Консультация для воспитателей "Развитие трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениями у дошкольников всех возрастных групп"
консультация по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Курникова Наталья Владимировна

Среди разнообразной деятельности детей на прогулке особое место занимает трудовая деятельность. Трудовые умения и навыки у детей очень хорошо совершенствовать в процессе ознакомления с природными явлениями

.На природе необходимо привлекать к труду каждого ребенка. Труд детей должен быть посильным, а инвентарь удобным и безопасным, соответствовать возрасту детей.

Необходимо формировать у детей желание трудиться на общую пользу, в процессе трудовой деятельности развивать дружеские взаимоотношения, ответственность за порученное дело, доводить начатое до конца. Особое внимание нужно уделять умению трудиться в коллективе, договариваться.

Первая младшая группа

На прогулке дети могут помочь взрослому убрать на дорожках осенние листья. В зимнее время их учат правильно обращаться с лопаткой, помогать в уборке снега. Взрослые в присутствии детей лепят несложные снежные фигурки, а затем все вместе украшают их цветными льдинками.

В уголке природы дети выполняют индивидуальные поручения воспитателя. Ухаживая за растениями, взрослый называет свои действия, рассказывает, как надо поливать цветы, привлекает к этому детей.

Вторая младшая группа

На прогулке дети выполняют трудовые поручения под руководством взрослого или вместе с ним; при этом воспитатель должен поощрять стремление детей выполнять те или иные трудовые действия, тем самым развивая у них желание трудиться. Можно организовать коллективный труд или труд по подгруппам. Следует учить детей трудиться рядом друг с другом, не мешая. При наличии в детском саду огорода осенью можно предложить им собрать листья в кучу, выдернуть морковь и т. п. ; прочитать стихотворение О. Поляковой «В огороде». В зимнее время года дети вместе с воспитателем могут расчищать дорожки от снега, счищать его со скамеек. Взрослый возводит снежные постройки, а дети наблюдают за работой и подвозят снег на санках. Все вместе украшают постройки (льдинками, печатками наносят узоры). Нужно показать детям, как делать из снега снежные комья, как мастерить снежные торты, пирожки, маленьких снеговиков; формировать желание самостоятельно лепить из снега.

В уголке природы воспитатель работает в присутствии детей и дает им индивидуальные поручения, состоящие из несложных действий (под присмотром взрослого взять корм, покормить животное, полить цветок из лейки и др.). Воспитатель показывает, как нужно выполнять различные действия, а дети сразу же повторяют за ним. Необходимо учить их правильно держать лейку, лить воду осторожно и аккуратно, протирать широкие плотные листья влажной тряпочкой. Важно формировать у детей желание помогать взрослому в уходе за животными и растениями: насыпать корм в кормушку, наливать воду в поилку, насыпать песок в клетку; наблюдать за взрослым, который сажает луковицу, а затем под его руководством сажать луковицу в стаканчик; развивать интерес к посадке растений: в присутствии детей пересаживать комнатные растения, комментируя свои действия.

В процессе наблюдений необходимо научить детей делать выводы о том, когда нужно накормить животных, полить растения, сменить воду в поилке.

Средняя группа

На природе следует продолжать воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться, закреплять умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения, договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания. Воспитатель приступает к формированию отношения к порученному заданию, то есть умения и желания доводить дело до конца, стремления все сделать хорошо. Педагог должен разъяснять детям значимость их труда и поощрять тех, кто проявляет инициативу в оказании помощи сверстникам и взрослым. Важно поощрять желание добиваться хороших результатов, например, зимой необходимо учить детей лепить снеговиков, проявляя самостоятельность и творчество, то есть украшать снежные постройки цветными льдинками или дополнять их природным материалом. Следует привлекать детей к подкормке зимующих птиц, учить их помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место, бережно к нему относиться; приучать к работе на огороде и в цветнике (посев семян, поливка, сбор урожая). В конце апреля можно предложить детям посеять семена гороха, а в начале мая посадить лук (дети делают лунки и кладут в них семена, формировать чувство удовлетворения от проделанной работы. Летом можно предложить прополоть лук под наблюдением воспитателя (дети могут работать по подгруппам, выполняя различные поручения). Целесообразно учить детей наблюдать за ростом растений и делать элементарные выводы; формировать у них желание собирать природный материал для поделок.

