Стеклянная сказка
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Подгайская Марина Андреевна

Непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл steklo.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление с предметным и социальным окружением в средней группе

Тема: Стеклянная сказка

Воспитатель: Подгайская Марина Андреевна

Цель: Познакомить с историей возникновения стекла, его свойствами (гладкое, твердое, прозрачное,  хрупкое, холодное).

Задачи: 

  1. Формировать у детей умение обследовать предметы, выделяя их качества и свойства;
  2. расширять и систематизировать знания о производстве стекла, изготовление разных предметов;
  3. развивать наблюдательность, любознательность, внимание;
  4. воспитывать бережное отношение к вещам.

Материал: 

  • небольшие стеклянные бутылочки от духов,
  • стеклянные стаканы,
  • вода, окрашенная в любой цвет,
  • кружка, тарелка,
  • шарики марблс,
  • картинки с изображением предметов из различных материалов (стекло, дерево, пластик, металл, бумага и т.д.),
  • Обручи,
  • палочка для проверки звонкости стекла,
  • запись музыки - игра на бокалах.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами познакомимся с необычными предметами, которые расположены на столе, но прежде чем мы их с вами рассмотрим, отгадайте пожалуйста загадку:

Звучащее, прозрачное, воды я не боюсь,

А ударюсь - разобьюсь.

Очень хрупко и прозрачно

В пользу людям предназначено. (стекло)

Молодцы! Сегодня мы с вами поговорим о стекле, которое всем вам хорошо известно. Узнаем о свойствах, качестве стекла, проведём опыты со стеклом. А как вы думаете стекло – это природный материал, или рукотворный?

(ответы детей)

Действительно, стекло -  дело рук человека. И об открытии стекла есть такая легенда. Давным-давно моряки причалили к чужому берегу. Развели на песке костер, а чтобы он не погас, обложили его комками соды. Ночью уставшие моряки заснули. А когда они проснулись были сильно удивлены, когда нашли блестящие камушки, которые образовались из сплава песка и соды. Ребята, из чего образовалось стекло? (песок,сода).

Ребята, посмотрите вокруг и назовите, какие стеклянные предметы нас вами окружают? (ответы детей)

Предлагаю вам узнать, какими же свойствами обладает стекло? Что в нем интересного?

Опыт 1. Воспитатель кладет в стакан пуговицу (игрушку.)

- Скажите, что я опустила в стакан? Почему вы узнали, что там именно пуговица? (Ответы детей.)

- Правильно, стекло прозрачное, поэтому мы и видим пуговицу. Это одно из свойств стекла.

ВЫВОД: Стекло прозрачное.

- Где используется прозрачность стекла? Что делают из стекла? (Из него делают окна в домах, стекло в машине, очки, люстры, лампочки, витрины и т. д.).

Опыт 2. Теперь мы аккуратно нальем в стакан воду. Пропускает ли стакан воду?

Почему? (Ответы детей.)

ВЫВОД: Стекло водонепроницаемое.

А ещё стекло может быть разной толщины. Предметы из толстого стекла прочные, а из тонкого стекла хрупкие. Ребята, назовите предметы, из толстого стекла? (Витрина, стакан.)

- Хорошо, а теперь назовите предметы из тонкого стекла? (Вазы, бокалы.)

        Физкультурная пауза. Сейчас мы немного поиграем. Перед вами находятся картинки. В красный обруч надо сложить картинки, с изображением стеклянных предметов. В синий – предметов из другого материала.  

Опыт 3. Продолжим знакомство со стеклом. На столе лежат стеклышки, какие они? (Цветные.) Стекло бывает и цветное (зеленая бутылка, коричневый пузырек, синяя лампочка и различные цветные вазочки, посуда).

- Посмотрите через стекло, вы что-нибудь видите? (Ответы детей.)

-Это еще одно свойство стекла. Оно может окрашивать предметы в тот цвет, через какое стекло смотришь.

-А что будет со стеклом, если его уронить? (Ответы детей.)

- Если стекло может легко разбиться, то оно какое? (Ответы детей) Это еще одно свойство стекла. Стекло хрупкое.

- Любое стекло может расколоться от удара, нажима, падения. К предметам из стекла нужно относиться очень бережно и аккуратно. А что делать, если стекло разбилось, его можно брать руками? Почему? (Ответы детей).

ВЫВОД: Стекло может окрашивать предметы в тот цвет, через какое стекло смотришь. Стекло хрупкое.

Опыт 4. Есть у стекла еще одно интересное свойство, хотите определить какое? Посмотрите, у меня на столе стоят бокалы. Послушайте, что-нибудь слышите? (Нет.) А теперь?

Воспитатель стучит по краю бокала.

- В первый бокал я налью немного воды, в следующий – больше, а в следующий еще больше. Возьму ложку и ударю по бокалам по очереди, один за другим. Что вы услышали? (Ответы детей.)

- А сейчас я ударю в любом порядке. Можно ли сыграть мелодию? Чем больше воды, тем звук ниже, чем меньше воды – звук выше.

Дети пробуют.

- Это еще одно свойство стекла. Стекло издает звук.

ВЫВОД: Стекло может издавать звук.

        А сейчас закройте глазки и послушайте музыку, которую играют на стеклянных стаканах настоящие музыканты.

Запись музыкального произведения.

        Вам понравилось? Давайте вспомним все свойства стекла.

  • Какое бывает стекло? (Цветное и прозрачное.)
  • Какое стекло на ощупь? (Гладкое, холодное.)
  • Стекло пропускает воду? (Нет, стекло водонепроницаемое.)
  • Какое стекло бывает по толщине? (Стекло бывает тонкое и толстое. Хрупкое. Со стеклом нужно бережно обращаться и аккуратно.).

Вы большие молодцы. Надеюсь, что это путешествие было для вас интересным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Стеклянная сказка"

Музыкальное интегрированное занятие по теме "Посуда" для детей 6-7 лет....

В королевстве стеклянных звуков

Дать представление дошкольникам о стеклянных звуках....

стекляный мольберт

Стекляный мольберт очень хорош для творчества. Мобилен, позволяет работать  в паре или коллективно, многофункцирнален, а главное, говорят дети: "Можно рисовать портреты!"...

Презентация :Стеклянный мольберт "Прозрачное чудо"

Рисование на «Стеклянном мольберте» способствует развитию мелкой моторики, следовательно, речи и умственных способностей, интеллекта. Развивается координация рук. Детские пальчики становятся более сил...

Электронная учебно- методическая разработка "Стеклянные звуки" с использованием новых образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов для дошкольников.

АННОТАЦИЯК ЭЛЕКТРОННОЙ РАЗРАБОТКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Наименование  учебно- методической разработки       «Стеклянные»...

Презентация "Стеклянная сказка"

Презентация "Стеклянная сказка" для дошкольников...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы "Стеклянная сказка"

Цель: Познакомить детей с историей стекла и его свойствами....