Проект «Вода вокруг нас – путешествие Капельки»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Познавательно-исследовательский проект во второй младшей группе "Вода вокруг нас-путешествие Капельки". 

Актуальность проекта

Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность. Но им еще нужно помогать в этом, так как дети не могут заметить во всем разнообразии самого главного, не могут найти точный ответ на заданный вопрос, не могут делать простейшие выводы.

Цель проекта: Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления  со свойствами воды, снега и экспериментальной деятельности с водой, снегом и льдом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_puteshestvie_kapelki.docx147.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад» № 2 «Золотой ключик»

п. Энергетик Новоорского района Оренбургской области

Познавательно-исследовательский проект

«Вода вокруг нас – путешествие Капельки»

во 2 младшей группе

    C:\Users\User\Downloads\hello_html_7fdd0da5.jpg                      Разработала и провела: 

                                                                 воспитатель  первой

                                                                                       квалификационной  категории  

                                                                                                                  Проскурнова Н.Г.

                                                                                                                                   

2019 г.

1.1 Актуальность проекта

Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность. Но им еще нужно помогать в этом, так как дети не могут заметить во всем разнообразии самого главного, не могут найти точный ответ на заданный вопрос, не могут делать простейшие выводы.

Сколько удовольствия приносят детям игры с водой! Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрастевода течет из крана, в весеннем ручейке, ее можно разлить. Мы, воспитатели, в доступной и игровой форме знакомим детей со свойствами этого прекрасного природного материала, со значением воды для человека, животных и растений.

Проблема. Дети мало знают о свойствах воды, зачем  и кому нужна вода. Дети недостаточно берегут воду. Во время мытья рук расходуют лишнюю воду, часто не закрывают кран.  У детей отсутствуют представления о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.

1.2 Цель проекта:

Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления  со свойствами воды, снега и экспериментальной деятельности с водой, снегом и льдом.

Задачи проекта:

1. Создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме «Вода вокруг

нас»; способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти и устной речи.

2. Формировать умение детей бережно относиться к воде.

4. Дать представление о том, какую роль играет вода в жизни человека.

5. Закрепить представления детей о свойствах воды (прозрачность, легко окрашивается, тёплая, холодная, твёрдая, действия с водой и предметами (вода принимает разную форму).

6. Формировать умение детей выполнять простейшие опыты, последовательно выполняя указания педагога.

7. Расширить  словарный запас.

    1.3 Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Участники проекта: дети второй младшей группы, родители, воспитатели.

Срок реализации: 2 недели

1.4 Формы организации проекта:

- беседы;

- наблюдения;

- чтение художественной литературы по теме;

- опыты;

- познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка,

развитие речи);

- дидактические, подвижные игры;

- трудовая деятельность.

Виды деятельности:

- игровая;

- коммуникативная;

- познавательно-исследовательская;

- трудовая;

- двигательная;

- музыкальная;

- изобразительная;

- чтение художественной литературы;

1.5 Ожидаемые результаты:

- У детей сформируются начальные представления о воде и ее свойствах,

о роли воды в жизни человека и других живых организмов.

- Сформируются культурно-гигиенические навыки.

- Сформируется бережное отношение к воде.

- Дети смогут выполнять простейшие опыты с водой.

- Дети смогут изображать один предмет разными способами.

- Расширится словарный запас.

1.6 Продукт проектной деятельности:

Открытое занятие «Снеговик в гостях у ребят».

1.7 Этапы реализации проекта:

1 этап: - Подготовительный.

1. Определение темы, цели, задач проекта.

2. Определение участников проекта.

3. Определение времени в режиме для группы для реализации проекта.

4. Подготовка необходимого оборудования.

5. Поиск, изучение имеющийся литературы по теме проекта.

6. Определение содержания, методов, форм работы с детьми по проекту.

2 этап: - Основной.

1 Познавательное развитие

Занятие по окружающему миру «Комнатные растения»«Купаться любят все»«Поможем кукле Кате».

