Конспект НОД "Полярное сияние"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Колпакова Анжелика Владимировна

Конспект НОД"Полярное сияние"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                                     «Березовский детский сад»

                                   

                                          Конспект НОД

           По экологическому воспитанию с использованием  

                                художественной литературы                                                                                                                                                                                                                      

                             На тему: «Полярное сияние»

                                        (по экологии)

       

                                                 

 

                                                                                     Составил воспитатель

                                                                                      Колпакова А.В.

                                                        Д.Берёзовка 2020г 

Конспект в старшей группе по экологии с использованием художественной литературы «Полярное сияние»

Цель: Знакомство детей с природным явлением — полярным сиянием, используя художественную литературу, и отображение особенностей его красоты через продуктивную деятельность.

Задачи.

Обучающая:

1. Познакомить детей с природным явлением — полярным сиянием.

Развивающая:

Способствовать проявлению детской любознательности к природным явлениям.

Продолжать развивать интерес к художественной литературе, обогащать словарный запас детей.

Развивать творческие способности детей

Воспитательная:

1. Воспитывать эстетическое восприятие природы, желание любоваться красивыми явлениями природы.

Оборудование: Картон чёрного цвета А4; пластилин; цветные карандаши; клей – карандаш; салфетки; подставки; презентация «Полярное сияние».

Ход занятия.

 (раздается звон колокольчика – это сигнал детского совета. Ребята собираются на ковре садятся в круг. На мольберте план проекта «Антарктида»).

Воспитатель: Ребята, все готовы? На место все убрали? Молодцы. Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на нашем совете?

Ответы детей.

Воспитатель: ребята, а что нового и интересного вы узнали об Антарктиде? (Дети поднимают руку, по очереди рассказывают). Как вы думаете, чем сегодня нам необходимо заняться?

Дети: (доделать макет)

Воспитатель: А что нам осталось доделать?

Дети: панораму.

Воспитатель: Что бы хотели изобразить?

Дети: животных,полярников.

Воспитатель: Очень интересно, хорошо. Ребята, а вы знаете, что в Антарктиде очень часто бывает природное явление северное сияние. Что-нибудь об этом вы знаете?

Дети:Нет

Воспитатель: А вам интересно узнать о полярном сиянии?

Дети: Да

Воспитатель: Людям тоже всегда было интересно, как появляется полярное сияние, и они придумывали сказки и легенды. У нас в книжном уголке есть одна сказка о северном сиянии. Прочитать вам ее?

Дети :Да

(Воспитатель берет книгу. Садится вместе с детьми на ковер и начинает читать)

Воспитатель:  Слушайте внимательно «Сказка о северном сиянии»

Далеко на севере, где большие деревья становятся маленькими, а землю покрывает не трава, а мох, жили люди. Они жили тем, что охотились на животных, собирали ягоды и коренья, а еще разводили оленей.

Природа в тех краях была суровой, но по-своему красивой. Лето было очень коротким, зима очень длинной. Летом по нескольку недель солнце не заходило за горизонт, а зимой наоборот — день почти не отличался от ночи по темноте. Чтобы не замерзать в таких суровых зимах, какие были там, люди намазывались медвежьим или тюленьим жиром, а одевались в одежду из оленьих и медвежьих шкур.

Однажды собрались вместе солнце, луна и ветер, и заговорили о том, как людям трудно живется: весной и осенью они терпят слякоть и постоянно моросящий дождь, зимой – мороз, пургу и вьюгу. И только лето радует их: то редкие цветочки веселят глаз, то разноцветная радуга появится после дождя.

- А почему бы нам не подарить им радугу зимой? — предложил ветер.

- Но как? — спросили солнце и луна.

- Ты, — сказал он солнцу, — высечешь искры. Ты, — повернулся он к луне, — придашь им переливы звезд. А я раздую их в сполохи и разнесу по небу.

Так они и сделали. Солнце высекло искры, которые разгорелись в огненные сполохи. Луна сделала так, что они стали переливаться, а ветер своим дуновением разнес их по небу. Когда после короткого, трудного дня и вкусного ужина люди вышли на улицу из своих жилищ, они увидели на небе яркие сполохи, которые переливались чудными цветами. И радостью от такой красоты наполнились их сердца.

С тех пор у северных людей есть не только цветная радуга летом, но и северное сияние зимой, которые радуют глаза и веселят душу.

Воспитатель: Что нового для себя вы узнали?

Дети :про северное сияние.

Воспитатель: Как появляется северное сияние?

Дети: ветер разносит по небу солнечные искры

Воспитатель: Как выглядит северное сияние?

