Конспект "Путешествие в Арктику и Антарктику"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Шевченко Елена Вячеславовна

Конспект  в подготовительной группе на тему: «Путешествие в Арктику  и Антарктику»

 

Цель: Создание условий для развития экологического мышления и творческого воображения в процессе ознакомления детей с миром природы Арктики и Антарктики.

 «Где-то на белом свете

Там, где всегда мороз,

Трутся спиной медведи,

 О земную ось.

Мимо плывут столетья,

Спят подо льдом моря.

Трутся спиной медведи – Вертится Земля».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arktika._shevchenko_e.v.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Путешествие в Арктику  и Антарктику»

Цель: Создание условий для развития экологического мышления и творческого воображения в процессе ознакомления детей с миром природы Арктики и Антарктики.

Задачи:

Формировать представления об особенностях природы и образе жизни животных Арктики и Антарктики.

Формировать познавательный интерес к исследовательской деятельности, учить проводить самостоятельно опыты.

Формировать умение строить предложения из нескольких слов, формируя из них короткий рассказ.

Учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных при помощи суффиксов.

Создать условия для расширения лексического словаря.

Развивать у детей конструктивно-творческие способности при выполнении заданий продуктивного характера.

Предварительная работа: беседа о животных Арктики и Антарктики.

Задания для совместной работы родителей с детьми – домашнее чтение рассказов о животных Арктики и Антарктики.

Материалы, оборудование: глобус, кусочки льда, ёмкость с водой, картинки животных Антарктиды, Арктики, аудиозапись, стаканчики с замерзшей и обычной землей, жирный детский крем.

Словарная работа: вечная мерзлота, вьюга.

Ход занятия:

Организационный момент.

 Звучит музыка «Где- то на белом свете»

 «Где-то на белом свете

Там, где всегда мороз,

Трутся спиной медведи,

 О земную ось.

Мимо плывут столетья,

Спят подо льдом моря.

Трутся спиной медведи – Вертится Земля».

Сегодня мы отправимся с вами туда, Где царит царство холода, снега и льда!

Звучит мелодия «Вьюга».

Воспитатель: Ребята, послушайте, какой звук вы слышите? (ответы детей)

Если мы слышим звук вьюги, значит наступила….  (зима)

Воспитатель: А вы знаете о том, что на свете есть такие места, где зима длится очень долго, а лето совсем короткое. Кто может назвать – как называются эти места? (ответы)

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Сначала мы полетим в Арктику, а потом посетим Антарктиду.

Чтобы нам в нашем путешествии не заблудиться, нам надо отыскать эти места на глобусе. Давайте вспомним, что такое глобус  (модель Земли).

Воспитатель показывает глобус

Воспитатель: Кто знает, что это такое?

Дети: глобус

Воспитатель: правильно! Это уменьшенная модель нашей планеты Земля.

Наша планета - это огромный  шар. Такой большой, что требуется много-много дней, даже месяцев, для того, чтобы объехать его вокруг.

II Основная часть.

Воспитатель: Сейчас я прочитаю вам стихотворение.

Короной снежной с двух сторон

Наш шар прекрасный окружен!

Два полюса, два братика-

Антарктика и Арктика

Воспитатель: На самом крайнем севере России расположена природная зона – Арктика.  Арктика – это зона островов, лежащая около северного полюса.

Антарктика включает в себя материк Антарктиду и прилегающие к Южному полюсу острова.

Воспитатель: А как вы думаете, можем ли мы в таком виде отправиться в такое путешествие? (нет, холодно)

Воспитатель: Правильно. Ведь не зря на глобусе Арктика и Антарктика обозначены белым цветом. Это царства …. Чего? (снега и льда.) Поэтому нам надо ….. (утеплиться.)

Игра-имитация «Одеваемся теплее»

Мы на север собираемся,

Потеплее одеваемся.

Надеваем мы штанишки,

Не замёрзли,  чтоб детишки.

Тёплые носки на ноги,

Не замёрзнуть,  чтоб в дороге.

Обуваем мы сапожки,

Не замёрзнут наши ножки.

Надеваем свитерок,

Чтоб от холода берёг.

Сверху - тёплое пальто –

Не замёрзнем ни за что!

Рукавички надеваем,

Шапочку не забываем.

Мягкий шарф в мороз согреет

Подбородок, грудь и шею.

