Конспект "День юного следопыта"
план-конспект занятия по окружающему миру

Шмакова Татьяна Леонидовна

Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Задачи:

  • расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
  • развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
  • воспитывать чувство коллективизма, интерес к экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект "День юного следопыта"34.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана

«Детский сад комбинированного вида № 17 «Рябинка»

КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ,

 ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ ЮНОГО СЛЕДОПЫТА

«ТАЙНЫ ПРИРОДЫ»

Составили:

Воспитатель: Шмакова Т.Л.

Воспитатель: Хайсарова Л.Н.

Курган, 2019

Пояснительная записка.

«Расскажи -  и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»,  - так гласит китайская пословица.  Усваивается всё крепко и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Сценарий «Тайны природы» позволит дошкольникам превратиться в следопытов и отправиться открывать тайну земли и воды.

Цельпрактическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Задачи:

  • расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
  • развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
  • воспитывать чувство коллективизма, интерес к экспериментальной деятельности.

Инвентарь: белый халат, сундучок, сачок, стол, макет: банка с камнями, глиной, песком и почвой; лупы, тарелочки, почва, банка с водой, две бутылки, вода, крышки с гуашью, следы белки (можно сделать мукой), игрушка белка, две пластиковые бутылки с широким горлышком, 8-10 шишек, 2 стакана воды, лейки

Оборудование: колонка

Музыкальное сопровождение: любая детская веселая музыка.

Предварительная работа: чтение Сладков Н. «Земля солнечного огня».

Ход праздника (на улице)

Ученый ловит сачком бабочек. Дети обращают на него внимание.

Ученый: Ах эти бабочки… До чего ж красивые, а всю капусту поели. И почему я цветов не насадил? (Замечает детей). Здравствуйте, дети. Вот сегодня выдался необычный день. Я увидел эту волшебную яркую клумбу и решил исследовать здесь землю. Мне стало интересно, почему в некоторых метах цветов много и они растут быстро, а других местах только сорняки одни. Хотите со мной разгадать тайны природы? (Дети отвечают).

Начнем наше изучение мира природы. Это вещество вам хорошо знакомо. Называют его по-разному: земля, глина, песок, а то и просто грязь. Правильное название – почва. Это верхний плодородный слой, который питает и кормит растения. Под почвой находятся подпочвенные слои – это песок, глина, камни. (Показывает макет: банка, наполненная камнями, глиной, песком и почвой). Почва везде разная.

Подумайте, как называется почва, в которой много песка? (Песчаная). А в которой много глины? (Глинистая). Вспомните, где много песчаных почв? (В пустыне). А почему эти места называют «пустынями»? (потому что та пусто, ничего не растет). Совершенно верно. В тех местах растения имеют очень длинные корни, для того чтобы питаться глубоко под землей.

Давайте рассмотрим нашу почву. (Подводит детей к куче земли) Ой, кто это???? (Из-за кучи выходит Б.Яга)

Б.Яга: Уйдите, всех букашек и червяков мне испугаете!

Ученый: Б.Яга, здравствуй. А зачем ты букашек и червяков собираешь? Они нужны нашей почве! Мы предлагаем тебе с нами исследовать тайны природы. Ты согласна? (Ответ Б.Яги)

Ученый: Ребята предлагаю вам рассмотреть нашу почву.

Опыт 1. Возьми комочек земли и рассмотри его через увеличительное стекло. Что вам удалось увидеть? Тоненькие, как ниточки корешки, обломки сухих травинок, полусгнивших листьев… Песчинки, пылинки, склеенные между собой в комочки разного размера. Все? А не спрятался ли здесь воздух-невидимка? Призовем на помощь опыт.

Опыт 2. Нальем в банку немного воды и опустим туда комочек почвы. Что вы увидели? (На комочке появились пузырьки.) А откуда они взялись? (Воздух находился в почве, вода вытеснила его, он запузырился, всплыл и смешался с нашим воздухом)

Б.Яга: здорово! А червяки-то тут причем?

Ученый: Червяки являются почвостроителями. Живут они в земле. И лишь, когда пройдет дождь и в почве становится много воды, черви выползают на поверхность почвы. В почве черви, проползая, пропускают через себя твердую почву и перемешивают ее с перегноем, остатками сгнивших растений. А также обогащают почву воздухом, т.е. делают ее более рыхлой. И в такой почве хорошо растут все цветы. А какие цветы вы знаете? (Беседы о цветах)

Б.Яга: я знаю одну замечательную игру про цветы - «Маргаритки»

Игра «Маргаритки». Выбирается водящий – Маргарита. Все остальные цветы маргаритки. Дети идут по кругу, говорят слова. По окончании Маргарита догоняет детей.

