ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка (старшая группа)
Методические рекомендации формирования нравственных качеств у старших дошкольников. Перспективное планирование нравственного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
«Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания»
К.Ушинский
В данной статье раскрывается актуальность формирования нравственных качеств – сочувствия, сострадания и сопереживание близким людям, сверстникам и всему живому. Представлены разработанная программа по трем направлениям, которая включает в себя социально – коммуникативную, художественно - творческую, познавательную, речевую области и соответствует возрастным особенностям детей.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Собственно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.
Многие годы дошкольное воспитание было в основном ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребёнком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоциональной сферы, нравственных ценностей и установок
Из практики работы с дошкольниками мы часто видим, что дети приходят в детский сад с угнетённой эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Ребёнок замыкается в себе со своими проблемами, страхами. Радикальные преобразования, происходящие в последние годы в России. В качестве приоритетного направления сегодня выступает забота об эмоциональном благополучии ребёнка.
При воспитании ребенка особое внимание следует уделить воспитанию в детях сочувствия, сопереживания, сострадания. Если эти моменты в воспитании ребенка упущены, впоследствии отсутствие этих качеств может обернуться трагедией и для детей и для родителей.
Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию, к сочувствию – проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому я считают, что у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства. Только в этом случае ребенка можно научить принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои, проявлять желание заботится о других, любить природу.
Можно привести немало примеров сочувствия, сострадания, сострадания из литературных произведений. Но, к сожалению, не меньше примеров можно подобрать и из реальной жизни. Когда на человека обрушивается несчастье, ему требуется поддержка и сострадание. Всегда легче переносить что-то, зная, что ты не один, что кто-нибудь понимает тебя и твое состояние.
Важнейший аспект сострадания – умение почувствовать переживания другого человека, принять их и показать это. Человек, испытывающий сострадание, должен иметь богатый жизненный опыт, помнить свое эмоциональное состояние, когда ему было плохо, горько, обидно, чтобы воскресить его в нужный момент.
Сочувствие, то есть проявление жалости к кому-либо, тоже требует определенного эмоционального настроя. Некоторые люди считают, что сочувствие унижает. С одной стороны, любой человек хочет, чтобы его считали сильным. Жалость же к нему показывает, что у него есть слабое место.
Восприятие сострадания, сочувствия и поддержки зависит от характера и силы воли человека. Взаимоотношения с другими людьми - это сильный источник переживаний ребенка. Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей помогает возникновению сложных многоплановых чувств: любовь, ревность, сочувствие, зависть. Когда окружающие люди любят ребенка, хорошо к нему относятся, внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие.
Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него высших чувств, доброжелательного отношения к другим людям. Прежде всего, возникает чувство любви, нежности к родителям, братьям и сестрам, дедушкам и бабушкам. Дошкольники учатся сопереживать сверстнику. Симпатия у ребенка становится более действенной, у него возникает желание помочь, поделиться, посочувствовать. Сочувствие и симпатия способствуют тому, что ребенок совершает первые нравственные поступки.
Люди, сочувствующие, сострадающие, оказывающие поддержку другим, никогда не останутся одни, без друзей, без тех, кто сможет подставить плечо в трудную минуту. И это чудесно.
Одной из задач ФГОС дошкольного образования является формирование нравственных качеств ребенка. В связи с этим основной целью своей работы я выбрала формирование нравственных чувств у детей, в частности развитие и формирование таких понятий как «сочувствие», «сопереживание», «сострадания», эмоциональной отзывчивости и доброты.
При разработке темы я взяла в основу три направления, каждое из которых имеет определенное взаимосвязанное содержание:
1 направление - нравственное воспитание, которое содержит в себе - нравственные беседы, ситуации, упражнения, работа в рабочей тетради с пиктограммами;
2 направление - художественная литература, которая содержит в себе - знакомство с произведением через чтение, просмотр диафильмов, прослушивание грамзаписей; беседа по произведению, рассматривание иллюстраций, художественная творческая деятельность;
3 направление - игровая деятельность, которая содержит - дидактические и настольно – печатные игры, сюжетно – ролевые и творческие игры, игры драматизации, игры упражнения.
Для каждого направления я разработала перспективное планирование, которое соответствует взятым мною задачам и с учетом возраста детей.
Перспективное планирование по нравственному воспитанию
сентябрь
Беседа - «Знакомство». Создать доброжелательные отношения в группе, настроить на совместную деятельность, учить выражать свои эмоции мимикой, жестами, позой.
Ситуации - «Если бы мы не знали, как зовут друг друга». Показать необходимость знакомства и общения друг с другом, помощь в трудную минуту.
Упражнения - «Ласковые имена». Учить обращаться друг к другу по имени, используя уменьшительно – ласкательную форму.
Практическая деятельность в рабочих тетрадях - Страница № 1, 2 - «Настроение гномов». Показать какое настроение может быть у тебя и твоих друзей.
октябрь
Беседа - «Разноцветная звезда». Формировать у детей коммуникативные навыки, повышать сплоченность группы, профилактику конфликтов.
Ситуации - «Как исправить плохое настроение у друзей». Учить сопереживать за друга, создавать ситуации для улучшения настроения, развивать воображение.
Упражнения - «Подружись со мной». Учить выражать эмоции мимикой и жестами, желание найти новых друзей.
Практическая деятельность в рабочих тетрадях - Страница № 3 - «Дракон с семью головами». Познакомить с мимическими выражениями лица при разном настроении.
