Конспект занятия «Где можно найти воздух?»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Хайруллина Наиля Давлятгалиевна

План-конспект НОД в средней группе по теме «Где можно найти воздух?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_vozdukh.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательно – исследовательской деятельности в средней группе по теме

«Где можно найти воздух?».

Цель: создавать условия для расширения представлений детей о  свойствах воздуха.

Задачи:

образовательные: 

- расширять представления детей о свойствах воздуха, используя опыты и эксперименты; (познание).

-обогащать словарь детей, лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты (речевая область). 

• развивающие:

- развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность детей;

- развивать свободное общение со взрослым и сверстниками в процессе проведения опытов;

• воспитательные:

- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности, поддержка инициативности и самостоятельности детей;

- закрепить навыки взаимодействия в коллективе, в группе (социально-коммуникативная область).

Предварительная работа: использование множества дыхательных игр:

сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки;

дуть на легкие шарики, карандаши,  дуть на плавающих в тазу уточек, кораблики, цветочки; обсуждение и фиксация правил, которым нужно следовать в ходе образовательной деятельности.

Материалы и оборудование: мяч, прозрачная банка, картонный кубик, фломастеры, полиэтиленовые пакеты, стаканчики, горошины, трубочки для коктейля, лук, лимон, апельсин, ножик.  

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент. Игра в кругу «Интересный мир». Тема: «Животные»

Я знаю, в мире много есть,

Есть много интересного!

Не только интересного,

Но и чуть-чуть полезного!

Воспитатель называет определенные действия (глаголы) и детям предлагается ответить:  кто или что способно выполнить это действие.

Глаголы: ходит, плывет, ползает, летает.

Воспитатель: У нас сегодня в гостях не игрушка, не сказочный герой, а настоящий кусочек Вселенной в небольшой баночке. Отгадайте загадку:

Он нам нужен чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать

С нами рядом каждый час

Но не видим он для нас.

Дети: Воздух

Воспитатель показывает детям пустую прозрачную банку.  

- Что находится внутри этой банки?

- Ребята, а как нам проверить, есть ли что-нибудь внутри этой банки? (открыть, потрогать банку изнутри рукой).

- Значит там ничего нет?! (обсуждение)

- А вам интересно узнать, где можно найти воздух?

Тогда, я вас приглашаю в одно интересное помещение, где нам предстоит делать опыты, как настоящим учёным. Как вы думаете,  как оно называется? (Лаборатория). 

- А что такое лаборатория?

- Правильно, это помещение, где проводят различные опыты и эксперименты. Отныне, я буду называть вас называть «коллеги».

Уважаемые коллеги, присаживайтесь на стульчики. (Садятся на стулья).

- Как и все образованные люди научной среды при выполнении таких ответственных дел мы должны следовать определенным правилам. Как вы думаете, какие это будут правила? Только самые важные. А давайте, попробуем их сформулировать и зарисовать на этом кубике.

Обсуждение правил и  рисование пиктограмм.

Например:

  1. Соблюдать тишину. Шум навредит эксперименту!
  2. Бережно обращаться с оборудованием.
  3. Поработал – убери все на место!
  4. Др. варианты…

- Уважаемые коллеги, а как вы думаете, сейчас вокруг нас есть воздух? Почему? Вы видите воздух вокруг нас?

Дети: нет, не видим.

- Если мы его не видим то он какой?

Дети: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный.

Воспитатель: Невидимый, может его и  нет?! Уважаемые коллеги, я тоже воздух не видела. Может, у Вас получится доказать, что этот самый воздух всё таки есть. Что Вы предлагаете?

Варианты детей

- А чтобы что-то можно было внимательно рассмотреть, нужно смотреть только на этот предмет!  Его надо поймать! Хотите, я вас научу ловить воздух?

Дети: Да!

Воспитатель: Давайте подойдём к нашим рабочим местам. Что у  вас лежит на столе?

Дети: Полиэтиленовые пакеты.

Опыт № 1 (с полиэтиленовым пакетом).

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовые пакеты. Какие они?

Дети: Пустые, мятые и т.д.

Воспитатель: Спокойно наберите воздух через нос и медленно выдохните его в пакет, а потом аккуратно заверните его, чтобы он не сдулся.

