Русская изба
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Графова Юлия Александровна

Русская изба

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Русская изба». Подготовительная группа.

Цель:

Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщить к народным традициям и обычаям.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с избой - жилищем крестьянской семьи; с предметами русского быта и кухонными принадлежностями (печь, самовар, ухват, чугунок, прялка, люлька, деревянные ложки);

- знакомство с предметами русского народного костюма (сарафан, рубашка - косоворотка, кокошник).

Развивающие:

- развивать познавательную активность и интересы детей;

- обогатить словарь детей загадками, небылицами, расширять кругозор детей новыми словами.

 - Воспитательные:

- воспитывать интерес к истории, культуре и традициям своего народа;

- создать условия для проявления чувства патриотизма и любви к Родине.

Инструменты и оборудование: интерактивная доска, слайды с картинками русской народной одежды, магнитофон, «Русская изба», чугунок, ухват, самовар, сундучок, веретено, прялка, картинки с предметами старины, баранки, дрова, картинки мальчика и девочки для наклеивания русских народных костюмов).

Методические приемы: словесные методы (рассказ педагога, беседа, вопросы к детям, объяснение); наглядные методы (демонстрация презентации, бумажные куклы мальчика и девочки с русскими народными костюмами).

Ход занятия:

Здравствуйте, меня зовут Юлия Александровна.

Проходите,  гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость.  Встанем рядком, да поговорим ладком. Посмотрите сколько у нас гостей. Раньше в старину, входя в избу, люди здоровались, делали низкий поклон. Давайте и мы поздороваемся с нашими гостями.

  1. Я хочу Вас пригласить в путешествие в прошлое.

Давайте отправимся туда.

Раз, два, три, четыре, пять – хотим в прошлом побывать!

Вот мы и оказались в настоящей русской избе. Посмотрите, как уютно и тепло в избе, а сколько добра всякого - видимо-невидимо.

Ребята, посмотрите, я пришла к Вам в гости в  русском народном костюме.

Как вы думаете, когда человек начал носить одежду?  Правильно, это произошло очень давно, одежда служила человеку для защиты от холода и жары. Постепенно одежда стала приобретать все большее значение в жизни человека. Давайте посмотрим как раньше одевались люди.

Показ слайдов с русскими народными костюмами (слайды).

Воспитатель: Ой, смотрите печка. Печь была главной частью жилища. Печь топили дровами (показывает детям дрова).  Она служила источником тепла и света. Занимала большую часть дома. На печке можно было спать, или лежать греться, а еще в ней пекли хлеб, готовили пищу. А здесь, смотрите,

Книзу узок,

Вверх широк,

Не кастрюля… (чугунок).

Его ставили в печь, в нем варили щи, кашу.

Воспитатель показывает чугунок. Просит подержать, спрашивает: «Тяжелый чугунок или нет?».

В таком чугунке пища долго могла оставаться горячей, поскольку стенки у него очень толстые.

Воспитатель: А вот знаете ли вы, чем вынимали горячий чугунок из печи? Этот рогатый ухват нужен был для того, чтобы горячий чугунок с супом или кашей вытащить. «Чугунок очень рад, что его схватил…(ухват)».

    2. Давным-давно в старину, долгими зимними вечерами собирались люди в большой избе, зажигали свечи, пели песни, водили хороводы, такие вечера назывались - посиделками.  Давайте и мы с вами посидим. Я предлагаю отгадать загадку, что ставили на стол, когда люди собирались?

- Стоит толстячок подбоченивши бочок, шипит и кипит - всем пить чай велит (Самовар).  Правильно. Он сам воду кипятит. У него есть ручки и носик, из него течет вода. (Если скажут чайник, то сказать, что чайником мы пользуемся сейчас, а раньше использовали для этого самовар).

По русскому обычаю гостей угощали чаем. Ребята, а вы с чем любите пить чай? (Ответы детей). А пироги вы любите?  А баранки?

Пальчиковая игра:

Бублик

Баранку

Батон и

Буханку…

Пекарь испек из муки спозаранку

Бублик

Баранку

Батон и

Буханку.

Жили на Руси наши предки дружно, несколькими поколениями в одной избе, много работали, весело отмечали праздники всей деревней. И не одни посиделки не обходились без русских народных игр. Приглашаю вас поиграть в русскую народную игру: «Золотые ворота».

  1. Ребята, посмотрите, что это за сундучок? Давайте его откроем и посмотрим, что в нем?

Загадки:

- Разноцветные подружки любят прятаться друг в дружке? (Матрешки).

- Не сапоги, не туфли, не шиты, не вязаны, а к ногам тесьмой привязаны? В них ходили раньше люди, плели их из березовой коры, а чтобы с ножки не спадали, их веревкой привязали? (Лапти).

- Шелковое поле, четыре угла, цветы на нем не вянут, не сохнет трава? (Платок).

- Утром, вечером и днем соберемся за столом. Ждут нас каша, суп, окрошка, а поможет есть их..(Ложка).

Игра с ложками под песню «Ах вы сени».

( Плач ребенка) Ой, ребята! Кто-то плачет в люльке. Как выдумаете, кто там? Дети: Ребенок. Раньше, в старину, ребята, не было кроваток, колясок и малышей укачивали в люльках. Люльку подвешивали к потолку, возле печки, где теплее. А как успокоить малыша?