Дети: красиво

Воспитатель: Как вы его себе представляете?

Дети: красочно сверкает

Воспитатель: Ребята, мы с вами прочитали о северном сиянии. Узнали из сказки, что солнечные искры ветер разносит по небу, а действительно ли это так на самом деле? И как выглядит северное сияние увидеть мы не смогли. Как вы думаете, где бы можно еще узнать о нем и увидеть его?

Ответы детей: энциклопедии, новости, интернет

Воспитатель: Попробуем найти информацию в интернете. (Подходит  к ноутбуку включает поиск, находит видеоролик.) Вот есть интересное видео, подходите, становитесь, чтобы всем было видно.

Просмотр видеоролика

Полярное сияние – это природное явление. Наша Земля похожа на большой магнит с северным и южным полюсами. Когда солнечный ветер обдувает Землю, то создается трение ветра об атмосферу земли. Некоторые солнечные частицы собираются в слоях атмосферы у северного и южного полюсов. Там и возникает полярное сияние.

В народе этому явлению давным-давно придумали меткие определения. Называют сполохи, потому что все небо вспыхивает и играет лучистыми дугами; пазори – вроде бы и зори, но полярные.

Говорить о полярном сиянии – то же самое, что пытаться словами описать музыку. С чем его только не сравнивали! Людям казалось, что они видят на небе извивающихся змей и гигантские птичьи крылья, огненные купола и короны, экзотические веера и занавеси, снопы и пучки разноцветных лучей, дуги, спирали, исполинские огненные столбы. Кстати, полярное сияние может петь, только звуки, издаваемые им не слышны человеческому уху. Чтобы услышать пение полярного сияния, нужны специальные приборы. Недавно ученым удалось записать этот звук на высоте 70-80 м.

Послушайте. (Включается запись). А вот так полярное сияние выглядит из космоса. Это сияние над Антарктидой. Как красиво, необычно.

Воспитатель: Как вы считаете, в сказке правильно было описано его появление?

Дети: да

Воспитатель:Ребята, вы теперь представляете, что такое северное сияние?

Дети: Представляем

Воспитатель: А изобразить сможете?

Дети: Сможем

Воспитатель:Что вам для этого нужно? Какие материалы мы можем использовать?

Ответы детей:бумага, карандаши, мелки, пластилин

Воспитатель: очень интересные вы предложили варианты, но у нас ограничено время, боюсь сейчас пастилином мы не успеем закончить работу. Мне кажется прав Ваня, который предложил использовать восковые мелки. Может быть попробуем?

Ответы детей: Попробуем

Воспитатель: Вот мы определились. А сейчас представим, что мы оказались в Антарктиде. Вы можете изобразить кого хотите: пингвинов, полярников, китов, птиц под музыку и северное сияние. Готовы?

(Воспитатель включает дискобол и музыку, дети танцуют. Воспитатель подмечает пингвинов, птиц комментирует)

Воспитатель: А теперь приглашаю вас в творческую мастерскую. Берите все необходимое и приступайте к работе.

Дети готовят рабочие места, изображают северное сияние. Воспитатель в процессе работы спрашивает, какие цвета будут использовать, какой формы может быть северное сияние.

Воспитатель: ребята, какие красивые работы у вас получились. Как вам теперь наш макет?

Дети: Красивый

Воспитатель:Скажите, что вам понравилось? Что интересного вы узнали? Кому вы сможете рассказать о полярном сиянии?

Ответы детей: Понравилась сказка про северное сияние ,как оно появилось расскажем маме и папе,друзьям.

Воспитатель: ребята, про северное сияние есть еще много сказок и легенд вместе с родителями можете их почитать, и рассказать нам, или принести в группу мы вместе прочитаем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по аппликации "Северное сияние"

Конспект занятия по аппликации  из крупы "Северное сияние"...

конспект "Белый медведь и северное сияние"

конспект по художественно-эстетическому развитию....

Конспект физкультурного досуга в старшей группе «Северное сияние»

Задачи:Совершенствовать основные виды движений, развивать двигательные умения и навыки.Закрепить знания детей о Северном полюсе.Способствовать проявлению у детей инициативы, творчества....

Конспект ООД по рисованию с элементами аппликации в подготовительной группе «Белый медведь и северное сияние»

Конспект ООД по рисованию с элементами аппликации в подготовительной группе «Белый медведь и северное сияние»Цель: обучение детей комбинировать различные виды изобразительной деятельности в одной рабо...

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Северное сияние»

Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое », «Физическое развитие»Предварительная работа: Беседа о разных частях света и климатич...