Социально-значимый познавательно – творческий проект в подготовительной группе «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста »
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Иванова Арина Владимировна

Введение

"Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя".

В.А.Сухомлинский

Природа создала самое лучшее из своих совершенств- это человек. Для того, чтобы он мог пользоваться всеми  благами жизни, любоваться её красотой, очень важно иметь крепкое здоровье.   «Здоровье – не всё, но без здоровья – ничто», - говорил мудрый Сократ.

 Именно поэтому, одной из главных проблем семьи и детского сада является здоровье и развитие детей дошкольного возраста . За последние годы   развитие здоровья дошкольников  имеет устойчивую тенденцию  к ухудшению. И речь идёт не только о физическом, но и психическом здоровье. Неблагоприятные факторы экологического состояния  окружающей среды, очень  низкий социально-экономический уровень жизни населения  и привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма.

 До боли известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.  И поэтому важно именно на этом этапе сформировать у детей такую базу знаний и практических навыков здорового образа жизни,  которая будет вырабатывать осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Следовательно, тема здоровья в наше время особенно актуальна, так как  любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.  Данный проект был направлен на то, что мы учим детей  беречь и укреплять своё здоровье, тем самым формируя у них представление о том, что здоровье – одна из главных ценностей жизни

Целью работы является создание максимально благоприятных условий для формирования первичных представлений о ценностях здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ivanova_proekt_novyy.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №29 «Колосок»

муниципального образования Абинский район

Социально-значимый познавательно – творческий проект

в подготовительной группе

«Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста »

Автор-составитель:

воспитатель первой квалификационной категории

Иванова Арина Владимировна

станица Холмская

2021

Введение

"Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя".

В.А.Сухомлинский

Природа создала самое лучшее из своих совершенств- это человек. Для того, чтобы он мог пользоваться всеми  благами жизни, любоваться её красотой, очень важно иметь крепкое здоровье.   «Здоровье – не всё, но без здоровья – ничто», - говорил мудрый Сократ.

 Именно поэтому, одной из главных проблем семьи и детского сада является здоровье и развитие детей дошкольного возраста . За последние годы   развитие здоровья дошкольников  имеет устойчивую тенденцию  к ухудшению. И речь идёт не только о физическом, но и психическом здоровье. Неблагоприятные факторы экологического состояния  окружающей среды, очень  низкий социально-экономический уровень жизни населения  и привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма.

 До боли известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.  И поэтому важно именно на этом этапе сформировать у детей такую базу знаний и практических навыков здорового образа жизни,  которая будет вырабатывать осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Следовательно, тема здоровья в наше время особенно актуальна, так как  любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.  Данный проект был направлен на то, что мы учим детей  беречь и укреплять своё здоровье, тем самым формируя у них представление о том, что здоровье – одна из главных ценностей жизни

Целью работы является создание максимально благоприятных условий для формирования первичных представлений о ценностях здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Тип проекта:долгосрочный

Вид проекта: познавательный, творческий

Срок реализации : Ноябрь 2019- март 2020

Участники проекта: Педагоги ДОУ, воспитанники подготовительной группыы, родители, инструктор по физической культуре, поликлиника Холмого сельского поселения.

Данная цель осуществляется путем решения следующих задач:

Образовательные:

•        дать детям понятие о здоровье, здоровом образе жизни;

•        формировать у детей ответственность за своё здоровье;

•        способствовать педагогическому просвещению родителей воспитанников по вопросам ЗОЖ;

Развивающие:

•        развивать умение избегать опасных для здоровья ситуаций.

Воспитательные:

•        воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

Этапы реализации проекта

Для того, чтобы мы  достигли поставленной цели ,были разработаны следующие этапы работы над данным проектом:

I Подготовительный этап.

- Анкетирование родителей «Моя семья за здоровый образ жизни».

- Изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме:

1.        Голицина Н.С., Шумова И.М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей».

2.        Лободин В.Т., Федоренко А.Д., Александрова Г.В. «В стране здоровья».

3.        Шорыгина Т.А. «Беседы о здоровье».

II Организационный этап.

Работа с воспитанниками группы.

