Главные вкладки

    Конспект занятия в старшей группе "Невидимка - воздух"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

    Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Невидимка - воздух"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_znyatiya_vozduh.docx31.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №2 «Лучик»

    города Рубцовска Алтайского края

    658222, г. Рубцовск Алтайский край, ул. Октябрьская, 17

    Тел.: (838557) 2-49-54, 2-98-07

    E-mail: mdou-lu4ik@yandex.ru 

    Педагог:  Оксина Ольга Анатольевна

    Возрастная группа:  старшая группа

    Тема занятия:  «Невидимка - воздух»

    Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». 

    Цель: создание условий для познавательного, речевого, социально-коммуникативного развития детей, систематизировать знания детей о свойствах воздуха.

    Задачи:

    • Создать ситуацию успеха, атмосферу радости и добра.
    • Создать условия для закрепления  представлений детей о свойствах воздуха, познакомить с ранее неизвестными  свойствами.
    • Совершенствовать навыки обратного счета, знания о геометрических форм, способность проводить звукобуквенный анализ слова.
    • Способствовать познавательно – исследовательской деятельности через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
    • Развивать наблюдательность, логическое мышление, развивать и совершенствовать коммуникативные навыки.
    • Воспитывать наблюдательность, любознательность, активность, уверенность.

    Методы и приемы: эксперимент, сюрпризный момент, беседа, игра.

    Активный словарь: воздух, лаборатория, исследователи, расширяется, сужается, невидимый, бесцветный.

    Предшествующая деятельность: разучивание стихотворения, беседа «Ученые исследователи», экспериментирование с водой, работа по программе в течении года.

    Оборудование: карточки с символическим изображением свойств воздуха, оборудование и материал для экспериментирования( стакан с водой и лист бумаги, полиэтиленовые пакеты, стаканы и соломинки, емкость с горячей и с холодной водой, прозрачная бутылка, воздушный шарик), плакат «Геометрические формы», магнитная доска, буквы.

    ХОД ОД:

    1. Организационный момент, начало занятия

    Цель: Организовать детей, настроить и подвести их к теме и цели занятия

    Предполагаемая деятельность детей

    Деятельность педагога

    Примечание

    Воспитанники проходят за воспитателем, здороваются с гостями.

     

    Дети повторяют слова и выполняют действия.

    Ответы детей.

    -Вода вытечет, выльется.

    Дети садятся.

    -Лаборатория.

    Дети повторяют правила.

    Педагог и дети входят в группу.

    Дети, сегодня на занятия к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.

    А сейчас предлагаю вам начать наше занятие. Проходите на ковер.

    - «Станем рядышком, по кругу,

    Скажем «Здравствуйте!» друг другу,

    Нам здороваться ни лень:

    Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

    Если каждый улыбнется-

    Утро доброе начнется

    -ДОБРОЕ УТРО!!!»

    -Дети, мне вчера Никита, мой старший сын, показал фокус. Хотите я вам покажу?

    - Подходите к столу. Что у меня в руках?

    - Что произойдет, если стакан перевернуть?

    - Почему вода не вытекает из стакана, когда под ним лист бумаги?

     - Секрет этого фокуса «Воздух», который был и в стакане и снаружи.

    -На лист бумаги давит воздух, он прижимает к краям стакана и не дает воде вылиться.

    - А ведь у «Воздуха» немало секретов. Хотите их раскрыть?

    -  Что бы узнать секреты, мы сегодня будем разговаривать о воздухе как настоящие ученые – исследователи!

    -Ученые работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?

    -В каждой лаборатории есть правила:

    Соблюдать тишину.

    Не перебивать друг друга, не отталкивать друг друга.

    Работать тихо, аккуратно, внимательно.

    Взаимное приветствие.

    В руках стакан с водой и листок бумаги. Воспитатель. Наливает в стакан воду, накрывает его бумагой. Переворачивает.