Цель: продолжать формировать представление детей о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; после того, как землю польют, она меняет цвет, становится темней; все живое любит чистую воду, загрязнять ее нельзя. Закрепить с детьми, что вода нужна комнатным растениям, если мы не будем поливать их водой, то комнатные растения погибнут.

Наблюдения: за водой, за облаками, за снегопадом, за таянием снега, за сосульками, за весенним дождём; за трудом помощника воспитателя «Няня моет посуду»«Няня моет пол», «Воспитатель ухаживает за цветами» (сажает и поливает цветы водой; узнаем, что будет, если забыть и не поливать цветочек. Поставить лук в воду (лук пьет водичку, водичка в баночке заканчивается, как меняется семя когда пьет водичку).

      Опыты:

Цель: уточнить представление детей о том, какой бывает вода.

№1«Холодная, теплая, горячая вода».

№2«Прозрачная вода»«Разноцветная водичка».

№3«У воды нет запаха и вкуса»

№4«Что растворяется в воде».

№5«Что плавает в воде».

№6«Цветные льдинки».

Экскурсии в детском саду 

Пищеблок. Узнать зачем повар моет руки, для чего нужна вода на кухне, почему компот сладкий, откуда в супе бульон и почему на кухне так вкусно пахнет.

Медицинский кабинет. Оказывается здесь совсем не страшно, а очень даже интересно. Стерильно – значит очень чисто и помогает в этом вода.

     

      Прачечная. Вот где наше постельное белье и полотенчики становятся чистыми. Узнать, что при добавлении порошка в воду, порошок растворяется, вода становится мыльная и в ней можно стирать белье. Увидеть и услышать как работает стиральная машина и куда поступает вода. Вода поступает холодная, а в стиральной машине она нагревается и становится горячая.  

2 Речевое развитие 

Чтение потешек «Водичка- водичка…».

Цель: Формировать умение на слух воспринимать потешку (текст, запоминать отдельные слова и фразы, проговаривать их). Дать представление о том, что воданужна человеку для умывания, чтобы быть чистыми, не болеть, и что воду надо беречь.

А. Барто «Девочка чумазая»; П. Синявский «Кто не умывается»; А. Босев «Дождь»; Г. Люшнин «Капелька»;

  Александрова «Купание»; К. И. Чуковский «Мойдодыр»; В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»; Б. Заходер «Что случилось с рекой»; чтение рассказа «Как люди речку обидели»; потешки «Дождик, дождик, пуще»; Рассказ В. Бианки «Купание медвежат»; Л. Воронкова «Снег идет»;

Загадки, пословицы, поговорки, заклички о воде.

3 Социально-коммуникативное развитие 

Сюжетно-ролевая игра «Купание куклы», «Делаем уборку», «Мы моем посуду»

«Дом. Большая стирка»

Дидактические игры: «Кому нужна вода«Моем наши ручки»«Какая разная вода»«Разрезные картинки», «Растворится – не растворится»,«Приготовим чай»

Словесная игра «Вода какая

Беседы: «Вода нужна всем»«Вода вокруг нас»«Путешествие капельки»«Природные явления»«Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой!», «Если не мыть руки»

4 Художественно-эстетическое развитие 

Аппликация  «Снежинки-балеринки».

Цель: Продолжать отрабатывать умение работать с бумагой, клеем; дополнять готовый образ. Развивать мелкую моторику, чувство композиции и цвета. Дать представления о том, что всем нужна вода.

Рисование  «Снеговик».

Цель:Развивать чувство цвета и ритма, мелкую моторику. Закреплять основные цвета. Выполнять простейшие действия, вытирать руки салфеткой. Соблюдать правила поведения при рисовании.

Лепка «Снеговик»

Цель: формировать умение создавать рельефное изображение, разнообразить способы деления пластилина, развивать мелкую моторику рук.

Конструирование из крупного строительного материала «Бассейн для кукол»

5 Физическое развитие

Подвижные игры «Ручеёк»«С кочки на кочку»«Дождик»«Снежиночки-пушиночки»«Солнышко и дождик».

