Совместная деятельность воспитателя и детей "Путешествие колобка"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Анна Владимировна Дорофеева

Совместная деятельность воспитателя и детей "Путешествие колобка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_dorofeeva.docx25.72 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация образовательного процесса

в соответствии с требованиями ФГОС ДО:

  включение детей в познавательную деятельность»

Развитие исследовательских умений

Дорофеева Анна  Владимировна,

воспитатель

муниципального автономного дошкольного

 образовательного учреждения

 «Детский сад № 16 «Тополек»

г. Енисейск

2019 г.

Представленный конспект   является авторской разработкой, построенной в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

• Принцип активности (поддерживается мотивация и интерес)

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)

• Принцип психологической комфортности (приемы в рамках деятельностного подхода, ребенок – субъект деятельности.

Цель:  формирование у детей элементарных исследовательских умений (выдвигать гипотезы и предположения, развитие наблюдательности).

Задачи:

  1. Создать условия для исследовательских действий детей
  2. Побуждать детей выдвигать гипотезы и предположения
  3. Упражнять детей  в работе с символами
  4. Вовлечь детей в деятельность с книгами и картинками
  5. Развивать  наблюдательность

Проделанная  предварительная работа:

  1. Рассматривание иллюстраций энциклопедий для дошкольников
  2. Чтение произведений К. Чуковский «Айболит»
  3. Театрализованная деятельность по русским народным сказкам(«Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка»)

Использовались следующие материалы:

Использовались следующие материалы:

Энциклопедии, картинки с изображениями различных животных,  карточки маленькие с символами, кукольный театр «Колобок», декорации(окружающей местности)

Реализуемые направления развития ребенка:

Социально-коммуникативное: включение ребенка в общение со взрослым и детьми своего и старшего возраста доступными средствами;

Речевое: участие  детей в диалоге,  желание высказываться на близкие ребенку темы из личного опыта, обогащение словаря (микробы).

Познавательное направление:  расширение представлений о мыле и его свойствах через  активизацию детского опыта и эксперимента.

Для достижения цели предполагается использование следующих методов и приемов:

- прием эмоциональной заинтересованности в рамках проблемно-игровых ситуаций;

-игровой прием (дидактическая игра; проблемно-игровые ситуации);

-наглядно-практический метод (наличие предметов познания и  исследования,

- словесный метод (вопросы к детям, проговаривание вместе с детьми, диалог);

- смена детских видов деятельности: игровая, двигательная, познавательная, продуктивная;

- смена тембра и звука голоса, удерживание паузы воспитателем;


Структурные компоненты занятия - технологическая карта.

Этап занятия

Задачи этапа

Методы, приемы, формы,

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результаты

Психологический настрой.

Создать атмосферу психологической безопасности, эмпатического принятия, эмоциональной поддержки.

Игра на эмоциональный настрой «Колобок»

Создает  атмосферу доброжелательности,

играет с детьми

Включились в игру, эмоционально откликаются на действия педагога

Установлен контакт с детьми.

Мотивационно-побудительный.

Организовать  внимание детей.

Вызвать желание детей участвовать в деятельности.

Появление гостей которые показывают переделанную сказку «Колобок» Использование декораций.

Удерживание паузы.

Создание проблемно-игровой  ситуации. Разделение на команды по интересам детей.

Позиция:  режиссер

Организует  познавательное пространство группы.

Занимает позицию заинтересованного наблюдателя.

Задает выясняющие и уточняющие вопросы.

Обращают внимание на пришедших гостей наличие у них коробок, достают содержимое  начинают его рассматривать и обследовать.

Внимание детей привлечено.

У детей появилось желание  помочь колобку, узнать новое или подтвердить свое предположение.

Практическая деятельность, актуализация опыта детей

Включить детей в элементарную исследовательскую деятельность, поддерживать познавательную активность

Наглядно-практический метод (наличие общего предмета исследования: животных обитающих в определенной среде с помощью энциклопедий, картинок.  Передача опыта (информации) от старших детей младшим путём показа действий и  самостоятельных исследований.

Наглядный метод (рассматривание картинок, энциклопедий поиск ответов на заданные вопросы)

Организует и направляет действия детей, направляет интерес детей на исследуемый объект и командную работу.

Организует образовательное пространство для детского исследования Работа с наглядным материалом (картинки), соотношение собственной деятельности и изображения,  умозаключения с опорой на наглядность  обращая внимание других детей на  высказывания.

Делятся на команды по картинкам, обследуют картинки, энциклопедии, могут задавать вопросы старшим детям.

Дети направлены к своему опыту, работе в команде и исследованию   включены в практическую деятельность с картинками,  включены в игровое  познавательное взаимодействие.

Заключительный - рефлексия.

Формировать предпосылки  эмоционального отношения к деятельности, своему состоянию (понравилось, настроение хорошее).

Наглядно-действенный (создание новой обложки к книге колобок)

Выясняет эмоциональное состояние детей, их отношение к разным видам деятельности включая их в коллективную работу.

