Конспект опытно - экспериментальной деятельности Тема: «Что мы знаем о воде? Говорят, она везде!»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Калинина Наталья Геннадьевна

Цель:  развитие познавательной активности детей путем экспериментирования и изодеятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_voda.docx50.32 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ДЕТСКИЙ САД «ЗОРЕНЬКА»

Конспект  опытно - экспериментальной деятельности

Тема: «Что мы знаем о воде? Говорят, она везде!»

Подготовила: Калинина Н.Г - воспитатель

старшей группы,1 кв. категории

с.Курья, 2021г

Возрастная группа:  старшая (5-6 лет)

Форма организации: подгрупповая

Интеграция образовательных областей:

Приоритетная образовательная область:

•   познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей:

•   социально-коммуникативное развитие;

•   художественно – эстетическое развитие;

•  физическое развитие.

•   речевое развитие.

Цель:  развитие познавательной активности детей путем экспериментирования и изодеятельности.

Задачи:

Образовательные: 

- на основе опытов показать, что вода может быть в твердом, в газообразном, в жидком состояниях;

- формировать умение проводить опыты, размышлять, обобщать результаты;

-продолжать знакомить детей со свойствами воды (не имеет цвета, вкуса и запаха и т.д);  

-закреплять приёмы рисования в технике «Эбру»;  

 -активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;

 -прививать бережное отношение к природе.

Развивающие: 

- развивать у детей наблюдательность, изобретательность, познавательную активность в процессе экспериментирования; - развивать умение работать в группе;

 - развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные: 

-воспитывать аккуратность в работе в процессе экспериментирования;

-воспитывать усидчивость, целеустремлённость, дружелюбие;

Здоровьесберегающие:

- следить за осанкой детей;

- профилактика утомляемости (физкультминутка).

Словарная работа:

- глобус, вода, жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная,  исследователи,  институт, опыт, макет, «Эбру»;

- индивидуальная работа : заучивание стихотворения о воде

Предварительная работа:

- создание лэпбуков:  «Маленький исследователь», «Вода - это жизнь!»

- просмотр развивающего фильма о значении воды на Земле; мультфильмов «Родничок», «Русалочка»;

- чтение стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?», сказок, рассказов о воде, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о состояниях воды;

- беседа о воде, её значении в жизни растений, человека, природы;

- беседа о бережном отношении к водным ресурсам;

- беседа на тему: «Где живет вода?», «Кому она необходима и зачем?», «Кто живет в воде?»;

- рисование в технике «Эбру»: «Рыбки в аквариуме», «Корабли в море.»

Дидактические игры: «Где спряталась рыбка?»,«Соберем капельки», «Вода – не вода»;

Сюжетно – ролевые игры: «Купание куклы», «Приготовим обед для куклы», «Постираем бельё для куклы»;

Подвижные игры: «Море и камни», «Море волнуется», «Ходят капельки по кругу».

Методы и приёмы: 

- словесный (художественное слово, сюрпризный момент, объяснения, поощрения, вопросы поискового характера,).

- наглядный ( ИКТ, схемы – символы, обозначающие свойства воды).

- практический (показ, объяснение, беседа, вопросы, художественное слово);

- игровой.

 Материал и оборудование:   

Поднос, халат и головной убор на каждого ребенка, глобус, конверт с письмом, водопадик, лэпбук «Вода-это жизнть», лэпбук «Маленький исследователь», прозрачные пластиковые стаканчики с водой на каждого ребёнка, сахар, соль, сосуды для воды разной формы, ватные диски, воронка, салфетки, трубочки коктейльные цветные, бутылочки с водой (0,5л), аудиозапись «Вода», сосуды с чистой и грязной водой, презентация.

Для рисования в технике «Эбру»: одноразовые тарелочки, краски «Эбру», загуститель для воды «Эбру», кисти, шпажки, гребень, непроливайки, эмблемы из бумаги круглой формы (белые), влажные и бумажные салфетки - на каждого ребёнка, аудиосопровождение.

Часть ОД

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

Вводный этап

Организационный момент

Приветствие:

Воспитатель: - «Встанем рядышком,   по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.    

Нам здороваться не лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.»

– «ДОБРОЕ УТРО!»

