Конспект опытно - экспериментальной деятельности Тема: «Что мы знаем о воде? Говорят, она везде!»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Цель: развитие познавательной активности детей путем экспериментирования и изодеятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_voda.docx | 50.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ЗОРЕНЬКА»
Конспект опытно - экспериментальной деятельности
Тема: «Что мы знаем о воде? Говорят, она везде!»
Подготовила: Калинина Н.Г - воспитатель
старшей группы,1 кв. категории
с.Курья, 2021г
Возрастная группа: старшая (5-6 лет)
Форма организации: подгрупповая
Интеграция образовательных областей:
Приоритетная образовательная область:
• познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей:
• социально-коммуникативное развитие;
• художественно – эстетическое развитие;
• физическое развитие.
• речевое развитие.
Цель: развитие познавательной активности детей путем экспериментирования и изодеятельности.
Задачи:
Образовательные:
- на основе опытов показать, что вода может быть в твердом, в газообразном, в жидком состояниях;
- формировать умение проводить опыты, размышлять, обобщать результаты;
-продолжать знакомить детей со свойствами воды (не имеет цвета, вкуса и запаха и т.д);
-закреплять приёмы рисования в технике «Эбру»;
-активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;
-прививать бережное отношение к природе.
Развивающие:
- развивать у детей наблюдательность, изобретательность, познавательную активность в процессе экспериментирования; - развивать умение работать в группе;
- развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:
-воспитывать аккуратность в работе в процессе экспериментирования;
-воспитывать усидчивость, целеустремлённость, дружелюбие;
Здоровьесберегающие:
- следить за осанкой детей;
- профилактика утомляемости (физкультминутка).
Словарная работа:
- глобус, вода, жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, исследователи, институт, опыт, макет, «Эбру»;
- индивидуальная работа : заучивание стихотворения о воде
Предварительная работа:
- создание лэпбуков: «Маленький исследователь», «Вода - это жизнь!»
- просмотр развивающего фильма о значении воды на Земле; мультфильмов «Родничок», «Русалочка»;
- чтение стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?», сказок, рассказов о воде, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о состояниях воды;
- беседа о воде, её значении в жизни растений, человека, природы;
- беседа о бережном отношении к водным ресурсам;
- беседа на тему: «Где живет вода?», «Кому она необходима и зачем?», «Кто живет в воде?»;
- рисование в технике «Эбру»: «Рыбки в аквариуме», «Корабли в море.»
Дидактические игры: «Где спряталась рыбка?»,«Соберем капельки», «Вода – не вода»;
Сюжетно – ролевые игры: «Купание куклы», «Приготовим обед для куклы», «Постираем бельё для куклы»;
Подвижные игры: «Море и камни», «Море волнуется», «Ходят капельки по кругу».
Методы и приёмы:
- словесный (художественное слово, сюрпризный момент, объяснения, поощрения, вопросы поискового характера,).
- наглядный ( ИКТ, схемы – символы, обозначающие свойства воды).
- практический (показ, объяснение, беседа, вопросы, художественное слово);
- игровой.
Материал и оборудование:
Поднос, халат и головной убор на каждого ребенка, глобус, конверт с письмом, водопадик, лэпбук «Вода-это жизнть», лэпбук «Маленький исследователь», прозрачные пластиковые стаканчики с водой на каждого ребёнка, сахар, соль, сосуды для воды разной формы, ватные диски, воронка, салфетки, трубочки коктейльные цветные, бутылочки с водой (0,5л), аудиозапись «Вода», сосуды с чистой и грязной водой, презентация.
Для рисования в технике «Эбру»: одноразовые тарелочки, краски «Эбру», загуститель для воды «Эбру», кисти, шпажки, гребень, непроливайки, эмблемы из бумаги круглой формы (белые), влажные и бумажные салфетки - на каждого ребёнка, аудиосопровождение.