Познавательное развитие:

Беседы с детьми на темы :

«Что такое здоровье?», «Правила личной гигиены», «Зеленая аптека на грядке»,«Чистота залог здоровья», « Давайте знакомиться - наш организмом», , «Зачем нам нужны  лекарства и витамины», «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», «Как спрятаться от инфекций и микробов?», «О вкусной и здоровой пище»;

НОД: «Путешествие в страну здоровья», «Спорт в жизни детей», « Русская каша- сила наша»,  « Куда спряталось здоровье?», « Витамины и здоровый образ жизни» ( с использованием ИКТ), « На солнце , на воде»

Опытно – экспериментальная деятельность:

Опыты с кока-колой, «Почему нельзя есть снег?», «Наши помощники – органы чувств», «Фруктовая лаборатория» (см. Приложение 2),

Экскурсия в медицинский кабинет.

Мультсеансы:

•        «Мойдодыр», «Айболит»;

•        «Смешарики» из серии «Азбука здоровья»: «Распорядок», «Быть здоровым здорово», «Личная гигиена», «Кому нужна зарядка»,», «Скажи микробам «Нет!», «Если хочешь быть здоров»;

•        «Королева зубная щётка», «Здоровый образ жизни», «Митя и микробус».

Речевое развитие.

Составление  рассказов на тему « Что нужно делать,чтобы быть здоровым…», «Как мы с семьей ездили  на отдых».

Чтение художественной литературы: Г. Зайцев «Приятного аппетита», М. Безруких «Разговор о правильном питании», Н. Рыжкова «Как люди речку обидели»; В.П. Катаев «Грибы»; К.И. Чуковский «Айболит», Г. Остер «Про Петьку – микроба».

Пословицы и поговорки о здоровье.

Загадывание и разгадывание загадок по теме, придумывание своих загадок.

Художественно – эстетическое развитие:

Рисование «Что я ем на завтрак», «Папа , мама , я – спортивная семья», «Зеленая грядка  в нашем саду », коллективная работа «Мы за ЗОЖ»;

Лепка: «Овощи и фрукты – полезные продукты», «доктора Айболита и аптечка».

Аппликация: коллективная работа: «Большая книга об овощах и фруктах», «Витамины в  корзине»,

Конструирование: «Спортивная площадка», «Каток», «Фрукты», «Огород».

Физическое развитие:

Физкультминутки, музыкальные минутки, релаксация.

Утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения.

Дыхательная гимнастика Пальчиковая гимнастика:

Массаж и самомассаж (массаж активных точек, ходьба по массажным коврикам, упражнения с массажными мячиками, су – джок и др).

Игровая деятельность:

Сюжетно – ролевые игры: «Кукла  маша на приеме у врача», «Больница», «Скорая помощь», «Детский сад», «Семья», , «Аптека», «Санаторий», «Оздоровительный центр».

Игра-путешествие «Комната снов»;

Дидактические игры: «Азбука здоровья», «Полезно – вредно», «Оденем куклу на прогулку», «Угадай на вкус», «Угадай по запаху», «Угадай по звуку», «Что сначала, что потом»  «Вымоем куклу», «Разложи полезные продукты», «Что было бы, если бы…», «Какого помощника не хватает?», «Так или не так»,  «Чудесный мешочек», «Назови правильно»;

Театрализованные игры: «Айболит», «Мойдодыр»,

Подвижные игры: «Выше ноги от земли», «Бездомный заяц», «Ручеек»;

Работа с родителями воспитанников:

•        Папки-передвижки: «Режим дня!», «10 правил здорового образа жизни».

•        Консультации: «Как заставить ребенка есть фрукты и овощи», «Компьютер - плюсы и минусы»,  «Закаливание, методика, противопоказания», « Здоровьесберегающие технологии в детском саду»

•        Фотовыставка  «Я люблю овощи и фрукты!», «Мой активный отдых», «Мама, папа, я – здоровая семья!».

•        Родительские собрания  привычка», «Ценности здорового образа жизни

•        Развлечения: «Вместе с мамой, вместе с папой я здоровым быть хочу».

•        Организация пешей прогулки по определенному маршруту (терренкур).

Работа с социальными партнерами:

•        Взаимодействие с тренером по волейболу спорткомплекса станицы Холмской.

•        Организация встреч со стоматологом, травматологом, с врачом-педиатром МБУ « Холмская районная больница № 2 МО Абинский район»

Совершенствование предметно – пространственной среды:

•        Оборудование уголка здоровья.

•        Составление  картотек: дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, утренней гимнастики и гимнастики пробуждения.

•        Подбор иллюстраций и картин, имеющих отношение к здоровью (микробы и вирусы, строение тела человека, полезные и вредные продукты и др).

III Заключительный этап.

  • Изготовление и раздача листовок на тему « Мы за  ЗОЖ»

•        Итоговые мероприятия : «Путешествие в страну Здоровья», «Папа, мама и я-спортивная семья», «Веселые старты»,спортивные развлечения (см. Приложение 3).

•        Обобщение результатов работы на заседании педагогического совета МБДОУ (в виде отчета-презентации).

Заключение

Жизненно важная ценность – это здоровье человека.. Чтобы  его сохранять и укреплять , необходимо научиться управлять своим организмом. Но для того, чтобы управлять организмом, надо, прежде всего, знать его: как он устроен, как работает, что для него полезно, а что вредно, понимать его ценность.

В настоящее время и воспитатели, и родители обеспокоены проблемой здоровья детей. Очень важным является формирование у ребёнка правильного отношения к своему здоровью, навыков здорового образа жизни. Как это сделать? Как дать  понять ребёнку  то, что нужно ухаживать за своим телом, своей кожей, беречь глаза, уши, зубы, руки и ноги? Как научить его следовать определённому режиму дня, заботится о сне, о питании? Как помочь ему уберечь себя в мире, полном опасностей и неожиданностей?

Данный проект был  разработан с целью решения этой проблемы, а именно с целью создания необходимых условий для понимания ценности здоровья и способов его сохранения детьми дошкольного возраста.

Предложенный комплекс мероприятий позволит:

•        Сформировать у детей представление о своем здоровье, мерах его сохранения и укрепления.

•        Возникновению у детей мотивации к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих.

•        Повысить сопротивляемость организма детей к заболеваниям.

•        Повысить компетентность родителей в вопросах сохранения здоровья своего ребенка.

•        Ориентировать родителей на совместное с педагогом приобщение детей к здоровому образу жизни.

Таким образом, путем реализации проекта осуществляется комплексный подход в формировании культуры ЗОЖ у воспитанников ДОУ.

Данный проект будет интересен педагогам ДОУ. Ведь долг педагогов и родителей заключается не только в том, чтобы дать качественные знания детям, но и в том, чтобы сформировать сознательную установку на здоровый образ жизни, научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающими миром.

Список использованной литературы.

  1. Голицина Н.С., Шумова И.М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» - М., «Скрипторий 2003», 2010. – 156 с.
  2. Лободин В.Т., Федоренко А.Д., Александрова Г.В. «В стране здоровья» - М., «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2011. – 132 с.
  3. Музова О.В «Физкультурно-оздоровительная работа. Комплексное планирование по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Младший, средний, старший дошкольный возраст»- Волгоград, Учитель, 2011. – 124 с.
  4. Утробина К.К. «Занимательная физкультура для дошкольников»- М., Гном, 2003. – 89 с.
  5. Шорыгина Т.А. «Беседы о здоровье» - М., «Сфера», 2008. – 96 с

Приложение 1

Конспект экспериментальной деятельности в старшей группе

"Фруктовая лаборатория"

Задачи:

  • Закреплять знание детей о здоровом образе жизни.
  • Закреплять знания о свойствах воздуха.
  • Развивать логическое мышление.
  • Вызывать интерес к экспериментированию.

Оборудование: емкости для воды, фрукты, иллюстрации с продуктами, фруктами.

Ход:

Организационный момент.

Придумано кем-то просто и мудро.

При встрече здороваться "Доброе утро" "Доброе утро" солнцу и птицам, "Доброе утро" улыбчивым лицам. И сразу утро становиться добрым, доверчивым. И длиться до самого вечера. Улыбнитесь друг другу.

Воспитатель:

"Если ты весел - ты здоров, если хмур - заболел."

Как вы думаете, почему так говорят? (ответы детей)

Что нужно для того, что бы быть веселым и здоровым? (ответы детей) Еще необходимо правильное питание. А что это значит? (ответы детей). ( Это правильная и полезная еда).

В каждом продукте можно найти что-то полезное и вредное.

Правильное питание- залог здоровья.

Демонстрация слайдов с продуктами питания.

 Воспитатель:

А теперь мы с вами поиграем. Игра называется "Красный, желтый, зеленый". Я вам буду показывать слайды с изображением продуктов питания, а вы будете поднимать карточки с нужным цветом. (Зеленый- это польза, желтый можно есть, не очень полезно, красный- лучше воздержаться и не есть.)

Воспитатель:

Мы с вами поиграли в полезные и вредные продукты. У меня на слайдах нет полезных продуктов, в которых много витаминов. Что это за продукты? (ответы детей)

(картинки с изображением фруктов)

А теперь, давайте мы с вами их исследуем.

Давайте поиграем в игру "Определи на ощупь"

Дети определяют на ощупь фрукты и называют их. Выкладывают их на блюдо (яблоко, груша, апельсин, мандарин, лимон, банан, киви, виноград). Воспитатель: Все фрукты разные. Чем они отличаются? По каким признакам их можно сгруппировать?

  • Посмотрите, отличаются ли они по форме? (круглые, овальные)
  • По размеру (большие и маленькие)
  • По цвету (оранжевые, зеленые)
  • По структуре кожуры (пористые и гладкие)
  • По вкусу.

Игра "Угадай на вкус"

Ребенку с закрытыми глазами даю кусочек фрукта. Ребенок отгадывает. Вывод: Итак, мы с вами сделаем вывод, фрукты можно сгруппировать по различным признакам и при этом получается разное количество групп.

Пальчиковая гимнастика "Мы делили апельсин" Мы делили апельсин, Дети соединяют пальцы рук в виде шара. Много нас, а он один. Поворачивают кисти вправо, влево. Эта долька для утят, Поочередно загибают пальцы, начиная с Эта долька для котят, большого пальца в кулак. Эта долька для чижа, Эта долька для ежа, Эта для бобра. Сгибают мизинчик. Ну, а волку кожура. Делают фонарики. Он сердит на нас беда, Грозят волку. Все разбегайтесь кто куда. Крутят " моторчики"

Воспитатель:

А сейчас я вас приглашаю в нашу лабораторию. Где мы с вами исследуем некоторые фрукты. Пойдемте к столам с апельсинами.

Опыт 1: Попробуй, утопи.

Как вы думаете, умеет ли апельсин плавать? (предложения детей) Возьмите апельсин и опустите его в воду. Он будет плавать. И даже если постараться, утопить его не удастся. А теперь давайте попробуем опустить в воду очищенный апельсин, который лежит на тарелочке. Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул. Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает?

Что мы можем предложить? (ответы детей)

Как проверить, действительно ли кожура не дает апельсину утонуть? (ответы детей)

Опыт 2: Тонет ли апельсиновая кожура.

Давайте положим кожуру в воду.

"В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет." Значит можно утверждать, воздух легче воды. Какие еще фрукты не утонут? (предложения детей)

Вывод: Итак, мы можем сделать вывод, что в кожуре апельсина находиться воздух и поэтому он не тонет. Воздух легче воды.

Где человек применяет то, что воздух легче воды? (ответы детей) (надувные лодки, круги)

Опыт 3: Подводная лодка.

На столе у нас стоят стаканы и газированная вода. Нужно налить воду в стакан, и опустить туда виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа. Что стало происходить с виноградинкой? (ответы детей).

На поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка опустится на дно. Здесь она покроется пузырьками и опять всплывет вверх. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется»

Воспитатель:

По этому принципу опускается и всплывает подводная лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться- мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.

Вывод: Давайте сделаем с вами вывод. Воздух легче воды, и поэтому он может выталкивать предметы на поверхность.

Гимнастика для глаз: "Пузырьки"

Опыт 4: "Волшебный лимон"

На столе у нас стоит чай и лимон. Давайте мы с вами поэкспериментируем с лимоном. Я вам сейчас налью чай в стаканы, а вы добавьте туда дольку лимона. Посмотрите, что произошло с чаем?(ответы детей)

Вывод: Лимон очень кислый, и поэтому лимонная кислота меняет цвет чая.

Воспитатель:

Ребята, мы с вами провели опыты: апельсин- не тонет, виноградинка плавает, сок лимона меняет цвет. У нас было очень интересное занятие. Что понравилось вам? (ответы детей)

Воспитатель:

Мне тоже было с вами интересно. Я предлагаю вам провести такие опыты вместе с вашими родителями.

Сюрпризный момент: Я хочу поблагодарить вас за участие в проведении опытов, примите от меня это угощение.

Приложение 2

Картотека дидактических игр, способствующих формированию привычки к ЗОЖ у дошкольников через ознакомление со своим организмом.

«Разложи полезные продукты»

Цель: уточнить знания детей о полезных продуктах, их значении для здоровья и хорошего настроения человека.

Игровые действия: Детям предлагается витрина с картинками с изображением различных продуктов. Нужно рассмотреть и подобрать картинки с продуктами полезными для здоровья (богатые витаминами), объяснить свой выбор.

Материал: ширма-витрина, дидактические картинки с изображением разных видов продуктов ( мороженое, макароны, молоко, йогурт, рыба, конфеты и т.д.).

«Что было бы, если бы…»

Цель: Формировать детей относиться к себе (своему организму) внимательно, бережно, с пониманием. Содействовать умению устанавливать простейшие причинно – следственные связи и отношения наших внутренних органов.

Игровые действия: Воспитатель знакомит детей с различными ситуациями, обыгрывает их. Спрашивает детей, что было бы, если бы это случилось с ним (У тебя не было зубов? Ты перестал дышать? Если ты промочил ноги?)

Материал :дидактические картинки с ситуациями.

«Чудесный мешочек»

Цель: уточнить название фруктов, овощей, Упражнять в их назывании и определении их на ощупь, умении составлять рассказ – описание.

Игровые действия: Воспитатель приносит в группу чудесный мешочек с овощами и фруктами. Желающие дети по-очереди стараются определить на ощупь плоды.

Дети составляют рассказ-описание по схеме: размер, форма, цвет, запах, вкус, польза. Если ребенок справился с заданием, получает плод.

Материал: Чудесный мешочек, свежие фрукты, овощи.

«Магазин продуктов»

Цель: Закреплять названия продуктов, их обобщающие понятия (молочные, мясные, рыбные, хлебобулочные). Воспитывать культуру общения.

Игровые действия: Воспитатель с детьми организует ситуацию продуктового магазина. Дети продумывают, какие продукты они хотели бы купить и почему. В порядке очереди покупатели приобретают продукты для себя и своей семьи, объясняя свой выбор.

Материал: ширма-витрина, муляжи или дидактические картинки продуктов (молочные, мясные, хлебобулочные, рыбные). Самодельные бумажные денежки, сумочки.

Четыре картинки: молоко, рыба, мясо, мука.

«Письмо от Почемучки»

Цель: закрепить представления детей о строении и деятельности организма, отдельных органов. Вызвать желание давать советы по ЗОЖ.

Игровые действия: Дети по - очереди достают из конверта от Почемучки вопросы (цветные карточки). Воспитатель читает, дети выслушивают вопрос и кратко и ясно на него отвечают.

Материал: большой цветной конверт с маркой (на конверте адрес д/с, группы), цветные карточки с вопросами к детям.

«Парикмахерская»

Цель: расширять представления о видах и средствах ухода за волосами, формировать понятие «опрятный внешний вид» с помощью разных видов причёсок.

Игровые действия: Воспитатель предлагает детям набор картинок со способами ухода за волосами (расчесать волосы, помыть голову, уложить волосы при помощи резинок, пользоваться только своей расческой, дотрагиваться до волос чистыми руками и т.д.) Другая группа картинок показывает на недостатки внешнего вида детей. Дети выбирают «проблемную» картинку и подбирают способы ухода, подходящие прически, дают советы по уходу за волосами.

Материал: дидактические картинки со способами ухода за волосами, с недостатками во внешнем виде волос.

«Угадай на вкус»

Цель: расширять знания об овощах и фруктах, развивать умение определять их по внешнему виду, запаху, вкусу.

Игровые действия: Воспитатель предлагает детям корзину с дарами осени. Дети рассматривают их, описывают по схеме: размер, цвет, форма, запах. Затем воспитатель детям по очереди завязывает глаза и угощает дольками овощей и фруктов. Дети рассказывают о вкусе фруктов.

Материал: корзина с овощами и фруктами, косынка, свеженарезанные дольки овощей и фруктов, салфетки по количеству детей, деревянные разовые палочки.

«Источники безопасности»

Цель: закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, упражнять в выборе предметов по описанной ситуации.

Игровые действия: Воспитатель предлагает детям самостоятельно поработать с дидактическими картинками. Под красную карточку положить картинки с изображением опасных ситуаций, под белую – с неопасными ситуациями. Дети объясняют выбор.

Материал: дидактические картинки с изображением опасных и неопасных ситуаций, папка-раскладушка по методу ТРИЗ хорошо-плохо с красной и белой карточкой.

«Если я сделаю так»

Цель: Содействовать умению детей различать грозящую опасность и находить выход из различных ситуаций. Развивать сообразительность, саногенное мышление.

Игровое действие: Воспитатель задает вопрос, дети внимательно слушают и четко, ясно отвечают на него. Прослушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: «Опасность возникнет, если я сделаю так…», или «Опасности не будет, если я сделаю так».

Материал: коробка с поощрительными предметами-фишками.

«Что такое хорошо и что такое плохо»

Цель: Формировать умение детей отличать хорошее поведение от плохого. Закрепить представление о том, что хорошее поведение приносит радость, здоровье и наоборот.

Игровые действия: Дети мимикой и жестами выражают свое отношение к хорошему и плохому поведению (плохое поведение - сердитое лицо, грозят пальцем; хорошее - улыбаются, одобрительно кивают головами.) Дети отвечают на вопросы воспитателя.

«Что ты знаешь о…»

Цель: закреплять знания детей о строении, работе, особенностях своего организма, правилах ухода за ним. Развитие внимания, памяти.

Игровые действия: Дети сидят на стульчиках перед воспитателем. Воспитатель – водящий кидает мяч ребенку и спрашивает: «Что ты знаешь о…(например, о мышцах?». Ребенок, поймавший мяч, отвечает. Остальные дети внимательно слушают, желающие дополняют ответ.

Материал: мяч.

«Полезная и вредная еда»

Цель: закрепить представление о том, какая еда полезная, а какая вредная для организма. Подвести к пониманию противоречия: мне нравится эта еда…, а моему организму полезна…

Игровые действия: Детям раздают картинки с изображениями продуктов питания. Под зеленую карточку надо положить картинки с полезной едой, а под красную - вредной.

Материал: дидактические картинки с изображением продуктов питания, папка-ширма по методу ТРИЗ хорошо-плохо с зеленой и красной карточками.

«Подбери пару»

Цель: Способствовать умению детей соотносить предметы, изображенные на картинках, с выполняемыми функциями, закрепить полученные представления об органах, их функциях и системах человеческого организма, развивать логическое мышление.

Игровые действия: Дети получают картинки с изображением внутренних органов и изображением предметов, сходных с ними по выполняемым им функциям ( сердце – мотор, мозг – компьютер, желудок – кастрюля и т.д.). Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и рассказать, чем схожа работа органов и предметов, разложить картинки парами.

Материал: дидактические картинки с изображением внутренних органов, различных предметов.

«Закончи предложение»

Цель: Формировать умение понимать причинные связи между поведением и следствием. Способствовать сознательному отношению к своему здоровью.

Игровые действия: воспитатель организует игру с детьми в кругу с мячом. Воспитатель бросает мяч ребенку, начиная предложение, а ребенок его продолжает. Например: «Если я буду есть много сладкого, то…», «Если зарядку буду делать каждый день, то…», «Если будешь есть фрукты немытыми, то…»,

«Буду заниматься спортом, чтобы…».

Материал: мяч.

«Растения, которые лечат»

Цель: закреплять знания о лекарственных растениях (внешний вид, место произрастания) и способах их применения. Расширять представления о пользе лекарственных растений для здоровья человека.

Игровые действия: доктор Пилюлькин открывает аптеку. Рядом на столике разложены картинки с ситуациями: усталое сердце, больной зуб, бородавки, простуда и т.д. Дети выбирают картинку и идут в аптеку за советом к Пилюлькину узнать, какое лекарственное растение может помочь. Доктор рассказывает покупателям о том, как выглядит растение, где произрастает и каким образом его используют (в виде отвара, свежего листа, сока и т.д.)

Материал: кукла доктора Пилюлькина, ширма «Аптека», дидактические картинки с проблемными ситуациями, гербарии лекарственных растений (иллюстрации).

«Какого помощника не хватает»

Цель: показать детям важность каждого в отдельности органа чувств. Развивать познавательное отношение к окружающему миру и самому себе.

Игровые действия: на полу или сдвинутых столах лежат рисунком вниз большие цветные бумажные модели глаза, языка, уха, носа, руки. Педагог сообщает детям о том, что здесь лежат «разведчики» человека пусть дети отгадают, о ком он говорит. Затем перед детьми ставится задача собрать каждого разведчика в единое целое.

Материал: бумажные модели глаза, языка, уха, носа, руки.

«Чем помочь?»

Цель: учить устанавливать связи между объектами живой и неживой природы, выстраивать элементарные цепочки связей. Формировать гуманизм в отношении живой природы.

Игровые действия: воспитатель предлагает детям подумать и рассказать о том, что может быть, если в лесу не будет дождя (пожары, высыхание трав), что может случиться с животными во время пожара, что может произойти с птицами во время сильных морозов, что может случиться с растениями во время заморозков

и т.д. Дети рассуждают, устанавливая элементарные причинно-следственые связи, и выкладывают с помощью кубиков логические цепочки связей. За правильно выстроенную цепочку ребенок получает фишку-цветочек.

Материал: дидактические кубики с изображением объектов живой и неживой природы, фишки- цветочки.