Воспитатель: - «Ребятки отгадайте загадку:

На ноге стоит одной.
                           Крутит, вертит головой.
                           Нам показывает страны,
                           Реки, горы, океаны.

 - А что такое глобус?

Встают в круг, берутся за руки

Ответы детей:

-«Глобус»

Ответы детей:

-«Глобус- уменьшенный макет земли»

Организация детей к совместной деятельности.

Воспитатель: -«Правильно, а что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на глобус?»

Воспитатель:- «Ребята, а почему на глобусе много синего цвета?»

Воспитатель:- «А что вы знаете о воде? Для чего нужна вода?»

Воспитатель: - «Ребятки, я знаю, что Соня выучила стихотворение о воде. Давайте послушаем!»

Ответы детей:

-«Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, океаны, моря, материки, горы и т. д»

Ответы детей: - «Это вода!»

Ответы детей: -

«Вода – это жизнь! Без воды всё живое на Земле погибнет.»

Чтение стихотворения-«Вы слыхали о воде?                  
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане.

Раздаётся стук в дверь. Входит почтальон-снеговик, отдаёт детям конверт.

Снеговик – «Это детский сад? Я принёс письмо для старшей группы «Смешарики»

(ОТДАЕТ ДЕТЯМ  КОНВЕРТ)

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!»

Дети благодарят снеговика, прощаются .

Практическая часть

Практическая часть (продолжение)

Рефлексия

Воспитатель: -«Ребята, нам пришло письмо из Института Воды. В этом институте такие люди, как мы с вами, проводят исследования с водой, изучают ее. И сотрудники этого института просят нас помочь провести исследования и опыты с водой. А еще они просят нас помочь им в создании эмблемы для Института воды. Поможем им, ребята?

А все результаты наших исследований мы передадим в институт через видеописьмо.

 Воспитатель: -  «В лаборатории принято одевать защитную одежду, чтобы не испачкаться. Давайте и мы оденем. Теперь мы с вами сотрудники института воды. 

Прежде, чем мы начнем проводить опыты, нам, как настоящим исследователям, нужно пройти технику безопасности:

В лаборатории  шалить НЕЛЬЗЯ!

Кругом здесь

Испачкать можешь себя !

Руками лишнего не тронь!

 Не толкай друг друга,

Ведь опрокинете вы стол

И упадёт посуда! 

Ну, вот инструктаж пройден. 

 Воспитатель: - «Коллеги, хочу вас предупредить, в нашей лаборатории появился необычный предмет.

Давайте к нему подойдем и рассмотрим его.»

- Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем? Что она делает?

Воспитатель: - «Значит она какая?

Молодцы! Верно, вода – это жидкость, без которой, мы уже сказали, нельзя прожить.»

Воспитатель: - «Давайте приступим к опытам, а поможет нам в этом лэпбук.»

 Опыт № 1. « Имеет ли вода форму?

Цель: Узнать у воды есть форма?

Оборудование: стаканчик, колба, тарелочка  

Проведения опыта:

Наливаю воду из прозрачного кувшина в три разные емкости (стаканчик, колба, тарелочка ). Вода приобретает форму каждой из них.

Вывод: вода не имеет собственной формы.

Опыт №2. «Есть ли у воды цвет?».

Цель: Познакомить детей со свойством воды- прозрачность.

Оборудование: Два стакана, две ложки, вода, молоко.

Проведения опыта:  Дети опускают  ложки в стакан с водой и в стакан  с молоком и видят: в стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком нет.

Вывод: Вода прозрачная, а молоко имеет белый цвет.

Опыт №3. «Есть ли у воды вкус?»

Цель: Узнать есть ли у воды вкус?

Оборудование: Вода, сок, стаканы, трубочки для коктейля.

Проведение опыта: Дети пробуют через трубочку на вкус, сок, воду.

Вывод: вода не имеет вкуса

Опыт № 4. «Есть ли у воды запах?».

Цель: Определить есть ли у воды запах?

Оборудование: Баночка с кофе, духи.

Проведения опыта: Дети нюхают сначала кофе, затем духи .

Вывод: Вода не имеет запаха.

Опыт № 5. « Лед - твердая вода?».

Цель: Подвести детей к пониманию, что лёд - это вода в твердом состоянии.

 Оборудование: Замороженные кубики льда.

Проведения опыта: дети берут в руки кубики льда, наблюдают, как лёд превращается в воду.