Часть ОД | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
Вводный этап Организационный момент | Приветствие: Воспитатель: - «Встанем рядышком, по кругу, Скажем "Здравствуйте!" друг другу. Нам здороваться не лень: Всем "Привет!" и "Добрый день!"; Если каждый улыбнётся – Утро доброе начнётся.» – «ДОБРОЕ УТРО!» Воспитатель: - «Ребятки отгадайте загадку: На ноге стоит одной. - А что такое глобус? | Встают в круг, берутся за руки Ответы детей: -«Глобус» Ответы детей: -«Глобус- уменьшенный макет земли» | Организация детей к совместной деятельности. |
Воспитатель: -«Правильно, а что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на глобус?» Воспитатель:- «Ребята, а почему на глобусе много синего цвета?» Воспитатель:- «А что вы знаете о воде? Для чего нужна вода?» Воспитатель: - «Ребятки, я знаю, что Соня выучила стихотворение о воде. Давайте послушаем!» | Ответы детей: -«Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, океаны, моря, материки, горы и т. д» Ответы детей: - «Это вода!» Ответы детей: - «Вода – это жизнь! Без воды всё живое на Земле погибнет.» Чтение стихотворения-«Вы слыхали о воде? |
Раздаётся стук в дверь. Входит почтальон-снеговик, отдаёт детям конверт. Снеговик – «Это детский сад? Я принёс письмо для старшей группы «Смешарики» (ОТДАЕТ ДЕТЯМ КОНВЕРТ) | И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает, Без неё нам не умыться, Дети благодарят снеговика, прощаются . |
Практическая часть Практическая часть (продолжение) Рефлексия | Воспитатель: -«Ребята, нам пришло письмо из Института Воды. В этом институте такие люди, как мы с вами, проводят исследования с водой, изучают ее. И сотрудники этого института просят нас помочь провести исследования и опыты с водой. А еще они просят нас помочь им в создании эмблемы для Института воды. Поможем им, ребята? А все результаты наших исследований мы передадим в институт через видеописьмо. Воспитатель: - «В лаборатории принято одевать защитную одежду, чтобы не испачкаться. Давайте и мы оденем. Теперь мы с вами сотрудники института воды. Прежде, чем мы начнем проводить опыты, нам, как настоящим исследователям, нужно пройти технику безопасности: В лаборатории шалить НЕЛЬЗЯ! Кругом здесь Испачкать можешь себя ! Руками лишнего не тронь! Не толкай друг друга, Ведь опрокинете вы стол И упадёт посуда! Ну, вот инструктаж пройден. Воспитатель: - «Коллеги, хочу вас предупредить, в нашей лаборатории появился необычный предмет. Давайте к нему подойдем и рассмотрим его.» - Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем? Что она делает? Воспитатель: - «Значит она какая? Молодцы! Верно, вода – это жидкость, без которой, мы уже сказали, нельзя прожить.» Воспитатель: - «Давайте приступим к опытам, а поможет нам в этом лэпбук.» Опыт № 1. « Имеет ли вода форму? Цель: Узнать у воды есть форма? Оборудование: стаканчик, колба, тарелочка Проведения опыта: Наливаю воду из прозрачного кувшина в три разные емкости (стаканчик, колба, тарелочка ). Вода приобретает форму каждой из них. Вывод: вода не имеет собственной формы. Опыт №2. «Есть ли у воды цвет?». Цель: Познакомить детей со свойством воды- прозрачность. Оборудование: Два стакана, две ложки, вода, молоко. Проведения опыта: Дети опускают ложки в стакан с водой и в стакан с молоком и видят: в стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком нет. Вывод: Вода прозрачная, а молоко имеет белый цвет. Опыт №3. «Есть ли у воды вкус?» Цель: Узнать есть ли у воды вкус? Оборудование: Вода, сок, стаканы, трубочки для коктейля. Проведение опыта: Дети пробуют через трубочку на вкус, сок, воду. Вывод: вода не имеет вкуса Опыт № 4. «Есть ли у воды запах?». Цель: Определить есть ли у воды запах? Оборудование: Баночка с кофе, духи. Проведения опыта: Дети нюхают сначала кофе, затем духи . Вывод: Вода не имеет запаха. Опыт № 5. « Лед - твердая вода?». Цель: Подвести детей к пониманию, что лёд - это вода в твердом состоянии. Оборудование: Замороженные кубики льда. Проведения опыта: дети берут в руки кубики льда, наблюдают, как лёд превращается