План кружковой работы «Юный исследователь»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
формирование познавательных интересов детей через опытно – экспериментальную деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_v_podg.gr_.4.docx | 34.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5
«Цветик _Семицветик»
План кружковой работы
подготовительной группы
на2019-2020уч.год
«Юный исследователь»
(опытно – экспериментальная деятельность)
Составители: Саляхова И.А.
г. Кировград
Пояснительная записка
Что я слышу – забываю
Что я вижу – я помню.
Что я делаю – я понимаю.
(Конфуций)
Программа кружковой работы «Юный исследователь» разработана на основе программы С. Н. Николаевой «Юный эколог».
Актуальность программы
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.
Формирование у дошкольников познавательного интереса в различных областях знаний и видах деятельности является одной из важнейших задач развития дошкольника. Именно уровень развития познавательной деятельности ребенка определяет готовность к усвоению школьной программы. Познавательные интересы формируются не сразу, поэтому очень важно уделять должное внимание их развитию в дошкольном детстве.
Метод экспериментирования один из эффективных методов познания закономерностей, явлений и становления основ культурного познания ребёнком окружающего мира. Достоинством этого метода является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопления умственных умений. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах окружающего мира. В процессе эксперимента активизируются мыслительные процессы, обогащается память, данный вид работы вызывает у ребенка интерес к изучению чего - то нового, к дальнейшему исследованию природы, что соответствует условиям формирование познавательного интереса с учетом ФГОС ДО.
В большей части экспериментирование относится к познавательному и речевому развитию. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет исследовать, изучать, открывать новое, проявлять любознательность, способствует развитию аккуратности, ответственности, последовательности, что соответствует требованиям реализации стандарта и обусловливает актуальность данной работы.
Дошкольникам свойственно наглядно – действенное и наглядно - образное мышление, следовательно, метод экспериментов соответствует возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим.
О преимуществах данного метода говорили многие выдающиеся педагоги и психологи как: Я.А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Л. С. Выготский и многие другие. Знания добытые самостоятельно осознанные и более прочные.
Понимая значения опытно – экспериментальной деятельности для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка для детей подготовительного дошкольного возраста.
Программа кружка разработана с учетом Федерального Государственного Образовательного Стандарта, вступившего в силу 1 января 2014 года, и Примерной основной образовательной программой ДОО «От рождения до школы».
Цель программы: формирование познавательных интересов детей через опытно – экспериментальную деятельность.
Задачи:
- создать условия для экспериментальной деятельности;
- формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
- расширять перспективы развития поисково – познавательной деятельности детей;
- познакомить с различными свойствами веществ, основными физическими явлениями, видами и характеристиками движения;
- упражнять детей проводить элементарные опыты;
- развитие психических процессов: внимание, память, мышление, воображение;
- стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации;
- развить речь, пополнить словарный запас;
- формировать способность анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное умение выдвигать предположения, устанавливать причинно – следственные связи и делать выводы;
- развитие аккуратности, ответственности и последовательности;
- воспитание самостоятельность
- развить интерес к изучению нового.
Программа рассчитана на 1 год обучения, вподготовительной к школе группе.
Одно занятие в неделю, во второй половине дня продолжительностью 20-25 минут.
Форма организации:
- непосредственно-организованная деятельность;
-совместная деятельность;
-самостоятельная деятельность.
Количество детей – 17
Место проведения:
- групповая комната;
- участок;
-прилегающая территория детского сада.
Методические приемы:
- наблюдения;
- создание проблемных ситуаций;
- экспериментирование;
- рассказы, сказки, загадки, стихи, поговорки;
- дидактические игры;
- моделирование;
- трудовые поручения.
Формы работы:
- занятия путешествия;
- занятия – эксперименты;
- целевые прогулки;
- циклические наблюдения;
- проектная деятельность;
-трудовая деятельность;
Ожидаемые результаты реализации программы кружка:
- совершенствовать умение определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов;
- самостоятельно (на основе моделей) проводить опыты с веществами;
- развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей и взаимообусловленностей.