Маргарита маргаритки собирала на горе,

Маргарита маргаритки растеряла во дворе.

Захотела их собрать

Только надо нас догнать.

Слышится громкий плач. Капелька плачет недалеко от детей.

Б.Яга: Чего ты разрыдалась?

Ученый: Здравствуй капелька. Что ты плачешь?

Капелька: У всех такое хорошее настроение. Все играют, веселятся.  Я тоже хочу разноцветное настроение. Но все мои капельки бесцветны. (Плачет)

Ученый: Капелька, мы сегодня не одни, с нами Ягушечка, которая сейчас все силы направит на сотворение добра и чудес. Правда, Б.Яга?

Б.Яга: да-да-да. Давай сюда свою воду.

Опыт3. Дети наливают через воронку в две бутылки воду. Ученый закрывает их. Накрывает волшебным палантином. Б.Яга произносит слова. Ученый трясет бутылки. Снимет палантин. Вода стала цветной.

Ученый: ну вот, капелька, и для тебя мы сделали доброе дело. Ребята, а нужна ли вода нашей почве? Для чего? (Ответы детей: для питания и роста растений)

(Капелька улыбается и дарит нам целое ведро своей живой воды. Прощается.)

Ученый: ну что ж пойдем дальше. (Замечает следы на земле)

C:\Users\владислав\Desktop\5a37f0d3c985ac16e37d6cf227d31178.png

 

Ученый: ребята, чьи же это следы? (Дети отвечают) Предлагаю пойти по следам.

Обращают внимание на белку на дереве. Рядом конверт.

Ученый читает задание из конверта:

Задание: «Ребята, я по неосторожности сложила все шишки в банки, а теперь своими маленькими лапками достать их не могу. Помогите, пожалуйста, только ручками шишки трогать нельзя!»

Ученый: Ребята, а как же нам достать шишки, не трогая их руками? (Ответы детей: нужно налить туда воды и шишки поднимутся вверх)

Б.Яга: давайте поиграем  «Кто быстрее достанет шишки и банки».

Игра «Шишки»

Дети делятся на две команды. По сигналу ведущего носят воду стаканом в банку. Побеждает та команда, чья банка будет быстрее наполнена водой.

Ученый: Ребята, б.Яга, и белочке вы помогли. Ну а сейчас предлагаю нашу живую воду использовать по ее прямому назначению: полить цветы. (Детям выдаются лейки. Дети поливают цветы).

Ученый: Мне сегодня очень понравилось у вас в гостях. Мы с вами сегодня вспомнили о чудесных свойствах почвы и пользе воды. Я решил, что в следующем году на своей клумбе тоже посажу много красивых цветов.

Б.Яга: а я больше не буду собирать червяков, пусть трудятся эти землестроители.

Ученый: Б.Яга, пойдем-ка лучше со мной. У меня для тебя есть еще одно дело. До скорых встреч, ребята.

Б.Яга и ученый уходят. Дети идут в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приключения юных следопытов. Операция "Муравей"

Мы с ребятами очень любим прогулки и наблюдения за природой. Так много интересного можно найти вокруг себя! Мои ребята учатся понимать окружающий мир, замечать самые маленькие, неприметные детали и со...

Юные следопыты

НОД для подготовительной группы...

юные следопыты

конспект викторины "юные следопыты"...

Конспект ООД «Юные следопыты»

Цель: углублять и систематизировать представления детей о воздухе, как одного из главных факторов, необходимых для существования жизни на земле.    Задачи:1. Познавательное ра...

НОД конспект комплексного занятия по экологии в подготовительной группе "Юные следопыты"

Комплексное  занятие  включает  в  себя  закрепления  представлений  детей  о  домашних  и  диких  животных,  умение  распознавать...

ВИКТОРИНА МЕЖДУ ДВУМЯ СТАРШИМИ ГРУППАМИ «ЮНЫЕ СЛЕДОПЫТЫ»

ВИКТОРИНА МЕЖДУ ДВУМЯ СТАРШИМИ ГРУППАМИ «ЮНЫЕ  СЛЕДОПЫТЫ»...

Конспект организации ННОД в подготовительной к школе группе с использованием квест-технологии " Юные следопыты", основная образовательная область "Познавательное развитие"

Вашему вниманию представляю конспект организации образовательной деятельности с использованием квест-технологии - технологии, которую считаю интересной, развивающей и эффективной и которая совмещает о...