Конспект ОД по познавательно- речевому развитию "Поможем зайцам спрятаться от лисы" в младшей группе
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Бибикова Светлана Владимировна

Цель данного заняти я:формирование умений понимать простейшие взаимосвязи в природе; формирование умения вести диалог  с педагогом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 4 "Колокольчик" города Алатыря Чувашской Республики

Конспект

непосредственной образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию

на тему: «Поможем зайцам спрятаться от лисы»

для детей младшей группы.

                                                                           

                                                                      Подготовила: воспитатель Бибикова С.В.

г.Алатырь

февраль, 2021г.

Цель. Формирование умений понимать простейшие взаимосвязи в природе. Формирование умения вести диалог с педагогом.

Обучающие задачи. Продолжать знакомить с характерными особенностями весенней природы: ярче светит солнце, снег начинает таять, текут ручьи. Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи  в природе : стало пригревать солнышко – растаял снег – снег превратился в воду – потекли ручьи , весной зайцев в белой шубе увидит леса  - поэтому зайцы меняют шубу с белой на серую.  Учить слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него. Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте».  Обогащать словарный запас детей (ручей журчит). Развивать умение  различать и называть особенности поверхности(шерсть у зайца на ощупь мягкая, пушистая).Формировать умение различать понятия  много, по одному.

Развивающие задачи.Развивать мышление через решение поставленных задач. Развивать умственные способности через определенные  двигательные упражнения (кинезиологические упражнения.), диалогическую форму речи, мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

Воспитывающие задачи. Воспитывать познавательный интерес; заботливое отношение  к животным.

Организационный момент

Дети стоят полукругом.

Воспитатель:

– Ребята, доброе утро!

Улыбнитесь всем вокруг

И скорей вставайте в круг.

Скоро к нам придет весна,

Всем нам нравится она!

Игровая ситуация

Над воспитателем вверху гелевый шар с облаком из шаров.

Воспитатель (обращает внимание на облако):

- Ребята, смотрите, к нам залетело облако. Поздороваемся с облаком. (Здравствуй, облако.)

Облако ( аудиозапись): 

- Здравствуйте, ребята! Я прилетело к вам из леса передать просьбу от зайцев. Они просят защитить их от лисы.

Воспитатель:

 – Ребята, поможем зайцам? (Да). А облако укажет нам дорогу в лес. Встаем друг за другом. Бежим за облаком. Веселее! (Бегут за облаком под аудиозапись.)

Основная часть

Воспитатель:

- Посмотрите, нас встречает солнце. Поздороваемся с солнцем. (Здравствуй, солнце.)

Солнце (аудиозапись):

- Здравствуйте ребята.

Дидактическая игра «Подарим солнцу лучи»

Воспитатель:

Солнце, солнце, помоги,

Солнце, солнце, подскажи.

Как нам к зайчикам пройти?

Как нам зайчиков найти?

Солнце (аудиозапись):

Я, конечно, помогу,

 Я, конечно, подскажу,

Как вам к зайчикам пройти,

Как вам зайчиков найти.

И вы мне помогите.

Лучи все мои найдите.  

И скорее мне их подарите.

 Зима их спрятала в сугробе. Если скажете мне ласковые слова, сугроб растает и вы увидите лучи.

Воспитатель:

-  С радостью, солнце, поможем! Ребята, скажите солнцу ласковые слова.

Дети говорят солнцу ласковые слова (индивидуальные и хоровые ответы).

- Солнце теплое, солнце доброе, солнце милое.

Воспитатель находит лучи в сугробе.

Воспитатель:

- Ребята, от ваших ласковых сов солнце стало ярче светить и сильнее греть. И сугроб растаял. Посмотрите, вот лучи.

 - Сколько лучей (много)

- Возьмите по одному лучу.

- Егор, сколько у тебя лучей? (один )– индивидуальные ответы.

- Подарите солнцу ваши лучи, чтобы оно засветило ярче и грело сильнее.

 - Сколько стало лучей у солнца? (много)

- Все вместе скажем:

-  У солнца стало много лучей (хоровой ответ).

Воспитатель:

 -Солнце, мы тебе сказали ласковые слова и вернули все твои лучи. 

Солнце (аудиозапись):

 Ребята, вы – молодцы! Спасибо за помощь. А теперь отправляйтесь к ручью, он вам подскажет, где найти зайцев.

Воспитатель:

- Отправляемся к ручью. Встаем друг за другом. Бежим за облаком. Веселее! (Бегут за облаком под аудиозапись.)

Подбегают к ручью. Звучит аудиозапись (журчание ручья).

