Конспект занятия по познавательному развитию " По страницам Красной книги Тверской области"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе" По страницам Красной книги Тверской области"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему:  " По страницам Красной Книги Тверской области"

Ведущая образовательная область: познавательное развитие

Цель: знакомство детей с Красной книгой Тверской области и ее представителями, формировать у детей основы экологической культуры.

Задачи:

1. Образовательные:

- познакомить детей с Красной книгой, ее значением.

 - дать детям понятие, что такое охраняемые животные и растения.

- как загрязнение водоемов влияет на мех водоплавающих животных

- уточнить и закрепить знания о реках и озерах Тверской области

- закрепить знания о правилах поведения в природе

- обогащение и активизация словаря по теме

2. Развивающие:

- привить чувство сопереживания и интерес к проблемам окружающей природы, ее охраны, правильного поведения в природной среде

-развивать зрительное восприятие, логическое мышление, внимание, память.

-повышать речевую и мыслительную  активность

-развивать любознательность

3.Воспитательные:

-воспитывать доброжелательность, отзывчивость, любовь к природе

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми

Интеграция образовательных областей:

-познавательное развитие

-речевое развитие

-социально-коммуникативное развитие

-физическое развитие

Структура занятия( части и предполагаемое время):

1 часть: вводная- 5мин.

2 часть: основная -20мин.

3 часть: заключительная - 5 мин.

Резервное время 1-2 мин.

Методические приемы

-успокаивающие упражнения перед занятием

-игровые приемы( использование сюрпризного момента)

-наглядные приемы( использование иллюстраций)

-словесные(напоминания, указания, вопросы, индивидуальные ответы детей)

-решение проблемно-поисковых методов

-анализ занятия, поощрение.

Материал:

Демонстрационный: посылка с письмом, Красная книга, эмблемы, картинки с изображением животных и растений, занесенных в Красную книгу Тверской области, емкость с водой , емкость с растительным маслом, кисточки, кусочки меха, картинки с правилами поведения в природе.

Раздаточный: сигнальные карточки

Предварительная работа:

-проведение бесед о многообразии растительного мира

-отгадывание загадок по теме

-беседы об охране окружающей природе

-индивидуальная работа

Ход занятия

1 часть .Вводная.

Воспитатель:  Ребята, подойдите ко мне, пожалуйста. Рядом друг с другом становитесь, и друг другу улыбнитесь. А еще давайте улыбнемся нашим гостям, которые пришли к нам в гости, и поздороваемся. Молодцы!  

К нам  в детский сад сегодня почтальон принес необычную посылку. Давайте посмотрим, что же там находится? А там, ребята, письмо! От кого же оно? Давайте прочитаем и узнаем, кто нам эту посылку прислал.

Чтение письма:

Я седой старик

Называюсь Лесовик

Тверские леса я сторожу

За порядком я слежу.

"Дорогие ребята ! У нас может случиться большая беда! Есть у меня волшебная книга, в которую я записываю животных и растения, которые исчезают из моего леса". И вот беда, их становится все больше и больше. Но , к сожалению, все странички потерялись, и теперь я не знаю как мне быть? Помогите, пожалуйста,  восстановить утраченные страницы."

Воспитатель:  Как вы думаете, о какой книге говорится в письме?

Дети:  О Красной

Воспитатель:  А что такое Красная книга?  Ответы детей.

Воспитатель:  Что означает красный цвет, почему ее назвали Красной книгой.

Ответы детей.

2 часть . Основная

Воспитатель:  А лесовичок нам прислал Красную книгу Тверской области, поможем ему найти странички.  Для этого мы отправимся в научно-исследовательский центр, где вы будете юными учеными-экологами. Для того, чтобы попасть в этот центр, нам с вами необходима специальная одежда. Попрошу надеть специальные халаты и теперь мы с вами готовы.

Воспитатель:  "1 отдел,  который мы с вами посетим, это отдел, изучающий растительный мир."

Дети подходят к 1 столу, где лежит закрытый  конверт , внутри фотографии растений, занесенных в Красную книгу тверской области.  

Воспитатель: " Скажите, пожалуйста, что относится к растительному миру? "

Дети:  Деревья, кустарники, травы, ягоды , цветы.

Воспитатель: Чтобы открыть конверт и восстановить страницы, нам нужно с вами разгадать загадки:

1.  На зеленой хрупкой ножке

     Вырос шарик у дорожки,

     Ветерочек прошуршал

     И развеял этот шар ( одуванчик)

2.  Прилетает в гости к ней

      Стайка алых снегирей

      По ветвям они снуют

      Красны ягодки клюют. ( рябина)

3.  Клейкие почки

     Зеленые листочки,

     С белой корой

     Стоит под горой. ( береза)

4.  У меня длинней иголки

     Чем у елки

     Очень прямо я расту

     В высоту

     Если я не на опушке

     Ветки только на макушке. (сосна)

5.  На зеленом шнурочке белые звоночки ( ландыш)

 Открывается конверт, там страницы с растениями из Красной книги Тверской области. Краткое знакомство и рассматривание фотографий.