в воду. Воспитатель: - «Как вы думаете, почему лед растаял?» - «Что осталось на ладошке?» Вывод: лёд – это вода в твёрдом состоянии. Опыт №6. «Пар – это вода?» Цель: Подвести детей к пониманию, что пар - это вода в газообразном состоянии. Оборудование: термос, зеркало. Проведения опыта: Воспитатель открывает термос, держит над паром зеркальце. На зеркальце образуются капельки воды. Вывод: пар-это вода в газообразном состоянии «Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте сходим к речке. Воспитатель: - «Ой, а что же случилось с нашей речкой? - Посмотрите, какая она грязная? - Что же нам делать? Воспитатель: - «Но у нас нет фильтра!» Оыт № 7. «Можно ли очистить воду?» Цель: выяснить, можно ли очистить грязную воду от мусора с помощью фильтра. Оборудование: две ёмкости с водой - грязной и чистой, ватные диски, бинт воронка, ёмкость под воду . Проведения опыта: Воспитатель делает фильтр из ватных дисков и бинта. Берёт воронку, пропускает грязную воду через фильтр. Воспитатель: - «Что стало с нашим фильтром? А с водой?» Вывод: воду можно очистить с помощью фильтра. - «Молодцы, ребята!» - «Какая чистая вода в речке у нас стала! Даже рыбки приплыли!» Давайте спустимся к речке! Физкультминутка. Как приятно в речке плавать! Как приятно в речке плавать! Берег слева, берег справа. Речка лентой впереди. Сверху мостик — погляди. Чтобы плыть ещё скорей, Мы из речки вылезаем Здорово нам было тут, Но вернемся в институт! Много знаний и открытий, В институте нас всех ждут! -«Ребята нам нужно выполнить еще одно очень ответственное задание. Помните? -«Поможем? Как?» Опыт №8 «Можно ли на воде рисовать красками?» Цель: доказать, что можно на воде рисовать красками. Оборудование: одноразовые тарелочки, краски «Эбру», загуститель, кисти, шпажки, гребень, непроливайки, эмблемы из бумаги круглой формы (белые), влажные и бумажные салфетки - на каждого ребёнка. Проведения опыта: Воспитатель наливает раствор в тарелочки, дети приступают к созданию эмблем. - «Ребятки мы с вами уже умеем рисовать на воде красками? Как называется эта техника рисования?» Я добавила в воду специальный белый порошок из водорослей, получился густой раствор воды. Такой раствор не растворяет краски и мы сможем рисовать на воде. - «Давайте перед работой разомнём пальчики!» Проводится пальчиковая гимнастика: Подводный мир: Посмотри скорей вокруг! Что ты видишь, милый друг? Здесь прозрачная вода Плывет морской конек сюда. Вот медуза, Вот кальмар, А вот это – рыба – шар А вот, расправив восемь ног, Гостей встречает осьминог. - «Теперь можете занимать места за столами и приступать к работе!» (садится, вместе с детьми выполняет работу) Воспитатель: - «Давайте подумаем, что будем изображать на эмблеме? Раз мы сегодня с вами проводим опыты с водой, я предлагаю взять за основу синий цвет. А затем будем вместе фантазировать.» Звучит музыка Воспитатель: –«Ребятки, получилось у нас нарисовать красками на воде? - «Какой вывод сделаем?» Вывод: На воде можно рисовать красками. - «Ребятки нашим эмблемам нужно время чтобы высохнуть. Кладите их на стол, давайте полюбуемся. Нравятся вам ваши рисунки? Как вы думаете, чья эмблема получилась самой красивой?» Раздаётся стук в дверь. Заходит кот учёный. Кот: - «Здравствуйте! Я корреспондент газеты «Юный исследователь. Узнал, что вы помогаете сотрудникам института воды проводить опыты с водой и хотел бы взять у вас интервью. Можно?» Кот: - Ребята, что нового вы узнали в нашей волшебной лаборатории о воде? (записывает) - Какие новые свойства воды вы сегодня узнали? - Есть ли у воды цвет, запах, вкус? - Какие состояния воды вы запомнили? - Может ли вода растворять вещества? - Что вам больше всего запомнилось и понравилось? Кот: - «Спасибо вам, ребята, до свидания!» Воспитатель: -«Ну, что ж, ребятки, все задания мы выполнили, пора нам возвращаться в детский сад! Снимайте рабочую одежду!» | Ответы детей: - «Да!» Дети одевают халаты и головные уборы Ответы детей: - «Вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.» Ответы детей: - «Жидкая.» Дети