Воспитатель: - «Как вы думаете, почему лед растаял?»

- «Что осталось на ладошке?»

Вывод: лёд – это вода в твёрдом состоянии.

Опыт  №6. «Пар – это вода?»

Цель: Подвести детей к пониманию, что пар - это вода в газообразном состоянии.

Оборудование: термос, зеркало.

Проведения опыта:  Воспитатель открывает термос, держит над паром зеркальце. На зеркальце образуются капельки воды.

Вывод: пар-это вода в газообразном состоянии

  «Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте сходим к речке.

Воспитатель: - «Ой, а что же  случилось с нашей речкой?  

- Посмотрите, какая она грязная?

 - Что же нам делать?

Воспитатель: - «Но у нас нет фильтра!»

Оыт № 7. «Можно ли очистить воду?»

Цель: выяснить, можно ли очистить грязную воду от мусора с помощью фильтра.

Оборудование: две ёмкости с водой - грязной и чистой, ватные диски, бинт  воронка, ёмкость под воду .

Проведения опыта:  Воспитатель делает фильтр из  ватных дисков и бинта. Берёт воронку, пропускает грязную воду через фильтр.

Воспитатель: - «Что стало с нашим фильтром? А с водой?»

Вывод: воду можно очистить с помощью фильтра.

- «Молодцы, ребята!»

- «Какая чистая вода в речке у нас стала! Даже рыбки приплыли!»

Давайте спустимся к речке!

Физкультминутка.

Как приятно в речке плавать!

Как приятно в речке плавать!

Берег слева, берег справа.

Речка лентой впереди.

Сверху мостик — погляди.

Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами?

Мы из речки вылезаем
И на травке отдыхаем.

Здорово нам было тут,

Но вернемся в институт!

Много знаний и открытий,

В институте нас всех ждут!

  -«Ребята  нам нужно выполнить еще одно очень ответственное задание. Помните?

-«Поможем? Как?»

Опыт  №8 «Можно ли на воде рисовать красками?»

Цель: доказать, что можно на воде рисовать красками.

Оборудование: одноразовые тарелочки, краски «Эбру», загуститель, кисти, шпажки, гребень, непроливайки, эмблемы из бумаги круглой формы (белые), влажные и бумажные салфетки - на каждого ребёнка.

Проведения опыта:  Воспитатель наливает раствор в тарелочки, дети приступают к созданию эмблем.

- «Ребятки мы с вами уже умеем рисовать на воде красками? Как называется эта техника рисования?»

Я добавила в воду специальный белый порошок из водорослей, получился густой раствор воды. Такой раствор не растворяет краски  и мы сможем рисовать на воде.

- «Давайте перед работой  разомнём пальчики!»

Проводится пальчиковая гимнастика:

Подводный мир:

Посмотри скорей вокруг!

Что ты видишь, милый друг?

Здесь прозрачная вода

Плывет морской конек сюда.

Вот медуза,

Вот кальмар,

А вот это – рыба – шар

А вот, расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

- «Теперь можете занимать места за столами  и приступать к работе!» (садится,  вместе с детьми выполняет работу)

Воспитатель: - «Давайте подумаем, что будем изображать на эмблеме? Раз мы сегодня с вами проводим опыты с водой, я предлагаю взять за основу синий цвет. А затем будем вместе фантазировать.»

Звучит музыка

Воспитатель: –«Ребятки,  получилось у нас нарисовать красками на воде?

- «Какой вывод сделаем?»

Вывод: На воде можно рисовать красками.

- «Ребятки  нашим эмблемам нужно время чтобы высохнуть. Кладите их на стол, давайте полюбуемся. Нравятся вам ваши рисунки? Как вы думаете, чья эмблема получилась самой красивой?»

Раздаётся стук в дверь. Заходит  кот учёный.

Кот: - «Здравствуйте! Я корреспондент газеты «Юный исследователь. Узнал, что вы помогаете сотрудникам института воды проводить опыты с водой и хотел бы взять у вас интервью. Можно?»

Кот: - Ребята, что нового вы узнали в нашей волшебной лаборатории о воде? (записывает)

- Какие новые свойства воды вы сегодня узнали?

- Есть ли у воды цвет, запах, вкус?

- Какие состояния воды вы запомнили?

- Может ли вода растворять вещества?