«Можно и нельзя»

Цель: Продолжать упражнять детей в правилах поведения в природе, правилам общения с другими людьми. Развивать умение мыслить логически, рассуждать.

Игровые действия: Воспитатель показывает детям картинку, знакомит детей с ее содержанием. Дети, внимательно выслушав рассказ, поднимают красную карточку, если этого делать нельзя; белую, если ситуация соответствует правилам общения и поведения. Дети рассуждают о своем выборе и выборе товарищей.

Материал: иллюстрации с ситуациями поведения человека в природе, при общении. Карточки красного и белого цвета по количеству играющих детей.

Приложение 3

Спортивное развлечение  в подготовительной группе на тему :

«Мама, папа, я — спортивная семья»

Цель:

Важность и значимость здорового образа жизни. Приобщение семьи к физической культуре и спорту, к совместным мероприятиям. Создавать положительный эмоциональный настрой от совместной деятельности. Развивать эмоциональную отзывчивость, желание общаться со взрослыми. Воспитывать взаимовыручку, смелость, ловкость, силу.

Оборудование для развлечения:

- мячи (10 шт)_;

- обручи (10 шт);

- канаты (2 шт);

- конусы (4 шт);

- картошка, ведерки (2 шт);

- набор мягкого конструктора (2 шт);

- гимнастические палки (2 шт).

Предварительная работа :

- с родителями : оформление зала;

- подготовка медалей победителям;

- подбор музыкального сопровождения для эстафет.

Ход развлечения:

Команды под марш входят в зал. Останавливаются напротив друг друга.

Воспитатель:

Здравствуйте дорогие гости! Мы рады приветствовать всех и взрослых и детей в нашем нарядном зале. Сегодня у нас необычный праздник - «Папа, мама, я - спортивная семья». Почему семья? Потому что это самое дорогое, что есть у каждого человека. В семье его сила, и не только. В каждой семье есть сокровища, за которыми мы сегодня и отправимся.

Ну а теперь поприветствуем наших участников, которые сегодня будут искать свои сокровища.

Команда «Костер». Девиз «Во всем гореть и все успеть!»

Команда «Дружба». Девиз «Дружба и успех! Мы победим сегодня всех!»

Воспитатель:

Спорт, ребята, очень нужен,

Мы со спортом крепко дружим.

Спорт - помощник,

Спорт - здоровье,

Спорт - игра,

Всем участникам –

Дети : физкульт-ура!

Воспитатель: Вот и познакомились. Нашу игру будет оценивать компетентное жюри. (Представляются члены жюри). И так мы начинаем…

Конкурс «разминочный».

Видов спорта много есть,

Даже все не перечесть.

Будем мы сейчас играть,

Виды спорта называть.

Команды по очереди называют вид спорта и получают очко в свою пользу. Повторяться нельзя. Выигрывает команда, которая назовет больше видов спорта.

Воспитатель: У каждой семьи есть сокровище – свой надежный, крепкий дом. И сейчас каждая команда построит себе такой дом.

Эстафета «Что нам стоит дом построить»

Команды строятся в две колонны. Рядом лежат наборы мягких модулей. (2 набора.) Напротив команд – ориентиры. По сигналу игроки по одному несут деталь до ориентира и строят дом. Побеждает команда, которая построит хороший, крепкий, надежный дом. (Оценки жюри)

Воспитатель: Дом у каждой семьи уже есть. Теперь надо посадить огород, на котором будут расти овощи. Ребята, для чего нам овощи?

Дети: Чтобы есть. В овощах много витаминов, что полезно для организма.

Эстафета «Посади огород».

Команды выстраиваются в две колонны. Обруч – это огород. Первый игрок, папа, несет обруч к ориентиру напротив. Мама берет ведерко, сажает семена картофеля и торопится к своей команде. Дети так же берут ведерко и собирает весь урожай по одной картошке, передавая друг другу ведерко. (Картофель. 2 ведерка, 2 обруча.)

Жюри оценивает скорость команд.

Воспитатель: В каждой семье есть главное сокровище – это дети, которых родители каждый день водят в детский сад.

Конкурс «Семейный»

Нужно отвести детей в детский сад. Мамы и папы каждой команды держат палку за края, а ребенок повисает на палке. Таким образом, родители переносят детей и оставляют их в обруче, затем возвращаются назад и несут следующего ребенка. Команда победит, как только последний ребенок будет отправлен в детский сад. (2 гимнастические палки, 2 обруча.)

