Конспект занятия по познавательному развитию с использованием проблемно-поисковой (исследовательской) деятельности в подготовительной группе "Вода".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

формирование познавательных действий дошкольников, путём использования поисково-исследовательской технологии находить воду в окружающем пространстве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием проблемно-поисковой (исследовательской) деятельности в подготовительной группе "Вода".

Цель: формирование познавательных действий дошкольников, путём использования поисково-исследовательской технологии находить воду в окружающем пространстве.

Задачи:

1. Образовательные задачи:

 Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу свойств воды; формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

2.Развивающие задачи:

  Способствовать развитию любознательности; развивать внимание детей; способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.

3.Воспитательные задачи:

Продолжать воспитывать культуру поведения; Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде; Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.

 Планируемые результаты: дети могут найти воду в окружающем пространстве, пригодную для использования.

Оборудование и материалы: одноразовые стаканчики, кусочки льда , тарелочки ,бутылка с грязной водой, кастрюлька с горячей водой, зеркальце, воронка, тряпочка, вата, ёмкость для воды, ведро с водой, таз, секундомер, карточки «Свойства воды», «Водосбережение».

1. Обозначение проблемы

Воспитатель подзывает к себе детей

- Ребята, … у меня вчера дома случилась неприятность. Пришла я с работы домой, захотела помыть руки. Открываю кран, а оттуда как что-то зашипит, забулькает, зачихает. И полилось что-то тёмно-жёлтое, почти коричневое. Думаю, сейчас кто-то из крана вылезет. Страшно!

Ну, конечно из крана никто не вылез, но текло из него непонятно что.

- Ребята, а как вы думаете, что это может быть?

- А  можно ей мыть руки?

-А набрать чайник?

- А  может пить? Почему нельзя? (Вода должна быть чистая и прозрачная)

-Что делать не знаю? А с вами так было?(ответы детей)

Воспитатель: тут я и пить захотела. Даже сейчас с вами говорю, а во рту всё пересохло (обращается к ребёнку налить бокал воды)(в группе воды в чайнике нет, в кранах перекрыта).

- Ну вот, ребята и мы с вами попали в такую ситуацию

-Что же надо делать, если нет воды? А вода очень нужна?

-А может мы и без неё проживём?

- А для чего нам нужна вода?(ответы детей)

Вывод: сможем ли мы без воды прожить?( Без воды прожить невозможно. Вода нужна всему живому на Земле. Без воды человек может прожить не более 3-4  суток)

- Для чего нужна вода?( человеку пить, готовить еду, стирать, купаться, чистить зубы; животным, растениям, водному транспорту)

2. Поиск решения проблемы.

-Ребята, а как же мы сможем решить нашу проблему с водой в нашей группе?( сходить к соседям за водой, сходить на кухню, попросить воды)

-А если и там нет воды, что будем делать?(купить в магазине, набрать в колодце, растопить снег или лёд)

- А что снег-это вода? Как это можно проверить?

Давайте проверим

 У вас на тарелочках кубики льда. Возьмите лёд в руки и скажите, какой он на ощупь? (Мокрый, скользкий, гладкий, холодный.)

  -А что происходит со льдом в ладошках? ( он тает и превращается в воду. )

  - А почему? ( ладошки тёплые, а лёд холодный).

   -Что мы с вами проверили?( что лёд – это тоже вода, а значит, вода может быть и твёрдой в виде льда.)

Воспитатель посылает двух детей в соседнюю группу за водой

В это время в группе проводится физкультминутка

Физкультминутка «К речке быстрой».

К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте) 

Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе) 

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши) 

Вот как славно освежились. (встряхиваем руками) 

Делать так руками нужно: Вместе – раз, это брасс. (круги двумя руками вперед) 

Одной, другой – это кроль. (круги руками вперед поочередно) 

Все, как один, плывем как дельфин. (прыжки на месте) 

Вышли на берег крутой (шагаем на месте) 

И отправились домой. 

3. Действие.

Дети из соседней группы приносят бутылку с грязной водой. Воспитатель достаёт стаканчики и наливает несколько штук и предлагает детям выпить. Дети отказываются. Воспитатель спрашивает - Почему? (она не прозрачная, в ней растворилась грязь)

Вывод: Вода- является растворителем для некоторых веществ

- Что же мы теперь будем делать?(сходить на кухню)

Отправляемся на кухню и приносим кастрюльку с кипятком.