- Что вам больше всего запомнилось и понравилось?

Кот: - «Спасибо вам, ребята, до свидания!»

Воспитатель: -«Ну, что ж, ребятки, все задания мы выполнили, пора нам возвращаться в детский сад! Снимайте рабочую одежду!»

Ответы детей: - «Да!»

Дети одевают халаты и головные уборы

Ответы детей: - «Вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.»

Ответы детей: -   «Жидкая.»

Дети достают карточку с названием опыта

Дети приходят к выводу, что в данный момент вода не имеет собственной формы.

Вывешивают на доску картинку с соответствующим обозначением

Дети приходят к выводу, что вода прозрачная.

Вывешивают на доску картинку с соответствующим обозначением

Дети приходят к выводу, что вода не имеет вкуса.

Вывешивают на доску картинку с соответствующим обозначением

Дети нюхают сначала кофе, духи, затем воду, приходят к  мнению, что вода не имеет запаха.

Вывешивают на доску картинку с соответствующим обозначением

Дети берут в руки лёд.

Ответы детей: - «От тепла ладони.»

Ответы детей: - «Вода.»

Ответы детей: - «Лед- это вода.»

Вывешивают на доску картинку с соответствующим обозначением

Дети приходят к выводу, что вода-это пар.

Вывешивают на доску картинку с соответствующим обозначением

\

Дети подходят к интерактивной доске. Ответы детей: -«Очистить воду от мусора можно  помощью фильтра.»

Ответы детей: -«Можно соорудить его самим!»

Ответы детей: - «Он стал грязным. А вода стала чистой.»

Дети приходят к выводу, что воду можно очистить с помощью фильтра.

Плавательные движения.

Повороты влево и вправо.
Потягивания — руки вперёд.
Потягивания — руки вверх.
Плавательные движения.

Ходьба на месте.

Возвращаются к рабочим местам.

Ответы детей: -«Помочь в создании эмблемы.»

Ответы детей: -«Да! Нарисуем!»

 

Ответы детей: -«Эбру!»

Ответы детей

Делают ладошку у лба козырьком.

Приставляют пальцы колечками к глазам.

 Разводят ладони в стороны.

Делают волнообразные движения ладонями.

Опускают ладони вниз в виде шапочек, двигаем ими. вытягиваем пальцы вперед, шевеля ими.     Соединяют  пальцы обеих рук в виде шара.

Поднимают ладони тыльной стороной и шевелим пальцами, как ногами.

Дети проходят за столы, садятся.

Самостоятельная деятельность детей

Ответы детей: -«Да! Получилось!»

Ответы детей: -«На воде можно рисовать красками, если вода густая.»

Ответы детей

Дети здороваются!

Ответы детей

Ответы детей

Дети прощаются с котом

Дети снимают халаты.

Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Овладение определенным объемом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности (опыты с водой)
Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе «Что мы знаем о воде, говорят, она везде» Воспитатель Колчева Светлана Владимировна МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин

Конспект НОД в старшей группе «Что мы знаем о воде, говорят, она везде»Воспитатель Колчева Светлана ВладимировнаМАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Что мы знаем о воде, говорят, она везде»

Расширить представления детей о свойствах воды, значении воды в жизни животных, растений и человека, о роли в природе.Учить детей проводить несложные опыты с водой. Дать понятие детям о том, почему во...

Непосредственно – образовательная деятельность Тема: «Что мы знаем о птицах?» подготовительная группа

Уточнить знания детей о весне и весенних признаках;- Закрепление представление о птицах, как об объектах живой природы.- Уточнение и расширение представлений о птицах, особенностях внешнего вида, обра...

Проектная деятельность Конспект НОД по познавательному развитию в первой младшей группе. Опытно-экспериментальная деятельность. Тема. «Песок и глина. Свойства песка и глины»

Тема: ПЕСОК И ГЛИНА. СВОЙСТВА ПЕСКА И ГЛИНЫЦель: познакомить со свойствами песка и глины.Материал: песок, глина, вода.Оборудование: стакан, ёмкость, палочка....

Тема: «Что мы знаем о воде, говорят, она везде».

Цель: обобщить знания детей о воде.Возрастная группа: Копырина Анна ВалерьевнаФорма совместной деятельности: Познавательно исследовательская деятельностьФорма организации (групповая, подгрупповая...