Тема: «Что мы знаем о воде, говорят, она везде».
занимательные факты (подготовительная группа)

Копырина Анна Валерьевна

Цель: обобщить знания детей о воде.

Возрастная группа: Копырина Анна Валерьевна

Форма совместной деятельности: Познавательно исследовательская деятельность

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная)

Учебно-методический комплект: Экологические занятия с детьми 6-7 лет Т. М  Бандаренко Воронеж 2002г, Примерная  основная общеобразовательная программа дошкольного образования

 « От рождения до школы» Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. О.В. Дыбина «Ребенок и окружающий мир». «Экспериментальная деятельность» Г.П Тугушева, А. Е. Чистякова.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Познавательно-исследовательская», «Чтение  художественной литературы», «Продуктивная».

Предварительная работа: рассматривание, чтение книги « Приключение ручейка»,

Опыт с цветами, изготовление масок совместно с детьми, зарисовка плаката « круговорот воды в природе», чтение « приключение капельки воды»(Планета наш дом  И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская).

Задачи:

ОбразовательныеРасширить представления детей о свойствах 

воды, значении воды в жизни животных, растений и человека, о роли в природе. Учить детей проводить несложные опыты с водой. Дать понятие детям о том, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.

Развивающие: Развивать мышление, внимание, память, умение анализировать и наблюдать. Развивать навыки проведения лабораторных опытов, любознательность.

Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей: испарение, фильтры, фильтрование, очистные сооружения, круговорот воды в природе.

Воспитательные: Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать навыки повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.

Демонстрационный материал: Иллюстрации изображающие водные ресурсы планеты (реки, озера, моря, океаны);  заранее нарисованный демонстрационный плакат «Круговорот воды в природе»; коробка «с загадкой (кусочком льда)»; белая хризантема в стакане с цветной водой; разнос с предметами - яблоком, маленькой свежей рыбкой в емкости с водой, веточка хризантемы,; ведерко с водой.

Раздаточный материал: для опытнической работы- зеркальца, кусочки ваты и марли, воронки, пластиковые  стаканы по два на ребенка, вода из реки, для игры - бумажные маски  для детей с рисунками капелек, одна маска — с изображением Солнца, и одна с изображением – Тучи.

Методические приемы: Организационный момент, игровая ситуация, беседа - диалог, рассматривание иллюстраций, беседа, экспериментирование, создание проблемной ситуации, физкультурная минутка - дидактическая игра, анализ, подведение итогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstrukt_anya_voda_podg_gruppa.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  С ДЕТЬМИ

Тема: «Что мы знаем о воде, говорят, она везде».

Цель: обобщить знания детей о воде.

Возрастная группа: Копырина Анна Валерьевна  

Подготовительная компенсирующего вида 

Форма совместной деятельности: Познавательно исследовательская деятельность

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная)

Учебно-методический комплект: Экологические занятия с детьми 6-7 лет Т. М  Бандаренко Воронеж 2002г, Примерная  основная общеобразовательная программа дошкольного образования

 « От рождения до школы» Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. О.В. Дыбина «Ребенок и окружающий мир». «Экспериментальная деятельность» Г.П Тугушева, А. Е. Чистякова.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Познавательно-исследовательская», «Чтение  художественной литературы», «Продуктивная».

Предварительная работа: рассматривание, чтение книги « Приключение ручейка»,

Опыт с цветами, изготовление масок совместно с детьми, зарисовка плаката « круговорот воды в природе», чтение « приключение капельки воды»(Планета наш дом  И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская).

Задачи:

Образовательные: Расширить представления детей о свойствах 

воды, значении воды в жизни животных, растений и человека, о роли в природе. Учить детей проводить несложные опыты с водой. Дать понятие детям о том, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.

Развивающие: Развивать мышление, внимание, память, умение анализировать и наблюдать. Развивать навыки проведения лабораторных опытов, любознательность.

Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей: испарение, фильтры, фильтрование, очистные сооружения, круговорот воды в природе.

Воспитательные: Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать навыки повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.

Демонстрационный материал: Иллюстрации изображающие водные ресурсы планеты (реки, озера, моря, океаны);  заранее нарисованный демонстрационный плакат «Круговорот воды в природе»; коробка «с загадкой (кусочком льда)»; белая хризантема в стакане с цветной водой; разнос с предметами - яблоком, маленькой свежей рыбкой в емкости с водой, веточка хризантемы,; ведерко с водой.