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, вот и ручей. Послушайте, что делает ручей?

- Ручей журчит (индивидуальные и хоровой ответ).

- Поздороваемся с ручьем. (Здравствуй, ручей.)

Ручей (аудиозапись):

- Здравствуйте, ребята.

- Откуда появился ручей? (Солнце пригрело, снег растаял, превратился в воду, потекли ручьи.)

Воспитатель:

Ручеёк- ручей, помоги.

Ручеёк- ручей, подскажи.

Как нам к зайчикам пройти?

Как нам зайчиков найти?

Ручей (аудиозапись):

 Я, конечно, помогу.

 Я, конечно, подскажу,

Как вам к зайчикам пройти,

Как вам зайчиков найти.

Но и вы мне помогите,

Вы меня развеселите.

Ленты в руки вы возьмите,

Потанцуйте вы со мной.

Игра с голубым лентами. Аудиозапись (музыка)                                                                                              В.- Ручей, развеселили мы тебя?

Ручей ( аудиозапись):

- Да, ребята. Вы -  молодцы. Спасибо за помощь. Отправляйтесь к пеньку, там вас ждет заяц.

Воспитатель:

 Отправляемся к пеньку. Встаем друг за другом. Бежим за облаком. Веселее! (Бегут за облаком под аудиозапись.)

У пенька сидит заяц и плачет (аудиозапись).

Воспитатель:

- Что ты плачешь, заинька?

Заяц ( аудиозапись):

- Я и мои друзья- зайчата боимся лисы. Была зима и нас не было видно в снегу. А сейчас весна пришла, снег тает. И нам зайчатам трудно справиться, чтобы нас лиса не заметила.

Воспитатель:

- Ребята, а почему зимой зайцев не видно среди снега? (ответы детей)

- Потому что зимой зайцы такие же белые, как снег.

- Какого цвета шерсть зимой у зайцев? (ответы детей)

- Зимой у зайцев белая шерсть.

- С приходом весны почему зайцам трудно спрятаться, имея белую шерсть? (ответы детей)

- Потому что с приходом весны зайцы с белой шерстью заметны на темной земле.

- Ребята, поможем зайцам поменять белую шерсть на серую.

Воспитатель берет зайца.

- Ребята, отправляемся на помощь зайцам. Надо спешить, пока лиса не заметила зайцев с белой шерстью.

Подходят к столам. Садятся. Воспитатель напоминает о правильной посадке за столами.

- Проходим за столы. Садимся на стулья. Выпрямили спины. Ноги поставили вместе.

- Перед вами зайчата нашего зайца. Они любят играть. Поиграем с ними.

Кинезиологическое упражнение:

Зайчик прыгнул на ладошку,

 (У левой кисти указательный и средний пальцы вверх. Правая ладонь с сомкнутыми пальцами раскрыта и вытянута вперед. Указательный и средний пальцы левой кисти «скачут» по правой ладони.)

Поиграй со мной немножко.

(Аналогичные действия, только меняются кисти рук.)

Зайка- зайчик поиграл,

(У левой кисти указательный и средний пальцы вверх. Правая ладонь с сомкнутыми пальцами раскрыта и вытянута вперед. Указательный и средний пальцы левой кисти «скачут» по правой ладони от основания ладони к кончикам пальцев.)

Зайка прыг и ускакал. (Аналогичные действия, только меняются кисти рук. В конце прячут руки за спины.)

Воспитатель:

- А теперь поменяем шерсть зайцам: белую на серую.

Нетрадиционная аппликация «Поменяем шерсть зайцам»

Воспитатель:

- Берем серую шерсть и закрепляем на зайце.

Самостоятельная деятельность детей, помощь воспитателя. Звучит аудиозапись (тихая музыка).  Помощь воспитателя.

Воспитатель:

- Спрячем зайцев, сделаем незаметными х на темной земле.

- Какого цвета стала шерсть у зайцев? (Серая). Теперь зайцы смогут спрятаться от лисы.

 Воспитатель:

- Погладьте зайцев. Какая шерсть на ощупь? (Мягкая, пушистая)

Воспитатель:

- Ребята, возьмите салфетку, вытрите руки.

- Ребята, отнесем зайцев на полянку к пеньку. Пусть они играют, веселятся, встречают весну.

Относят зайцев. Расставляют вокруг пенька.

Зайцы (аудиозапись):

- Спасибо, ребята. Вы нас выручили, теперь лиса нас не увидит. А в благодарность мы дарим вам морковку.

Воспитатель:

- Ребята, скажем зайцам – спасибо! (Спасибо!)