В уголке природы дети участвуют в посильном труде по уходу за растениями, птицами, рыбами, учатся поливать растения, протирать большие кожистые листья, опрыскивать их, обрезать сухие листья, рыхлить землю в цветочных горшках и чистить растения кисточкой, вместе с педагогом подкармливать растения удобрениями. Воспитатель закрепляет умение детей кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду и класть корм в кормушки (под его наблюдением). Следует поощрять стремление детей помогать друг другу и учить принимать помощь товарищей. Нужно приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время (воспитатель подробно и поэтапно рассказывает все, что необходимо делать). Дети пятого года жизни постепенно должны понять, для чего нужно трудиться (чтобы животные были сытыми, в клетке было чисто, растения хорошо росли). Необходимо закреплять стремления детей включаться в труд по собственной инициативе. Формировать желание ухаживать за растениями и животными. Воспитатель проводит опыты с водой, песком, снегом и учит детей наблюдать и делать соответствующие выводы.

Старшая группа

На природе воспитателю следует приобщать к труду каждого ребенка. Труд детей должен быть посильным, а инвентарь – настоящим (но соответствовать их возрасту). Необходимо закреплять привычку приводить в порядок инвентарь, который используется в процессе труда в природе. На участке детского сада дети могут вместе с воспитателем перекопать землю для грядок и цветочных клумб, летом поливать, полоть, рыхлить растения, осенью собирать урожай (дети пробуют на вкус выращенные овощи только в экологически чистых районах). Воспитатель подводит детей к пониманию того, что только с помощью труда человека растение развивается и дает плоды. Вместе со взрослыми дети могут развешать кормушки на участке детского сада, убирать ветки и сухие листья; сажать кустарники под зиму. Зимой вместе со взрослым дети могут очищать от снега дорожки, для утепления корней деревьев подгребать к ним снег; помогать малышам в уборке снега на участке; сооружать постройки из снега, расчищать и заливать дорожки для катания. Весной они могут посеять семена, высадить рассаду; летом – прополоть грядки и цветники.

В уголке природы дети вместе со взрослыми чистят клетки, моют поилки, меняют воду в аквариуме, готовят корм для животных, кормят рыбок, птиц, животных; пересаживают семена из грунта в цветочные горшки, ухаживают за срезанными цветами (смена воды, обрезка стебля, за комнатными растениями. Педагог учит детей устанавливать связи между состоянием растения и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений (листья высохли – недостаточно воды; листья бледнеют – не хватает света; растение слабое, растет медленно – не хватает питательных веществ). Продолжает воспитывать ответственность за содержание животных уголка природы и формировать желание самостоятельно ухаживать за ними. На занятии взрослый показывает посев овощных семян для выращивания рассады – помидоры и огурцы, знакомит с черенкованием комнатных растений. Закрепляет умения отражать свои впечатления об окружающем мире в рисунках.

Подготовительная к школе группа

В природе, как и ранее, осенью следует привлекать детей к сбору овощей на огороде, семян; пересаживанию цветущих растений из грунта в горшки для уголка природы; сбору осенних листьев. Зимой дети могут помочь взрослым сгрести снег к стволам деревьев и кустарников, выращивать зеленый корм для птиц и животных (обитателей уголка природы, делать снежные поделки (по схемам и чертежам). Весной нужно привлекать детей к посеву семян, летом – к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб. Воспитатель должен учить детей планировать свою работу, намечать последовательность действий, подбирать необходимые инструменты, оценивать результаты своего труда. При организации коллективного труда детей делят на подгруппы (каждая из них выполняет разные трудовые поручения, а результат получается общим). Коллективный труд – наиболее сложный для организации, поэтому воспитатель помогает детям разбиться на звенья, распределить обязанности между звеньями и внутри звена. Наблюдая труд детей, воспитатель сам выполняет какую-либо работу, дает указания и советы, при этом все реже показывает, а чаще объясняет, как нужно выполнить то или иное действие. Дети в этом возрасте могут выполнять длительные поручения: выращивать в горшке цветы в подарок, следить за клумбой; поддерживать чистоту и порядок во дворе своего дома, на участке детского сада; готовить землю для посадки однолетних растений, сеять на огороде семена моркови и укропа (семена смешивают с песком и высеивают в неглубокие бороздки).