Раздаточный материал: для опытнической работы- зеркальца, кусочки ваты и марли, воронки, пластиковые  стаканы по два на ребенка, вода из реки, для игры - бумажные маски  для детей с рисунками капелек, одна маска — с изображением Солнца, и одна с изображением – Тучи.

Методические приемы: Организационный момент, игровая ситуация, беседа - диалог, рассматривание иллюстраций, беседа, экспериментирование, создание проблемной ситуации, физкультурная минутка - дидактическая игра, анализ, подведение итогов.

Этапы совместной деятельности

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

Мотивация.

Утром Катя принесла комок снега и положила в ведерко для наблюдения в экспериментальном уголке. И забыла про него. После завтрака Катя  вспомнив про снег  предложила детям поэкспериментировать с ним. Увидев что снег растаял  дети заинтересовались что станет с водой?!

- Ребята, я приготовила вам интересные загадки. Вот первая загадка. (дети находят на столе коробку, с верху  которой имеется круглое отверстие).
- Потрогайте одной рукой то, что лежит внутри коробки, но отгадку не говорите, держите в секрете («в кулачке»).
- Вот вторая загадка — звуковая (шум морского прибоя, всплеск волн).
- А сейчас скажите мне: что было в коробке и что за звуки вы услышали? О чем пойдет речь на сегодняшнем занятии? (ответы детей).
- Да, верно, в коробке был кусочек льда, который в ваших ладошках быстро превратился в воду и звуки морского прибоя вам тоже знакомы. Вы правы сегодня мы с вами поговорим  о воде.

«Что мы знаем о воде, говорят, она везде».

Ребята а вы хотите узнать что вода у нас  везде?

Эмоционально вовлекает детей в совместную деятельность.

Задает вопросы, стимулирующий процесс мышления.

Синтезирует ответы детей.

Создает проблему.

Проявляют эмоциональный интерес к происходящему.

Выражают собственные мысли.

Активно участвуют в диалоге. Слушают.

Эмоциональный настрой на совместную деятельность.

Актуализировать

представления детей о свойствах

воды, значении воды в жизни животных, растений и человека, о роли в природе.

Проблема

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить,
Без воды нам не прожить .(Н. Рыжова)

- А вы ребята, как думаете, почему всему живому не прожить без воды? (ответы детей).
- Верно, о воде еще говорят -водица-живица, то есть вода- это жизнь. А сейчас пройдите к столику и давайте посмотрим, что на нем стоит (на столе находятся яблоко, свежая рыбка, веточка тюльпана и картинка с изображением арбуза).

Создает проблемную ситуацию. Побуждает к ее решению. Задает вопросы, стимулирующие процессы мышления.

Размышляют.

Выражают собственные суждения.

Рассматривают наглядный материал.

Введение нового знания

- Сегодня мы говорим о воде, а какое отношение к воде имеет то, что находится перед вами ( полные ответы детей).
- Я с вами согласна, в арбузе очень много сока, то есть воды, яблоко тоже содержит сок. Вода-среда обитания рыбы. Если раздавить пальцами срезанный стебель веточки тюльпана, мы ощутим влагу. И в листьях тоже содержится вода. Откуда? Почему?
- Да, верно, цветы поливаем водой, корнями растение всасывает воду и по стеблю она попадает в листья. В подтверждение этого рассмотрим проведенный ранее нами опыт. Веточка тюльпана была поставлена в баночку с окрашенной водой- Что вы заметили? (ответы детей). Листья окрасились. Это доказывает, что растению необходима вода, растение «пьет» воду и по стеблю она попадает в листья.  Какой вывод можно сделать?

Показывает емкость с растениями «хризантемой» в простой воде и окрашенной.

Побуждает детей  найти взаимосвязь между окрашенной и прозрачной водой.

Выражают собственные мысли.

Дети зарисовывают результат опыта в рисунках.

Делают выводы по результатам опытного наблюдения.

Приобретение детьми нового знания  о значении воды в жизни растений.

Новое знание

- Сейчас я прошу вас закрыть глаза и посмотреть что изменилось? (меняет свежую рыбку на сухую).
- Верно вы заметили, то что рыбка стала сухая, в ней не стало воды. Куда делась вода? (ответы детей).
- Верно, вода испарилась, то есть превратилась в пар.
- Приведите примеры когда вы наблюдали испарение воды? (мама вывешивает после стирки белье на балкон и оно становится сухим, вытирает стол мокрой тряпкой, моет полы ).