    2. Основная часть образовательной деятельности

    Цель. Создать условия для закрепления  представлений детей о свойствах воздуха, познакомить с ранее неизвестными  свойствами. Совершенствовать навыки обратного счета, знания о геометрических форм, способность проводить звукобуквенный анализ слова.

    Деятельность детей

    Деятельность педагога

    Примечание

    Воздух.

    Дети по очереди отвечают, выходят и прилепляют букву к доске.

    Ответы детей.

    - Нет, не видим, он невидимый.

    -Прозрачный.

    Проходят к столу. Проводят опыт.

    -Пакет надулся, наполнился воздухом.

    Ответы детей.

    Дети садятся на стульчики.

    Животным, растениям.

    -Живой природе.

    -Неживая природа.

    -Солнце. Звезды. Камни. Земля воздух.

    Предположения детей.

    Дети выполняют действие под руководством педагога.

    -Пузырьки. Это воздух внутри нас.

     Ответы детей.

    -Воздух нагревается. Шар надувается.  

    Дети считают от 10 до 1.

    - Шар не надувается. Воздух охлаждается.

     Дети, держась за руки, расширяют круг

    Дети, держась за руки, сужают круг, садятся в положении приседа

    -Нет! Воздух не имеет вкуса.

     

    -Нет! Воздух не имеет запаха.

    Дети угадывают, что находиться в стаканчике.

    -Запах передается по воздуху и мы его чувствуем.

    Дети рассказывают, какие геометрические фигуры изображены на плакате. Приводят примеры.

    - Воздух не имеет формы.

    - Для начала запишем на доске, что мы будем исследовать?

    -Для этого нам понадобятся буквы. Вот они.

    - Какой первый звук в слове Воздух? Какая буква нам понадобится?

    -Второй?

    -Настя прочитай, что получилось?

    - А сколько слогов в слове «Воздух»? Артем раздели  на слоги.

    - А букв.

    - Марина назови гласные звуки.

    -А согласные?

    -Молодцы.

     -Давайте посмотрим внимательно вокруг - направо, налево, вверх, вниз, по сторонам. Я воздуха не вижу. А вы видите воздух? Почему?

    - Да вы правы ребята, воздух прозрачный, бесцветный.

    - Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим. А для этого проведем опыт.

    -Возьмите полиэтиленовый

    пакет. Посмотрите. Что в нем? (пусто) .

    - Да, он пустой, его можно сложить несколько раз. Теперь мы наберем в пакет « воздух» и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон «воздуха». На что похож?

    -Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?

    -Теперь мы с вами убедились,  воздух есть, он прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Зафиксируем на доске.

    - Мы дышим воздухом и привыкли не замечать его, а ведь он повсюду - на улице, в комнате, в любом свободном пространстве, и в небе – везде воздух! Без воздуха мы не можем прожить даже пяти минут!

    - А кому еще нужен воздух?

    - Кому одним словам нужен воздух?

    - А какая еще бывает природа?

    - Что относится к неживой природе?

    -Чем отличается живая природа от неживой?

    - Молодцы.

    - А как проверить мы дышим или нет?

    -Юные исследователи, а в нутрии вас есть воздух?

    -Сейчас проверим. Проходите к столу. Берите  по соломинке.

    -Делаем носом вдох и  спокойно выдыхаем, дуем, в соломинку. Обратите внимание спокойно! Не резко.

    - А сейчас опустим соломинку в стаканчики водой. Вдох - спокойный выдох.

    - Что вы увидели?

    - Правильно воздух есть внутри нас. Он необходим для дыхания.  

    -Сейчас я покажу еще один секрет воздуха. Проходите, присаживайтесь. Внимательно наблюдайте.

    -Что у нас на столе.

    -Крепим шарик на бутылку. А что  в бутылке?

    - Опускаю ее в таз с горячей водой.

    - Что происходит с шаром?

    -Почему?

    -Воздух при нагревании расширяется.

    - А сейчас опускаю в таз с холодной водой.

    - Пока наблюдаем, посчитаем обратным счетом от10.

    -Что произошло?

    - Почему?

    -При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.