Дети: Покачать, спеть колыбельную. А какую ребята, вы песню слушаете, когда засыпаете?

А в мое детство папа пел песню «Жила была бабка у самой речки».

Вот видите какие разные песни поют люди для засыпания малышей.

4. А еще ребята русский народ  очень трудолюбивый, летом в поле, в огородах трудились, зимой пряли, шили, вязали, да лапти плели. Женщины и девушки пряли пряжу вот на таких прялках. Клали кудель (шерсть, лен – моток ниток) и пряли с помощью веретена. Про него говорили: верчусь, верчусь – не потею, только более толстею. Это предмет для наматывания нити (клубок).

А рядом посмотрите, прялка. Стригли, щипали, а после чесали. Чисто, пушисто – к доске привязали. Приспособление для ручного прядения.

Любит наш народ отдохнуть, пошутить. Вот какие смешные небылицы придумывали наши прабабушки и прадедушки на посиделках:

-  Чепуха, чепуха это просто враки, куры съели петуха говорят собаки.

 - Между небом и землей поросенок рылся и нечаянно хвостом к небу прицепился.

 - Сидит ежик на березе новая рубашечка на головке сапожок на ноге фуражечка.

  - На горе стоит телега слезы капают с дуги, под горой стоит корова надевает сапоги

Ребята, предлагаю вам игру:  «Что было, что стало»

Разложены картинки, вам надо найти пару.

Лапти – кроссовки;

Чугунок – кастрюля;

Самовар – чайник;

Печь – электроплита;

Ухват – прихватка;

Веник (голяк) – пылесос;

Лавка – стул;

Прялка – машинка швейная;

Люлька – кроватка детская;

Ложка деревянная – ложка железная.

Ребята,  у меня есть куклы бумажные, я предлагаю вам их нарядить в русские народные костюмы. Мальчиков в рубашки - косоворотки с кушаком, брюки и сапоги. А девочек в сарафаны, рубашки, головные уборы и сапожки.

Воспитатель:

Ребята вот и пришло время возвращаться опять в настоящее.

- Раз, два, три, четыре, пять, хотим в группу мы опять!

Ребята, мне очень понравилось с вами путешествовать, вы оказались очень любознательными и любопытными.  Давайте  еще раз вспомним предметы русского быта, с которыми мы сегодня познакомились. Какие слова вы запомнили? А вам понравилась наша прогулка по русской избе?

Ответы детей: Да. Очень. Пришло время расставаться с вами.

Дети: До свидания

Самоанализ.

Создала условия для ознакомления детей с бытом и традициями русских людей в прошлом, познакомила с убранством русской сельской избы.

Познакомила детей с особенностями устройства быта, традициями сельской семьи.

Поиграла с детьми в русскую народную игру «Золотые ворота»; рассказала небылицы; отгадывали загадки.

Оценка организации занятия:

а) подготовка помещения к образовательной деятельности включала в себя соблюдения  режима проветривания, подготовку и размещение интерактивной доски и магнитофона для проигрывания русской народной песни «Ах вы, сени»

б) подготовка к занятию включала в себя рациональное размещение, необходимого материала для образовательной деятельности. На занятиях были соблюдены техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы работы с компьютером и мультимедийным оборудованием.

Занятие проводилось с воспитанниками подготовительной группы в возрасте 6-7 лет. На занятиях присутствовало 8 детей. Вся информация и задания соответствуют возрасту воспитанников. Воспитанники восприняли материал с должным интересом; узнали много нового о быте и традициях русского народа, поняли значение новых слов, услышанных на занятиях, познакомились с основными частями русской избы, которые люди обязательно соблюдали в своей избе, придавая особое значение каждому из них.

Проведенное занятие отложится в памяти детей в связи с многообразием наглядного материала и даст определенный толчок на знакомство с другими русскими обычаями, традициями.

Проведение игры «Что было, что стало», способствовало подведению итогов о предметах прошлого и настоящего. С заданием дети справились хорошо, что благоприятно сказывается на их самооценке, самоутверждении в своих навыках.

В конце занятия дети нарядили кукол в русские народные костюмы. Ребята запомнили названия, такие как: сарафан, косоворотка, кокошник, кушак, рубашка).

Система работы воспитанников. Дети организованы, активны, проявили интерес к изложенному материалу, уважительное отношение к педагогам, гостям, друг другу, хорошо усвоили материал.

Общие результаты занятия. Все запланированные методы и приемы (беседа, рассказ, танец с ложками, использование ИКТ, музыкальное сопровождение) соответствовали теме и цели занятия, в полной мере обеспечивали развитие познавательной активности детей.

Психологический климат на протяжении всего занятия был благоприятный.

Предложить родителям в быту обращать внимание на русские народные праздники, обряды, художественную литературу, посещать музеи, для привития любви и уважения к своей Родине – России.

Осуществлена интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".

Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...

Конспект комплексного занятия во второй младшей группе «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы»

Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка....

«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи

Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...

Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»

Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»...

Экскурсия в мини-музей «Русская изба» Тема: Милости просим в нашу избу Старшая группа

Данный материал будет полезен воспитателям, студентам дошкольных образовательных учреждений...

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...