Воспитатель: Молодцы, к путешествию готовы. Сначала мы отправимся на  север, в Арктику. На чём быстрее всего мы можем туда добраться? (на самолёте)

Дети под музыку «Песенка медведей» имитируют полет на самолете.

Воспитатель: Вот мы с вами и приземлились в Арктике.

Воспитатель: Кто расскажет нам о том, что же такое Арктика?

(Рассказ ребенка: Здесь находится Северный полюс. Здесь всегда мороз, снег, холодно. Солнце никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности Земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега. Поверхность Арктики покрыта льдом, толщина которого равна высоте трехэтажного дома. Это самое суровое место на Земле. Зимой наступает такое время, когда солнце вообще не всходит. Длится полярная ночь. Только бледный свет звёзд да луны освещает бескрайние снежные просторы. На зимнем арктическом небе можно видеть полярное сияние, одно из чудеснейших явлений природы. На смену полярной ночи приходит полярный день. И днём и ночью светит солнце. Только четыре месяца в году температура поднимается выше нуля градусов. Наступает короткое лето. Здесь очень трудно ходить)

Воспитатель: спасибо за такой интересный рассказ.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, на севере живёт кто-нибудь? (ответы)

Воспитатель: сейчас мы с вами поиграем в игру и проверим, что вы знаете об Арктике.

Воспитатель: А сейчас немного разомнемся, выходите на ковер.

Физкультминутка «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять.  (Загибают пальцы, начиная с большого)

Мы во двор пошли гулять.   (Идут, высоко поднимая колени.)

Бабу снежную лепили,         (Лепят снежок двумя ладошками.)

Птичек крошками кормили,  (Крошат хлебушек всеми пальцами.)

С горки мы потом катались,  (Приседают руки на поясе.)

А еще в снегу валялись.        (Наклоны туловища вправо – влево.)

Все в снегу домой пришли,   (Отряхивают ладони.)

Съели суп, и спать пошли.     (Едят ложкой, руку под щеку.)

Воспитатель: А сейчас – посмотрите, кто изображен на этой картинке? (белый медведь)

Воспитатель: Правильно, это белый медведь - Главный житель северных просторов. А кто расскажет нам о белом медведе?

(Рассказ ребенка: Белый медведь - это самый крупный хищник на земле. Медведь прекрасный пловец. Он охотиться за рыбой, тюленями и даже моржами. У Белого медведя густая беля шерсть и толстый слой жира, который предохраняет его от сильных морозов. Когда медведь вылезает из воды, он встряхивается.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете - почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз? Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, давайте проведём опыт.

Но сначала разделимся на команды (мешочек с кружочками разного цвета). Вам необходимо пройти за  столы, на которых находится кружок того же цвета, что и в вашей руке.

Опыт.

В ёмкость с водой опустить руку и тут же вынуть её. Посмотрите на неё внимательно. Она мокрая. А если бы ударил мороз, то вода превратилась бы во что? (корочку льда). Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром.

Снова опустите руку в воду и выньте. Что вы заметили?

Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. Если руку встряхнуть, эти капельки слетят. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лёд. Теперь попробуйте объяснить случай с белым медведем.

Шерсть белых медведей пропитана жиром.

Воспитатель: Из-за  холодной зимы земля здесь промерзает очень сильно, и поэтому в Арктике очень бедная растительность. Деревья и кустарники совсем низкие. Корни не проникают глубоко в землю, потому что оттаивает только верхний слой земли, всего несколько сантиметров, а глубже находится вечная мерзлота.

Чтобы лучше понять, что значит «земля промерзает», мы проделаем такой опыт. Мы проверим, как отличаются между собой обычная и замерзшая земля.

Опыт.

 (Подготовить по 2 стаканчика на пару детей с землей, один из двух стаканчиков был поставлен заранее за окно или в морозилку.)

Стаканчики ставятся перед парами детей, предлагается проткнуть почву деревянной палочкой (оказывается, что в замороженную землю воткнуть палку не получается.)

Затем наливаем воду в стаканчики. (в стаканчике с замороженной землей вода осталась на поверхности земли.)

 Таким образом, мы воочию увидели, что в промерзшей земле растениям выжить сложно.

Воспитатель: Вот мы и побывали в Арктике. А теперь летим в Антарктиду. Все готовы?

Дети под музыку «Пингвины»  (слова А.Горохова, музыка В. Купревич) имитируют полет на самолете.