Побуждает к высказываниям

Размышляют. Вырожают собственные суждения.

Получают представления о значении воды в жизни животных, и человека.

Физминутка

А сейчас я предлагаю вам поиграть в интересную игру «Ходят капельки по кругу». Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки (звучит музыка, напоминающая дождь)
Воспитатель: я — мама Тучка, а вы, ребята, мои детки капельки, и вам пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по — одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составляют ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка и вернулись ко мне маме — Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. А давайте  мы с вами сделаем вывод: солнце нагревает землю, вода, когда нагреется, поднимается вверх, там она охлаждается и падает в виде дождя, снега, обратно на землю, в реки, моря, океаны. Такое явление в природе называют круговорот воды в природе. Давайте все хором повторим (рассматриваем заранее нарисованный плакат «Круговорот воды в природе»). Вода испаряется с поверхности земли под действием солнца, образует облака, и в виде дождя и снега возвращается на землю. Круговорот воды в природе происходит ежедневно, в любое время суток, в любую погоду, в любое время года.

Эмоционально вовлекает детей в игровую деятельность.

Включает музыку напоминающую дождь .

Воспитатель просит надеть детей маски - капелек, сама надевает маску- тучки , (солнышка) и игра начинается

Задает вопросы стимулирующие процессы памяти, мышления.

Побуждает детей к высказыванию, рассуждению.

Слушают фонограмму.

Фантазируют.

Активно включаются в игру.

Демонстрируют движения,

изображающие  явление природы.

Размышляют.

Выражают собственное мнение по вопросу, рассуждают, объясняют.

Обобщают,  приходят к общему выводу.

Надевают  маски.

Осуществляют условные действия в ситуации ролевой игры.

Проявляют потребность к познанию о круговороте воды в природе.

Новое знание в другом виде деятельности

- Продолжаем разговор о воде. Мы говорим о том, что все живое нуждается в воде и состоит из воды.
- Скажите, а есть ли жидкость в человеке? Что же доказывает, что в нас есть вода? (ответы детей).
- Да, я с вами полностью согласна, это и слезы, слюни, пот, кровь. А чтобы еще раз убедиться в этом, мы отправимся в игровой уголок к девочкам и воспользуемся маленькими зеркальцами из шкатулки.
Воспитатель:
- Возьмите в руки зеркальца, подышите на них приоткрытым ртом и сразу дотроньтесь до зеркала. Что вы чувствуете? (ответы детей).
- Да, пальчик стал влажным. Этот опыт доказывает, что в человеке есть вода и при дыхании он её теряет.

Создает проблемную ситуацию.

Раздает зеркальца

Побуждает опытническую деятельность с зеркальцем.

Задает вопросы.

Наблюдает.

Побуждает к высказываниям.

Слушают.

Самостоятельно решают проблему.

Проводят опыт.

Рассказывают, объясняют.

Дают варианты ответов.

Делают общий вывод с помощью воспитателя.

Умение последовательно рассказывать о своих действиях.

Новое знание

Давайте снова отправимся в лабораторию.
- Прежде, чем приступить к работе вот еще вопрос: откуда мы берем воду?(ответы детей).
- Как она попадает к нам в дом? (по трубам ,из реки).
- Ребята, вы видели, какая вода течет в реке? (мутная, грязная, темная).
- А из крана течёт какая вода? (чистая, прозрачная).
- Что же за превращение происходит с водой? (её очищают).
- Чтобы попасть в кран воду очищают много машин и аппаратов. В каждом крупном городе имеются очистные сооружения, в которых поступающая вода из реки проходит специальную обработку, после чего чистая вода по трубам поступает в дома жителей. Да и дома у многих из вас есть фильтры для очистки воды (рассматривание иллюстраций).

Таким образом, мы с вами пьем чистую воду.
- Итак, перед вами в стаканах вода из нашей реки Шуралки. Через стенки стаканов видно, что вода из реки грязная. И мы займемся тем, что постараемся в нашей лаборатории очистить воду. Первое, что мы сделаем, это смастерим фильтры. Для этого возьмем кусочек ваты и кусочек марли, свернутый в четыре слоя. Уложим вату и марлю в воронку. Воронку установим в чистый стакан. Тонкой струйкой будем вливать грязную воду из реки в воронку с фильтром.
- Сквозь прозрачные стенки стакана видно, что вода стала чище? Но такую воду еще пить нельзя. А чтобы добиться еще более хорошего результата при очистке воды, можно добавить в стакан с очищенной водой, например уголь. Оставить на некоторое время и снова профильтровать воду. Такая вода будет считаться хорошо очищенной. Но как много времени мы затратили на очистку всего нескольких стаканов воды. А взрослым людям, тем, которые трудятся на очистных сооружениях приходится затрачивать много сил и средств и времени для получения чистой воды. Поэтому воду нужно беречь и относиться к ней бережно.