- Мы помогли зайцам и нам пора возвращаться в детский сад.

- Встаем друг за другом. Бежим за облаком. Веселее! (Бегут за облаком под аудиозапись.)

Воспитатель:

- Вот мы и вернулись в детский сад.

Рефлексия

Воспитатель:

- Ребята, понравилось вам путешествие по лесу?

- Кому мы помогли?

- Ребята, посмотрите, морковь то не простая, а волшебная! В нее подарки для нас зайцы положили - красивые раскраски. Вернемся в группу, будем раскрашивать.

Игра с лентами.

В.- Ручей, справились мы с твоим заданием?

Ручей. Аудиозапись. Да,с пасибо, ребята, вы – молодцы, спасибо за помощь.  А теперь отправляйтесь к пню, там вас ждет  заяц.

В.Отправляемся к  пню, держитесь за ленту.

-

 У пня сидит заяц  и плачет.(аудиозапись)

В.- Ребята, поздороваемся с зайцем. Здравствуй , заяц.Что ты плачешь?  

Заяц аудиозапись.Я и мои друзья  боимся лисы, она  нас поймает.

В.-Ребята, могут зайцы спрятаться от лисы ?  

Подводит детей  к ответу и уточняет сам:

 –Была зима,  у зайцев был белый мех и зайцев  среди белого снега  не было видно. А сейчас весна пришла, снег тает.И  зайцы не смогут спрятаться, их  лиса увидит.

В. – Ребята, как  мы можем помочь зайцам ?

Дети – Зайцам надо  окрас  меха  поменять:  с белого на серый.(не ответят, говорю сама)

В.  Берет зайца.

В. – Отправляемся на помощь зайцам.(на облаке?)

Подходят к столам. Садятся.

 В.-  Зайцы, не грустите.Мы  сейчас  поиграем с вами.

 Кинезиологическое упражнение (1 раз)

Зайчик  прыгнул на ладошку,

Поиграй со мной немножко.

Зайка- зайчик поиграл,

Зайка прыг и ускакал. (прячут руки за спины).

В.- А теперь поменяем мех зайцам :белый на серый

Воспитатель показывает , как покрыть силуэт зайцев холлофайбером.

В.- Берем серый мех и меняем  окрас зайцев.

Самостоятельная деятельность детей, помощь воспитателя.(звучит тихая музыка.)   Воспитатель комментирует процесс работы.

 В.-  Погладьте зайцев. Какой у них мех?

Дети гладят зайцев.

Воспитатель подводит детей к ответу.

Дети. – мех у зайцев мягкий, пушистый.  А какой цвет меха (серый).Теперь  зайцы  смогут спрятаться от лисы. 

Зайцы.- Спасибо, ребята.

В . – Ребята, отнесем зайцев  к пню.

Относят. Ставят около пня.

В.

Зайцы.- Спасибо, ребята.

В.- Облако приготовило нам подарки. Но чтобы получить подарки, нам надо вернуться в детский сад.

Звучит музыка «Путешествие на облаке». Бегут за облаком.

Бегут. «Оказываются в группе».

В. Вот мы и вернулись в детский сад.

 Облако. – До свидания, ребята!

Дети.- До свидания, облако!

В. -  Ребята,  понравилось вам путешествие по лесу?

- Кому мы помогли?

В.- Посмотрите, какая красивая коробка. Здесь подарки от облака. Посмотрим. Что нам подарило облако?(Солнышки). Солнышки дарят нам тепло и радость. А вы – большие – молодцы!

В.- С радостью, ручей, поможем!

В. –Отправляемся дальше в путешествие по лесу.

Звучит музыка «Путешествие на облаке». Бегут за облаком.

Подбегают к сугробу, на нем голубые ленты.Звучит музыка ручья.

Звонкий, громкий, озорной

Появляется весной.

(Ручей)

В. Как звучит ручей?(Он журчит)

Индивидуальные и хоровые ответы

В. -   Ребята, а откуда взялись ручьи ?(Снег растаял от солнечного тепла, превратился в воду, вода собралась в ручьи).

В. – Сейчас мы с вами превратимся  в весенние ручьи и поиграем, как они.  Возьмите ленты , встаньте в круг.

- В.- Ребята, понравилась вам игра?

В – А мы дальше отправляемся в путешествие по лесу.

Звучит музыка «Путешествие на облаке». Бегут за облаком.

В конце ручья  на пеньке ,вокруг редкие сугробы  (снег растаял ) сидит зайчик и плачет.

В.- Здравствуй , заяц.Что ты, заяц, плачешь?  Мы же  помогли весне прийти в лес.