   - Посмотрите, у меня кастрюлька с горячей водой. Смотрите внимательно - я открываю крышку, что вы видите? (пар)

   - Правильно, а сейчас я подношу к этому пару зеркальце, что на нём образовалось? (капли воды) 

Вывод: Вода, нагреваясь, превращается в пар(испаряется), а при охлаждении, пар превращается в капельки воды, что мы и увидели на зеркальце. Значит пар – это тоже вода.

- Попить нам не дали, там вода только горячая. Давайте используем ту воду, которая есть.

- Что можно сделать с водой, чтобы можно было её выпить (очистить или профильтровать , если дети не ответят предложить им спросить у зрителей у воспитателя

-Где взять фильтр?(купить в магазине)

-А ещё? (сделать самим)

-Из чего можно сделать его?(пропустить воду через ткань, гроздь рябины через 2- 3ч. обеззараживает воду совсем)

- Существуют разные способы очистки воды. С самым простым способом, который вам в жизни может пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для воды. Вместе с детьми выясняем, как сделать очистительные устройства-фильтры.

Демонстрация опыта.

Вывод: воду можно очистить с помощью фильтров, которые можно сделать самим. Но лучше пить воду очищенную специальными фильтрами. 

Воспитатель обращается к детям

-Вот какие мы все молодцы, теперь от жажды не умрём, воду добудем.

Воспитатель предлагает подойти детям к столу и рассмотреть рисунки. Каждый ребёнок должен рассказать о свойстве воды, изображённой на рисунке, остальные дополняют(рисунки перевёрнуты)

Листки воспитатель предлагает вставить в нашу книгу, которая рассказывает о воде.

В конце занятия воспитатель задаёт вопрос

- Ребята, а почему у нас так часто отключают воду(воды мало, на всех не хватает)

- А что мы с вами можем сделать?(воду необходимо  беречь, экономить )

-Как?(ответы детей)

 На втором столе ответы подсказки(не набирать часто для купания ванну, купаться под душем, когда чистишь зубы закрывать кран с водой, перекрывать краны, если из них капает вода)

- Ребята! А когда вы чистите зубы, вы закрываете кран ?

- Нет? Давайте мы вместе проверим, сколько воды выливается, за то время пока вы чистите зубы.

Берутся песочные часы или секундомер на 3 мин, пока идёт время из ведра в тазик воспитатель льёт воду.

-Посмотрите, ребята сколько вытекло воды.

Итог занятия:

-  Ребята, чему вы сегодня на занятии научились, чего не могли делать раньше? ( ответы детей, находить воду вокруг, пригодную для питья)

 

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием икт "Откуда пришел карандаш?"

Конспект занятия «Откуда пришел карандаш?»Программное содержание: познакомить детей с историей возникновения карандаша, учить четко и последовательно излагать свои мысли, упражнять в употреблени...

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ На тему: «Волшебная вода»

Познакомить детей со свойствами воды (прозрачность,вкус, цвет, умение растворять и не растворять вещества, с запахом воды). Развивать наблюдательность, любознательность. Учить составлять рассказ...

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе «Как помочь Мишутке?»(в конспекте фото занятия)

Цель: формирование представлений об основах здоровьесбережения у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1. Дать представление о способах укрепления и сохранения здоровья (утрен...

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием проблемно-поисковой (исследовательской) деятельности в подготовительной группе "Вода".

формирование познавательных действий дошкольников, путём использования поисково-исследовательской технологии находить воду в окружающем пространстве....

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием цифровой лаборатории « Наураша в стране Наурандии» в подготовительной группе Тема: « Лимонадность или кислотность».

    В ходе наблюдений, экспериментов  дети приобретают ценный опыт, берут на себя роль взрослых, ученых. Все это свидетельствует о том что применяя  работе ИКТ технологию &l...

конспект занятия по познавательному развитию с использованием исследовательской деятельности во 2 -й младшей группе

Формирование целостного представления о воде  с помощью практических опытов...