Приглашает в лабораторию

Создает проблемную ситуацию.

Зачитывает новую задачу.

Дает понятие, откуда мы берем воду.

Побуждает к высказываниям.

Демонстрация иллюстраций с пояснениями.

Поочередно приглашает парами детей  для проведения опыта с водой.

Показывает последовательность действий.

Способствует групповой работе детей.

Согласовывает с детьми действия, их последовательность.

Поддерживает.

Советует.

Дети высказывают свое мнение из личного опыта.

Сосредотачивают внимание.

Описывают предметы которые находятся в лаборатории.

Наблюдают за проведением опыта.

Осваивают

последовательность действий.

.

Участвуют в опыте « Очищение воды».

Анализируют результат.

Делают выводы о необходимости беречь воду.

Приобретение детьми нового знания   о том, почему вода иногда нуждается в очистке, и элементарное представление о процессе фильтрации.

Самоконтроль

Течет река издалека,
Течет река издалека,
Как хороша и глубока,
А может это океан?
Дошкольник Сидоров Иван
Забыл закрыть на кухне кран.

- Ребята, сегодня мы на занятие принесли с собой ведерко с водой. Это вода, которая накапала за ночь из приоткрытого крана. Куда мы денем эту воду? (польем цветы, вымоем игрушки, постираем кукольное белье). Верно, к воде мы будем относиться бережно. А чтобы вы всегда об этом помнили, вот этот знак мы повесим в умывальной комнате.
- какие вы можете дать  советы о том, как беречь воду (ответы детей — зря воду не лить; плотно закрывать кран; не играть с водой, которая течет из крана; не оставлять без надобности открытые краны). Молодцы, ребята, ваши советы очень важны.
- А сейчас я предлагаю вам вспомнить всё, что вы узнали о воде на сегодняшнем занятии

Выносит ведро с водой

Читает стихотворение.

Задает вопросы.

Использует наглядные , информационные средства.

(перечеркнутый кран, с капелькой воды).

Стимулирует детей к подведению итогов .

дети совместно с педагогом вспоминают яркие и интересные моменты, отвечают на вопросы, подводят итог занятия).

Актуализация знаний о бережном отношение к воде, формировании навыков повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.

Самоанализ

Что нового вы узнали?

Узнали ли вы что-нибудь,  чего не знали раньше?

Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило?

Что вам понравилось больше всего?

Мы здорово потрудились!

Открытость

Каму бы вы хотели рассказать о воде?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе «Что мы знаем о воде, говорят, она везде» Воспитатель Колчева Светлана Владимировна МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин

Конспект НОД в старшей группе «Что мы знаем о воде, говорят, она везде»Воспитатель Колчева Светлана ВладимировнаМАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Что мы знаем о воде, говорят, она везде»

Расширить представления детей о свойствах воды, значении воды в жизни животных, растений и человека, о роли в природе.Учить детей проводить несложные опыты с водой. Дать понятие детям о том, почему во...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе логопедической группы « Вы слыхали о воде? Говорят, она везде…»

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Вода. Состояния воды". Содержит иллюстративный материал....

Проектная деятельность по экологии в старшей группе- "Вы слыхали о воде?Говорят она везде!"

Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект НОД по ознакомлению с окружающим  миром с элементами экспериментирования  для детей старшей группы  на тему: «Что м...

проектная деятельность в средней группе на тему "Вы слыхали о воде? Говорят она везде!"

Паспорт проектаТема проекта: «Вы, слыхали, о воде? Говорят она везде!»Автор проекта: Михайличенко Оксана Николаевна, воспитатель средней группы.Участники проекта: дети средней группы, роди...

Конспект опытно - экспериментальной деятельности Тема: «Что мы знаем о воде? Говорят, она везде!»

Цель:  развитие познавательной активности детей путем экспериментирования и изодеятельности....

Познавательно-исследовательская деятельность. Тема "Вы слыхали о воде? говорят она везде!"

Познавательно-исследовательская деятельность - форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующих формированию целостной...