Воспитатель: " Следующий отдел - отдел животных.  Уважаемые коллеги, мы с вами попадаем в лабораторию, здесь нам предстоит провести эксперимент. Ребята, наши реки, озера загрязняются маслами, нефтью, мазутом.  "

Опыт  -  "Как влияют пятна нефти, масла  , мазута на мех водоплавающих животных". Сначала обмакнем мех в воду, посмотрим как вода легко скатывается с меха. Затем обильно смажем мех маслом с помощью кисточки. Вместо нефти используем растительное масло, потому что свойствами оно схоже с нефтью. теперь опускаем мех воду и видим, что ворсинки меха слипаются, загрязняются и теряют способность отталкивать воду, удерживать тепло и предотвращать контакт тела с водой, из-за этого животные могут погибнуть. Также мазут может попасть в желудок и глаза животного, что тоже приводит к его гибели.

Открывается конверт с картинками животных, занесенных в Красную книгу Тверской области. Краткое знакомство и рассматривание фотографии.

Воспитатель: 3 отдел-отдел птиц. Здесь мы с вами, ребята, вспомним голоса птиц.  Для этого поиграем в игру "Птицелов" (физкультминутка)

Играющие выбирают себе название птиц , крику которых они могут подражать. встают в круг, в центре - выбранный с помощью считалки, птицелов с завязанными глазами. Птицы бегают кружатся  и произносят:

 В лесу, лесочке,

На зеленом дубочке,

Птички поют.

Ой, птицелов идет!

Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются не месте и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Теперь он становится водящим. А птицелов становится птицей.  Игра проводится несколько раз.

Снова вскрывается конверт со страницами с изображением птиц из Красной

книги Тверской области. Краткое  описание 2-3 животных из Красной книги и рассматривание фотографий.

Воспитатель:  4  отдел - отдел рыб. В Тверской области много рек и озер.

На столе лежит карта Тверской области с условными обозначениями рек и озер.

Воспитатель:  Ребята, что на карте обозначено синим цветом?

Дети: Реки и озера.

Воспитатель: "Назовите реки и озера Тверской области.  

Ответы детей.

Открывается конверт фотографиями  рыб, которые занесены в Красную книгу Тверской области. Краткий рассказ о них и рассматривание картинок.

Все странички поэтапно вкладываются в книгу, которую прислал Лесовичок.

Воспитатель:  Все странички собраны, мы проделали большую работу. Ребята, а для того , чтобы редких животных и растений не становилось больше, чтобы не исчезали, что мы можем с вами еще сделать.

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, мы должны бережно относится  ко всему живому, соблюдать правила поведения в природе . И теперь мы поиграем в игру "Экологический светофор"  

" Я называю действие, а вы с помощью сигнальных карточек, показываете, можно так поступать или нельзя. Красная карточка - нельзя, зеленая - можно.

-дети сажают молодые деревца

-мальчик ломает ветки деревьев

-на коре дерева нацарапали ножом

-девочка рвет цветы

-люди пилят деревья

-громко слущать музыку в лесу

-разводить костер в лесу

-разрушать муравейник

-взрослые тушат пожар в лесу.

Все, что нельзя делать в природе, вывешивается на доске в виде картинок(знаков).

3 часть Заключительная.

Воспитатель:  "Ребята, вы все молодцы, хорошо справились со всеми заданиями. Давайте снимем нашу спец. одежду, и скажите , пожалуйста, что вам больше всего понравилось в нашем путешествии.( Ответы детей) О какой книге мы сегодня говорили? Как вы думаете, беречь нужно только те растения и тех животных, которые занесены в Красную книгу? Правильно, ребята, нужно беречь весь животный и растительный мир. И мы помогли лесовичку восстановить странички, которые он так тщательно собирал. Предлагаю продолжить нашу работу над Красной книгой нашей группы, будем узнавать, изучать, так как еще много животных и растений нуждаются в защите. А лесовичок  нисколько не сомневался, в том, что вы ему обязательно поможете, поэтому передал вам медали " Юный защитник природы". На этом наше занятие подошло к концу, всех благодарим  за работу."

 

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный конспект организации совместной деятельности «Путешествие по страницам Красной книги Ростовской области».

«Путешествие по страницам Красной книги Ростовской области»Цель: создание условий для понимания самоценности природы и осознанного применения правил поведения в живой природе в процессе знакомства с К...

Конспект НОД по познавательному развитию на тему: "Красная книга Мордовии"

Конспект НОД по познавательному развитию на тему: "Красная книга Мордовии" для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по экологическому развитию "Знакомство с Красной книгой Нижегородской области"

Знакомство детей старшей группы с животными и растениями занесенными в Красную книгу Нижегородской области...

Конспект организованной образовательной деятельности по ОО "Познавательное развитие" "По страницам Красной книги"

Закреплять знания детей о среде обитания животных, птиц, растений, занесенных в Красную книгу....

Экологический проект познавательной направленности «По страницам Красной книги Томской Области» для старших дошкольников

Проблема: недостаточный уровень знаний детей о животных и растениях, занесенных в Красную книгу. Отсутствие знаний о существовании Красной книги. Отсутствие у детей активно - действенного отношения к ...