Дети вместе со старшими школьниками различными способами создают коллективную обложку колобок

Дети плавно уходят в художественную деятельность.

Ход занятия в соответствии с этапами

Действия воспитателя и детей

Психологический настрой

Воспитатель организует внимание детей, создает атмосферу доброжелательности – организует игру на эмоциональный настрой «Колобок»

Мотивационно- побудительный этап

Воспитатель: дети мы так весело с вами играли, что к нам в гости пришла сказка.

Идет показ  изменённой сказки «Колобок»

Жили-были старик со старухой.

Вот и просит старик:

— Испеки мне, старая, колобок.

— Да из чего испечь-то? Муки нет.

— Эх, старуха. По амбару помети, по сусекам поскреби — вот и наберётся.

Старушка так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.

Надоело колобку лежать — он и покатился с окна на лавку, с лавки на пол — да к двери, прыг через порог, в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, а там и за ворота, дальше и дальше.

Катится колобок а навстречу ему пальмы, раздаются звуки незнакомых животных.

- интересно, это куда я так далеко укатился.

И покатился колобок дальше, налетели грозные тучи со снегом, привычная земля сменилась глубокими снегами, а вокруг как будто все льдом покрыто.

-  ой, ой так и замерзнуть насмерть можно кто здесь жить то может. Надо катиться от сюда быстрее.

Катится колобок, а дорога его сменяется песчаными холмами, светит  яркое палящее солнце, по сторонам только кактусы стоят.

 

 Актуализация практической деятельности детей

Воспитатель задает вопросы:

  1. Какую вы сейчас увидели сказку?
  2. Кто главный герой сказки?
  3. В сказке все в порядке?  (выслушивает ответы детей)

Воспитатель: колобок, а ты знаешь, куда ты попал? А вы ребята как думаете?

Воспитатель во время беседы подводит детей к тому, что колобок побывал в джунглях, на северном полюсе, в пустыне.

Воспитатель: как вы думаете, каких новых героев может встретить колобок?

Воспитатель:  колобок у нас побывал в трех разных местах, давайте разделимся на три группы с помощью карточек (коробочка с карточками на которых изображен: снег, песок и пальма)

- на ваших столах есть тоже символы, как и у вас. Ваша задача найти в книгах, или на картинках тех животных которые могут   встретиться колобку в этой местности. Помочь вам разобраться могут наши эксперты – ученики школы.

- вам вместе с вашими экспертами нужно наклеить изображение животных на листы. По свистку собираемся все на ковре, для обсуждения.

Воспитатель собирает все схемы, и вместе с детьми обсуждают каждую.

- как вы думаете, а кто первый встретит колобка в джунглях?

- кто захочет съесть его?

- с кем он может подружиться?

Такая беседа проводится по всем схемам.

Рефлексия

Вам понравилась сегодняшняя работа? Смотрите у каждой книжки есть обложка(показывает обложки книги «Колобок» разные)  у нас получилась новая сказка, где колобок встретил новых героев. Давайте сделаем к этой книге свою обложку. Можно вырезать и приклеить героев, можно дорисовать, можно попросить наших экспертов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность с детьми "Найдем колобка"

Методическая разработка занятия по физической культуре....

«Совместная деятельность воспитателя с детьми на май. Самостоятельная деятельность детей на май» (приложение к статье «Планирование совместной организованной деятельности на май (подготовительная группа)")

Данный материал является приложением к ранее опубликованной статье "Планирование совместной организованной деятельности на май (подготовительная группа)". В данной статье представлен практический мате...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ и помощников воспитателя «СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ПОМОЩНИКА ВОСПИТАТЕЛЯ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ НОД ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ»

Цель семинара – практикума: Повышение профессиональной компетентности педагогов и помощников воспитателя в вопросах здоровьесбережения дошкольников. (развитие физических упражнений)Задачи:1. Рас...

Конспект образовательной деятельности по сенсорному развитию совместной деятельностью воспитателя с детьми 2-3 лет Тема: «Знакомство с квадратом». Воспитатель: Койносова Е.С. МАДОУ ЦРР -- Д/С №14 г. Кропоткин

Конспект образовательной деятельности по сенсорному развитию совместной деятельностью воспитателя с детьми 2-3 лет   Тема: «Знакомство с квадратом». Воспитатель: Койносова Е.С....

Совместная деятельность воспитателя с детьми (сооружение построек совместно с детьми для последующего обыгрывания).

Дом-башня из трех и более кубиков одного размера.Программное содержание:         Учить строить башенку из трех и более кубиков одного размера. Накладывая кубик на кубик....

Консультация для воспитателей "Воспитатель- фенолог: как организовать совместную деятельность воспитателя с дошкольниками?"

Фенология интересная наука, но как объяснить её детям дошкольного возраста , чтобы это было для них увлекательно, занимательно, проходило в игровой форме и удовлетворило из любознательность ?...