Зайчик.– Спасибо вам, друзья. Я и мои друзья  боимся лисы, она  нас поймает.

В.-Ребята, почему лиса поймает зайцев ?  

Подводит детей  к ответу и уточняет сам:

 –Была зима,  у зайцев были белые  шубы и зайцев  среди белого снега  не было видно. А сейчас весна пришла, снег тает.И лиса увидит зайцев  и поймает их.

В. – Ребята, как  мы можем помочь зайцам ?

Дети – Зайцам надо шубы поменять: белые на серые.

В.  Берет зайца.

Заяц. Тогда скорее на помощь к моим друзьям

Идут за зайцем.

Подходят к столам. Садятся.

 В.-  Зайцы, не грустите.Мы вас сейчас развеселим.Ребята, как мы можем  развеселить зайцев ? Да,поиграем  с ними.

 Кинезиологическое упражнение 

Зайчик  прыгнул на ладошку,

Поиграй со мной немножко.

Зайка- зайчик поиграл,

Зайка прыг и ускакал. (прячут руки за спины).

В.- А теперь поменяем зайцам белые шубы на серые.

Воспитатель показывает , как покрыть силуэт зайцев холлофайбером.

В.- показывает Перед вами  зайцы в белой шубе и на подносе  - мех для шубы .  Берем серый мех и дарим зайцам серые шубы.

Самостоятельная деятельность детей, помощь воспитателя.(звучит тихая музыка.)   Воспитатель комментирует процесс работы.

 В.-  Потрогайте , какие шубы  у зайцев.

Дети гладят шубки.

Воспитатель подводит детей к ответу.

Дети. – Шубы мягкие, пушистые, серые. Теперь  лиса зайцев в серых шубах не увидит.

Воспитатель подводит детей к ответу:

Дети. – Шубы мягкие, пушистые, серые. Теперь зайцы легко спрячутся от лисы.

Зайцы благодарят детей.

Зайцы.- Спасибо, ребята.

В . – Ребята, отнесем зайцев на пенек.

- Зайцы,идите на свою поляну, весну встречайте, она уже в лесу!

Относят.

Зайцы. -До свидания, ребята!

Дети.- До свидания, зайцы!

Облако. – Ребята, спасибо вам. Вы помогли весне в лес прийти. Я приготовило вам подарки. Но чтобы получить подарки, нам надо вернуться в детский сад. Я вам покажу дорогу до детского сада. Отправляемся в путь!

Звучит музыка «Путешествие на облаке». Бегут за облаком.

Бегут. «Оказываются в группе».

В. Вот мы и вернулись в детский сад.

 Облако. – До свидания, ребята!

Дети.- До свидания, облако!

В. -  Ребята,  понравилось вам путешествие по лесу?

- Кому мы помогли?

- Скажем всем :»До свидания!»

В.- Посмотрите, какая красивая коробка. Здесь подарки от облака. Посмотрим. Что нам подарило облако?(Солнышки). Солнышки дарят нам тепло и радость. А вы – большие – молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по познавательно - речевому развитию детей во 2 -й младшей группе "В гостях у курочки""

Уточнить знания детей о домашних птицах ( их характерные внешние признаки, повадки, то, как человек ухаживает за ними; развивать слуховое и зрительное внимание, развивать активную речь; учить п...

Познавательно-речевое развитие в игровой деятельности (вторая младшая группа)

Презентация "Развитие познавательно-речевых способностей через игровую деятельность"...

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КОНСТРУИРОВАНИЮ в 1 младшей группе «ИГРА-РАЗВЛЕЧЕНИЕ «Маленькое путешествие»

ЦЕЛЬ: Развитие сенсорных способностей, активизация речевых навыков. ЗАДАЧИ: 1) Закреплять умение детей различать детали мягкого модуля по величине, высоте, длине(большой – маленький, высокий - низкий...

КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ (ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ) ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «СЕСТРИЧКИ - КАПЕЛЬКИ»

КОНСПЕКТ  НОДПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ(ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ)ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕТЕМА: «СЕСТРИЧКИ - КАПЕЛЬКИ»...

Конспект интегрированного занятия по познавательно-речевому развитию Тема: «Гриб - боровик» Вторая младшая группа

Цель: развитие речевой и познавательной активности, игровой деятельности и художественного творчества.Задачи.1.     Продолжать пробуждать интерес к аппликации. Познакомит...

Конспект опосредовано образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию Тема: «Сказочное путешествие» Вторая младшая группа

- Проверить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях. - Закреплять знания о диких, домашних животных, их повадках и среде обитания. - Понимать смысл загадки и находить ...