- Что произошло с пакетом? Его внешний вид изменился?

Дети: толстый, надутый.

Воспитатель: Почему он таким стал? Что наполнило пакет? (Варианты детей).

- Конечно, мы наполнили пакет воздухом. Мы увидели воздух?

(Нет, но мы его поймали – он есть).

Опыт №2. На столе у каждого ребёнка стаканчик с водой, на дне лежат горошинки, стоят трубочки для коктейля.

Воспитатель: А теперь перейдем к опыту №2.

-Что вы видите в стаканчиках?

Дети: Воду

Воспитатель: Какая вода?

Дети : Прозрачная

Воспитатель: Что лежит на дне стаканов?

Дети: Горошины

Воспитатель: Хотите оживить горошины? Что нам поможет в этом?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Что для этого нужно сделать?

Дети: Подуть в трубочки.

Воспитатель: Что происходит?

Дети: появились пузырьки.

Воспитатель: Это воздух. Мы снова его увидели. А что же делают наши горошины?

Дети: Двигаются.

Воспитатель: Что же нам помогло оживить горошины?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Ну конечно же, это воздух. Мы его не только нашли, но и увидели, как он заставил двигаться горошины.

Опыт №3. Дети подходят к столу, на котором на тарелочке лежат продукты: лимон, апельсин, лук.

Воспитатель: Коллеги, а у воздуха есть запах?

Дети: Нет

Воспитатель: Подойдите к моему столу и посмотрите, что на нем лежит.

Дети: лимон, апельсин, лук.

- А что произойдет, если мы разрежем эти продукты?

Сначала лимон – кислый, апельсин – сладкий, лук – острый, горький запах.

- Эти запахи отличаются друг от друга? Что изменилось в нашей группе?

(Изменился запах. Изменился воздух. Он ничем не пах, а теперь пахнет).

- Так к какому выводу мы можем придти? Сам по себе воздух имеет запах? Нет. 

- Он только его переносит. Вот такой уникальный предмет мы сегодня с вами  исследовали и сделали про него множество новых открытий. А теперь, я вам предлагаю продолжить исследовательскую работу самостоятельно по теме «Птицы» и поможет вам в этом новая настольная игра. Делу - время, потехе час, пора превращаться в ребят и возвращаться в группу.

- Ребята, а вы заметили, что я с вами сегодня как-то по-особенному разговаривала?

- Какие слова вы услышали в первый раз? Какие слова были для вас новыми, незнакомыми, малознакомыми?

-  Понравились вам опыты? Кому из вас, какой опыт понравился больше всего? (дети отвечают).

-Сегодня мы узнали много интересного. А что именно?  

Вокруг нас везде есть воздух.

Мы с вами дышим воздухом.

Воздух может быть и под водой и  заставить двигаться горошины.

- Воздух невидим, но его можно найти разными способами.

- С воздухом можно играть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Поможем птичке найти друзей".

Конспект занятия по конструированию для детей старшей группы ДЦП....

Конспект занятия " Помоги ёжику найти домик"

Конспект по художественно- эстетическому развитию с учётом ФГОС....

Конспект занятия "Помоги ёжику найти свой домик" подготовительная группа

Конспект по художественно- эстетическому развитию по фгос на тему "Помоги ёжику найти домик" в подготовительной группе....

КОНСПЕКТ ООД "Где можно найти свое отражение?"

Главная задача современного образования не только сообщение знаний, а в первую очередь развитие у ребенка потребности и способности эти знания добывать. В основе эксперементальной деятельности дошколь...

День доброты в первой младшей группе «Радуга». Конспект занятия: «Поможем Мишке найти друзей»

Конспект занятия: «Поможем Мишке найти друзей»Задачи: Знакомить детей с животными. Развивать речь детей. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, к игрушкам. Формиров...

Конспект занятия «Поможем птичке найти свой дом» с детьми 1 младшей группы

Программное содержание:Упражнять в ходьбе стайкой, ходьбе по прямой дорожке, ходьбе с перешагиванием предметов, ходьбе по ребристой дорожке, беге врассыпную, подъему и спуску с лесенки-горки. Упражнят...

Конспект занятия "Поможем Золушке найти туфельку"

занятие по социализации в подготовительной группе...