    А сейчас изобразим наш шарик, как воздух нагревается и охлаждается.

    - Встанем в круг, возьмемся за руки. Это воздух при обычной комнатной температуре.

    - Что произойдет с воздухом, если его нагреть?

    - Что произойдет с воздухом, если его охладить?

    - А давайте попробуем воздух на вкус! Получилось?

    - Фиксируем воздух не имеет вкуса.

    - Ребята, сделайте вдох, выдох, вдох, выдох. Вы чувствуете какой-нибудь запах?

    -Совершенно верно воздух не имеет запаха.  

    -Мы сейчас поиграем в игру «Узнай по запаху». Нужно закрыть глаза и по запаху узнать, что находиться в стаканчике.

    -Закрываем глаза. Откроете после того как я скажу!

    -Чем пахнет из твоего стакана?

    - Аня что у тебя в стаканчике. И т.д.

    -Открывайте глаза! Угадали?

    - Молодцы.

    -Какой можно сделать вывод.

    - Сам воздух не имеет запаха, но может его переносить. Фиксируем.

    -У нас  есть еще не разгаданный секрет. Пройдемте к плакату, он нам поможет.

    - Что изображено на плакате?

    - Какие?

    - Назовите предметы, которые имеют форму круга? Шара? Куба?

    -А какой формы воздух?.

    -Верно, у воздуха  нет формы. Зафиксируем. Воздух не имеет формы.

    Магнитная доска и буквы(9-10 букв)

    В случае необходимости напомнить, что звук мы слышим, а на письме обозначаем его буквой.

    Прикрепляется пиктограмма- воздух невидим.

    Беседа.

    (положить руку на грудь, поднести к носу)

    Фиксируют на доске.

    - У меня есть загадка подсказка:

    Он нам нужен чтоб дышать,

    Чтобы шарик надувать.

    С нами рядом каждый час,

    Но не видим он для нас.

    Что это?(в случаи затруднения)

    Наблюдение за действиями педагога.

    Воспитатель надевает на горлышко пустой пластмассовой бутылки воздушный шарик, затем ставит ее в миску с горячей водой. Воспитатель ставит бутылку в таз со льдом и водой.

    Мало под.игра.

    Выполняют 3-5 раз.

    Воспитатель раздает стаканчики, в которых находятся: яблоко, апельсин, чеснок, лук, кофе,

    Зажигается свечка, сверху накрывается банкой. Свечка затухает, так как пропадает воздух.

    1. Заключительная часть педагогического мероприятия: подведение итогов деятельности

    Деятельность детей

    Деятельность педагога

    Примечание

    Ответы детей

    - Ну что юные исследователи пришло время подводить итог!

    -Что мы сегодня исследовали?

    -Что нового узнали о воздухе?

    -Где есть воздух?

    -Имеет ли воздух цвет, запах?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект экологического занятия в старшей группе "Воздух-невидимка"

    Конспект экологического занятия в старшей группе "Воздух-невидимка"...

    Воздух и его свойства. Конспект занятия для старшей группы

    В конспекте кратко, но очень емко описывается свойства воздуха. Используется сюрпризный момент, что делает занятие более любопытным для детей....

    Конспект занятия в старшей дошкольной группе "Воздух нам необходим"

    Цель занятия: систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности....

    План-конспект занятия по окружающему миру: «Воздух невидимка». В старшей группе (наблюдения и опыты).

    Конспект занятия: «Воздух невидимка».В старшей группе (наблюдения и опыты).Цели и задачи: Развивать наблюдательность у детей, их умение сравнивать, устанавливать  причинно-следственные связи и де...

    Конспект занятия в старшей группе «Богатство нашей планеты Земля». Эксперименты с воздухом .

    Конспект занятия в старшей группе «Богатство нашей планеты Земля».  Эксперименты с воздухом .  Ход занятия Воспитатель: (покрутив глобус). Дети, что вы видите у меня в руках? ...

    Конспект занятия в старшей группе ,,Воздух и его свойства,,

    Нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности...