"В мире металла"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Сливень Оксана Николаевна

Методическая разработка по ознакомлению с предметным окружением "В мире металла" для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_metalla.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №36 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

организованной образовательной деятельности

по ознакомлению с предметным окружением

«В мире металла»

для детей старшего дошкольного возраста

                                                                           Составила: воспитатель

                                                                            Сливень О. Н.

Санкт-Петербург

2021

Цель: знакомство со свойствами и качествами металла (холодный, прочный, тяжелый, блестящий, водонепроницаемый, гладкий).

Задачи:

  1. Обучающие:

- Уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах металла.

- Уточнить представления детей о предметах из металла.

- Закрепить умение правильно называть предметы рукотворного мира.

- Закрепить знания детей о названиях материалов, из которых сделаны предметы.

- Показать детям, как свойства этих предметов используют при изготовлении предметов.

2. Развивающие:

- Развивать любознательность, тактильную память, внимание.

- Развивать умение изучать свойства материалов опытным путем.

- Способствовать обогащению словарного запаса воспитанников новыми словами.

3. Воспитывающие:

- Воспитывать уважение к людям труда и бережное отношение к предметам их труда.

- Воспитывать умение слушать взрослых и выслушивать ответы товарищей.

- Воспитывать любознательность и самостоятельность детей.

Материалы и оборудование: посылка - коробка, письмо, изображения Фиксиков, металлические предметы: гвозди, шурупы, отвертка, ключи, ложки, вилки, ножницы, кружка стеклянная и металлическая, емкость с водой, кубик деревянный, шкатулка с предметами из разных материалов: металла, дерева, пластмассы.

Ход НОД:

  1. Мотивационно-побудительный этап.

Сюрпризный момент.

- Ребята, сегодня утром под дверью нашей группы я нашла посылку. 

Воспитатель ставит посылку на стол, читает: «Детский сад №36, группа "Лучики" — правильно, это нам.

- Здесь ещё и письмо. Вам интересно от кого оно?

Извлекаем из конверта изображения Фиксиков, прикрепляем их к магнитной доске и называем их имена. Читаю письмо-обращение к детям:

"Здравствуйте, ребятишки старшей группы "Лучики". Вы нас узнали? Ну, конечно, мы – Фиксики: Симка, Нолик, Шпуля, Файер. Ребята, мы часто наблюдаем за вами в детском саду. Вы задаёте много интересных вопросов. Мы решили отправить вам письмо с заданиями, которые вам необходимо выполнить, чтобы узнать о свойствах материала, из которого мы сделаны. Вперёд, друзья!"

  1. Организационно-поисковый.

- Ребята, Фиксики предлагают вам отгадать загадки.

1.Загадки:

Если я пуста бываю,

Про себя не забываю,

Но когда несу еду,

Мимо рта я не пройду. (Ложка)

Бьют Ермилку

По затылку,

А он не плачет,

Только ножку прячет.

Бьют парнишку по фуражке,

Чтоб пожил он в деревяшке. (Гвоздь)

Полежит он без вниманья

Целый день в твоем кармане.

Без него домой придешь -

В дом не попадешь. (Ключ от замка)

Идет пароход —

То взад, то вперед,

А за ним такая гладь —

Ни морщинки не видать. (Утюг)

Всех на свете обшивает

Что сошьет - не надевает. (Игла)

Два кольца, два конца,

Посередине гвоздик. (Ножницы)

У него большой живот,

А совсем не бегемот.

Хобот—нос приподнял он,

Но, однако же, не слон.

И пыхтит он через нос

На плите как паровоз. (Чайник).

2.Воспитатель трясет коробку - посылка гремит. Открывает посылку и достает по одному предмету, показывая детям. Дети называют предмет, если затрудняются, воспитатель сам называет. Когда все предметы выложены на стол, воспитатель спрашивает:

— А как вы думаете, из какого материала эти предметы? (ответы детей)

— Правильно, они из металла.

— Значит предметы какие? (металлические).

3.Рассказ о металлах от Симки и Нолика:

- Маленькие друзья, когда-то давным-давно люди еще ничего не знали о металлах. И многие нужные вещи делали из других материалов. Например, иголки - из костей рыб, а топоры - из камня и дерева, но эти изделия были непрочные, часто ломались. Человеку нужен был новый материал. Однажды человек увидел таинственную гору, которая извергала огонь и раскаленные камни. Теперь все знают, что такие горы называются вулканами. Когда извержение заканчивалось, камни остывали. И самые смелые и пытливые люди стали изучать свойства таких камней. Оказалось, что они очень прочные и из них под воздействием высоких температур, путём плавки, ковки можно сделать топор надежнее, того, что из камня и дерева. Этот материал человек потом назвал …. металл. Вот так наблюдательность, пытливость людей помогла открыть новый материал. Много веков предметы из металла, верно, служат человеку.

Богат и интересен мир металлов. Металл – это материал, созданный человеком, он обладает разными свойствами и качествами. Посуда из металла может быть чугунной, алюминиевой; посуда из чугуна (горшки, сковородки) отличается прочностью, стойкостью к высоким температурам; посуда из алюминия серебристого цвета, она прочная, легкая, хорошо моется. Свойства металлов необычайно разнообразны. Фиксики предлагают нам определить эти свойства.

- Но прежде немного отдохнем.