Воспитатель:  Мы подлетели  к Южному полюсу.

Что вы видите? (снег, лёд)

А что это за ледяная гора плывёт по воде? (Айсберг)

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой айсберг огромный, как вы думаете он легкий или тяжелый? (ответы)

Воспитатель: Почему же он не тонет? (предположения)

Воспитатель: Предлагаю провести такой опыт – возьмем тарелочки с водой и поместим в них кубики льда – что вы видите? (ответы)

Воспитатель: Мы убедились, что лед легче воды и даже огромные глыбы льда в воде не тонут.

Айсберги также можно увидеть и в водах Арктики.

Воспитатель: Ребята, кто расскажет сейчас об Антарктиде?

(Рассказ ребенка: Антарктида включает в себя Южный полюс, добраться до неё можно на самолете или ледоколе. Люди там не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климат, жизнь животных. В Антарктиде проживают животные, которые смогли приспособиться к холодным климатическим условиям, в основном это пингвины и тюлени.)

Один из детей рассказывает выученный заранее стих:

Антарктида, Антарктида

Холодна ты даже с виду

Ты на глобусе цветном

Ледяным лежишь пятном.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, а сейчас отгадайте мои загадки  

Я недавно из яйца, и похож я на птенца. Что за птица моя мать?

Где ее мне отыскать? Я не гусь и не павлин. Догадайтесь - я ...(пингвин)

В Антарктиде кто живет, обожает снег и лед?

Вместо плюшек и конфет рыбку кушает в обед.

Ловит он ее весь день. С легкостью!

Ведь он - …(тюлень)

В синем море бьёт фонтан!

Чудо - юдо великан.

Наберёт водички в рот и фонтан из моря бьёт!

От волны он не бежит, обитает в море... (синий кит)

У китов - китовый ус, воду пробуют на вкус.

У других - зубастый рот. Кит зубастый - ...(кашалот)

Огромная морская птица.

Штормов и бури не боится.

Им не свернуть её с пути, она ведь всё равно летит.

Её чтут боцман и матрос. А птица эта - …(альбатрос)

Гимнастика для глаз:

Воспитатель: Давайте представим, что вы маленькие пингвинята и пошли погулять по берегу, но не забывайте, у вас есть злейший враг – поморник. Как только услышите крик, приближающего поморника вы должны присесть, замереть, и не двигаться, только глазами следить за птицей.

(Дети глазами следят за полётом чайки – вверх, вниз, по кругу)

Воспитатель: Вот мы и побывали в Антарктиде, я предлагаю вам теперь поиграть в игру «Назови животного и его детёныша»

(Цель: формировать умение образовывать новые слова с помощью уменьшительно – ласкательного суффикса.)

Я сейчас буду показывать вам картинки с изображением животного, а вы будете называть детеныша.

Медведь - медвежонок;

Тюлень – тюленёнок;

Морж – моржонок;

Кит – китенок;

Пингвин – пингвиненок;

Сова – совенок;

Итог занятия. Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы побывали с вами на полюсах нашей Земли. Узнали много нового. А сейчас возвращаемся домой.

Если дружно встать на ножки,

Топнуть, прыгнуть, не упасть,

То легко ребята смогут

Снова в детский сад попасть.

Беседа с детьми о том, что понравилось в занятии, какие моменты запомнились. Еще раз уточняем, что Арктика – это северный полюс, а Антарктика – южный.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический проект "Животный мир Арктики и Антарктики"

Методический проект "Животный мир Арктики и Антарктики" Расширить знания детей в познавательно-исследовательской области....

Презентация "Животный мир Арктики и Антарктики"

Ознакомление дошкольников с животным миром Арктики и Антарктики. Можно использовать во всех возрастных группах....

Проект «Животный мир Арктики и Антарктики»

Экологическое образование дошкольников – это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ...

Природа и живой мир Арктики и Антарктики

В любом месте, на земном шаре, есть ЖИЗНЬ!...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЦКМ «Животные Арктики и Антарктики»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЦКМ «Животные Арктики и Антарктики»Цель: дать детям представления об особенностях географического положения Арктики и Антарктики, ж...

Открытое занятие, презентация "Животный мир Арктики и Антарктики"

Ознакомление детей средней группы с животным миром Арктики и Антарктики....

Экологический проект «Обитатели Арктики и Антарктики»

Экологический проект в старшей группе детского сада....