"Почему растаяла Снегурочка".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Ковальчук Юлия Александровна

Расширять знания и представления детей об объектах, явлениях природы, устанавливать причинно-следственные связи с проведением опытов; расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда; закреплять представления о сезонных изменениях в природе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx21.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по познавательному развитию в средней группе "Почему растаяла Снегурочка".

Цель: развитие познавательных функций: мышления, памяти, внимания, воображения.

Задачи:

Образовательные: расширять знания и представления детей об объектах, явлениях природы, устанавливать причинно-следственные связи с проведением опытов; расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда; закреплять представления о сезонных изменениях в природе. Развивающие: активизация интереса детей к природным явлениям, взаимосвязь их с жизнью человека. Воспитательные: воспитывать интерес к явлениям неживой природы, любовь к природе.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование (ноутбук, экран, проектор),  USB –носители (флеш-карта), подбор музыкальных фрагментов, снег и лед в емкости, емкости с водой, снежинки, вырезанные из бумаги, одноразовые ложки, салфетки для рук, подносы для опытов, елка, белая и цветная бумага, письмо от Деда Мороза.

Ход занятия.

Организационный момент.

Дети становятся в круг.

Воспитатель:

- Ребята, давайте поприветствуем друг друга.

- Здравствуй, небо голубое! (руки вверх)

- Здравствуй, солнце золотое! (руки вверх)

- Здравствуй, Матушка-Земля! (руки опущены вниз)

- Здравствуйте, мои друзья! (руки в стороны)

- Рада приветствовать Вас! Доброе утро!

Воспитатель:

- Ребята! Посмотрите, что изменилось в группе?

Дети:

- Появилась елка.

Воспитатель подводит детей к елке.

- Как вы думаете, почему на нашей елке нет игрушек?

Дети:

- Еще не праздник.

Воспитатель:

- Сегодня морозный ветер принес к нам на елку снежинки. Они не простые, а волшебные. Вы любите сказки?

Дети:

- Да.

Воспитатель:

- Если мы отгадаем загадки, которые написаны на снежинках, то обязательно попадем в одну из них. Послушайте загадки. (Ответы на экране.)

Наступили холода

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым

Перестал медведь реветь

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает.

Когда это бывает? (Зимой.)

Он летает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту. (Снег.)

Красна девица грустна:

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка! (Снегурочка.)

Все загадки отгадали.

Основная часть.

Начинается волшебство. (Звучит музыкальный фрагмент.)

Воспитатель:

- Вы слышите, кто- то стучит к нам в дверь.

Воспитатель заводит в группу девочку Снегурочку. У нее в руках емкость со снегом и льдом.

Снегурочка:

- Здравствуйте, ребята! Узнали меня?

Дети:

-Да.

Снегурочка:

- Да, я Снегурочка, пришла к вам в гости из русской народной сказки «Снегурочка».

Беседа по содержанию сказки.

Воспитатель:

- Как появилась Снегурочка?

Дети:

- Дед и баба слепили ее.

Воспитатель:

- Почему девочку назвали Снегурочкой?

Дети:

- Она сделана из снега.

Снегурочка:

- Ребята, а какое сейчас время года?

Дети:

- Зима.

Снегурочка:

- Какая погода бывает зимой? (Дети перечисляют.)

Воспитатель:

- Правильно, дети, зимой погода бывает разной: морозная, снежная, ветреная, солнечная.

Снегурочка:

- Морозная погода мне очень нравится! Я принесла вам подарок и письмо от Деда Мороза. А что в нем, вы узнаете позже.

Воспитатель:

- Спасибо, Снегурочка.

Снегурочка:

- Ребята, я хочу с вами поиграть.

Дидактическая игра «Зимние слова».

- Вы должны хлопать в ладоши, если услышите слово, связанное с зимой. И говорить «нет-нет», если слово к «зимним» словам не относится (снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, клубника, загорать, снегопад).

Снегурочка: - Ребята, а в какую погоду щеки на морозе щеки на морозе покалывает?

Дети:

- В морозную.

Снегурочка:

- Чтобы не замерзнуть, надо двигаться!

Физминутка «Выпал беленький снежок».

Выпал беленький снежок (дети приседают).

Собираемся в кружок. (образуют круг).

Будем весело плясать, (кружатся вокруг себя).

Будем руки согревать. (потирают ладони).

Будем прыгать веселей, (прыгают).

Чтобы было потеплей. (прыгают).

Снегурочка:

- Ребята, а вы хотите узнать, что находится у меня в волшебном сундучке?

Дети:

- Да.

Снегурочка:

- Угадайте загадки.

По зимней дорожке рассыпаны крошки.

Белые, хрустящие, но не настоящие. (Снег.)

Он когда-то был водой,

Но сменил вдруг облик свой.