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)

Все умеем мы считать, (Хлопаем в ладоши.)

Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.)

Руки за спину положим, (Руки за спину.)

Голову поднимем выше (Подняли голову выше.)

И легко-легко подышим. (Глубокий вдох-выдох.)

4. Опытно-экспериментальная деятельность.

1) — Предлагаю взять по одному предмету и зажать его в кулачке.

— Какой предмет на ощупь? (холодный, гладкий)

— Если попробовать нарисовать на нем карандашом? (не рисуется)

— Значит металл какой? (твердый)

— Мы узнали, что металл холодный, гладкий и твердый.

2) Наливаем воду в две кружки — стеклянную и металлическую.

— Вам видно воду в кружках? В какой видно? (в стеклянной). Почему? (прозрачная)

— А почему в металлической не видно? (она не прозрачная)

— Вода пролилась из кружек? (нет)

— Почему? (потому что они водонепроницаемые)

3) На столе стоит прозрачная емкость с водой. Воспитатель предлагает детям опустить металлические предметы в воду. Сначала подошли девочки, потом мальчики.

— Что произошла с вашими предметами? (они утонули)

— Почему? (они тяжелые)

Воспитатель опускает в воду деревянный кубик и он плавает.

— Почему кубик плавает? (он легкий)

— Значит дерево какое? (легкое, оно не тонет)

— А металл? (тяжелый, он тонет)

— Мы сейчас с вами узнали, что металлический материал не прозрачный, водонепроницаемый, тяжелый.

5. Д/игра «Что лишнее?»

На столе стоят три деревянных предмета и один металлический.

На столе стоят три металлических предмета и один стеклянный.

На столе стоят три стеклянных предмета и один деревянный.

- Какой предмет лишний, почему?

После игры воспитатель напоминает детям, что все эти предметы сделаны руками людей. Люди знают свойства разных материалов и учитывают их при изготовлении предметов.

Чтобы сделать все эти предметы и игрушки люди затратили много труда, поэтому ко всему нужно относиться бережно.

6. Игра «Определи на ощупь».

- Шпуля и Файер подготовили для вас следующую игру. Перед вами волшебная шкатулка с предметами из разных материалов: металла, дерева, пластмассы. Они просят вас, закрыть глаза и на ощупь определить, предмет, из какого материала вы достали. (Дети могут постучать предметом).

7. Игра «Кто больше».

- Нолик просит вас найти как можно больше предметов из металла, которые находятся в нашей группе (ножки столиков, отопительные радиаторы, батареи, чайник, половники, ложки, вёдра, кастрюли, дверные ручки, навесы и т. д.).

8. Д/игра «Для чего нужен..?»

— Любой предмет для чего-то нужен, каждый предмет выполняет свою функцию, свое назначение.

Нож — резать ...                                   Замок — закрывать ...

Молоток — забивать ...                        Коньки — скользить ...

Вилка — накалывать ...                        Ложка — черпать ...

Сковородка — жарить ...                      и т.д.

III. Рефлексивно-корригирующий этап.

— Все эти предметы сделаны человеком из чего? (из металла)

— Металл какой? (ответы детей)

— Правильно, металл - твердый, гладкий, блестящий, прочный, холодный, тяжелый, непрозрачный, не пахнет, водонепроницаемый, стойкий к высоким температурам.

- Без металлов не было бы железных дорог и самолётов, сложных машин и приборов.

Игра «Правда – неправда»

Игра проводится для рефлексии знаний о свойствах и качествах металла. Называю свойства и качества металла в правильном и неправильном значении. Если, правда, то дети хлопают в ладоши 1 раз, а если неправда, т. е. неправильно, то дети сидят тихо.

- Не нагревается на солнце.

- В воде не тонет.

- На огне нагревается!

- Тонет в воде!

- Намагничивает деревянные предметы.

- Под воздействием влаги ржавеют.

- Блестящие!

- Металлы звонкие!

- Ребята, я думаю, что Фиксики вами очень довольны, вы справились со всеми заданиями. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "В мире металла"

Цель проекта: помочь раскрыть перед детьми удивительный, многообразный мир, мир продуктов творческой деятельности человека....

В мире металла и дерева

В мире металла и дерева...

Конспект ООД по познавательному развитию "В мире металла"

Цель:  Познакомить детей со свойствами и качествами металла; научить находить металлические предметы в ближайшем окружении;  уточнить и обобщить представления детей ...

Конспект НОД по ознакомлению с предметным окружением «В мире металла» (старшая группа)

Конспект НОД по ознакомлению с предметным окружением «В мире металла» (старшая группа)Программное содержание. Познакомить детей со свойствами и качествами металла; научить н...

Конспект НОД по ознакомлению с предметным окружением в старшей группе «В мире металла»

Программное содержание. Познакомить детей со свойствами и качествами металла; научить находить металлические предметы в ближайшем окружении.Задачи....

Познавательное развитие (предметное окружение) «В мире металла»

Задачи:Образовательные:Расширять знания детей о металле, ее качествах и свойствах посредством опытно-экспериментальной деятельности.Обогащать речь детей глаголами и прилагательными, характеризующими с...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «В мире металла».

Цель: Формирование первичных представлений о металле, его свойствах и качествах, развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами и качествами металла.Задачи:Познакомить ...