Экспериментирование во второй младшей группе
статья по окружающему миру (младшая группа)

Экспериментирование во второй младшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе

С 2-3 лет воспитанники младшей группы начинают участвовать в опытах и проектах в группе и на прогулке. Вместе с воспитателем они проводят простейшие исследования, которые закладывают основу будущей познавательной деятельности.

Необходимость развития познавательной деятельности у детей 3-4 лет

К 3-4 годам дошколята средней группы чётко ощущают собственную личность. Они хотят быть самостоятельными, узнавать мир, открывать новое. Самый действенный способ познания – эксперимент. В раннем возрасте он является главным способом понимания жизни.

Важно. Без наглядных опытов абстрактные понятия так и остаются иллюзией. Только практические наблюдения помогают ребёнку смоделировать картинку в своём сознании, установить взаимосвязи и закономерности.  

Формы обучения по ФГОС

В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта образования (ФГОС) педагогам дошкольного учреждения рекомендуется ежедневно моделировать ситуации, стимулирующие познавательную деятельность детсадовцев, изучать информационные карточки.

Формы развития исследовательской активности дошкольников:

  • эксперимент;
  • поисковая деятельность и исследование;
  • коллекционирование;
  • проектирование.

На грамотном сочетании форм и методов строятся опытно-экспериментальные занятия во второй младшей группе.

Безопасность проведения экспериментов

Экспериментирование в младшей группе проходит под строгим контролем воспитателя. Это необходимое условие безопасности юных исследователей.

К сведению. Ребёнку в этом возрасте свойственна увлечённость. Опыт может захватить его и заставить забыть об осторожности. Поэтому следить за процессом должен взрослый, особенно ранней весной и летом.

Правила безопасного поведения просты:

  • Все манипуляции следует проводить не спеша, не разбрасывать и не разбрызгивать материалы.
  • Ничего не толкать в рот, нос, уши, не тереть глаза грязными руками.
  • Рабочее место должно быть в порядке.
  • С оборудованием для опытов (микроскоп, зеркало, спиртовка, стеклянная посуда) нужно обращаться осторожно и работать только под руководством взрослых.

Регулярные занятия помогут деткам запомнить правила безопасного поведения.

Оформление уголка экспериментирования

ФГОС рекомендует педагогу поддерживать инициативу дошкольника и поощрять проявление самостоятельного мышления. Большим подспорьем в этом становится правильно организованный уголок для экспериментов.

Центр экспериментирования решает важные задачи:

  • Формирует положительное ориентирование на исследовательскую деятельность.
  • Способствует установлению товарищеских взаимоотношений среди одногруппников.
  • Повышает интерес к коллективной деятельности.
  • Развивает умение слушать, понимать задачу и выполнять поручения.
  • Воспитывает усидчивость, аккуратность и ответственность.

 Зона экспериментов располагается вдали от мест для шумных активных игр. Здесь должно быть тихо и спокойно. Оформление может быть классическим (столы, стульчики, набор материалов для опытов) или стилизованным под научную лабораторию или исследовательский центр.

  Задачи сенсорного развития детей раннего и дошкольного возраста

Важно. Можно оформить уголок, используя героев любимых мультфильмов и сериалов («Лаборатория Лунтика», «В гостях у Фиксиков» или «Экпериментариум доктора Чудакова»).

Паспорт уголка экспериментирования

Каждый исследовательский уголок должен иметь паспорт. В документе указано, где находится эта мини-лаборатория, какие материалы хранятся, как оформлена и чем декорирована. Обозначаются цели, задачи и формы работы, прописываются игровые эксперименты, исследования и практические упражнения.

Паспорт содержит следующие сведения:

  • название;
  • группа, возраст;
  • цели и задачи;
  • мебель;
  • набор материалов, инструментарий, приборы, их количественные характеристики;
  • дидактический материал (плакаты, дневники наблюдений, таблицы, схемы);
  • картотека опытов.

Что должно быть в уголке

Уголок должен быть удобный, хорошо освещённый, доступный и безопасный для малышей. В детской мини-лаборатории второй младшей группы располагаются:

  • Дидактические материалы (книги с яркими иллюстрациями, справочники, энциклопедии), тематические альбомы, наборы для познавательных игр (большие конструкторы, кубики, комплексы для игр с песком и водой).
  • Природный и подручный материал (шишки, деревяшки, жёлуди, разноцветные крышечки, палочки, большие пуговицы, катушки ниток, ткани), песок, глина, сахар, соль, краска, мыло, ватные диски.
  • Ёмкости (тазики, стаканчики разного размера, формочки для льда) и подручный инструмент (совочки, грабли, ложки, решето, сачки).
  • Приборы (ветряные вертушки, лупы, маленькие зеркальца, теневые фигурки, разноцветные линзы, безмен, бинокль).
  •  Информация размещается на стендах. Эксперименты проводятся на демонстрационном столике или в рабочей зоне. Видео-презентации просматриваются на проекторе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность с элементами экспериментирования во второй младшей группе "Мыльные пузыри"

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности;Задачи: Дать детям представления о том, что воздух находится в разных предметах (губка, резиновые игрушки).Познакомить детей с тем, что при ...

Открытое занятие по экспериментированию во второй младшей группе «Погодные явления»

Занятие с использованием эксперементов для детей разновозрастной группы....

Совместная деятельность по экспериментированию во второй младшей группе

Совместная деятельность по экспериментированию во второй младшей группе " Волшебная вода"...

Конспект экологического занятия с элементами экспериментирования во второй младшей группе

Конспект экологического занятия с элементамиэкспериментирования во второймладшей группе...

НОД по экспериментированию во второй младшей группе " Волшебная вода"

Разработка данного занятия  по экспериментированию " Волшебная вода" предназначена для детей второй младшей группы....

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни с использованием элементов экспериментирования во второй младшей группе

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни с использованием элементов экспериментирования во II младшей группе: " Полезный лимонад"...