ноябрь
Беседа - «Эти страшные рожицы». Познакомить детей с пиктограммами, с изображением глаз, бровей, рта в зависимости от эмоционального состояния человека.
Ситуации - «Если у друга сломалась игрушка». Воспитывать сочувствия к сверстнику, умение оказывать помощь в трудную минуту.
Упражнения - «Когда бывает плохо». Учить с помощью жестов, мимики и позы изображать сочувствие и сострадание.
Практическая деятельность в рабочих тетрадях - Страница № 4 - «Каждому герою свою маску». Продолжать знакомить с пиктограммами, учить подбирать по мимике героев.
декабрь
Беседа – «Подарки на Новый год». Дать представление, что ни все люди получают подарки. Воспитывать сострадание, желание помочь, приготовить, подарить подарок.
Ситуации - «Волшебная палочка». Натолкнуть детей на использование волшебной палочки для людей, нуждающихся в помощи. Оказать помощь в выборе действий.
Упражнения - «Подарок для друга». Продолжать учить детей с помощью жестов и мимики изображать чувство радости и восторга, сопереживать их вместе с другом.
Практическая деятельность в рабочих тетрадях - Страница № 5 - «Кому Дед Мороз подарит подарок». Показать зависимость настроения от получения желаемого результата.
январь
Беседа - «Снежная королева». Объяснить смысл понятия «холодное сердце». Воспитывать желание помочь таким людям, находить способы растопить холодное сердце.
Ситуации - «Как бы я растопил льдинку». Развивать воображение детей, учить находить положительный выход из ситуации, сочувствовать людям с холодным сердцем
Упражнения - «Расколдуй меня!». Продолжать учить детей оказывать помощь, не оставаться равнодушным к проблемам других.
Практическая деятельность в рабочих тетрадях - Страница № 6 - «Добрая и злая волшебница». Продолжать учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки.
февраль
Беседы - «Бал сказочных героев». Дать представление «доброго» и «злого» героя, сопереживать попавшим в трудную минуту героям
Ситуации - «Если бы я стал волшебником». Показать положительные и отрицательные стороны волшебства, использовать волшебство во благо.
Упражнения - «Я – супер герой». Продолжать учить детей направлять свои действия во благо. Воспитывать чувство сострадания и помощи в трудную минуту.
Практическая деятельность в рабочих тетрадях - Страница № 7 - «Настроение героев»
Продолжать учить видеть настроение сказочных персонажей по мимике и жестам, разделять положительные и отрицательные настроения.
март
Беседы - «Хорошо, что рядом мама». Воспитывать любовь и уважение к маме, сочувствие и сострадание к одиноким людям, желание оказывать им помочь.
Ситуации - «Я мама, ты мой ребенок». Продолжать учить детей разыгрывать ситуацию, уметь доказать доброжелательность отношений.
Упражнения - «Если мамы нет дома». Продолжать учить детей самостоятельно находить выход из ситуации, уметь обыграть ее, использую игровые действия.
Практическая деятельность в рабочих тетрадях - Страница № 8 - «Нарисуй портрет семьи». Учить изображать членов своей семьи.
апрель
Беседы - «Сережа и щенок». Продолжать развивать сочувствие и сострадание к героям. Обратить внимание на то, что изменения в поведении меняют отношения к человеку.
Ситуации - «Если бы я был Сережей». Продолжать учить детей находить выход из ситуации, уметь доказать правильность выбора.
Упражнения - «Помощь беззащитному другу». Продолжать учить сочувствовать другу, попавшему в беду, сопереживать с ним, предоставлять свою помощь.
Практическая деятельность в рабочих тетрадях - Страница № 9 - «Приятная встреча» по произведению Б. Захадера. Продолжать учить выражать эмоции мимикой и жестами, сопереживать героям, уметь объяснить причину их поведения.
май
Беседы - «Болезнь куклы». Продолжать учить детей в проблемной ситуации находить позитивное решение. Развивать желание помогать больному в выздоровлении.
Ситуации - «На приеме у врача». Продолжать учить детей разыгрывать знакомую ситуацию, сочувствовать больному и радоваться за его выздоровление.
Упражнения - «Как я вылечил куклу». Продолжать учить детей с помощью пантомимы изображать действие врача, уметь передать чувство сострадания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование духовно-нравственных качеств у старших дошкольников на материале музыкальных сказок
Статья направлена на воспитание в человеке только положительного, приобщение детей к прекрасному, светлому и радостному в жизни через музыкальные сказки....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/26/picture-146976-1353944471.jpg)
Основы формирования нравственных качеств у старших дошкольников в трудовой деятельности.
Основы формирования нравственных качеств у старших дошкольников в трудовой деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/23/picture-745512-1648035704.jpg)
Организация работы по формированию нравственных качеств у старших дошкольников с применением и использованием сказок (Методическое пособие для воспитателей «Любим сказки»)
Данный методический комплекс направлен на воспитание нравственных качеств у старших дошкольников, а так же будет полезен для работы воспитателям....
Сообщение к семинару на тему: «Формирование социально – нравственных качеств у старших дошкольников как аспект подготовки к школе»
Социализация и нравственность. Что объединяет эти два понятия и как они связаны с дошкольниками? Нужно ли формировать эти качества у детей и что дадут им эти знания в дальнейшем? Для начала надо...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/13/picture-1101601-1547384512.jpg)
Презентация "Формирование нравственных качеств личности старших дошкольников"
Формирование нравственных качеств личности старших дошкольников...
Статья "Формирование нравственных качеств личности старших дошкольников"
Формирование нравственных качеств личности старших дошкольников на материале фольклора...