В уголке природы дети продолжают выполнять поручения, связанные с уходом за животными и растениями, выполнять обязанности дежурных. Особое значение приобретает оценка деятельности детей, которые могут анализировать выполнение своих действий и действий товарищей. Задача воспитателя – направить детей прежде всего на положительную оценку, хотя необходимо подчеркнуть и недостатки, если они имелись в работе дежурных. Для оценки результата трудовой деятельности детей знакомят с пословицами и поговорками: «Человек трудится – земля не ленится», «Что посеешь, то и пожнешь», «Делу – время, потехе – час», «Делано наспех – сделано на смех», «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениями у дошкольников всех возрастных групп

Среди разнообразной деятельности детей на прогулке особое место занимает трудовая деятельность. Трудовые умения и навыки у детей очень хорошо совершенствовать в процессе ознакомления с природными явлениями

.На природе необходимо привлекать к труду каждого ребенка. Труд детей должен быть посильным, а инвентарь удобным и безопасным, соответствовать возрасту детей.

Необходимо формировать у детей желание трудиться на общую пользу, в процессе трудовой деятельности развивать дружеские взаимоотношения, ответственность за порученное дело, доводить начатое до конца. Особое внимание нужно уделять умению трудиться в коллективе, договариваться.

Первая младшая группа

На прогулке дети могут помочь взрослому убрать на дорожках осенние листья. В зимнее время их учат правильно обращаться с лопаткой, помогать в уборке снега. Взрослые в присутствии детей лепят несложные снежные фигурки, а затем все вместе украшают их цветными льдинками.

В уголке природы дети выполняют индивидуальные поручения воспитателя. Ухаживая за растениями, взрослый называет свои действия, рассказывает, как надо поливать цветы, привлекает к этому детей.

Вторая младшая группа

На прогулке дети выполняют трудовые поручения под руководством взрослого или вместе с ним; при этом воспитатель должен поощрять стремление детей выполнять те или иные трудовые действия, тем самым развивая у них желание трудиться. Можно организовать коллективный труд или труд по подгруппам. Следует учить детей трудиться рядом друг с другом, не мешая. При наличии в детском саду огорода осенью можно предложить им собрать листья в кучу, выдернуть морковь и т. п. ; прочитать стихотворение О. Поляковой «В огороде». В зимнее время года дети вместе с воспитателем могут расчищать дорожки от снега, счищать его со скамеек. Взрослый возводит снежные постройки, а дети наблюдают за работой и подвозят снег на санках. Все вместе украшают постройки (льдинками, печатками наносят узоры). Нужно показать детям, как делать из снега снежные комья, как мастерить снежные торты, пирожки, маленьких снеговиков; формировать желание самостоятельно лепить из снега.

В уголке природы воспитатель работает в присутствии детей и дает им индивидуальные поручения, состоящие из несложных действий (под присмотром взрослого взять корм, покормить животное, полить цветок из лейки и др.). Воспитатель показывает, как нужно выполнять различные действия, а дети сразу же повторяют за ним. Необходимо учить их правильно держать лейку, лить воду осторожно и аккуратно, протирать широкие плотные листья влажной тряпочкой. Важно формировать у детей желание помогать взрослому в уходе за животными и растениями: насыпать корм в кормушку, наливать воду в поилку, насыпать песок в клетку; наблюдать за взрослым, который сажает луковицу, а затем под его руководством сажать луковицу в стаканчик; развивать интерес к посадке растений: в присутствии детей пересаживать комнатные растения, комментируя свои действия.

