Проект для детей среднего дошкольного возраста "Зимушка - забавушка"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Елена Викторовна Жигулова

Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса в ДОУ расширить, систематизировать и творчески применить представления дошкольников о сезонных изменениях в природе и в быту людей в зимнее время года, познакомить с зимними праздниками, особенностями их празднования; исследовать разные состояния воды и снега. Содействовать развитию партнёрства и сотрудничества между специалистами и родителями в процессе совместной работы с целью педагогической поддержки членов семьи в воспитании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_zimushka-zabavushka.doc797.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  - ДЕТСКИЙ САД № 27«СКАЗКА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

г.Саяногорск

     

             

                                 

        

Средняя группа «Алёнушк               

                                                                

                                                        Разработчик:

             Воспитатель:                        

                                                        Жигулова  Е.В.

        

САЯНОГОРСК, 2021

Паспорт проекта средней  группе  «Алёнушка»

Воспитатели:  Жигулова Е.В.

Тема: «Зимушка - забавушка».

Тип проекта: познавательно- творческий,  групповой.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, инструктор по физической культуре, родители.

Срок реализации проекта:  краткосрочный  (c 11.01. 21г. – 12.02.21г.).

Актуальность: Зима – это самое любимое время года для многих ребят, ведь она готовит столько забав и развлечений. Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Непосредственная близость объектов природы дает возможность показать ребенку, как взаимодействует человек и окружающая среда, как они зависят друг от друга.

        Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса в ДОУ расширить, систематизировать и творчески применить представления дошкольников о сезонных изменениях в природе и в быту людей в зимнее время года, познакомить с зимними праздниками, особенностями их празднования; исследовать разные состояния воды и снега. Содействовать развитию партнёрства и сотрудничества между специалистами и родителями в процессе совместной работы с целью педагогической поддержки членов семьи в воспитании детей.

Проблема: Дети в недостаточной степени имеют представление о характерных явлениях зимней погоды; о свойствах снега, почему ведут себя по-разному животные и птицы. Дети не видят взаимосвязи и взаимозависимости в природе. Не умеют составлять описательный рассказ, так как у них бедный словарный запас прилагательных и глаголов. Не умеют видеть красоту зимнего пейзажа.

Участие детей в проекте поможет максимально обогатить знания и представления детей о зиме, свойствах снега, природных явлениях, развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.


Цель проекта: Создание условий для расширения представление у  детей знаний о зиме и зимних забавах, приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни посредством проведения зимних забав, развлечений, игр, расширение  кругозора детей, знаний   о правилах безопасности детей на зимней прогулке.

Задачи проекта:

  • Расширение и углубление знаний и представлений  детей о зимнем времени года.
  • Расширение представления у детей о зимних играх и забавах.
  • Формирование представления о взаимосвязи, взаимозависимости живой и неживой природы.
  • Формирование активной жизненной позиции в вопросах укрепления здоровья, овладения навыками здорового образа жизни.
  • Знакомить с явлениям неживой природы (снег, метели, морозы, сильные ветра), свойствами снега (белый, пушистый, хрустящий).
  • Развитие наблюдательности, познавательной активности, инициативы.
  • Формирование умения передавать красоту природы в изобразительной деятельности, подбирать цвета,  развивать эстетическое восприятие.
  • Развитие связной речи, уточнение, обогащение и активизация словарного запаса;
  • Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях, привлечение внимания родителей к вопросам создания в семье благоприятной для здоровья среды.
  • Воспитание бережного отношения детей к природе.

Форма проведения итогового мероприятия проекта:  «Марафон зимних игр».

Предполагаемый результат проекта: 

        По окончанию проекта дети расширят представления о зиме, зимних играх и забавах. Приобщатся  к здоровому образу жизни посредством проведения зимних забав, развлечений, игр. Дети смогут устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе. Исследование и познание объектов природы способствует умственному развитию, логическому мышлению, пополнится и расширится словарный запас. Кроме того, восприятие природы поможет развить такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, умение любоваться красотой окружающей природы и чуткое отношение ко всему живому.

Проект включает три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

1. Подготовительный этап (с 11 .01.21г. – 15.01.21г.).

Введение в тему:

- Что дети знают о зиме, о зимних играх и забавах?

- что хотят узнать об этом?

- где можно найти материал по теме?

- Подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов бесед, наблюдений; подбор детской художественной литературы; подбор дидактического материала, наглядных пособий (картины, иллюстрации); подбор настольно – печатных и дидактических игр.