Календарно – тематическое планирование на 2017-2018 учебный год
Месяц | Неделя | Тема | Программное содержание | |
Сентябрь | 1 | «Детская лаборатория» | Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Дать представления о правилах поведения в детской лаборатории. | |
2 | «Наши помощники - органы чувств» | Определить значимость органов чувств (уши, язык, глаза, нос). | ||
3 | «Необычные кораблики» | Выявить особенности веса различных предметов. Подвести к пониманию понятий: тяжелый – легкий, летает – не летает, плавает – тонет. | ||
4 | «Волшебная вода» | Познакомить с основные свойства воды (нет вкуса, запаха и цвета, формы), текучесть и прозрачность воды | ||
Октябрь | 1 | «Вода – растворитель» | Выявить вещества, растворяющиеся в воде. Познакомить с понятием растворимость. | |
2 | «Воздух» | Познакомить с основными свойствами воздуха: нет формы, невидимый, воздух может перемещаться и содержится в различных предметах. | ||
3 | «Звук» | Познакомить с основными свойствами звука: сила звука, источник звука, звонкий - глухой | ||
4 | «Волшебный свет» | Познакомить со свойствами света. Понять значения: прозрачный, непрозрачный, полупрозрачный, образование теней, яркость света. | ||
Ноябрь | 1 | «Что такое масса, длина и высота» | Показать, что предметы бывают тяжёлые – легкие, длинные – короткие, высокие – низкие. | |
2 | «Песок» | Выявить значение почвы | ||
3 | «Глина. Камень» | Выявить сходства и различие свойств глины и камня. Изготовление игрушки из глины. | ||
4 | «Соль. Сахар» | Познакомить со свойствами соли и сахара. Использование соли, сахара в быту. | ||
Декабрь | 1 | «Почва» | Выделить основные свойства мокрого и сухого, откуда берётся песок, способность впитывать жидкости. | |
2 | «Само удивительное вещество на земле» | Установить зависимость изменений в природе от сезона. Снег – вода. Выделить основные свойства снега и льда. Наблюдение за сосульками. | ||
3 | «Дерево» | Познакомить со свойствами дерева: не тонет в воде, дерево легче металла, как узнать, сколько лет дереву. | ||
4 | «Бумага» | Познакомить с основными свойствами бумаги (рвется, режется, намокает, издаёт звук). Изготовление игрушки из бумаги. | ||
Январь | 1-2 | «Ткань» | Познакомить со свойствами ткани: впитывает воду, не рвется, не мнётся, режется. | |
3-4 | «Стекло» | Познакомить с основными свойствами и качествами стекла. Виды стекла. Увеличительное стекло | ||
Февраль | 1 | «Зеркало» | Выявить особенности отражение в зеркале. | |
2 | «Мыло-фокусник» | Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность. Делаем мыльные пузыри | ||
3 | «Резина» | Познакомить со свойствами резины и её качествами | ||
4 | «Пластмасса» | Познакомить с пластмассой с её свойствами и качествами. | ||
Март | 1 | «О мире растений» | Определить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений | |
2 | «Как дышат растение» | Определить какие части растения участвуют в дыхании, нужен ли корешкам воздух, установить, что растение выделяет кислород | ||
3 | «Строение, значение, функции и видоизменения частей растения» | Функции корней, строение растений, испарение влаги с листьев, взаимосвязь между структурной поверхностью листьев и потребностью их в воде | ||
4 | «Солнце дарит нам тепло и свет» | Дать детям представления о том, что Солнце является источником тепла и света. Познакомить с понятием «световая энергия». Показать степень ее поглощения разными предметами, материалами. | ||
Апрель | 1 | «Дружба красок» | Определить свойства красок, их смешивание. Рисование красками. | |
2 | «Металл» | Познакомить с металлом, его качествами и свойствами | ||
3 | «Магнит» | Познакомить с магнитом. Выявить предметы, которые притягиваются, на каком расстоянии и установить силу притяжения через различные материалы. | ||
4 | «Цветы в вазе» | Установить какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении. | ||
Май | 1 | «Вес, притяжение» | Определить, почему все падает на землю. | |
2 | «3 состояния вещества» | Выяснить, что вещество может быть в трёх агрегатных состояниях: жидкое, твердое и газообразное | ||
3 | «Секретные записи» | Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка. Развивать у детей самостоятельность. | ||
4 | «Все обо всем» | Итоговое занятие. Обобщить знания и навыки экспериментирования. |
Список литературы:
- Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
- Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 144 с. (Серия «Программа развития»)
- Козлова С. А. парциальная программа «Я - человек» 2012 г.
- Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 -112 с.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.
- Рыжова Н. А. Воздух-невидимка.: пособие по экологическому образованию дошкольников. ‒ М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 128 с. : ил.
- Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 208 с.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для среднего и старшего дошкольного возраста». Издательство: "Детство-Пресс" (2015)
Можно взять эту программу кружка
2 год обучения
2017-2018 учебный год
Месяц | Неделя | Тема | Программное содержание | |
Сентябрь | 1 | |||
2 | «Вода бывает тёплой, холодной, горячей» | Дать понять, что в водоёмах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры в водоёмах живут разные растения и животные. | ||
3 | «Водяные весы» | Познакомить с изготовлением и работой водяных весов; закрепить знания о том, что при погружении в воду предметов, уровень воды поднимается. | ||
4 | «Поможем воде стать чистой» | Выяснить, почему вода бывает грязной. Показать некоторые из способов очитки воды | ||
Октябрь | 1 | «Делаем облако» | Продемонстрировать, как получаются облака; дать понять, как образуется дождь. | |
2 | «Растущие малютки» | Выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы. | ||
3 | «Свет и тень» | Понять, как образуется тень, её зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение | ||
4 | «Волшебный круг» | Продемонстрировать образование белого цвета на слиянии семи цветов спектра | ||
Ноябрь | 1 | «Радуга на стене» | Познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета | |
2 | «Необычное рисование» | Показать возможность использования для создания картины различных природных материалов. | ||
3 | «Кислород и пламя» | Выявить, что при горении изменяется состав воздуха, что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения огня. | ||
4 | «Упрямы предметы» | Знакомство с инерцией | ||
Декабрь | 1 | «Вкусовые зоны языка» | Помочь определить вкусовые зоны языка; поупражняться в определении вкусовых ощущений; доказать необходимость слюны для ощущения вкуса. | |
2 | «Откуда берётся голос?» | Помочь понять причины возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи. | ||
3 | «Влажное дыхание» | Понимать и объяснять зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы (природно-климатической зоны) | ||
4 | «Изготовление цветных льдинок» | Закрепить знания агрегатных состояний вещества на примере воды. Выявить свойства и качества воды в различных агрегатных состояниях | ||
Январь | 3 | «Где рождается снег» | Дать представление о том, где и как рождается снег, какую роль играет в жизни природы зимой | |
4 | «Полярное сияние» | Понимать, что полярное – действия магнитных сил Земли. Совершенствовать умение работать с различными материалами. | ||
Февраль | 1 | «Вырастим кристаллы» | Формировать умение делать насыщенный солевой раствор и путем испарения воды получать кристаллы соли. | |
2 | «Появление островов» | Познакомить детей с понятием остров с понятием «остров», причинами его образования: движением земной коры, повышением уровня моря. | ||
3 | «Появление гор» | Познакомить с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор. Научить детей самостоятельно изготавливать соленое тесто | ||
4 | «Плавление парафина» | Уточнить знания детей о материалах, из которых изготавливают свечи, их качествах. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с парафином и на его основе подвести детей к самостоятельному выводу о физических свойствах парафина | ||
Март | 1 | «Путешествие капельки» | Познакомить с круговоротом воды в природе. Объяснить причину выпадения осадков в виде снега. Доказывать правильность своего мнения. Сравнить свойства воды, льда, снега; выявить особенности их взаимодействия. Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска. | |
2 | «Как не обжечься?» | Выяснить, что предметы из разных материалов нагреваются по – разному (теплопроводность) | ||
3 | «Мир ткани» | Выявить сходство и различия видов тканей и учетом их применения | ||
4 | «Мир металлов» | Называть разновидность металлов, сравнивать их свойства. Способы их использования | ||
Апрель | 1 | «Мир пластмасс» | Узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмасс, сравнивать их свойства. | |
2 | «Скорость звука» | Выявить особенности передачи звука на расстояние | ||
3 | «Почему комар пищит, а шмель жужжит» | Выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука) | ||
4 | «Необычная картина» | Действие магнитных сил | ||
Май | 1 | «Что такое молния» | Познакомить с понятием «электричество», «электрический ток». Сформировать основы безопасного обращения с электричеством. Объяснить причину возникновения молнии. | |
2 | «Волшебная расческа» | Знакомство со статическим электричеством | ||
3 | «Поющая струна» | Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов (с помощью линейки, натянутой струны) Выяснить причины ослабления звука. Подвести к пониманию возникновения эха (звук отражается от твердых предметов). | ||
4 | «Какими мы были исследователями?» | Итоговое занятие. Обобщить знания и навыки экспериментирования. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План Кружковой работы "Юный эколог".
Цель:- воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе;- формирование представлений о самоценности природы, эмоциональному, п...
Перспективное планирование кружковой работы "Юные исследователи"
План работы экспериментальной деятельности....
Перспективный план кружковой работы «Юные исследователи»
Дети очень любопытны, им всегда надо что - то исследовать, поэтому они любят посещать мой кружок "Юные исследователи"...
План кружковой работы «Юный эколог» на 2016-2017учебный год. для детей второй младшей - средней группы «Пчёлка».
План кружковой работы....
План кружковой работы "Мы исследователи"
Перспективное планирование на год...
Программа кружковой работы «Юные исследователи» в старшей группе
laquo;Прежде чем давать знания, надо научить ...
ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ «ЮННЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
АктуальностьГлавное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изу...