В стране ста тысяч вышивок
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Конспект занятия по приобщению детей к культуре чувашского народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_strane_sta_tysyach_vyshivok.docx28.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по приобщению детей к культуре чувашского народа

«В стране ста тысяч вышивок»      (средняя группа)

                                                                             Подготовила: воспитатель МБДОУ

                                                                  «Детский сад №27«Рябинка»

                                                                                           г. Новочебоксарска Чувашской Республики

Задачи:

  - Познакомить детей с историей, традициями чувашского народа, с его прошлым. Расширять представление детей об особенностях культуры, быта чувашского народа. Познакомить со смысловым значением чувашских узоров.

  - Познакомить детей с орнаментальными образами – символами солнца, дерева, дома, животных  через чувашское декоративно – прикладное искусство. Упражнять детей в сочетании цветового соотношения в рисовании чувашских узоров.

  -  Развивать интерес к родному языку и навыкам речевого общения, упражнять в правильном произношении чувашских слов: хевел – солнце, херле - красный,  сара – желтый, симес – зеленый, кавак – синий, шура – белый, хура – черный.

  - Стимулировать самостоятельность в своей работе, поощрять творческий подход. Воспитывать чувство принадлежности к определённой культуре, интерес к искусству родного края  через рассматривание чувашской вышивки. Формировать интерес к декоративно – прикладному искусству чувашского народа.

Материалы и атрибуты:

  Презентация «Узоры земли Чувашской», чувашский национальный костюм,  карточки с изображениями чувашских узоров, иллюстрации с изображениями женщин в чувашских национальных костюмах, иллюстрации герба и флага Чувашской Республики, телевизор, цветные карандаши, шаблоны чувашского узора солнца, музыкальное оформление.

Предшествующая работа:

Рассматривание картинок, иллюстраций, альбомов с предметами чувашского народного декоративно – прикладного искусства. Чтение сказок и  легенд из чувашского устного народного творчества. Использование чувашских подвижных, малоподвижных игр.

Методы и приемы:

1.    Организационный момент.

2.     Беседа и рассматривание чувашского национального костюма и узоров.

3.     Отгадывание загадок и  рассматривание иллюстраций.

4.     Игра «Иголочка и ниточка» (физкультминутка).

5.     Ситуация «Творческая мастерская».

6.     Рефлексия.

7.     Выставка чувашских узоров.

8.     Презентация «Узоры земли Чувашской».

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Звенит колокольчик. Воспитатель собирает детей.

Ребята, скажите, где мы сейчас находимся? (в группе). А скоро мы окажемся в другом месте. Хотите? (да). Но для начала покажите мне на карте нашу страну – Россию (дети показывают на карте). Большая наша страна? (да). Да, наша страна самая большая страна в мире, и в ней много республик, таких,  как наша республика. А как называется наша Республика? (Чувашия). Правильно, Чувашия. А чем же славится Чувашия? (вышивкой). Молодцы, ребята. А вышивки состоят из узоров. Вот в эту страну узоров мы сейчас и отправимся. Давайте, усаживаемся на стульчики.

2.    Рассматривание чувашского национального костюма и узоров.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, какая необычная  одежда!  Как вы думаете, как называется этот наряд? (чувашский национальный костюм). Я хочу вам показать и рассказать про этот красивый чувашский наряд. Посмотрите, что тут есть? (фартук, платье, повязка). Платье –  кепе,  фартук – саппун, повязка – писиххи. Полотенце у нас называется – алшалли.

Все, что вы видите, это вышито руками. Вышивку чаще выполняли на белом фоне. Узоры вышивали нитками красного, желтого, реже зеленого, синего, черного цветов. Давайте вспомним цвета на чувашском языке. Я покажу вам карточки с цветами, а вы эти цвета скажете на чувашском языке.

 Игра «Угадай цвет»

Красный – херле, желтый – сара, зеленый – симес, синий – кавак, белый – шура, черный – хура.

   Молодцы, ребята. Все правильно.    

А вы знаете, что каждый цвет что-то символизировал. Послушайте, пожалуйста, вот такое стихотворение:

Вышивает белый холст до зари. Словно лучиками звёзд – посмотри!

 Красный шёлк – любовь и кровь, и слова. Шёлк зелёный – мир дубрав да трава.

Ладит жёлтый с голубым на холсте – Небо с солнцем золотым в высоте,

Чёрный шёлк кладёт она – всё верней: Мол, земля черна? Черна, шёлк черней…

        Давайте вспомним, что символизирует желтый цвет (солнце), красный цвет(кровь и любовь), зеленый (трава), голубой  (небо), черный (земля)?Молодцы.

Сейчас будем рассматривать чувашские узоры на этом изделии. Как вы думаете, для чего вышивали эти узоры? (варианты детей). Чуваши считали, что вышивка бережет человека от болезней и бед. Вышивкой чуваши украшали женские, мужские и детские платья и рубашки, головные уборы, полотенца, покрывала. И каждый узор обозначал какой-то предмет. Давайте рассмотрим эти узоры. Некоторые узоры мы с вами уже знаем (показ карточек с узорами воды, горы, дерева, солнца). Далее мы рассмотрим  еще несколько узоров.

