Паспорт экологической тропы. Станция "Сельское подворье"
материал по окружающему миру

Филимонова Вера Сергеевна

Станция экологической тропы "Сельское подворье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_ekol.tropy_.docx611.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад»

«Рябинушка»

Смоленского района Смоленской области

Паспорт

центра экологической тропы

«Сельское подворье»

Воспитатели: Филимонова В.С.

                                                                                              Казанцева Т.В.

д.Жуково

Цель: развитие экологического сознания дошкольников.

Задачи:

  • - Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность;
  • - Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы;
  • - познакомить детей с домашними животными и домашней птицей, особенностями их внешнего облика, поведения, способами передвижения, повадками, с тем, что и как они едят, какую пользу приносят человеку, представление о содержании и кормлении домашних животных, понимать, что жизнь этих животных тесно связана с человеком.

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе  «Сельское подворье»:

  • – Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
  • – Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
  • – Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
  • – Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
  • – Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
  • – Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
  • – Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования.

Построение системы работы осуществляется по следующим направлениям:

Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).

• Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

1.«Сельское подворье»

Информация об объекте.

С незапамятных времен наши предки жили дарами природы: собирали плоды и коренья, охотились, занимались рыболовством. Иногда охотники приносили домой детенышей зверей и те росли рядом с человеком. Тщательно изучив повадки диких животных, первобытные люди смогли приручить их. Так появились первые домашние животные. Они помогали людям охотиться, охраняли их, спасали запасы от грызунов и перевозили тяжести. А также снабжали человека мясом, молоком, кожей, шерстью и многим другим.

Дети рассматривают объекты деревенского подворья (деревенский дом, колодец, фигуры бабушки и дедушки, домашних животных (лошадь с повозкой, свинья с поросенком, корова с теленком, кошка, собака; домашних птиц (петух, курица с цыплятами))). Педагог беседует с детьми о том, чем отличается город от деревни, о домашних животных, загадывает загадки, помогает сформулировать понятие «домашние животные».

Формы и методы работы:

• беседы, наблюдения, экскурсии;

• уроки доброты;

• обсуждение и проигрывание ситуаций;

• трудовая деятельность;

• решение экологических ситуативных задач;

• чтение художественной литературы;

• фольклор, тематические праздники;

• игры (дидактические, имитационные, соревновательные, игры-путешествия и т. д.);

• инсценировки, театрализации и т. д.

Рекомендуемая целевая группа детей – дети всех возрастных групп

2.Ель

 Латинское название: Picea.

Семейство: сосновые (Pináceae).

Родина: ель произрастает в Северной Европе, Северо-Восточной и Центральной Азии, Северной Америке, Центральном и Западном Китае.

Форма: хвойное дерево.

Описание:

Ель – одна из важных лесообразующих пород лесной зоны и горно-лесного пояса Северного полушария. Ель обыкновенная – самое крупное дикорастущее дерево в Европе (может достигать 60 м в высоту). Все виды ели имеют густые жесткие четырехгранные хвоинки. Однодомные цветы появляются редко, раз в три-четыре года. Шишки ели, как правило, украшают более старые деревья. Корневая система ели поверхностная, поэтому пересадка ели нежелательна, как и вмешательства различного рода. Селекции ели представляют собой удивительное разнообразие по высоте (от карликовых до высокорослых форм), внешнему виду и хвое растений.

Ель обыкновенная (европейская) (P. abies). Прямое, крупное, коническое дерево, от 25 до 60 м высотой и от 6 до 10 м шириной с игловидной, колючей, темно-зеленой хвоей. Ветви ели обыкновенной лежат слоями. Скорость роста данного вида ели – средняя. Шишки ели обыкновенной светло-коричневые, до 15 см длиной. Условия выращивания ели обыкновенной – солнце или полутень; прохладные, влажные места. Ель обыкновенная морозостойка; почвы предпочитает дренированные, от свежих до влажных; растет на не слишком плодородных субстратах. На тяжелых почвах ель обыкновенная ветровальна (может быть вывернута с корнем при сильных порывах ветра). Ель обыкновенная чувствительна к уплотнению почвы и затоплению. Ель обыкновенная прекрасно стрижется; однако густые живые изгороди возможны только в прохладных, влажных, хорошо освещенных местах. Ель обыкновенная распространена в Европе.

Использование ели в лечебных целях:

Ель – это удивительное растение: оно может использоваться для лечения различных заболеваний целиком. Шишки, хвоя, ветки и почки обладают уникальными полезными свойствами. Мочегонный эффект настоя хвои применяется для эффективного лечения органов всей мочевыделительной системы. Эфирные соединения могут похвастаться бактерицидными и противовирусными свойствами. В качестве ароматерапии эфирное масло ели используется при насморке, заболеваниях верхних дыхательных путей, а также для повышения иммунитета и профилактики ОРЗ.