достают карточку с названием опыта Дети приходят к выводу, что в данный момент вода не имеет собственной формы. Вывешивают на доску картинку с соответствующим обозначением Дети приходят к выводу, что вода прозрачная. Вывешивают на доску картинку с соответствующим обозначением Дети приходят к выводу, что вода не имеет вкуса. Вывешивают на доску картинку с соответствующим обозначением Дети нюхают сначала кофе, духи, затем воду, приходят к мнению, что вода не имеет запаха. Вывешивают на доску картинку с соответствующим обозначением Дети берут в руки лёд. Ответы детей: - «От тепла ладони.» Ответы детей: - «Вода.» Ответы детей: - «Лед- это вода.» Вывешивают на доску картинку с соответствующим обозначением Дети приходят к выводу, что вода-это пар. Вывешивают на доску картинку с соответствующим обозначением \ Дети подходят к интерактивной доске. Ответы детей: -«Очистить воду от мусора можно помощью фильтра.» Ответы детей: -«Можно соорудить его самим!» Ответы детей: - «Он стал грязным. А вода стала чистой.» Дети приходят к выводу, что воду можно очистить с помощью фильтра. Плавательные движения. Повороты влево и вправо. Ходьба на месте. Возвращаются к рабочим местам. Ответы детей: -«Помочь в создании эмблемы.» Ответы детей: -«Да! Нарисуем!»
Ответы детей: -«Эбру!» Ответы детей Делают ладошку у лба козырьком. Приставляют пальцы колечками к глазам. Разводят ладони в стороны. Делают волнообразные движения ладонями. Опускают ладони вниз в виде шапочек, двигаем ими. вытягиваем пальцы вперед, шевеля ими. Соединяют пальцы обеих рук в виде шара. Поднимают ладони тыльной стороной и шевелим пальцами, как ногами. Дети проходят за столы, садятся. Самостоятельная деятельность детей Ответы детей: -«Да! Получилось!» Ответы детей: -«На воде можно рисовать красками, если вода густая.» Ответы детей Дети здороваются! Ответы детей Ответы детей Дети прощаются с котом Дети снимают халаты. | Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладение определенным объемом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности (опыты с водой) Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в старшей группе «Что мы знаем о воде, говорят, она везде» Воспитатель Колчева Светлана Владимировна МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин
Конспект НОД в старшей группе «Что мы знаем о воде, говорят, она везде»Воспитатель Колчева Светлана ВладимировнаМАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин...
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Что мы знаем о воде, говорят, она везде»
Расширить представления детей о свойствах воды, значении воды в жизни животных, растений и человека, о роли в природе.Учить детей проводить несложные опыты с водой. Дать понятие детям о том, почему во...
Конспект организованной деятельности по познавательному развитию в старшей группе (опытно – экспериментальная деятельность) Тема: «Как Буратино ключик искал»
Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе....
Конспект организованно образовательной деятельности в средней группе по опытно-экспериментальная деятельности. Тема: «Волшебный магнит».
Конспект ООД для детей средней группы....
Непосредственно – образовательная деятельность Тема: «Что мы знаем о птицах?» подготовительная группа
Уточнить знания детей о весне и весенних признаках;- Закрепление представление о птицах, как об объектах живой природы.- Уточнение и расширение представлений о птицах, особенностях внешнего вида, обра...
Проектная деятельность Конспект НОД по познавательному развитию в первой младшей группе. Опытно-экспериментальная деятельность. Тема. «Песок и глина. Свойства песка и глины»
Тема: ПЕСОК И ГЛИНА. СВОЙСТВА ПЕСКА И ГЛИНЫЦель: познакомить со свойствами песка и глины.Материал: песок, глина, вода.Оборудование: стакан, ёмкость, палочка....
Тема: «Что мы знаем о воде, говорят, она везде».
Цель: обобщить знания детей о воде.Возрастная группа: Копырина Анна ВалерьевнаФорма совместной деятельности: Познавательно исследовательская деятельностьФорма организации (групповая, подгрупповая...