- Приготовление материалов для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон, пластилин и т. д.).

2. Содержание проекта (основной этап деятельностный) (с 18.01.21г. – 05.02.21г.).

Реализация проекта в непосредственно-образовательной деятельности через образовательные области:

Познавательное развитие

ООД «Путешествие в зимний лес». Цель: Создание условий для формирования у детей умения соотносить увиденный зимний пейзаж с прослушиванием литературного произведения.

Дидактические игры: «Собери снеговика»; «Скажи наоборот»»; «Что зимой бывает?»; «Что прячется за сугробом?»; «Когда это бывает?»;

 «Доскажи словечко».

Исследовательская деятельность: «Почему хрустит снег?; «Какой бывает снег?; «Снег – вода – лёд»; «Как снег становится водой?».

Экспериментирование: «Где прячутся  насекомые?»; «Снежинки на варежке, на руке; «Как согреть руки», «Свойства снега».

Наблюдения: за погодой, ветром, небом, солнцем, метелью (из окна), за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, мокрый), сугробами, сосульками,  птицами (воробей, синицы, снегири, голуби), за прохожими (как одеты, за деревьями,  трудом дворника.

Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы: иней, снег, гололед, метель.

Дидактические игры, используемые в ООД «Окружающий мир»: «Прятки»; «Кто что делает?»; «Зимние забавы»; «Мы гуляем по саду»; «Раз, два, три посчитай»; «Что забыл нарисовать художник?»; «Где и как зимуют звери?»; «Что сначала, что потом»;  «Подбери признак»; «Когда это бывает?»; «Дикие – домашние»; «Зим – лето»; «Зимние слова».

Развивающие игры, используемые в ООД по формированию математических представлений: «Снежки»; «Разложи по цвету»; «Повара»; «Раскрась-ка!»; «Наведи порядок»; «Запасы на зиму»; «Четвертый лишний»; «Чего не стало?»; «Найди отличия».

Речевое развитие

ООД «Составление  рассказа по картине   «Катаемся на санках». Цель: Создание условий для формирования у детей     умения  связно, последовательно и выразительно составлять небольшие рассказы о зимних играх.

Составление рассказа по картинке "Не боимся мы мороза"

Заучивание стихотворений о зиме.

Загадки о зиме.

Рассматривание иллюстраций "Времена года ". Рассматривание картинок с зимними видами спорта.

Проговаривание чистоговорок.

Дидактические игры: «Угадай, что появилось»; «Называй-ка»; «Раздели картинки на группы»; «Найди пару»; «Угадай, что изменилось»;  «Кто, что умеет делать»; «Спрячь животных в их домики»; «Подбери слова-признаки»; «Подбери  слова - действия»; «Что забыл нарисовать художник?»; «Что сначала, что потом».

Беседы:

«Для кого зима бывает грустным временем года?»;  «Что бывает зимой? (стало холодно, идет снег, вода замерзла, реки сковало льдом)»; «Как люди заботятся о птицах зимой?); «Какие зимние забавы вы знаете?»; «В какие игры вы играете зимой?»; «Что можно строить из снега и льда?»;  «Какие вы знаете зимние виды спорта.

 

Театрализация русской народной сказки "Рукавичка" (кукольный театр)

 

Игры на развитие речи: «Послушай и отгадай»; «Исправь ошибки»; «Назови ласково»; «Что больше, что меньше»; «Один – много»; «Скажи со словом - зимний»; «Закончи предложение»; «Сидит зайка на опушке…».

Рассматривание сюжетных картин: «Зима в лесу», «Зимние забавы», «Собираемся на прогулку», «Дети на празднике елки».

Игры и упражнения на формирование общих речевых навыков: «Погреться на морозе», «Снежинки летят», «Вьюга», «Дует ветер», «Снегири», «Снежок», «Снежная баба», «Снеговик», «Зимние забавы».

Артикуляционные разминки: «Путешествие весёлого язычка».

Дыхательная гимнастика: «Зимний ветер»; «Подуй на снежинку.

ООД Чтение художественной литературы: стихотворения о зиме: Я. Аким «Первый снег»; В. Артюховой «Белый дед»; А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...»; С.Дрожжия «Улицей гуляет...»; Н.Некрасов «Не ветер бушует над бором...»; И.Суриков «Зима»; А. Яшин «Покормите птиц зимой»; О. Высотская «Ёлочка»; загадок, пословиц, поговорок; о  животных и признаках зимы.

Проза: Н. Носов «На горке»; Н.Сладков «Неслух».