Кроме того, еловое масло способно устранить перенапряжение и нервозность, усилить защитные свойства кожи и повысить общий тонус организма человека. Находясь в помещении, за короткое время эфирные соединения ели нейтрализуют вредные микроорганизмы, наполняя дом кислородом и целебным микроклиматом и ослабляя электромагнитные излучения от бытовой техники.

При ревматизме назначают настой хвои сибирской ели. При вирусных инфекциях, заболеваниях верхних дыхательных путей и цинге рекомендуют применять отвар молодых веток, почек и шишек ели. Из смолы можно приготовить превосходную мазь, которая поможет избавиться от фурункулеза. Если регулярно делать ванны из еловых лапок, то можно вылечить радикулит. Чтобы избавиться от бронхита, нередко назначают действенные ингаляции парами воска и смолы. Витаминный напиток из хвои повысит сопротивляемость организма к различным неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Хозяйственное использование:

Древесина ели служит основным сырьем для изготовления бумаги и картона. Еловая древесина широко используется в строительстве («изба елова да сердце здорово»), в столярном производстве, в частности при изготовлении мебели. Из нее делают телеграфные столбы и железнодорожные шпалы. Незаменима древесина ели для изготовления некоторых музыкальных инструментов, например скрипок. Отходы еловой древесины, которые не нужны деревообрабатывающему производству: опилки, щепа, обрезки, стружки и пр., - сырье для химиков. Из этого вроде бы мусора путем гидролиза получают этиловый спирт, потребляемый во многих отраслях промышленности, а также ценный строительный материал - пластификат.. В еловой коре много дубильных веществ, используемых в кожевенном производстве. Из смолы-живицы, добываемой путем надрезывания коры еловых деревьев, получают скипидар и канифоль. А эти продукты, как известно, имеют широкий спрос в разных отраслях хозяйства, культуры и медицины.

Загадки:

Она зимой нарядится

В гирлянды и шары,

Припрятала подарки

Она для детворы

Не зря поётся в песенке,

Что родилась в лесу,

Но я куплю из пластика –

Красавицу спасу! (Елка)

Зелёная тётка оделась в иголки,

Стоит одиноко в лесу на пригорке.

Одела серёжки себе для потехи,

Припрятав для белок в серёжках орехи. (Елка)

Я росту, чтоб в Новый год,

Плыл весёлый хоровод,

Зелена я и свежа

И похожа на ежа,

И в жару или метель,

Называют меня (ель!)

Угадать её не сложно.

Только будьте осторожны! -

Вся она в иголках!

Но не ёжик - ... ! (Ёлка)

Дерево в лесу растёт.

Цвет зелёный круглый год.

Вместо листика иголка.

Распушила ветки...(ёлка).

Её всегда в лесу найдёшь-

Когда гулять в него пойдёшь:

Стоит колючая,как ёж,

"Зимою в платье?",- "Ну и что-ж!"

А платье то пушистое,

Зелёное,ветвистое!!!(Ель)

Стихи:

Ели на опушке –

До небес макушки -

Слушают, молчат,

Смотрят на внучат.

А внучата-елочки -

Тонкие иголочки

У лесных ворот

Водят хоровод. (Токмакова И.)

Ель обыкновенная -

издали надменная,

а вблизи - уютный дом...

Здесь мы дождь и переждём. (Ю. Насимович)

Какой бы лютый холод не был

И как бы вьюги не гудели, -

Стоят и смотрят гордо в небо

Зеленые, как летом, ели. (Н. Гончаров)

Елка, елка,

Елочка,

Вершинка –

Что иголочка!

С буйным ветром

Борется,

Дотронешься –

Уколешься! (А. Прокофьев)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт экологической тропинки

Разработка паспорта экологической тропинки на территории детского сада....

Паспорт экологической тропы МБДОУ ЦРР Детский сад №21

Паспорт экологической тропы МБДОУ ЦРР  Детский сад №21.Знакомство детей с природой на территории детского сада....

Паспорт экологической тропы МБДОУ ЦРР Детский сад №21

Паспорт экологической тропы МБДОУ ЦРР  Детский сад №21...

Паспорт экологической тропы ДОУ.

Представлены объекты экологической тропы и основные задачи этих объектов....

7. Объект Экологической тропы «Домашнее подворье»

С незапамятных времен наши предки жили дарами природы: собирали плоды и коренья, охотились, занимались рыболовством. Иногда охотники приносили домой детенышей зверей и те росли рядом с человеком. Тщат...