Конспект открытого занятия с применением технологии проблемного обучения Тема: «Барыня-тыква» Возрастная группа: средняя группа
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Жардимова Елена Дмитриевна

Цель: создание условий для повышения интереса  детей к  здоровому образу жизни в процессе ознакомления с полезным овощем – тыквой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tykva_konspekt_1.docx28.38 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад «Дюймовочка» с.Ивантеевка

Ивантеевского района Саратовской области

Конспект открытого занятия

с применением технологии проблемного обучения

Тема: «Барыня-тыква»

Возрастная группа: средняя группа

Подготовила воспитатель

высшей квалификационной категории: Жардимова Е.Д.

                                                 

                                                   

                                                 Ивантеевка 2019

Цель: создание условий для повышения интереса  детей к  здоровому образу жизни         в процессе ознакомления с полезным овощем – тыквой.

Задачи:

  • развивать мышление, воображение, умение высказывать своё мнение ;

  • познакомить с фрагментами старинного быта русского народа, способствовать формированию  представления о пользе  тыквы для здоровья человека,
  • познакомить с  процессом приготовления тыквенной каши и сока, закрепить умение определять форму, цвет, величину предметов, учить детей работать в группе ;

  • воспитывать интерес к историческому прошлому  русского народа;

  • способствовать формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью.

Ход занятия:

Организационный момент.

(Звучит музыка «Во горенке…». Дети входят. Воспитатель встречает детей в русском народном костюме).

Воспитатель:

Ой вы гости дорогие,

Все нарядные, какие,

Здравствуйте, добры молодцы,

Здравствуйте, красны девицы!

С порога поспешите,

В избу проходите.  (здороваемся с гостями)

Посмотрите как хорошо в избе, уютно, тепло. Печка русская, лавочка, сундук,

стол, а на столе стоит самовар. Добра всякого видимо невидимо.

Вам нравится?

Воспитатель:

Посмотрите ребята это- сундук расписной.

Сундучок то не простой, а с секретами. Давайте  его откроем.

 Что же там я погляжу, да ребяткам покажу.

Как только воспитатель пытается открыть сундучок, из него доносится голос:

«Сундучок я не простой.

Сундучок я-расписной.

Отгадаете, ребятки,

Вы мою загадку,

Покажу секрет вам свой.

(аудиазапись)

Толстая барыня,

Барыня-боярыня!

В платье одета

Жёлтого цвета.

На макушке колпачок,

Колпачок на бочок.

Надулась на грядке-

Отгадайте ребятки.

После того, как дети отгадают загадку, воспитатель открывает сундучок и  достаёт тыкву.

Как вы думаете, почему тыкву сравнивают с барыней?

Это что- овощ, фрукт или ягода? - А, где растёт тыква? (на  огороде).  

- Ребята,  давайте  рассмотрим  тыкву. ( Сначала рассматриваем целиковую тыкву)

- Какая  тыквина  по форме? цвету?  размеру?. Какая  у  неё корка?  Потрогайте руками. (Твёрдая, гладкая)

Как  вы думаете, тыкву можно  есть? Ребята, тыква очень  полезна, в  ней  много витаминов. Она помогает сохранять и укреплять здоровье. Тыква содержит много витамина D, который необходим для роста детей. Тыква улучшает зрение, помогает успокоить нервную систему и улучшает сон. Поэтому её  можно и нужно есть. Тыкву едят и сырой, и варёной, и запечённой.  

(Затем подходим к тыкве, разрезанной пополам). Внутри тыква выглядит вот так- у неё есть мякоть, волокна и семена. (повторяем новые слова). Тыкву сначала очищают от корки, волокон, семян, а потом уже из мякоти готовят различные блюда.

Семечки у тыквы тоже съедобные. Они вкусные  и  полезные.  Посмотрите, какие большие семечки!  Кто знает, как они  называются? (Тыквенные)

Посмотрите, ребята, тыквы бывают разных сортов, поэтому они выглядят по-разному. (обращаю внимание на столик, где лежат тыквы  разных сортов). Они имеют разную форму ,цвет, размер, но они одинаково полезны и вкусны.

 Ребята, я  очень рада вам и хочу накормить вас вкусной тыквенной кашей.

Но  сначала её нужно приготовить.

Вот беда! Я совсем забыла, из чего же нужно варить тыквенную кашу. Что же делать?

(посмотреть в интернете, спросить у кого-нибудь, обратиться к кому-то с просьбой помочь приготовить ).

Может быть вы мне подскажите из каких продуктов нужно приготовить тыквенную кашу?

Прежде чем приступить к приготовлению, предлагаю вам разбиться на две команды.

На карточках у каждой команды изображены различные продукты питания.  Ваша задача – соединить с горшочком только те продукты, из которых нужно сварить тыквенную кашу. Сначала посовещайтесь, а потом приступайте к выполнению задания.

После выполнения задания повар вносит поднос с нужными для приготовления каши ингредиентами. Ольга Александровна наверное услышала о нашей проблеме и тоже решила помочь. Она принесла нам именно те продукты, которые нужны нам для приготовления тыквенной каши. Давайте проверим, правильно ли вы справились с заданием. Дети подходят к столу. (На  тарелочках  заготовлены  ингредиенты  для  тыквенной  каши:  нарезанная  тыква,  крупа пшено, молоко, соль, сахар, сливочное  масло). Каждая команда, глядя на свою карточку, поочерёдно даёт ответ, а команда соперников проверяет, правильно ли выполнено задание, сравнив названный предмет с теми, что принёс повар.