Сказки: русские народные: «Зимовье»; «Снегурочка»;  «Лисичка-сестричка и серый волк»; «Рукавичка»; «Морозко»,  «Снегурушка и лиса», «Лиса и заяц».

В.Бианки «Первая охота»; Т. Эгнер «Приключения в лесу Елки-на-Горке»; В. Козлов «Зимняя сказка»; Н.Притулина «Как Миша зиму поджидал».

Цель: Создание условий для воспитания у детей  эмоционально-образного восприятия литературных произведений. Развитие умение оценивать поступки героев. Развитие творческого воображения, слуховой и зрительной памяти, выразительность речи.

Социально-коммуникативное развитие

ООД  «Зимние забавы». Цель: Создание условий для расширения представления у детей о характерных признаков зимы, знаний о зимних играх и забавах.

ООД «Безопасность на льду». Цель: Создание условий для формирования у детей представление о правилах безопасного поведения на воде в холодное время года.

Рассматривание иллюстраций и картин: «Звери зимой»; «Зимние забавы»; «Зимний пейзаж»; «Саша и снеговик»; «Зимний лес».

Сюжетно-ролевые игры: «В магазин за подарками»; « Зайка заболел»;

«Путешествие в лес».

Рассматривание сюжетных картин, беседы на тему: «Зима в лесу»; «Безопасное поведение зимой в городе, в лесу, на реках»; «Зачем нужна кормушка?»; «Зима и дети. Зимние забавы»; «Если хочешь быть здоров…»; «Опасный лёд»;

Рассматривание иллюстраций и картин: «Художники о зиме»; «Звери зимой»; «Зимние забавы»; «Зимний пейзаж»; «Саша и снеговик»; «Зимний лес».

Художественно -эстетическое развитие

ООД (Рисование) «Зимний пейзаж». Цель: Создание условий для закрепления и уточнения знания детей о характерных признаках зимы и зимних явлениях природы.

ООД  (Аппликация) «Медведь». Цель: Создание условий для формирования умения передавать в лепке характерные черты животного, создавать сюжетную композицию (Приложение №6).

ООД (Лепка)  «Снежинка». Цель: Создание условий для формирования представления у детей   о времени года «Зима».

Музыкальные игры: «Где метелица мела»; «Мы повесим шарики».

Цель: Формирование у детей эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения; развитие навыков художественной передачи  различных образов.

Музыкальные произведения (слушание): «Зимняя сказка»; «Кабы не было зимы»; «Дедушка»; «Елка-елочка»; «Песня конфеток»; «Фантики»; «Про Новый год».

Физическое   развитие

Физкультминутки: «Мы во двор пошли гулять»;  «Мы слепили снежный ком»; «Зайка»; «Есть у каждого свой дом»; «Снежинки».

Игровые упражнения: «Мы шагаем по сугробам»; «Зимняя прогулка»; «Пляска со снежками»; «Снеговик»; «Снежинки кружатся»; «Поймай снежинку».

 Беседы-рассуждения:  «Как вести себя зимой на улице?»;  «Что делать,  если замерз на улице? ».

Подвижные игры:  «Два Мороза»; «Снежинки и ветер»;  «Птички в гнёздышках»; «Прокати снежный ком», «Попади в обруч (или ком)»; «Лыжники»; «Снежный бой»; «Лиса и зайцы»; «Заморожу»; «Зайка беленький сидит»; «Бездомный заяц;  Игры в снежки.  Катание с горки на санках – «ледянках».

Подготовка к зимнему развлечению на свежем воздухе «Марафон зимних игр» на физкультурных  занятиях.  Цель: Создание условий для развитие двигательной активности у детей, формирование  убеждение в том, что зимние игры способствуют радостному настроению, укреплению здоровью и физической подготовке.

Трудовая деятельность  

Уборка снега на участке для проведения марафона зимних игр. Цель: Создание условий для формирование у детей  ответственного отношение к труду, умение выполнять коллективные поручения.

«Постройка снежной горки для куклы». Цель: Создание условий для формирования у детей  привычки к трудовому усилию, развитие умение и желание оказывать посильную помощь товарищу, научить его тому, что умеет сам.

Работа с родителями:

• Информационный материал «Детям о зиме».

Консультации:

«Одежда для прогулок».

«Зима, ты прекрасна…когда безопасна».

  • Памятка для родителей «Правила безопасной прогулки».
  • Консультации:

«Снежные забавы».

«Зимние травмы».

