Представление опыта работы по теме: «Огород на окне – площадка по экспериментированию»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Яценко Яна Васильевна

Представление опыта работы по теме:

«Огород на окне – площадка по экспериментированию»

 

Каждый педагог был бы счастлив, если бы свое открытие совершил его воспитанник. Как же сделать так, чтобы эти открытия совершались? И вот одна из главных задач воспитателя при организации деятельности с дошкольниками заключается в том, чтобы воспитанник испытывал удивление, интерес, озадаченность неразгаданной проблемы, радость самостоятельно сделанного открытия.

         Ведь в этом заключается системно – деятельностный  подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.

         В рамках тематической недели «Огород на окне» ребята рассказали, что помогали дома сеять семена, высаживать рассаду в почву. И тут же у ребят возник вопрос: «Можно ли в группе вырастить рассаду?». Это и послужило точкой познания нашей совместной поисково - познавательной деятельности, а именно мотивом для разработки проекта «Огород на окне».

         Кто-то скажет, что идея не нова. Но, зато как она привлекательна для пытливого ума ребенка. Для малышей огород на окошке – это целый мир неисследованных явлений и ярких эмоций, мир, который научит видеть в крохотном зеленом расточке хрупкую, но неподдельную жизнь.

         Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Я решила использовать в работе с детьми проектно – исследовательскую технологию в сочетании с методом мыслительных карт. Это и позволило организовать процесс воспитания и обучения индивидуальным, увлекательным для каждого ребенка.

         С ребятами мы провели беседу «Что мы знаем о растениях?» , выяснили, где растут растения, но что бы они выросли их нужно посеять семенами, из семян мы получим ростки, а затем рассаду, что для каждой овощной культуры необходимы особые условия выращивания. А вечером в тот же день мой воспитанник Миша рисовал растения, он то мне и подсказал, что можно в работе с ребятами использовать мыслительные карты.

         Чтобы изготовить мыслительную карту, мы использовали лист ватмана, в центре нарисовали росток растения. Мыслительная карта проекта дополнялась постепенно, по мере поступления новой информации.

         Дети принесли семена овощных культур, ёмкости для выращивания рассады. В нашем распоряжении оказались семена фасоли, гороха, овса, пшеницы, огурцов.  Детям понравилась идея мыслительных карт, они с ответственностью работали на ней. От ростка они провели центральную линию, посчитали, сколько видов семян, от центральной линии провели 5 второстепенных линий, наклеили картинки культур, к которым имеются семена. Затем рассмотрели их через лупу. Решили часть семян замочить. На помощь поспешила моя воспитанница Соня, она принесла из дома изготовленный вместе с мамой домик из поролона, дети положили в домик семена, полили водой и каждый день наблюдали за изменениями семян, дети знали, поролон держит влагу и семена быстрее прорастут. Так появилась еще одна центральная линия – «Домик».

         А затем и очередная линия «ёмкость» и тут детей заинтересовала торфяная таблетка. С ребятами провели опыт «Волшебные таблетки». Дети их залили водой и наблюдали, как они увеличиваются в размере, в то время как вода убывает. Дети сделали вывод, что таблетка впитала в себя воду. Для меня была большая радость, что детям интересно, они делали выводы.

         Ребята графически изобразили следующую линию и обозначили ее «бочонком» это значит они высадили семена. Нужно снабдить табличками указателями с датой посадки и именем ребенка, но так как дети не умеют ещё читать, решили нарисовать личную картинку ребенка.

         Семена высадили в прозрачные ёмкости. Выбор прозрачных ёмкостей не случаен – дети смогли наблюдать за развитием корневой системы.

         Через беседу выяснили, что для благоприятного роста растений необходим уход за ним, а для этого нужны инструменты. Дети предложили сначала поливать мерной ложечкой, а ёмкости побольше из леечек, землю рыхлили палочками. Появилась следующая линия «инструменты» дети провели второстепенные линии и наклеили картинки с изображением инструментов.

         Ежедневные наблюдения за ростом растений отмечали в «карте новостей» всходы растений, делая вывод: чей росток первым прорастет, тот правильно ухаживает.

         Наблюдение за развитием корневой системы растений, посаженных в прозрачные стаканчики, позволило выявить особенности: корни гороха и фасоли пусковые, тонкие. У кукурузы белые, толстые. (пометки в «карте новостей»).

         В ходе наблюдений «Ростки» на мыслительной карте появилась очередная центральная линия – «части» от нее отходят второстепенные линии с рисунками частей растений. В течении всего проекта с ребятами изучали энциклопедии о растениях, читали художественную литературу, рисовали.

         Итогом нашего проекта стало участие в конкурсе «Лучший огород на окошке».

         Мои воспитанники научились работать в группах, договариваться, согласовывать свои действия с действиями товарищей. Проектно – исследовательские технологии в работе с воспитанниками помогли мне развить у детей любознательность, наблюдательность, обогатить детей новыми знаниями, научили самостоятельно добывать нужную информацию.

         Использование метода мыслительных карт в проектной деятельности позволили сгруппировать полученные детьми знания, развили у дошкольников чувства уверенности, желание сделать самому.

          Я считаю, что поставленную цель я реализовала, ведь я не дала готовые знания, я учила приобретать эти знания, пусть это будут первые шаги, но они самостоятельные.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы «Развитие познавательной активности дошкольников через организацию огорода на окне»

Ребенок по своей природе исследователь. В ходе опытно – экспериментальной деятельности стремится занять активную позицию, проявляет познавательный интерес, сам находит ответы на вопросы: «...

Познавательно-исследовательский проект на тему: « Огород на нашем окне».

Подготовительная к школе группа.Воспитатель: Романова О. В.Тип проекта: познавательно-исследовательскийВид проекта: групповой, краткосрочный ( март- апрель  2018г.)Участники проекта:- дети подгот...

Представление опыта работы по теме "Статическое электричество" на демонстрационной площадке в рамках реализации проекта Красноярского края "Кадровое обеспечение технологического лидерства"

Цель: Ознакомление детей со статическим электричеством.Задачи:Образовательные:Обобщить и расширить знания детей об окружающем мире;Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического ...

Представление опыта работы по теме самообразования «Система деятельности экспериментирования в формировании математических представлений у дошкольников».

Актуальность выбранной мною темы продиктована характеристикой самого системно-деятельностного подхода – это такой подход к организации воспитательно-образовательного процесса, который обесп...

Мастер-класс для педагогов по теме: «Огород на окне – площадка по экспериментированию»

Каждый педагог был бы счастлив, если бы свое открытие совершил его воспитанник. Как же сделать так, чтобы эти открытия совершались? И вот одна из главных задач воспитателя при организации деятельности...

Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи

Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...