В процессе наблюдений необходимо научить детей делать выводы о том, когда нужно накормить животных, полить растения, сменить воду в поилке.

Средняя группа

На природе следует продолжать воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться, закреплять умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения, договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания. Воспитатель приступает к формированию отношения к порученному заданию, то есть умения и желания доводить дело до конца, стремления все сделать хорошо. Педагог должен разъяснять детям значимость их труда и поощрять тех, кто проявляет инициативу в оказании помощи сверстникам и взрослым. Важно поощрять желание добиваться хороших результатов, например, зимой необходимо учить детей лепить снеговиков, проявляя самостоятельность и творчество, то есть украшать снежные постройки цветными льдинками или дополнять их природным материалом. Следует привлекать детей к подкормке зимующих птиц, учить их помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место, бережно к нему относиться; приучать к работе на огороде и в цветнике (посев семян, поливка, сбор урожая). В конце апреля можно предложить детям посеять семена гороха, а в начале мая посадить лук (дети делают лунки и кладут в них семена, формировать чувство удовлетворения от проделанной работы. Летом можно предложить прополоть лук под наблюдением воспитателя (дети могут работать по подгруппам, выполняя различные поручения). Целесообразно учить детей наблюдать за ростом растений и делать элементарные выводы; формировать у них желание собирать природный материал для поделок.

В уголке природы дети участвуют в посильном труде по уходу за растениями, птицами, рыбами, учатся поливать растения, протирать большие кожистые листья, опрыскивать их, обрезать сухие листья, рыхлить землю в цветочных горшках и чистить растения кисточкой, вместе с педагогом подкармливать растения удобрениями. Воспитатель закрепляет умение детей кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду и класть корм в кормушки (под его наблюдением). Следует поощрять стремление детей помогать друг другу и учить принимать помощь товарищей. Нужно приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время (воспитатель подробно и поэтапно рассказывает все, что необходимо делать). Дети пятого года жизни постепенно должны понять, для чего нужно трудиться (чтобы животные были сытыми, в клетке было чисто, растения хорошо росли). Необходимо закреплять стремления детей включаться в труд по собственной инициативе. Формировать желание ухаживать за растениями и животными. Воспитатель проводит опыты с водой, песком, снегом и учит детей наблюдать и делать соответствующие выводы.

Старшая группа

На природе воспитателю следует приобщать к труду каждого ребенка. Труд детей должен быть посильным, а инвентарь – настоящим (но соответствовать их возрасту). Необходимо закреплять привычку приводить в порядок инвентарь, который используется в процессе труда в природе. На участке детского сада дети могут вместе с воспитателем перекопать землю для грядок и цветочных клумб, летом поливать, полоть, рыхлить растения, осенью собирать урожай (дети пробуют на вкус выращенные овощи только в экологически чистых районах). Воспитатель подводит детей к пониманию того, что только с помощью труда человека растение развивается и дает плоды. Вместе со взрослыми дети могут развешать кормушки на участке детского сада, убирать ветки и сухие листья; сажать кустарники под зиму. Зимой вместе со взрослым дети могут очищать от снега дорожки, для утепления корней деревьев подгребать к ним снег; помогать малышам в уборке снега на участке; сооружать постройки из снега, расчищать и заливать дорожки для катания. Весной они могут посеять семена, высадить рассаду; летом – прополоть грядки и цветники.

В уголке природы дети вместе со взрослыми чистят клетки, моют поилки, меняют воду в аквариуме, готовят корм для животных, кормят рыбок, птиц, животных; пересаживают семена из грунта в цветочные горшки, ухаживают за срезанными цветами (смена воды, обрезка стебля, за комнатными растениями. Педагог учит детей устанавливать связи между состоянием растения и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений (листья высохли – недостаточно воды; листья бледнеют – не хватает света; растение слабое, растет медленно – не хватает питательных веществ). Продолжает воспитывать ответственность за содержание животных уголка природы и формировать желание самостоятельно ухаживать за ними. На занятии взрослый показывает посев овощных семян для выращивания рассады – помидоры и огурцы, знакомит с черенкованием комнатных растений. Закрепляет умения отражать свои впечатления об окружающем мире в рисунках.