Пальчиковая игра «Рыбки»«Кораблики»«Вышел дождик погулять»«Ладошки».

Физминутка «Дождик».

Проведение игр, на тренировку носового дыхания «Шарик лопнул»«Король ветров»«Кто самый громкий»«Запасливые хомячки»«Чей шарик дальше».

Закаливающие процедуры: обтирание рук до локтей, полоскание рта кипячёной водой.

6 Работа с родителями 

Чтение детям дома рекомендованной художественной литературы по теме проекта.

Папка-передвижка «Развивающие детские игры с водой».

Консультация «Закаливание водой».

Заучивание стихотворений наизусть дома с детьми по теме проекта.

3 этап: - Заключительный.

1. Беседы о воде с целью закрепления знаний.

2. Создание памятки, консультации для родителей.

3. Итоговое занятие «Снеговик в гостях у ребят».

4. Подведение итогов.

1.8 Список используемой литературы:

1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Мю: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336 С.

2. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

3. Дыбина О.В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска» 6 Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009.4 4.Дыбина О. В., Рахманова Н. П., 4. 4. Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

5. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.

6. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.    

        

                                                                                                          ПРИЛОЖЕНИЕ 1

                           Сказка рассказ «Как люди речку обидели»

Жила-была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости. "Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада", - говорила Речка.

Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и начала отдыхать: загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и их пришлось выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и раздавил ее, потому не любил лягушек. И еще он наступил на большого черного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные паке ты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме. Когда гости ушли, голубая речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.

Беседа с детьми «Вода кругом нас»

Цель: ознакомить детей со значением воды в жизни людей, животных и

растений. Объяснить детям, что вода- источник жизни. Вызвать у детей

интерес, желание заботиться об окружающей среде, беречь воду.

Беседа о воде. О её необходимости для жизни людей, животных и растений.

- Ребята, сегодня я хочу побеседовать с вами о воде. Как вы думаете, нужна

ли нам с вами вода? ( да, нужна)

- А зачем нужна вода людям? ( мы пьём воду, купаемся в ней, моем руки и

посуду и т.д.)

- Правильно. Мы пьём воду, готовим пищу с использованием оды, водой мы

моемся, стираем в ней бельё.

На заводах и фабриках используют воду для изготовления различных

полезных вещей, продуктов питания. Водой тушат пожары, поливают улицы,

чтобы избавиться от пыли

Вода – это дороги. По воде корабли перевозят людей и грузы. Люди любят по

воде путешествовать на кораблях, лодках и даже плотах.

А кому ещё нужна вода? (животным, растениям)

- Конечно. Давайте подумаем, для чего вода нужна растениям? (без воды

растения засохнут).

- Да, без воды растения не могут расти и плодоносить, вот почему мы

поливаем их.

А для чего вода нужна животным? ( для питья, некоторые животные живут в

воде).

- Всё правильно Животные не могут жить без воды. Они её пьют, многие

живут в воде (рыбы), другие рядом с водой (лягушки). Некоторые животные

любят понежиться в воде, как в ванне.

И так, мы с вами выяснили, что вода нужна всем: и животным, и растениям,

и людям.

                       

                                                                                                   ПРИЛОЖЕНИЕ 2

                                           Уважаемые родители!  

В нашей группе ведется  «Сказка»  работа по проекту

«Вода вокруг нас – путешествие капельки»

                 

                Рекомендации к проекту для родителей:

1. ПЕРЕЛИВАЙТЕ С ДЕТЬМИ ВОДУ ИЗ РАЗНЫХ ЕМКОСТЕЙ, ЧТОБЫ ПОКАЗАТЬ ИМ, ЧТО ВОДА ЖИДКАЯ;

2. ДОБАВЛЯЙТЕ В ВОДУ РАЗНЫЕ ЦВЕТА КРАСОК, ЧТОБЫ ПОКАЗАТЬ ИМ, ЧТО ВОДА БЕСЦВЕТНАЯ;