3. Заключительный  этап (с 08.02. 2021г. по 12.02. 2021г.):

 -  анализ результатов проекта;

 - проведение «Марафона зимних игр».

                                                                        

                                                                        

                                                                        Приложение №1

ИТОГИ ПРОЕКТА:

        1. Выставки детских рисунков, работ по лепке, аппликации.

        2. Фотоматериалы «Марафон  зимних игр» на свежем воздухе.        

 3. Дети:  

        Реализуя этот проект в целом, мы ставили цель сформировать эмоциональную заинтересованность детей к процессу познания красоты окружающей нас природы. В проекте дети участвовали с удовольствием. Очень понравилась детям продуктивная и исследовательская деятельность, а также наблюдение за живой и неживой природой зимой. Понравилось кормить  зимующих  птиц. Дети  много интересного узнали о жизни растений и животных зимой.

- У детей значительно повысился интерес и желание заниматься зимними играми, принимать активное участие в подвижных играх и забавах на прогулке.

- Повысились знания о правилах безопасного поведения  на прогулке.

- Активизировалась речевая активность детей (с использованием художественного слова и познавательных бесед).

4. Педагоги:

- Создали условия для повышения  профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с родителями воспитанников.

- Создали условия для повышения уровня педагогической культуры родителей, их заинтересованности в воспитании и развитии детей.

- Создали условия для  формирования доверительных и партнерских отношений между субъектами образовательного пространства.

- Создали условия для  обеспечения  пространства для личного роста участников, создания творческой атмосферы.

Список литературы:   

        1. Ануфриева Л. Общефизическая подготовка детей на прогулке //         Дошкольное воспитание. 1996. №2.

        2. Воспитание детей в средней группе детского сада /  Сост. Г.М.         Лямина. М, 1982.

        3. Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в         средне группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

        4. Иванова А.И. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в         детском саду. М, 2007.

        5. Осокина Т.А., Тимофеева Е.А. Игры и развлечения детей на воздухе.         М., 1981.

        6. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.

        7. Рыжова Н.А. Экологическое воспитание в детском саду. М., 2001.

        8. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных         экологических представлений в средней группе детского сада. - М.:         Мозаика- Синтез, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мәктәпкә хәзерлек төркеме балалары өчен “Сугыш кайтавазы” темасына проект / Проект для детей подготовительной к школе группы на тему "Эхо войны"

     Соңгы елларда патриотик тәрбиягә игътибар кими төште. Нәрсә соң ул патриотик  тәрбия?  “Патриот”  -- ул туып үскән җирен, Ватанын яратучы, хөрмәт итүче, аның ...

Мәктәпкә хәзерлек төркемендә “Бүлмә гөлләре” дигән темага проект / Проект для детей подготовительной к школе группы на тему "Комнатные цветы"

Актуальлелек. Традиция буенча көзен бүлмә гөлләрен күчереп утыртабыз, бу эшкә балалар да тартылалар һәм актив катнашалар. Эш барышында балаларда  күп төрле сораулар да туа: “Ни өчен бу гөлнең яфр...

Детско-родительский проект для детей 6-7 лет проект "В нашей семье есть герои"

Формирование патриотических качеств у детей на основе ознакомления с историческими фактами членов своей семьи. Проект поисково-иформационный....

Проект в подготовительной группе «Открывая Красную Книгу». Цель проекта: познакомить детей с Красной Книгой РФ, с видами редких (исчезающих) животных, птиц, растений, рыб; с исчезающими видами в Николаевском районе Хабаровского края; с работой заповедник

Воспитатель МБДОУ №44 «Огонёк» г. Николаевска-на-Амуре: Хазиева С.И.Проект в подготовительной  группе «Открывая Красную Книгу».Цель проекта: познакомить детей с Красной Книгой РФ, с видами р...

Проект: «Дети войны», посвященный празднованию 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (инновационный социальный проект). для детей 5-6 лет

laquo;Дети войны» - так называют это поколение. Это они трудились наравне со взрослыми на колхозных полях, у станков на заводах, помогали в госпиталях, а многие из них совмещали работу еще...

Проект «Знакомство детей с зимующими птицами» (проект для детей первой младшей группы)

Проект «Знакомство детей с зимующими птицами» (проект для детей первой младшей группы)...

Познавательно-игровой проект для детей 2-3 лет «Ладушки, ладушки в гостях у Забавушки»

Проблема: Большинство родителей не придают большого значения использованию народного фольклора в воспитании ребенка. Им часто некогда сесть с ребенком, почитать сказку, рассказать потешку, поиграть в ...