть вы мне подскажите?(показываю ежика сделанного из картофеля) Правильно .Это еж. А как вы думаете из чего он сделан? Ответы детей.

А правильный ответ вы узнаете если отгадаете мою загадку:

На грядках кустиком цветёт,

А клубнями в земле растёт.

Мы копаем понемножку...

Собираем что?.. (Картошку)

 Правильно .Наш ежик сделан из картофеля.

В нашей корзине его много, потому что сегодня мы будем говорить о картофеле и узнаем много интересного о нем.

 Основная часть.

Беседа

Определение цели.  эксперементирование, выводы.                                        

Игровая деятельность

 Физминутка

Опытническая деятельность

20 мин

3. Заключительная часть.

Оценка продуктивной деятельности. Подведение итогов.

2мин

– А теперь возьмите по картофелю в руки и рассмотрите его.

– Какого он цвета? (белого, желтого, розового)

–Какой формы? (круглая, продолговатая, овальная)

– Картофель бывает разных сортов, поэтому он имеет разный цвет и отличается по форме клубней.

– Какой картофель на ощупь?

– Что есть у картофеля?(Глазки, ростки)

Беседа по вопросам. Зачем нужен картофель людям? Какие блюда готовят из картофеля? Можно ли использовать картофель как лекарство?

Воспитатель выслушивает ответы детей, дополняет, комментирует и обобщает:

- Картофель - очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд. Его жарят, варят, пекут. Картофель нужен людям не только для еды. Он хорошее лекарство. Например, если простудился - надо подышать над паром сваренной картошки - и станет легче. Сырым картофелем лечат ожоги - вот такой удивительный овощ

А вы хотели бы узнать из чего он состоит этот ? Мы узнаем это после проведения опытов с картошкой, давайте пройдем в нашу  лабораторию.

Но, прежде чем приступить опытам, я хочу вам напомнить о правилах безопасности:

Будьте очень внимательны и аккуратны.

Здесь нельзя шуметь и ничего не трогать без разрешения.

Аккуратно обращаться с предметами.

Не брать в руки вещества помеченные специальным знаком.

Дети одевают фартуки и проходят в лабораторию.

Эксперимент  №1 Получение крахмала из картофеля.

- Прежде чем приступить к работе с картофелем его моют, очищают, затем трут или перемалывают. (Показать детям терку, сказать о технике безопасности при работе).

- Ребята, разрешите мне сегодня выполнить эту работу (натереть одну картофелину, рассмотреть полученную массу). Во что превратился клубень? (кашицу, с водой).

Раздать детям стаканчики с тертым картофелем.

- Перед вами стаканчики с тертым картофелем. Посмотрите, на что похож картофель? (на кашицу)

- Нам нужно взять голубой стаканчик с водой  и добавить воду в тертый картофель (кашицу) и размешать его в воде.

 Дети самостоятельно разливают воду в стаканчики, ложками размешивают.

- Рассматриваем воду. Что получилось? (вода) Какого она цвета?

- Вода стала беловатой, мутной

Вывод: А вы знаете почему? Потому что в картофеле содержится  особое вещество (крахмал).Давайте скажем все незнакомое нам слово .(Крахмал)

--А сейчас я возьму пустую прозрачную емкость и ситечко.

- Вылью  нашу жидкость в ситечко, и хорошо отожму картофель через марлю (отжать картофель через марлю)

- Оставляем жидкость на некоторое время.

Умственная разминка.

  Давайте пройдем к другому нашему месту и немного побеседуем:

  - Ребята, мы с вами знаем что картофель - это овощ. Вы когда-нибудь видели, как сажают картофель и как он растет?.

Выслушав ответы детей,  предлагаю посмотреть  развивающее видео

 «Детям о картофеле»

Беседа по содержанию:

Воспитатель: Ребята а кто из вас запомнил, как выращивают картофель? Предлагаю  разложить картинки по порядку

 . Молодцы ребята все правильно вы сделали ,предлагаю вам немножко отдохнуть:

  Физминутка. Мы картошечку сажаем,
Все трудиться обожаем.
А потом воды нальём,
Дружно вместе все польём.
Прополоть картошку нужно,
Тоже делаем все дружно.
Не забудем и окучить,
Если делать всё наскучит,
Высоко попрыгаем, ручками задвигаем.
- А сейчас настала пора вернуться к  нашему эксперименту.

Эксперимент№2

Ребята, очень аккуратно берем нашу емкость и потихоньку сливаем воду (Вылить в другую емкость).

Вывод: посмотрите, что у нас образовалось (белый осадок) — это крахмал.

Когда он высохнет  будет вот таким

 (показать сухой крахмал).

Опыт №1. Сравнение муки и крахмала зрительно и на ощупь.

Дети трогают крахмал. Какой на ощупь? (скрипит)

- На что похож крахмал? (на муку)

- Потрогайте муку? Какая она на ощупь? (мягкая, пушистая)

- Посмотрите внимательно. По цвету отличается? (Да)

Результат: крахмал хрустит, а мука, из которой пекут хлеб мягкая, пушистая, не скрипит, посмотрим что произойдет с крахмалом и мукой, если добавим туда  каплю йода. Посмотрите какого цвета йод? Сейчас я возьму 2 стакана  с водой в один добавлю крахмал а в другой муку, капаю йод в оба стакана. Посмотрите какие изменения произошли? Как вы думаете почему?

Опыт № 2. «Наличие крахмала в овощах»

- Как вы думаете, как определить, есть ли в каком-либо продукте крахмал? Ваши версии.

- Совершенно верно! Чтобы узнать, содержится ли в продукте крахмал, надо на продукт  капнуть йод. Тогда крахмал станет темно-синего цвета.-Строго следуйте плану работы:

  -Берем пипетку с йодом капаем на овощи наблюдаем.

- В каких овощах есть крахмал? Сделайте вывод. Вывод :крахмал есть только в картофеле

Итак, мы сегодня с вами сделали открытия. Какие?

- Картофель состоит из воды и крахмала,

- Крахмал содержится только в картофеле,

- Крахмал при взаимодействии с йодом становиться темно синего цвета.

Вам понравилась работать в лаборатории? Какие опыты вам понравились больше всего?

Вы, ребята, меня очень порадовали своими знаниями и умениями, хорошо справились со всеми заданиями!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Волшебное свойство магнита ».

Цель:способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах;учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;разв...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в старшей группе «Путешествие Маши и Медведя»

Цель: - Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования,...

конспект опытно-экспериментальной деятельности "Загадка листа бумаги"

Разработка представлена в форме исследовательской деятельности. Дети проводят опыты с бумагой. Открывают для себя новые знания о том, что бумагу можно сделать в домашних условиях....

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Посев семян огурцов»

Цели и задачи:Формировать представления детей о выращивании растений из семян.Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в ходе опытно-экспериментальной деятельности: влияние качества ...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в средней группе «Волшебная вода»

Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в средней группе «Волшебная вода»...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...