Назовите, что же необходимо для приготовления тыквенной каши.  Молодцы, вы правильно справились с заданием.

Спасибо вам и Ольге Александровне за помощь. Теперь я вспомнила, какие же продукты нам нужны.  

Хотите узнать, как готовится  тыквенная  каша?  Тогда  надевайте  фартуки.

 Ваши мамы варят кашу  в какой посуде? А на чём можно приготовить кашу? (на плите, в духовке, микроволновке,  мультиварке). В старину, ребята, кашу варили вот в таких чугунках. (повторяем новое слово) Чугунок –это горшок, сделанный из прочного металла чугуна. А  готовили пищу вот в такой печке. И мы с вами будем варить кашу в печи.

Давайте закладывать продукты в наш чугунок. (Вместе с воспитателем  закладывают  всё в чугунок, поясняют, что они делают, с помощью ухвата ставят чугунок в печь)

Воспитатель: Всё в горшочек положили, в печь  его поставили, теперь попросим горшочек кашу сварить.

Ролевая хороводная игра «Раз, два, три – ты горшочек наш вари!»

-Ребята, встаньте в круг. Это наш «горшок». Рита, в нашей игре ты будешь «тыквой». «Молоком» будет –Полина Н. «Солью» –Полина В. «Сахаром» – АмирГ.. «Крупой» - Варя А.  «Маслицем» – Ирина К.

Как только услышите название своего продукта, выходите в круг.

        Раз, два, три – ты, горшочек наш, вари.

        Молоко мы нальём, до кипенья доведём.

        Раз, два, три – ты, горшочек наш, вари.

        Тыкву нужно положить и немножко потомить.

        Раз, два, три – ты, горшочек наш, вари.

        Кашу нужно посолить, да и сахар положить.

        Раз, два, три – ты, горшочек наш, вари.

        Крупу в кашу засыпаем, быстро всё перемешаем.

        Раз, два, три – ты, горшочек наш, вари.

        Масло в кашу опускаем и горшочек накрываем.

        Каша преет: пых, пых, пых,

        Для друзей и для родных.

Как вы думаете, какие ещё блюда  можно приготовить из тыквы?  (каши, супы, запеканки, оладьи, сок, варенье, пироги)

 Можно ли из тыквы получить тыквенный  сок? (дети предлагают свои варианты)

Обращаю внимание детей на соковыжималку. Кто из вас знает, что это? Для чего нам это нужно? (дети высказывают свои предположения) Это современный электроприбор, который называется соковыжималка. Именно он поможет нам приготовить тыквенный сок. Этот прибор измельчает тыкву и с помощью специальной насадки отделяет сок от  мякоти.

Вы ещё маленькие, вам с этим прибором работать опасно, поэтому всё буду делать я сама. А вы мне подсказывайте. Что можно добавить в сок, чтобы он был вкуснее? У нас есть яблоко, его мы и добавим. Воспитатель проделывает операцию, дети наблюдают, подсказывают, что делать дальше.

В то время пока воспитатель с детьми готовят сок, помощник воспитателя незаметно для детей заменяет горшок с ингредиентами на горшок с готовой кашей.

Воспитатель: Давайте посмотрим, может быть наша каша подоспела.  Печь горячая, как же нам достать чугунок из печи, чтобы не обжечься? В этом нам поможет ухват (повторяем слово-хоровые и индивидуальные ответы).

Достаём с помощью ухвата. Открываю крышку, помешиваю ложкой. Каша готова!!! Что же можно добавить, чтобы каша стала ещё вкуснее? (Дети предлагают) Я предлагаю вам добавить  мёд (изюм или что-то другое). Добавляем, помешиваем.

Приглашаю вас к столу. В старину ребята, вся семья садилась за стол, чашку ставили посредине  стола и ели вот такими деревянными ложками. ( в деревянной посуде еда быстрее остывала) .Давайте попробуем. Ну, что, понравилась каша?  Какая каша на вкус? А теперь давайте попробуем тыквенно-яблочный сок. Понравился вам сок?

Кто ест различные блюда из тыквы, вырастет сильным, крепким, здоровым.        

Тыква осенью созрела,

И пока лежит без дела.

 Привезём её домой,

Сварим кашу с ней зимой.

 Заготовим тыкву впрок.

 Будем пить полезный сок.  (рассказывает ребёнок)

Ребята, где вы побывали сегодня?  Что нового (интересного) вы узнали? Чем полезна тыква?

Ну что ж, ребята, наша встреча подошла к концу и вам пора возвращаться в группу . Другие дети вас заждались . Угостите их вкусной кашей и соком и обязательно  расскажите , что интересного вы увидели и узнали в русской избе.  До свидания!.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с использованием технологии проблемного обучения ТЕМА: «Такие разные ключи» Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Конспект интересный. Соответствует требованиям ФГОС. Конспект интересный.Соответствует требованиям ФГОС. Программное содержание:·Развивать память, внимание, интонационную выразительность р...

Конспект открытого занятия непосредственно образовательной деятельности по теме: "Предметы с секретом" в средней группе.

Программное содержание:Цель: Обобщить, расширить  и систематизировать знания детей о бытовых приборах в жизни человека; формировать у дошкольников установку на здоровый образ жизни, используя здо...

Конспект НОД с использованием технологии проблемного обучения "Мишкины помощники" для средней возрастной группы

Данная разработка может быть использована воспитателями с целью формирования у детей 4-5 лет познавательной активности в процессе решения поставленных задач; развития умений делать сравнения, выводы, ...