 3. ОПУСКАЙТЕ В ВОДУ РАЗНЫЕ ПРЕДМЕТЫ (КАМНИ, МЕЛКИЕ ТЯЖЕЛЫЕ ПРЕДМЕТЫ), ЧТОБЫ ПОКАЗАТЬ ИМ, ЧТО ВОДА ПРОЗРАЧНАЯ;

4. ДАЙТЕ ПОНЮХАТЬ ВОДУ И СОК, ЧТОБЫ ПОКАЗАТЬ ИМ, ЧТО ВОДА БЕЗ ЗАПАХА;

5. ДАЙТЕ РЕБЕНКУ ПОПИТЬ ПРОСТОЙ ВОДЫ С ОДНОГО СТАКАНА, А В ДРУГИХ РАСТВОРИТЕ САХАР И СОЛЬ, ДАЙТЕ ПОПРОБОВАТЬ НА ВКУС (ПРОСТАЯ ВОДА БЕЗ ВКУСА);

6. ПОКАЖИТЕ ДЕТЯМ, ЧТО ВОДА МОЖЕТ БЫТЬ ХОЛОДНОЙ И ТЕПЛОЙ;

 7. ПОНАБЛЮДАЙТЕ С ДЕТЬМИ ЗА ТЕМ, КАК ВОДА ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ЛЕД, ЧТОБЫ ПОКАЗАТЬ ИМ, ЧТО ВОДА БЫВАЕТ В ТВЕРДОМ СОСТОЯНИИ; 8. ПОКАЖИТЕ ИМ КАК КИПИТ ВОДА, И ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ПАР, ЧТО ЕСЛИ ЗАКРЫТЬ КАСТРЮЛЮ КРЫШКОЙ, ТО НА КРЫШКЕ СОБИРАЮТСЯ КАПЕЛЬКИ ВОДЫ.

             

                 ВСЕ ЭТО НУЖНО ДЕЛАТЬ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ!

        

                                                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ 3

«Кораблик"

Дети рассаживаются на ковре по округу и хором произносят стихотворный текст, сопровождая его пантомимой.

По реке плывёт кораблик,

(Складывают ладони лодочкой и показывают, как лодочка покачивается на волнах)

Он плывёт издалека.

(«Лодочки» двигаются змейкой в направлении от груди вперёд.)

На борту его четыре

Очень храбрых моряка.

(Дети показывают четыре пальца, загнув большой палец).

У них ушки на макушке,

(Прикладывают кисти рук к голове, изображая уши.)

У них длинные хвосты,

(Проводят рукой по воображаемому хвосту.)

И страшны им только кошки

Только кошки и коты.

(Делают скребущие движения руками по ковру.)

К нам весна шагает Быстрыми шагами, И сугробы тают, Под её ногами.

№ 1 «Весна».

(Идут по кругу.)

(Ускоряют шаги.)

(Идут, высоко поднимая ноги.)

Чёрные проталины, На полях видны. Видно, очень тёплые Ноги у весны.

Приседают, стучат по полу руками.) (Идут по кругу, шаркая ногами.)

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

«Дождик».

Дождик песенку поёт( Дети свободно встряхивают пальцами рук)

Кап, кап…

Только кто её поймёт – (Недоумённо разводят руки в стороны.)

Кап, кап?

Не поймём ни я, ни ты, (Показывают на себя, на соседа.)

Да зато поймут цветы, (Показывают пальцами, как распускаются цветы.)

И весенняя листва, (Удерживая руки перед собой.)

И зелёная трава… (Сидя на корточках, разводят в стороны руки, шевеля пальцами, словно гладят траву.)

Лучше всех поймёт зерно: (Показывают, как держат в руках зерно.)

Прорастать начнёт оно. (Совершают змеевидные движения руками снизу вверх.)

2 «Веснянка».

(Идут по кругу, взявшись за руки.)

Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу.)

Прилетели сто Грачей, («Летят» по кругу.)

А сугробы тают, тают, (Медленно приседают.)

А цветочки подрастают. (Поднимаются на цыпочках, руки тянут,

вверх.)

                                                                                                          ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Ключевая вода

Журчит, поёт водица.