И теперь под Новый год

На реке мы видим … (Лед.)

Воспитатель открывает емкость, показывает снег и лед, предлагает детям занять места за столами, на которых лежат салфетки, белая и цветная бумага, подносы.

Воспитатель:

- Ребята! Но Снегурочка принесла нам еще и письмо от Деда Мороза. Давайте я вам его прочитаю.

Письмо Деда Мороза.

- Здравствуйте, дети! Целый год я наблюдал за вами, как вы старательны и внимательны бываете на занятиях. И поэтому я приготовил вам задания, выполнив которые вы узнаете все про снег и лед, и сможете ответить на вопрос «Почему растаяла Снегурочка?». Желаю вам удачи, Ваш Дед Мороз.

Воспитатель:

- Ну, что, ребята, будем выполнять задания?

Дети:

- Да.

Воспитатель предлагает выполнить задания.

1 задание: определить цвет, запах и температуру снега и льда. (Дети трогают руками снег и лед. Если дети затрудняются назвать цвет льда, предложить сравнить его с голубой или белой бумагой.)

Вывод: снег - белый, холодный, без запаха; лед – бесцветный, холодный, без запаха.

2 задание: предложить взять горсть снега и высыпать ее. Затем сжать снег в ладони. Воспитатель раскалывает льдинку.

Вывод: снег сыпучий, а если подтает, становится липким. Лед – хрупкий.

3 задание: положить под кусочек льда и снега цветную бумагу. Сравнить, определить прозрачность.

Вывод: лед прозрачный, снег нет.

4 задание: тонет ли снег и лед. Воспитатель кладет кусочек льда и снега в емкость с водой.

Вывод: лед и снег не тонут.

Воспитатель:

Давайте немного согреем наши руки.

Самомассаж рук.

Очень холодно зимой

Мерзнут ручки – ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

Воспитатель:

- Давайте посмотрим, что стало со снегом и льдом в емкости.

Дети:

- Они растаяли.

Воспитатель:

- Правильно. Вода теплее, чем снег и лед. Под действием тепла снег и лед растаяли и превратились в воду. Совсем как наша Снегурочка из сказки. Ведь Снегурочка приходит только в холодное время года и не остается надолго. Вот и нашей Снегурочке пора отправляться опять в сказку. И вернуться уже с Дедом Морозом на Новый год!

Дети прощаются со Снегурочкой, и она уходит под «волшебную» мелодию.

Подведение итогов.

Рефлексия.

Воспитатель:

- Ребята, у какой же сказки мы были в гостях?

Дети:

- В сказке «Снегурочка».

Воспитатель:

-Кто к нам приходил в гости?

Дети:

- Снегурочка.

Воспитатель:

- Что принесла нам Снегурочка?

Дети:

- Снег и лед, письмо от Деда Мороза.

Воспитатель:

- Выполнили мы задания Деда Мороза?

Дети:

- Да.

Воспитатель:

- А вы знаете, что задания, которые мы с вами выполняли, называются опытами. Так от чего растаяла Снегурочка?

Дети:

- От тепла.

Воспитатель:

- О каких удивительных свойствах льда и снега вы узнали?

Дети:

- Снег – белый, холодный, без запаха, сыпучий, а если подтает - становится липким. В воде не тонет, но таит. Лед - бесцветный, холодный, без запаха, хрупкий, прозрачный. В воде не тонет, но таит.

Воспитатель:

- А какой опыт от Деда Мороза вам больше всего понравилось выполнять?

Ответы детей.

- Как вы думаете, а может ли растаявший в комнате снег, на морозе опять в него превратиться? Давайте это проверим, после занятия поставим растаявший снег на подоконник, а после сна посмотрим, что у нас получится.

Воспитатель подводит детей к елке.

Дети соглашаются.

Воспитатель:

- Я хочу преподнести вам подарок. Это снежинки! С одной стороны, они веселые, с другой – грустные. Выберите ту сторону снежинки, которая соответствует вашему настроению. У кого хорошее настроение, покажите ту сторону, где снежинка улыбается. Как хорошо, что у всех хорошее настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему растаяла Снегурочка?

Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений, средняя группа...

Конспект открытого занятия "Почему растаяла Снегурочка"

Данный материал предназначен для проведения занятий по ознакомлению с миром природы с детьми средней группы ДОУ. В ходе занятия дети знакомятся с русской народной сказкой "Снегурочка", отгадывают зага...

"Почему растаяла Снегурочка?"

Цель: Расширять представление детей о свойствах воды, снега и льда.Задачи: Учить устанавливать элементарные причинно - следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замер...

НОД в средней группе по познавательной деятельности Почему растаяла снегурочка

НОД в средней группе по познавательной деятельности Почему растаяла снегурочка...