Игра-загадка «Отгадай узор» (отгадываем узоры).

 3.     Отгадывание загадок и  рассматривание иллюстраций.

    А рассматривать будем необычно, отгадывая загадки. Слушайте первую загадку:

Золотое блюдечко по небу катается, людям улыбается (солнышко) (показ 1-ой иллюстрации).

Да, это символ солнца, дающего тепло. Чуваши воспевали солнце. Чуваши любили солнце и изображали его по-разному (показ вариантов узоров солнца). А где еще мы можем увидеть эти узоры солнца? (на флаге и гербе Чувашской Республики).

Теперь, ребята, послушайте внимательно следующую загадку:

Его весной и летом мы видели одетым,

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.

Но зимние метели в меха его одели (дерево). - Это, символ дерева (показ 2-ой иллюстрации).

Такими узорами чуваши вышивали все деревья: и березу, и дуб, и ель и др. А как вы думаете, чем вышивали чувашские женщины такие красивые узоры? (варианты детей). Да, с помощью иголки и ниточки.

 4.    Игра  «Иголочка и ниточка».

Сейчас я вам предлагаю немного повышивать. Только вот иголочка и ниточка у нас будут ненастоящими. Выходите ко мне сюда. Я хочу научить вас играть в чувашскую народную игру «Иголочка и ниточка». Но для начала вам нужно выбрать иголочку и ниточку, которые будут вышивать красивый узор. А кто-нибудь знает, как иголка с ниткой вышивают красивые узоры? (показываем руками). Для этого выбираем иголку и нитку с помощью считалки.

Считалка: раз, два, три, четыре, пять – ты идешь играть. (Показываем, как надо бегать между ребятами). Опять считаем, выбираем других - иголку и нитку. (Играем 2 раза). Молодцы ребята, красивые узоры мы с вами научились вышивать.

Идем дальше. Послушайте еще одну загадку.

С хозяином дружит, дом сторожит,

Живет под крылечком, а хвост колечком (собака). Да, это символ собаки (показ 3-ей иллюстрации).

Ребята, послушайте,  пожалуйста, еще одну  загадку:

В нем живет моя родня, мне без нее не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду, к нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом, мой кров, родимый, теплый … (дом) (показ 4-ой иллюстрации).

Да,  это символ дома. Молодцы ребята! Все загадки отгадали.

5. Ситуация  «Творческая мастерская».

  Ребята, скажите, чем отличаются эти две картинки? (варианты детей). Да, одна яркая, а другая – нет. Давайте и эту картинку сделаем красивой, яркой. Берем цветные карандаши и начнем раскрашивать (раскрашиваем новый узор солнца, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь воспитателя).

6. Рефлексия.

Литература:

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, – издание 3-е, исправленное и дополненное - М.: Мозаика-Синтез, 2014г.
  2. Васильева Л.Г. Загадочный мир чувашских узоров. Чебоксары, 2005г.
  3. Васильева Л.Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: издательство Чувашского республиканского института образования, 2002г.
  4. Васильева Л. Г. Дошкольникам о чувашском прикладном искусстве.Чебоксары: издательство Чувашского республиканского института образования, 1994г.
  5. Васильева Л. Г. Чувашское орнаментальное и устное народное творчество дошкольникам. Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Чебоксары, 2001г.
  6. Программа воспитания ребенка-дошкольника под руководством О.В. Драгуновой. Чувашское  книжное  издательство, 1995г.
  7. Меджитова Э. Д., Трофимов А. А. Чувашское народное искусство. Чаваш халах искусстви. Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 1981г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сто тысяч почему живут на белом свете…

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи с элементами риторики.Активизация речи детей дошкольного возраста....

Открытое занятие «Я, ты, он, она – вместе целая страна, вместе дружная семья, в слове «мы» - сто тысяч я».

Задачи образовательных областей:ЗДОРОВЬЕ- формировать представления о семье, членах семьи;- способствовать формированию заботливого отношения к родителям, пожилым людям;- закреплять представление о др...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «В СТРАНЕ СТА ТЫСЯЧ ВЫШИВОК…» Тема: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с чувашской вышивкой

Цель: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста  с чувашской вышивкой. Введение ребенка в родную культуру, приобщение его к ценностям национального искусства и ознакомление с чувашской выш...

В краю ста тысяч вышивок

Знаете ли вы страну такуюДревнюю и вечно молодую,Где в лесу тетерева токуют –Словно песней сердце околдуют,Где коль праздник - от души ликуют,Коль работа – гору дай любую!Знаете ли вы тако...

«Чувашия край ста тысяч песен, ста тысяч вышивок»

laquo;Чувашия край ста тысяч песен, ста тысяч вышивок»  cценарий досугапо образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»в подготовительной группе...

Познавательно-творческий проект в старшей группе «Страна тысячи улыбок, Таиланд»

Цель проекта: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей. Формировать целостное представление о животном мире Таиланда....

Я, ты, он, она Вместе - целая страна, Вместе - дружная семья, В слове "мы" - сто тысяч "я".

22 августа в нашем детском саду отмечали праздник - День Российского флага.На следующий день состоялось торжественное построение, на котором каждая группа представила свой групповой флаг с названием г...