Подготовительная к школе группа

В природе, как и ранее, осенью следует привлекать детей к сбору овощей на огороде, семян; пересаживанию цветущих растений из грунта в горшки для уголка природы; сбору осенних листьев. Зимой дети могут помочь взрослым сгрести снег к стволам деревьев и кустарников, выращивать зеленый корм для птиц и животных (обитателей уголка природы, делать снежные поделки (по схемам и чертежам). Весной нужно привлекать детей к посеву семян, летом – к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб. Воспитатель должен учить детей планировать свою работу, намечать последовательность действий, подбирать необходимые инструменты, оценивать результаты своего труда. При организации коллективного труда детей делят на подгруппы (каждая из них выполняет разные трудовые поручения, а результат получается общим). Коллективный труд – наиболее сложный для организации, поэтому воспитатель помогает детям разбиться на звенья, распределить обязанности между звеньями и внутри звена. Наблюдая труд детей, воспитатель сам выполняет какую-либо работу, дает указания и советы, при этом все реже показывает, а чаще объясняет, как нужно выполнить то или иное действие. Дети в этом возрасте могут выполнять длительные поручения: выращивать в горшке цветы в подарок, следить за клумбой; поддерживать чистоту и порядок во дворе своего дома, на участке детского сада; готовить землю для посадки однолетних растений, сеять на огороде семена моркови и укропа (семена смешивают с песком и высеивают в неглубокие бороздки).

В уголке природы дети продолжают выполнять поручения, связанные с уходом за животными и растениями, выполнять обязанности дежурных. Особое значение приобретает оценка деятельности детей, которые могут анализировать выполнение своих действий и действий товарищей. Задача воспитателя – направить детей прежде всего на положительную оценку, хотя необходимо подчеркнуть и недостатки, если они имелись в работе дежурных. Для оценки результата трудовой деятельности детей знакомят с пословицами и поговорками: «Человек трудится – земля не ленится», «Что посеешь, то и пожнешь», «Делу – время, потехе – час», «Делано наспех – сделано на смех», «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарии летних мероприятий с дошкольниками всех возрастных групп «ЗДРАВСТВУЙ, ЛЕТО!», "День защиты детей".

Звучит веселая музыка, все собираются на спортивной площадке. Сегодня мы собрались вместе, чтобы поговорить о лете.         Порядок свой имеет все на свете...

Подвижные игры для дошкольников всех возрастных групп

Подвижные игры для дошкольников  всех возрастных групп ввиде шпоргалок для воспитателя...

Методика проведения утренней гимнастики для дошкольников всех возрастных групп.

В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.Физическая нагрузка возрастает постепенно: достигнув наивысшей величины во время прыжко...

"Масленица" - праздник для дошкольников всех возрастных групп на улице

Масленица проводится на улице с использованием ширмы с персонажами Петрушка и Матрена. Голос Петрушки записывала на программе audacity.ruПредлагаю музыкальный материал, подобранный в интеренете с...

Актуальность,методы и приемы ознакомления детей с трудом взрослых во всех возрастных группах.

Актуальность, содержание бесед и экскурсий по ознакомлению с трудом взрослых во всех группах в д/с....

Математические игры для дошкольников всех возрастных групп

Дидактические математические игры — средство расширения представлений об окружающем мире. В ходе занятий дети учатся нахождению причинно-следственных связей, анализу и сравнению объектов п...

Увлекательная техника рисования манкой для дошкольников всех возрастных групп или манкография.

Рисование манной крупой — несложное и интересное занятие, которое нравится дошкольникам всех возрастов. Заниматься с ребенком может педагог и родитель в домашней обстановке. Манка — недоро...