Воспитатель: В каждой семье есть мамы, которые умеют шить, вязать, вышивать. Они настоящие рукодельницы. И сейчас мы посмотрим, как они продевают нитку в иголку для вышивания.

Эстафета для мам и девочек "Нитка в иголку".

В эстафете участвуют только девочки и мамы. Папы и мальчики образуют связку из 3 обручей. Мама продевает канат и сама пролезает в обруч, так во все обручи, обегает вокруг стойки и возвращается назад в том же порядке, передает канат следующей маме или девочке. (2 каната, 6 обручей) Побеждает команда, первая выполнившая задание.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку

Круглый я как шар земной

Все гоняются за мной.

Лупят ногами, руками,

А я убегаю - прыжками.

Дети: Мяч.

Воспитатель: А какой вы мяч еще знаете?

Дети: Волейбольный, футбольный, резиновый, теннисный, баскетбольный.

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем с мячами.

Эстафета «Догони и прокати».

Команды выстраиваются в следующем порядке: дети, мама, папа. По сигналу, ребенок прокатывает мяч до ориентира, обегает его, прокатывает назад в конец колонны и оттуда прокатывает мяч под ногами команды. Мама ловит мяч, бежит до ориентира и обратно, отбивая мяч руками, возвращается в конец колонны и прокатывает мяч под ногами команды. Папа ловит мяч, зажимает его между ног, прыгает до ориентира и обратно.

Побеждает команда, первой закончившая эстафету. (2 мяча)

Воспитатель:

Теперь мамочки играют

И ребяток забавляют.

Будут громко в бубен бить,

Будут мамочки кружить.

В бубен бить перестаем,

В обруч прыгнете втроем.

Игра «Самые быстрые»

Воспитатель раскладывает по всему залу обручи. Игроки команд делятся на тройки, в каждой должен быть один взрослый. Взрослые запоминают своих детей. Под удары бубна взрослые с детьми кружатся, приседают, бегают врассыпную по всему залу. Как только бубен перестает звучать, команды должны собраться в свои тройки в обруче. Игра повторяется несколько раз. Побеждает команда, быстрее всех собравшаяся в свои тройки. (10 обручей.)

Воспитател:. Всё мы с вами сделали: и дом построили, и огород посадили. Да вот только не танцевали.

Конкурс «Танец с мячом»

Воспитатель просит пап и мам каждой команды, по двое ребят взять по мячу, зажать его лбами и исполнить зажигательный танец. Пары команд, которая дольше всех удержит мяч и не уронит его - будут считаться победителем. (10 мячей)

Воспитатель:

И настал у нас сейчас

Самый долгожданный час.

Все вы были молодцами,

И отважны, и честны,

Показали ловкость, силу,

Танцевали все красиво.

А теперь - получим приз!

Предоставляется слово жюри. (Подведение итогов.)

Объявляется команда-победительница.

Проводится награждение команд медалями.

Воспитатель: Сейчас ребята своей песней расскажут, как важно заниматься физкультурой.

Песня «Физкультурой зарядись!»

Воспитатель:

Дорогие зрители, давайте похлопаем в ладоши - поблагодарим наших спортсменов, которые сегодня так старались, стремились к победе.

А вы, уважаемые спортсмены, тоже похлопайте в ладоши - поблагодарите наших добрых и внимательных зрителей и болельщиков, которые всей душой поддерживали вас.

Пусть вам семейные старты запомнятся

Пусть все невзгоды пройдут стороной

Пусть все желания ваши исполнятся

А физкультура станет родной!

Молодцы! На этом наш спортивный праздник закончен! До свиданья, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста «Я хочу здоровым быть!»

Здоровье - это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, пос...

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через физическое развитие в средней группе "Будь здоров!"

Цель проекта: повысить стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми, для формирования основ здорового образа жизни....

Методическая разработка на тему: «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

laquo;Исследовательская деятельность дошкольников в процессе формирования привычки к здоровому образу жизни»(старший возраст)...

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста «Здоровый дошкольник»

Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранени...

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста "Здоровый дошкольник"

    Каждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром...

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через физическое развитие «Быть здоровыми хотим!»

Наше будущее – это наши дети. Наша Родина Россия только тогда будет сильной, процветающей и конкурентно-способной страной, когда будет здоровым ее подрастающее поколение. Задача охраны, сохранен...

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через физическое развитие "Чтобы быть здоровым"

Актуальность темы:- потребность общества, заинтересованного в воспитании здоровой личности вследствие резкого ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения;- необходимость теоретического обосно...