Знакомую тропой

Медведь идёт напиться

Водою ключевой.

Нагнётся он лаская,

Намочит бурый мех,

А ключ бежит, сверкая

И щедро поит всех.

Цветы, деревья, травы

Пьют ключевую влагу.

И зеленью кудрявой

Покрыто дно оврага.

Снежинка – балеринка

Жила – была на свете

Снежинка – балеринка.

Кружил январский ветер

Весёлую снежинку.

Снежинка – балеринка

Кружилась и летала,

А вьюга все тропинки

Лесные заметала.

Дождик.

Дождик, дождик, веселей

Капай, капай не жалей

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи. (Доценко)

Иней

Всё вокруг укутал иней

В заячий тулуп:

Провода электролиний,

Крыши, дым из труб.

Опушил пеньки лесные,

На сосне – иголки,

И набросил

Кружева на ёлки.

Ягодам рябины алой

Подарил косынки,

Гроздь рябины засверкала

Разноцветной льдинкой.

Росинка

На тонкой паутинке,

Качается росинка,

Светлая, хрустальная

Словно бусинка на вид.

Лес зеркальный отразит

Капелька зеркальная.

Весенний дождик

По листве и по траве

Скачет дождик во дворе.

Дверь балконную открыла –

Свежестью запахло вдруг.

На балконе дочка Мила

Зонтики считает вслух;

Зонтик в клетку голубую

Переходит мостовую,

Зонтик розовый с цветами,

Есть такой у тёти Ани.

И с игрушечным зонтом

На прогулку вышел гном.

* * *

Солнце в марте ходит выше,

Горячей его лучи.

Скоро капать будет с крыши,

Закричат в саду грачи.

С. Маршак.

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Верно, очень тёплые

Ноги у весны.

И. Токмакова.

Дворник снег большой лопатой

Отгребает от дверей.

Снег весенний, ноздреватый,

И на том снегу лохматом,

Хмурый скачет воробей.

Он по солнечному свету

Стосковался в зиму эту.

Ты снежком его не бей,

Пусть он скачет воробей!

В. Шошин.

Летят последние снежинки,

Повисли с крыш сосульки,

Всё чаще в вышине видна

Весенняя голубизна.

Е. Трутнева

Дождик прошёл по садовой дорожке,

Капли на ветках висят, как серёжки.

Тронешь берёзку – она встрепенётся

И засмеётся. До слёз засмеётся.

А. Яшина.

***

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

***

Снег, снег кружится,

Белая вся улица,

Собрались мы все в кружок,

Завертелись, как снежок.

А. Барто

***

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

З. Александрова

***

Утром кот принёс на лапах

Первый снег! Первый снег!

Он имеет вкус и запах,

Первый снег! Первый снег!

Он кружится, мягкий, новый,

У ребят над головой.

Он успел платок пуховый

Расстелить на мостовой.

Я. Аким

***

Как на горке – снег, снег,

И под горкой – снег, снег,

И под ёлкой – снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише, тише. Не шуметь!

И. Токмакова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема проекта «Вода вокруг нас».

Рекомендации по реализации тематического проекта в приложениях....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»АВТОРЫ ПРОЕКТА: дети, родители воспитатель – ИВАЩЕНКО ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА ГБОУ 762 общеразвивающего вида. ...

Визитная карточка и презентация исследовательского проекта "ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!"

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:·          «Физическая культура»,·          «Здоровье»,·...

Игра- сказка на закрепление круговорота воды в природе « Путешествие капельки»

Игра- сказка на закрепление круговорота воды в природе« Путешествие капельки»...

Конспект занятия в теме "Вода"(приложение презентация "Путешествие Капельки")

Использование ИКТ на занятии в средней группе в теме "Волшебница Вода"....

Долгосрочный проект "Вода вокруг нас- путешествие капельки"

Проект «Вода вокруг нас — путешествие капельки» для второй младшей группы Проект : «Вода вокруг нас – путешествие капельки»во 2 младшей гру...

Вода вокруг нас – путешествие капельки» во 2 младшей группе

Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать ...